Идеи Рудольфа Штайнера

(Глава из публицистической повести «ГОРИ, РОСТОВСКАЯ СВЕЧА!»)

У нас нет возможности углублённо останавливаться на личности Рудольфа Штайнера и на изложении его идей, поскольку это выходит за рамки нашего повествования. Да, собственно говоря, в этом и нет особой необходимости. Как уже было сказано, за последние годы в нашей стране издано немало работ Рудольфа Штайнера, издана книга о нём самом, так же как изданы и книги, авторами которых являются его последователи, успешно развивающие и применяющие в жизни его идеи сегодня. И каждый желающий может ознакомиться с этой литературой самостоятельно. Кроме того, личность самого Рудольфа Штайнера и сфера его научных интересов – и об этом тоже говорилось выше – являются настолько многогранными, что каждый, обратившийся к его творческому наследию, обнаружит в нём какие-то новые грани, найдёт что-то интересное и полезное для себя. Мы же здесь ограничимся кратким изложением некоторых – всего лишь некоторых – идей Рудольфа Штайнера, имеющих наиболее прямое касательство к теме нашего повествования.

  Как уже было сказано в предыдущей главе, Рудольф Штайнер в декабре 1923года на Рождественском собрании учредил Антропософское общество. Прежде он состоял в Теософском обществе, которое покинул к тому времени по причине разногласий с его руководством.

  Рудольф Штайнер воспринимал человека как ключ, открывающий путь к познанию окружающего мира. Исследуя творчество великого немецкого поэта Гётте, Рудольф Штайнер развил идеи, почёрпнутые им из творчества Гётте, о влиянии цветов на психику человека, на его мысли, его поведение и настроение. И эти идеи используются сотрудниками лечебно-педагогической инициативы «Свеча», уже доказав свою эффективность.

  Другим открытием Рудольфа Штайнера, значение которого только сейчас открывается во всёй его глубине, является эвритмистика, основанная на представлениях о мире, как о едином творческом начале, созданном и управляемом посредством Божественного Логоса (Слова), звучащем в каждом из нас, и вообще – во всём окружающем нас творении. Можно сказать, что эвритмистика – это звук, воплощённый в движение. Здесь и наука о звуке, о слове, о ритме, о движении.

  Кстати, на вышеупомянутых девятых Штайнеровских чтениях врач-эвритмист Марина Николаевна Сазанова, рассказывая о своей работе и об основах эвритмистики, немало внимания уделила целительному свойству некоторых звуков (например – звука «а» и звука «б»), подтверждённых научными исследованиями и лечебно-педагогической практикой, и даже показывала при помощи куклы, как используются эти звуки, особенно - тщательно подобранные песенки, содержащие эти звуки в большом количестве, для лечения неподвижных и малоподвижных конечностей у детей. К примеру, ребёнку с неподвижными, или с малоподвижными конечностями даётся в руки резиновый мячик, а потом врач-эвритмист руками того ребёнка начинает этот мячик равномерно сжимать и разжимать в определённом ритме, при этом напевая: «У боярина бобра нет ни дома, ни добра…».

  А вот какую характеристику даёт одной - всего лишь одной! - из работ Рудольфа Штайнера его ученик и последователь, автор уже упоминавшейся книги «Предприятие будущего» Фридрих Глазл:

«При чтении, перечитывании и обдумывании труда Рудольфа Штайнера «Философия свободы» я с изумлением установил, что спустя сто лет этот труд не только не устарел, но стал ещё актуальнее. Наше время волнуют те же самые вопросы познания и этики, что и в конце прошлого столетия. Только сегодня значимость человеческого деяния опасно изменилась: то, что стало сегодня возможным на основе научных исследований, может драматически изменить мир – например, при недобросовестном, безответственном применении результатов атомной физики или генной инженерии может быть нанесён непоправимый ущерб человеку и природе. Сто лет назад это было ещё не в такой степени, потому что разрушающее действие технических новшеств было ещё локально ограниченным. Катастрофа же такого масштаба, как Чернобыль, это происшествие, которое тотчас же коснулось всей планеты.

Так возникает вопрос: что занимает сегодня людей? Каким видится сегодня человеческое познание и социальное действие?».


Рецензии