Иппотерапия

 (Глава из публицистической повести «ГОРИ, РОСТОВСКАЯ СВЕЧА!»)

 Иппотерапия является одним из известных в настоящее время способов целительства нервной чувственной системы. Это, по сути дела, лечение при помощи общения с лошадьми. В «Свече» иппотерапией занимались в течение одного года. Конечно – не такой уж большой, прямо скажем, опыт. Но, с другой стороны, всё же лучше, чем вообще никакого. И, опять же, не всё зависит от самих сотрудников «Свечи», которые и так делают всё, что могут, а очень часто – и то, что не могут тоже делают.

  Наталья Александровна рассказывала, как десять лет назад проходила семинар для врачей. Тот семинар проводился в Германии. Его участникам преподавали, в числе прочего, музыку и архитектуру, объясняя это тем, что для того, чтобы врач был не просто ремесленником, но именно целителем в самом глубоком смысле этого слова, ему необходимо знать звуковые интервалы и архитектурные стили. На Пасхальной Неделе участники того семинара ездили в Шартр – этот город находится на севере Франции. Там расположен собор, ещё более древний, нежели знаменитый Собор Парижской Богоматери. Собор, находящийся в Шартре, воздвигнутый в 11-12 веках, строившийся около ста лет, является местом паломничества. Тогда там находилась школа Высокой Схоластики, под идейным руководством которой и осуществлялось строительство данного собора. На фронтоне собора в Шартре изображены лошадь и осёл. Идея же состояла в том, что в период той эпохи, когда шло означенное строительство, ещё не была окончательно утеряна связь человеческого и духовного, но было ясное осознание того, что окончательная утрата этой связи произойдёт в 16 веке.

Наталья Александровна отмечает:

-У нас есть осознание законов мира. У детей, имеющих повреждённую психику, эта связь затруднена (не отсутствует, а именно затруднена). Для них общение с лошадью – целительно.

Эти животные, изображённые на фронтоне древнего собора, находящегося в Шартре, выделились из животного мира именно тогда, когда у человека стало формироваться абстрактное мышление.

Оговоримся, что в соответствии с представлениями об окружающем нас мире, о его прошлом, настоящем и будущем, на которых основывается антропософия (а именно она и положена в основу лечебно-педагогических методов, применяемых в «Свече», и основателем антропософии является уже неоднократно упоминавшийся нами немецкий мыслитель Рудольф Штайнер), каждой конкретной эпохе в эволюции живого мира соответствовало выдвижение на историческую авансцену с преобладанием в жизни того, или иного биологического вида, за тем уступавшего свои первенствующие позиции, по мере смены эпох, другому виду, более подходящему для данной эпохи. Конечно, мы сейчас излагаем эти представления в предельно обобщённом виде, их разбор и углублённый анализ не относятся к целям и задачам нашей работы, потому мы и не будем этого касаться. По мнению представителей антропософии, в самом начале существования живого мира процесс приёма пищи и процесс дыхания не были разными процессами, поскольку атмосфера тогда была совершенно иной субстанцией нежели сейчас и в прежние эпохи, известные нам из истории. Таковой же она сделалась в процессе дальнейшей эволюции органического мира с неотделимым от неё последующим разделением и размежеванием многих форм жизни и органических субстанций. А тогда же атмосфера являла собою густоватую массу, во многом по своей форме, составу и внешнему виду напоминающую молоко. В процессе дыхания живые существа как бы беспрерывно пили эту массу, содержавшую в себе все питательные элементы, необходимые для полноценного функционирования организма. В процессе дальнейшей эволюции органического мира, как уже было сказано, воздух сделался другим, а питательные элементы как бы сосредоточились в первую очередь в растениях, которые теперь пришлось поглощать. Тогда, как бы связующим звеном, как бы своеобразным мостиком между человеком и его изначальной, теперь уже утраченной сущностью стали травоядные млекопитающие животные, употреблявшие в пищу траву, в которой содержались питательные элементы, выделившиеся из воздушной среды, и в процессе пищеварения преобразовывающие эту съеденную траву в молоко, тоже содержащее в себе элементы, имевшиеся прежде в воздухе, который, как уже было сказано, не был воздухом в нынешнем понимании этого определения. Особое место в сообществе травоядных млекопитающих – так уж сложилось в процессе эволюции – принадлежит именно лошади, о чем подробно и аргументировано, основываясь на своих собственных исследованиях и на исследованиях целого ряда других учёных в области археологии и антропософии, написал немецкий учёный Карл Кёнек в своей чрезвычайно интересной книге «Брат зверь».

От себя лично скажу лишь вот что. Возможно, концепция, изложенная выше, кому-то покажется невероятной. Кто-то, возможно, не поверит. Что ж. Это его право. Я же исхожу из того, что выводы учёных можно опровергнуть только другими выводами других учёных, сделанными в результате ещё более углублённых, ещё более всесторонних исследований, но никак не возгласами типа того: «Этого не может быть!». Впрочем, мы и не собирались с самого начала, не собираемся и сейчас, доказывать или опровергать какие бы то ни было воззрения представителей антропософского направления в науке и в общественной жизни – это не наша задача. Свою задачу мы формулируем гораздо более скромно: дать читателю самое общее представление о тех идеях и концепциях – идеях и концепциях, как таковых, - на которых основывают свои представления об окружающем нас мире в его видимых и невидимых проявлениях и принципы своей работы сотрудники «Свечи». А здесь уже, как говорится, из песни слова не выкинешь. Тем более, как бы и что бы там ни было, но результаты этой работы есть. Есть! Причём, те результаты превосходят самые смелые ожидания, превосходят самые дерзновенные фантазии и мечты, что уже неоднократно было признано на самом высоком уровне. Так что, думается, и об этих идеях, как бы к ним не относиться, тем не менее, стоит, по крайней мере, хотя бы задуматься.

Даже если подобные идеи ошибочны (повторяю, в наши задачи не входит выяснение их верности или ошибочности), то и в таком случае, руководствуясь соображениями элементарной объективности, приходится признать как минимум две вещи. Во-первых, они достаточно органично вписываются в саму концепцию антропософии, блестяще разработанную Рудольфом Штайнером и не менее блестяще продолженную и творчески развитую его последователями и единомышленниками, среди которых – учёные с мировыми именами. И этой концепции, равно как и исследователям и практикам, придерживающимся её основных тезисов в своей работе никак нельзя отказать в последовательности, также как и в стройности системы взглядов и выводов. А во-вторых, эта концепция подвигает практиков делать именно то, что они делают, и от этого бывают великолепные результаты, как, например, в случае с лечебно-педагогической практикой сотрудников «Свечи». А результат, согласитесь, гораздо важнее, чем побудительные мотивы. Помните, надеюсь, как сказано было у А. С. Пушкина: «Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман». А в данном случае, и про обман, к тому же, и близко нет речи. Просто разговор зашёл о теории, которая способна многим показаться спорной. Мне, если честно, она тоже до какой-то степени кажется таковой. Вот только не знаю я ни одной другой теории, работая в соответствии с которой хоть кому-то в современном мире удавалось бы добиться результатов хоть отдалённо напоминающих те результаты, каковых добиваются труженики лечебно-педагогической нивы, руководствующиеся в своей практической деятельности и теоретических изысканиях именно тезисами антропософии, основанной Рудольфом Штайнером; антропософии вообще, и в частности - той её стороной, о которой мы говорили выше, позаимствовав основные сведения из книги Карла Кёнека «Брат зверь». Впрочем, если я не знаю лучших результатов, из этого ещё, конечно, не следует, что таковых нет нигде. Может быть, где-то и есть. Но я пишу о том, что видел и знаю.

  Кстати эту книгу «Брат зверь», хоть она и достаточно редкая, я бы настоятельно советовал прочитать каждому, кто прочтёт это моё повествование, и сделать выводы самостоятельно. Я же убедился на собственном опыте в том, насколько была права Наталья Александровна Москвичёва, когда говорила о том, что по части дельфинотерапии и иппотерапии мне многое будет непонятно до тех пор, пока я с этой книгой не ознакомлюсь. После того, как я ознакомился с этой книгой, мне, действительно, многое стало понятно, и многие вещи стали восприниматься как совершенно логичные и естественные.

Очень давно мне попадались научные публикации, в которых говорилось о том, что когда-то не только воздух был таким, как описано у Карла Кёнека, но и Земля не имела ещё той формы, какую имеет сейчас, да и вообще не имела никакой формы, и всё было сплошной массой, где присутствовали и элементы будущей Земли в нашем её понимании, и элементы будущей воды, и будущего воздуха, а потом уже в процессе эволюции, инициированной Высшей Божественной Силой, происходило разделение элементов, их обособление, обретение ими тех или иных внешних форм: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

    И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

    И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

    И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]

     И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

     И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.

     И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]

     И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

    И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.» (Библия, книга «Бытие», глава 1я, стихи 3-12).

  Кстати, автором одной из таковых книг, содержащих научные концепции, упомянутые только что, прежде встречавшихся мне, был священник Русской Православной Церкви За Рубежом. Это всё я сообщаю здесь специально для потенциальных скептиков.

  Обратимся вновь к упомянутой только что книге Карла Кёнека «Брат зверь», где наряду с другими приводится такое наблюдение: «Ни у какой другой группы травоядных копыта не достигли такой степени совершенства, как у лошади. Конь, зебра и осёл развили эти органы столь чётко и законченно, что едва ли что-то может напомнить об их происхождении. А ведь все копыта образовались из ногтей пальцев. У большинства парнокопытных это ещё можно ясно увидеть, поскольку роговая часть, копыто, одевает только переднюю сторону стопы. У лошадей же, напротив, она образует почти замкнутое кольцо, охватывающее огромный средний палец».

Кёнек, прослеживая сложный, длительный процесс анатомической эволюции лошадиного организма, отмечает тенденцию к выпрямлению у лошадей ноги и копыта. В связи с этим Кёнек заключает: «Р. Штайнер часто говорил о выпрямляющей силе, пронизывающей человека и дающей ему вертикальное положение. Подобная же сила – правда, в меньшей степени и в иной форме – действует и в животном царстве. У травоядных – особенно, у лошади, - о ней можно заключить по эволюции конечностей. Что мы можем вывести из этого?

  Все копытные во время атлантической эпохи были захвачены процессом выпрямления. Не таким, который пронизал человека и придал ему облик, но всё же подобным. Только у копытных выпрямляющая сила действовала так, что их конечности вытягивались, они становились на пальцы, и благодаря этому немного поднимались над полем земного тяготения.

Так же, как маленький ребёнок, - когда его спрашивают, каким он будет, - поднимается на носки и вытягивает руки, - также поступили некогда все копытные. Вытянув конечности, они чуть-чуть выпрямились из поля тяготения земли. Некоторые звери пытались даже подражать человеку и пробовали выпрямить позвоночник, но как у медведя и кенгуру, - это осталось лишь жалкой попыткой.

Итак, здесь дело вовсе не в каком-то процессе приспособления, приводящем якобы у лошади к особому развитию якобы одного пальца. И почему эта так называемая «борьба за существование» крепче стоит на одном пальце, чем на пяти? Ведь и парнокопытные удачно пережили последние тысячелетия, несмотря на то, что они прошли и пропрыгали всё это время охотнее на двух пальцах вместо одного. И четырёх – и пятипалые животные двигаются также быстро, как и одно – и двухпалые. Здесь совершенно ни причём никакое приспособление!

Скорее – процесс выпрямления, пронизывающий копытных. У лошадей было мужество и внутренняя сила встать только на средний палец и жить как бы танцуя – освободясь от силы тяжести. Парнокопытные предпочли выбрать более надёжное равновесие, балансируя на третьем и четвёртом пальце».

Кёнек замечает: «Поскольку копытные становятся на пальцы и изменяют своё отношение к силе тяжести, они сильнее выступают в «поле» лёгкой земной периферии. Они «чуют» эту новую сферу, балансирующему и танцующему животному открывается пространство света. Эта световая эфирная область тоже творит свои органы: рога и костные выросты.

Одна лошадь – с ослом и зеброй – осталась вне этого. Её копыта столь совершенны, и действуют внизу, в поле тяжести, что вверху образующим силам как бы ничего не остаётся».

«Далеко не все рогатые звери поднимают голову в эту световую сферу», - констатирует Кёнек.

«В природной силе и мощи осталось в лошади то, что превратилось в человеке в жизнь мышления», - отмечает Кёнек, приводя далее высказывание Рудольфа Штайнера, который утверждал: «Это может показаться странным, гротескным, но это так: если бы вокруг нас не было животных лошадиной породы, то человек никогда не смог бы приобрести рассудок. Люди в древние времена ещё чувствовали это. Все близкие отношения, существовавшие между расами людей и лошадью, происходят от некоего чувства, которое можно сравнить с чувством любви между полами; от определённого чувства, что человек обязан лошади.

Поэтому, когда началась древнеиндийская культура, то лошадь играла таинственную роль в культе, в богослужении. Всё, что связано с использованием лошади, восходит к этому факту.

  У древних народов, стоявших ещё близко к древнему ясновидению, например у древних германцев, были перед домами лошадиные черепа: это возвращает к сознанию того, что человек возвысился над интеллектуальным состоянием, выделив эту форму. Глубоко в сознании человека живёт чувство того, как была приобретена им мудрость».

Наряду со всем изложенным выше, Кёнек широко использует в своём труде целый ряд античных мифов, (являющихся, по мнению многих выдающихся мыслителей и учёных, аллегорическим отображением понимания людьми, жившими в те времена, ещё не успевшими окончательно утратить память о своих природных началах, тенденций развития мира и природы, окружавшей их), в которых прослеживается общая тенденция, выражающаяся в теме лошади, каким-либо образом выделившейся из древнего прообраза человеческой природы, которая как бы «забрала» из него и «унесла» в себе всё то, что в противном случае мешало бы развитию человеческого мышления.

Вот какой неоценимый мир духовного и исторического богатства заключён в этом прекрасном, благородном животном, общение с которым – и это научно доказанный факт – способно оказывать благотворное, оздоровительное воздействие на человека. И возможности этого благотворного, целительного воздействия особенно важно и полезно использовать, работая с хрупким, ранимым миром ребёнка, страдающего аутизмом. Это крайне важно в процессе восстановления связи между этим, погружённым как бы вглубь себя самого, ребёнком и миром, существующем вокруг него и рядом с ним.

И следует признать, иппотерапия оправдала ожидания и надежды сотрудников «Свечи», оказывая весьма благотворное влияние на детей, на их поведение и состояние. Есть основания надеяться, что этот весьма ценный и полезный опыт будет продолжен. Пока же этому мешают трудности, в первую очередь организационного и финансового характера.


Рецензии