В стенах розовой комнаты

(Глава из публицистической повести «ГОРИ, РОСТОВСКАЯ СВЕЧА!»)

Пятница. Послеобеденное время. Опустел симпатичный домик, так напоминающий своим внутренним убранством волшебную, деревянную сказку из давным давно позабытого детства, домик, где находится клуб «Свеча». Опустели его комнаты. В том числе - и вот эта, окрашенная в розовый цвет, в которой по пятницам занимается самая младшая группа подопечных «Свечи», состоящая из детей дошкольного возраста.

  Эту группу так и называют: «пятничная группа». Педагог пятничной группы – Дина Леонидовна Мищенко. Сама Дина Леонидовна по своему основному образованию архитектор, но уже много лет, оставив работу по специальности, занимается педагогикой. Точнее говоря, семейной педагогикой. Сейчас Дина Леонидовна проходит семинар, после завершения которого, должна получить сертификат психолога и психотерапевта, приобретя, таким образом, второе высшее образование.

Занимаясь семейной педагогикой, Дина Леонидовна, через какое-то время, оказалась в «Свече», найдя сюда путь через одного из своих воспитанников, маме которого тогда посоветовал обратиться в «Свечу» достаточно известный в Ростове-на-Дону детский психиатр А. И. Ковалёв. Этот воспитанник Дины Леонидовны и сейчас занимается в «Свече».

Помимо работы в «Свече», Дина Леонидовна не оставляет и поныне своей деятельности в области семейной педагогики, сотрудничая в тот момент, когда пишутся эти строки с двумя семьями. В одной из этих семей ребёнок - аутеистический радикал, Дина Леонидовна работает с ним на дому как педагог-дефектолог по три – четыре часа от одного до трёх дней в неделю. В другой семье ребёнок относительно здоровый, имеющий те же проблемы, что и многие дети соответствующего возраста, растущие в семьях с достатком. Дина Леонидовна работает с ним по вечерам.

По пятницам, как уже было сказано, Дина Леонидовна ведёт самую младшую группу в «Свече». В пятничной группе работают два лечебных педагога и ещё музыкальный педагог (он же – музыкальный терапевт). Занятия группы продолжаются в среднем два часа, с 10 до 12.

  Сотрудники за час до начала занятий готовят помещение – именно эту комнату с розовыми стенами. Необходимо убрать всё лишнее. Здесь нет мелочей. Для занятий пятничной группы необходима совершенно иная расстановка мебели. Готовятся пособия, материалы, необходимые именно для этого возраста и именно для этого уровня развития. Чтобы ничто не отвлекало детей, требуется концентрация внимания. Полы должны быть чистыми, поскольку дети, с учётом их своеобразной специфики, способны преподносить «сюрпризы», кто-то, например, может кататься по полу – всё приходится учитывать и предусматривать заранее. Сотрудники заранее готовят стол. Готовят заранее чай, который закутывают. Детей учат социализации. То есть – жизни в обществе, в окружении других людей. Начинать приходится с того, чтобы учить попить чаю в коллективе.

  Готовятся заранее и другие материалы: воск на водяной бане (это – для лепки), акварель, музыкальные инструменты; наряду с этим также заранее готовятся чурбачки, коврики с каштанами, мешочки с крупами (это – для игр и упражнений).

Дети плохо ощущают себя и своё тело. Бывает так, что ребёнок именно не в себе – взгляд плавающий, он где-то в воздухе, но не здесь, он смотрит как бы сквозь вас. А бывает и наоборот – он как бы в других, он как бы заскакивает в других, но при этом – тоже не в себе. Кто-то – только в себе, его не вытащишь из себя, но его нужно вывести из этого состояния. Есть два таких понятия: «периферийные» и «центровые». «Периферийные» - это те, которые вне себя, «центровые» - те, которые в себе и только в себе. В работе с детьми используются специальные инструменты, способные развить тактильные ощущения.

  Лечебная педагогика, работая по принципам антропософской медицины, в отличие от классической западно-европейской медицины, опирается не на факт наличия у человека 5 чувств, а на факт наличия у него 12 чувств, что позволяет тщательнее, гармоничнее, а главное – эффективнее работать с ребёнком.

  В десять часов приходят дети из пятничной группы. Педагоги встречают их у порога, приветствуя детей, при этом, обязательно – за руку (тактильные ощущения). Если не даёт руку – обнять. А ещё – обязательно посмотреть в глаза, чтобы произошёл зрительный контакт. При чём, посмотреть в глаза не сверху, а именно на его (ребёнка) уровне, для этого приходится присесть, а иногда и стать на колени. Желательно встретиться с ним взглядом. Последний момент крайне важен. Но не всегда, увы, получается.

  После того родители, приведшие детей, идут в столовую, пить чай – по мере возможности, с ними при этом бывает педагог или психотерапевт, чтобы два часа времени не пропадали зря. Также им предлагают соответствующую литературу, просмотр фотографий работы «Свечи» и её друзей, как российских, так и зарубежных, в контакте с которыми, осуществляют сотрудники «Свечи» свою деятельность.

  Педагоги начинают свою работу с детьми пятничной группы. Сначала – посещение туалета, потом – мытьё рук. Здесь всё крайне важно. Каждый процесс начинается строго определённым образом и строго определённым образом заканчивается. Все процессы при этом осуществляются в строгой последовательности.

  Бывает так: в туалете очередь – надо постоять. А ребёнок этого не понимает. Не воспитали должным образом. Хотя есть и те, кто понимают, успев прежде получить дома соответствующее воспитание.

Перед обедом свечу зажгли, пообедали – свечу потушили. Это – тоже одно из неизменных правил, где также важна последовательность действий, начинающихся определённым образом и определённым образом завершающихся. Как говорит Дина Леонидовна:

-Есть правила, в которых изложены наши обязанности по отношению к детям и обязанности родителей по отношению и к детям, и к нам, при их невыполнении наша работа теряет всякий смысл, о чём мы предупреждаем заранее.

После упомянутых выше приветствий, посещения туалета и мытья рук, дети садятся за стол, имеющий круглую форму, зажигается свеча, звенит колокольчик. Это – начало занятий. Дети и педагоги, взявшись за руки, проговаривают приветствие, здороваются друг с другом, с каждым – по кругу, не пропуская никого, ни педагогов, ни детей. Говорится, какой сегодня день недели. Каждому дню соответствует свой цвет салфетки. Так и говорят:

«Сегодня пятница, потому, что на столе салфетка оранжевого цвета». Оранжевый цвет соответствует пятнице. Потом говорится о том, какое нынче время года. Например, так: «Уже март, потому, что тает снег, ярче светит солнце, птички на юге просыпаются и хотят домой…». Говорится и о том, какие сегодня предстоят дела, о том, что будет ритмическая гимнастика, а потом будет игра (с мешочками, с брусочками, или с чем-либо ещё), что потом будет музыка (эту часть занятий ведёт музыкальный терапевт), о том, что будем петь, играть на инструментах, водить хороводы. Это всё происходит до 11 часов, после чего бывает чай. Дети сами себе готовят стол для чая.

После чая бывает рисование. Ребёнку выдаётся несколько красок, обычно две – три. Это специальные краски, предназначенные именно для означенных целей (приходится отметить, что они, кроме всего прочего, ещё и очень дорогие). Выдаётся и бумага, тоже специальная. Это всё составляет процесс художественной терапии. Если есть новые дети, пока ещё неподготовленные, то вместо рисования бывает катание шариков из воска, при этом, детям обычно рассказывают сказку про колобка. Бывает лепка из глины. Бывает кукольный спектакль, разыгранный вязанными куклами – обычно это бывает или всё тот же «Колобок», или «Маша и медведь». Бывает и вырезание. После каждого процесса дети, под руководством педагогов, убирают за собой и готовятся к следующему процессу.

  Потом все опять садятся за стол, зажигается свеча, говорится о том, что день прошёл, и о том, как много было сделано, тогда нужно бывает вспомнить о том, что же именно было сделано, перечисляется всё сделанное за день, но уже в обратном порядке, педагоги говорят и о том, кто сегодня молодец (отмечается только позитив, негатив остаётся в стороне, он не нужен в данной работе), вспоминается и говорится и о том, что делалось во время ритмической гимнастики, о том, как приветствовали друг друга, о том, какая сегодня погода, звенит колокольчик, самому послушному на сегодняшний день позволяется потушить свечу. Потом все, взявшись за руки, произносят: «До свидания, до свидания, до следующей пятницы». Педагоги выводят детей к родителям, если позволяет время, совершается экскурс в совершённые сегодня дела. Педагоги прощаются с детьми – опять за руку, и глаза в глаза.

  После всего описанного выше, педагоги убирают комнату, и готовят её для прихода начальной группы подопечных «Свечи» школьного возраста. Проводят коллегию, на которой обсуждают сегодняшние результаты.

Конечно, для подобных занятий одного дня в неделю недостаточно. Но, что делать. Всё упирается опять же в ограниченность возможностей, да к тому же ещё и в самую настоящую тесноту. Нет, помещение, занимаемое «Свечой» необходимо расширять просто в экстренном порядке. Возвращаюсь к мысли, которую прежде высказывал неоднократно: если государство и местные власти не помогут сейчас, то в недалёком будущем потеряют гораздо больше, в том числе – и в чисто финансовом плане.

Во время описанных выше занятий ребёнок учится сидеть на месте, учится концентрировать внимание, учится сосредоточенности, учится слушать и слышать других. Целью этих занятий является, чтобы ребёнок, говоря психологическим языком, был здесь и сейчас на уровне своего развития.

Необходимы комфорт и доверительность. Это нужно для того, чтобы ребёнок пришёл, чтобы возникло желание прийти ещё. В конечном счёте, педагогам удастся сломать вредные асоциальные стереотипы его поведения, хотя процесс этого слома проходит довольно болезненно. И ломать эти вредные стереотипы придётся ещё много, много раз, но они будут идти на убыль. Будут ещё напоминать о себе, порою весьма неприятным, весьма болезненным образом, и будет это ещё не единожды, но, тем не менее, всё реже, реже… Если же доверительности не будет, ребёнок будет упираться, и в следующий раз не придёт.

Скажу совсем немного и о художественной терапии. Если это рисование, то рисунок сопровождается сюжетом, необходимым в лечебных целях, который, тем не менее, требуется облечь в определённую форму (к примеру, колобки, улитки, спирали). Цвета, которыми рисует ребёнок (в основном используются голубой и розовый) соответствуют диагнозу и рекомендациям арт-терапевтов (художественных терапевтов).

Для работы с детьми подбираются сезонные стишки, песенки. Дина Леонидовна по этому поводу уточняет:

  -Вообще, напихивать слишком большим количеством информации наших детей не следует. Всё новое мы им даём корректно.

В оформлении комнаты используются материалы, отражающие изменения, происходящие в окружающей нас природе. Иногда это бывают сухие, безлиственные ветки – осенью. Зимой бывают кварцы и хрусталь, как бы изображающие лёд. В качестве элементов декора используются ткани. Осенью они бывают жёлтого, коричневого и оранжевого цветов. Зимою подбираются такие цвета, как, например, голубой, синий, розовый (зимний закат, холодный зимний рассвет, розовое небо, какое нередко можно увидеть в зимнее время).

-Наша боль в том, что нет времени основательно поработать с родителями тех детей, которые пришли к нам в первый раз, и таким образом впервые попали в коллектив, мы создаём им социум, - рассказывает Дина Леонидовна.

-Просим психологов из университета поработать с ними. Несколько раз приходила женщина – специалист в такой области, как гештальтпсихотерапия – один из психотерапевтических методов, который широко используют в своей работе антропософские врачи и педагоги, по причине того, что этот метод наиболее близок их целям и задачам.

  -Ребёнок растёт в семье, - продолжает Дина Леонидовна, - где ему позволяют делать, то, что, на самом деле, позволять не надо, он там носится, бегает и ещё неизвестно что вытворяет. Родители, не зная, как правильно выстраивать воспитательный процесс, нередко идут, можно сказать, по пути наименьшего сопротивления, не задумываясь при этом о последствиях и дальнейших перспективах, разрешая ребёнку то, что легче разрешить, чем запретить, несмотря на то, что подобные разрешения идут ребёнку далеко не на пользу. А здесь мы его переделываем. И ломка эта проходит достаточно болезненно, бывают и крики, и истерики. Много ещё чего бывает. Но это нужно пережить. В противном случае, так и не произойдёт социализация этого ребёнка, тогда он так и будет проводить всю свою дальнейшую жизнь дома. И что ж в том хорошего?!

-Между нами и домом, - отмечает Дина Леонидовна, - должен быть мостик. Родители рассказывают своими словами о том, что происходит, часто не понимая истинной сути происходящего. Многие из них, к сожалению, не понимают, что нужен педагог, нужен консультант, приходящий к ним домой, помогающий выстроить режим.  Кстати, я это тоже делаю. Нужен педагог, подсказывающий, что и как делать для того, чтобы время не утекало зря, а вместо этого, проходило бы с лечебной и с педагогической пользой для ребёнка. Далее, по ходу дела, нужно, естественно, что-то корректировать. Когда родители понимают, они перестают стесняться своего ребёнка, они выходят в мир, и тогда меняется и ребёнок, он начинает развиваться, можно сказать, скачками. А если родитель не хочет над собой работать, объясняя это, как правило, тем, что, дескать, ему некогда, тогда, очень часто, оказывается так, что время его ребёнка, и время, потраченное на работу с ним – это выброшенное время. Конечно, выброшенным временем в строгом смысле слова это время тоже называть нельзя – всё гораздо сложнее. Польза, так, или иначе, бывает всё равно, какая и в какой мере – другой вопрос. Но я говорю сейчас об общей тенденции как таковой. Если не уделять внимания ребёнку, а для этого, как неоднократно уже было сказано и мной, и другими, необходимо меняться самому, ребёнок не развивается. Возможно, он дрессируется – как бы цинично не звучало подобное определение. И в этом тоже нет ничего хорошего. Важно и нужно, чтобы ребёнок не дрессировался, а именно развивался.

-Бывают удачные родители, - продолжает Дина Леонидовна, - и, кстати, не только в «Свече», да и вообще сейчас я уже говорю и о больных детях, и о здоровых, - именно удачные родители, желающие разобраться, что происходит с их ребёнком. Конечно, желать разобраться и начать прилагать практические усилия, необходимые для того, чтоб разобраться – не одно и то же. Сознанием понимать мало. Необходим ещё и соответствующий сдвиг в подсознании, что гораздо важнее. Но, со временем, он тоже происходит. А те, кто желают разобраться, разберутся. Не сразу, конечно. Нужно время. Но такие родители есть. И это радует.

Помимо всего прочего, есть у Дины Леонидовны и ещё одна ипостась. В «Свече» она является ещё и членом коллегии по связям с общественностью. Прежде эти обязанности исполняла психолог Елена Николаевна Зарубина, заслуживающая того, чтобы сказать о ней особо, что ещё будет сделано в соответствующей главе. Елена Николаевна – исключительный человек, работавший в «Свече» с первых дней её создания, знает «Свечу», её работу, её историю, её проблемы. Она решала для «Свечи» и юридические, и экономические, и административные, и бухгалтерские вопросы, находила спонсоров, занималась коммунальными расчетами, вела банковские счета, общалась с налоговыми службами, зная два иностранных языка (английский и немецкий), вела переписку с зарубежными коллегами и спонсорами – и всё, по сути дела, за чисто символическую плату. Впоследствии Елена Николаевна вынуждена была по семейным обстоятельствам оставить работу в «Свече». Дина Леонидовна и сейчас получает у неё постоянные консультации – по меньшей мере, дважды в неделю.

Заканчивая эту главу, хочу сказать несколько слов ещё вот о чём. Дина Леонидовна уже ставила на лечебно-педагогической коллегии вопрос о душевном и психологическом здоровье сотрудников «Свечи» - ведь они совсем разучились себя беречь, увы.

-Надо беречь себя нашим сотрудникам, а то, если они сломаются, тогда и «Свече» конец, - говорит Дина Леонидовна.


Рецензии