В приморском городке, тогда... продолжение
В индейцев мы здоровски играли! Мы же всё лето бегали в одних трусиках, босиком или в лёгоньких сандаликах, и загорали с головы до пят, так что вполне могли сойти за индейцев. Мы разукрашивали лица и грудь, у нас были головные уборы из куриных перьев; кончики перьев Юрка окрашивал в красный цвет. У нас были кинжалы, копья, луки, стрелы; на шее болтались амулеты - у кого что: бусины, раковины, морские камни с дырочкой (их ещё называют "куриный бог", такие камни)... Но у нас с Юркой и амулеты, и кинжалы были особые. Наша семья в тридцатых годах жила на Чукотке, там и Юрка, и Таня родились. И с Чукотки родители привезли всякие штучки из моржовой кости, в том числе ножички для разрезания бумаги и какие-то украшения; мы их приспособили для амулетов. Здорово было!.. Юрка назывался Красный Лев, а я - Бизоний Рог... А бабушка, которая специально для нас собирала куриные перья и за это была принята в наше племя, называла себя Красная Львица... Но это она, конечно, в шутку; она с нами в солярке не играла.
Ещё там на одной из полянок рос такой дуб, совершенно особенный. Он был покрыт от корней до середины какой-то кудрявой корой, точно звериной шкурой, и мы называли его "Львиное дерево".У самой земли там было дупло. В этом дупле мы сжигали наши жертвы Маниту, Великому Духу - стибринные за столом кусочки мяса или сахара, иногда - собственные волосы, срезанные так, чтобы было незаметно. И мы плясали вокруг Дьвиного дерева священные пляски, прося Маниту послать нам удачу на охоте...
Однажды, придя в солярку, мы увидели на постаменте памятника вождю ругательное слово из трёх букв, выложенное белыми камушками. Мы были шокированы!.. Разумеется, тотчас разрушили это безобразие и долго негодовали, гадая, кто из бледнолицых мог позволить себе такое кощунство?.. На следующий день надпись появилась снова, да с прибавлениями! Мы снова её уничтожили... И долго шла наша борьба с неведомыми силами, пока как-то сама собой не угасла. Кто-то из нас просто устал - уж не помню, мы или они...
Трава в солярке была полна всякой живности. Цикад мы не видели, только слышали; а вот кузнечиков разных, бабочек, жучков - видимо-невидимо! У кузнечиков, у многих, были крылья - голубые и розоватые. Они выпархивали прямо из-под руки, и поди поймай их! Но - мы ловили. У нас для этой цели были, вообще-то, сачки - настоящие, магазинные; однако мы ими практически не пользовались. Тюбетейки (тогда многие дети носили тюбетейки) оказывались куда сподручней. И вынимать из-под тюбетейки добычу куда проще, чем выпутывать из сачка. Сколько мы погубили всякой живности! Насекомых, которых удавалось пленить, мы сначала убивали ("усыпляли", это так называлось) в банке со спиртом, а потом накалывали на булавки и прикрепляли к альбомным листам. Это была такая коллекция. И нас не только не ругали за такое живодёрство, а наоборот, всячески хвалили за любознательность... Но мы не всё живое убивали. Мы любили наблюдать, лёжа на пузе в траве, всех этих жучков-паучков-букашек живыми, во время их деятельности. Особенно были интересны муравьи и жучки-"солдатики". Кузнечиков-то, стрекоз или бабочек не очень-то рассмотришь, они больно шустрые... Иногда насекомые нам мстили: нас кусали муравьи, осы, пчёлы; воняли нам в лицо, прямо в пальцах, пойманные клопы-черепашки; а однажды большой богомол так меня цапнул - точно электрическая игла всё тело пронзила! До сих пор помню... Но мы не унимались.
Даже змеек ловили, всяких там слепцов-желтопузиков, которые не опасные. Весной - головастиков; они на наших глазах в банках с водой вырастали потом в лягушат, отращивали себе лапки и теряли хвосты. Лягушат мы потом выпускали в лужи... А с моря мы приносили крабиков (чтобы тоже их замучить)и рыбьих мальков. Мальки, если раньше их не выуживала кошка, в конце концов тоже помирали, всплывали вверх брюшком - и тоже доставались кошке.
На море мы жили. С очень раннего утра до самого позднего вечера. Это когда подросли уже настолько, что могли бесконтрольно болтаться, где вздумается. И могло ли быть иначе? Ведь все дороги в нашем городке вели от гор к морю.
(продолжение следует)
Свидетельство о публикации №219022600332