Девятые штайнеровские чтения в Ростове

(Глава из публицистической повести «ГОРИ, РОСТОВСКАЯ СВЕЧА!»)

Как уже отмечалось выше, лечебно-педагогическая деятельность, осуществляемая в клубе «Свеча», построена на философской концепции Рудольфа Штайнера. На протяжении ряда лет в Ростове-на-Дону проходят ежегодные Штайнеровские чтения. Проводят их, своими совместными усилиями, Донская государственная публичная библиотека, Городская общественная организация «Импульс», Ростовское региональное отделение Международной общественной организации «Антропософское общество в России». Вот какая характеристика личности самого Рудольфа Штайнера содержалась в программе девятых Штайнеровских чтений:

«Рудольф Штайнер (1861 – 1925) – немецкий философ, общественный деятель, исследователь творчества Гёте, создатель вальдорфской педагогики, антропософской медицины, основатель антропософии – «науки о духовных методах познания чувственной действительности».

Как и многие его выдающиеся современники, Рудольф Штайнер стремился, создать новую целостную культуру, основанную на духовности и любви к человеку, которая была бы выходом из кризиса рубежа 19 – 20 веков, который воспринимался современниками как кризис всей европейской цивилизации».

  1го марта 2009го года ежегодные, как уже было сказано, девятые Штайнеровские чтения состоялись в помещении вышеупомянутой Донской государственной публичной библиотеки. Официально заявленная тема девятых Штайнеровских чтений была сформулирована так: «Детство в современном мире. Первое семилетие и вся жизнь». Но, на самом деле, затронутые вопросы вышли далеко за обозначенные рамки. Среди выступавших были: Павлова Татьяна Ивановна, психолог – её доклад носил название: «Феноменология детства», вслед за нею выступили Баранова Зинаида Петровна, антропософский врач и уже упоминавшаяся в прежних главах нашего повествования сотрудница клуба «Свеча», представленная в программе чтений как лечебный эвритмист Марина Сазанова - их доклады были посвящены одной и той же теме: «От рождения до трёх лет и вся жизнь», после них выступала педагог Кочарова Наталья Анатольевна с докладом, носившим название: «Игра в жизни ребёнка и её продолжение во взрослой жизни», после неё выступила уже известная нам Наталья Александровна Москвичёва, представленная в программе как антропософский врач, с чрезвычайно актуальным докладом на тему: «Родители как творцы культуры»; за тем, после перерыва, выступила Григорьева Наталья Андреевна, являющаяся представителем одной из ростовских общественных организаций, хотя в программе её выступление не значилось, говорившая, часто ссылаясь на исследования отечественных и зарубежных учёных, о проблемах человеческого здоровья, порождаемых современной цивилизацией, после её выступления, вновь выступила Баранова Зинаида Петровна, но уже с другим докладом, называвшимся: «Почему молчит детство», после неё вновь выступала Качарова Наталья Анатольевна, тема её следующего доклада формулировалась предельно лаконично и предельно точно: «Медиазависимость», автором последнего доклада являлась Шенштейн Майя Абрамовна, действительный член Общероссийской Психотерапевтической Лиги, доклад её назывался: «Дети новой эпохи». После того, как прозвучали все, перечисленные выше, доклады, состоялся круглый стол, на котором участники конференции задавали докладчикам вопросы, обменивались мнениями, как по поводу непосредственно самих докладов, их содержания, и поднятых докладчиками вопросов, так и по поводу своего видения происходящего в мире.

  Считаю нужным уделить внимание данному событию. И вот почему. Не нужно, пожалуй, объяснять, что наш рассказ о лечебно-педагогической инициативе «Свеча» был бы неполным, если бы мы не уделили внимания идеям Рудольфа Штайнера, на которых, как не раз отмечалось, работа «Свечи» и основывается. А поскольку настоящее знание всегда живое, оно не стоит на месте, оно совершенствуется и развивается, то было бы, скорее всего, правильным и полезным, показать, как находят своё применение в наши дни идеи Рудольфа Штайнера, как они преломляются к реалиям нынешней, сложной и во многом трагической эпохи, как работают последователи этих идей, как применяют их в своей повседневной практике. Впрочем, личности самого Рудольфа Штайнера мы тоже уделим в дальнейшем внимание. Хотя, и с ним самим, и с его идеями, знакомится, конечно же, нужно самостоятельно, руководствуясь первоисточниками, что, хочется верить, и сделают многие, прочитав это повествование.

Предвижу вопрос: почему здесь уделено внимание именно девятым Штайнеровским чтениям. Ответ будет предельно прост: дело в том, что судьбе было угодно, чтобы автор, уже после того, как начал работу над настоящим повествованием, но ещё до того, как эту работу закончил, оказался не на восьмых, и не на десятых, а именно на девятых Штайнеровских чтениях; исходя из убеждения, что ничего в жизни не бывает случайного, но всё является закономерным (невзирая на то, что мы далеко не всегда можем постичь и осознать эти закономерности), именно девятым Штайнеровским чтениям и уделяется данная глава.

  Не будем здесь излагать со стенографической точностью озвученные на конференции доклады. Автор намеревается лишь пересказать своими словами краткое содержание основных идей, высказанных на означенной конференции.

  Немало внимания было уделено личности самого Рудольфа Штайнера, его многогранному научному таланту. Познание Христа, медицина, история, философия, экономика, педагогика, психология, сельское хозяйство – вот далеко не полный перечень научных интересов Рудольфа Штайнера, и в каждой из перечисленных сфер, так же, как и во многих, многих других сферах знаний и человеческой деятельности, оставил этот великий учёный свой вклад, практическое значение которого трудно не только переоценить, но даже просто осмыслить, даже сегодня, спустя почти столетие с того времени, как жил Рудольф Штайнер, основавший в декабре 1923го года на Рождественском собрании учреждённое тогда же Антропософское общество, убежденный в том, что человек, само его существо должно стать тем ключом, которым открывается познание.

Если ещё во времена древней Греции считалось, что человек, познавая природу, познаёт себя, то в последующие времена подобный подход был утрачен. Именно Рудольф Штайнер, явившийся основателем принципиально нового направления в науке, носящего имя: «Антропософия», предложил людям путь возвращения к утраченному, было, (но, к счастью, как показали события, если и утраченному, то не безвозвратно) единству между духовной, душевной и физической сторонами земного бытия, к преодолению возникшей прежде бездны между познанием и самопознанием. Штайнер познавал физический и духовный мир.

  На конференции, наряду с другими интересными сообщениями, был рассказан и такой случай, подтверждающий существование, помимо физической стороны человеческой природы, и существование её стороны духовно-душевной. Случай тот произошёл не так давно, но уже достаточно подробно описан в соответствующей литературе. Одной женщине была сделана пересадка сердца. Донором послужила другая женщина более молодого возраста, которая была убита, а убийца не найден. После пересадки женщину стали преследовать неотступные видения, где она видела, как её убивают, видела убийцу, даже знала его имя, и где он живёт. На основании этого было проведено соответствующее расследование. Факты, открывавшиеся женщине в её видениях, были проверены надлежащим образом. Расследование завершилось тем, что убийцу той молодой женщины, у которой взяли сердце для пересадки, нашли, его вину в дальнейшем доказало следствие, а сам он был осуждён. Кто может после этого сомневаться в существовании души, в данном случае передавшейся в другое тело вместе с донорским сердцем.

Хотя, означенный вывод может до некоторой степени представляться спорным. Автор дерзнёт высказать свою версию. На мой взгляд, вывод может быть и таким. Вряд ли душа вообще может быть заключена в каком бы то ни было конкретном органе физического тела человека, пусть даже – и в таком жизненно важном, как сердце, или мозг. Ведь душа – не есть что-то вещественное. Она пребывает как бы везде. Она как бы неотделима от всего человеческого тела. И когда уходит душа после смерти, то её (душу) неспособны задержать никакие стены, никакие герметические перегородки, никакие потолки, никакие перекрытия, или что бы то ни было ещё. Из психологической, изотерической и некоторой другой литературы соответствующего плана мы знаем массу примеров тому, основанных, в первую очередь, на конкретном опыте людей, переживших клиническую смерть. А в случае с той женщиной имело место, возможно, что-то другое. Вышеизложенная версия представляется, на мой взгляд, даже не столько спорной, о чём я только что сказал, сколько – и это главное – до некоторой степени поверхностной. Думается, объяснение подлинной причины произошедшего с той женщиной после пересадки сердца, гораздо более сложное, хотя и вместе с тем – как ни странно – гораздо более простое.

На мой взгляд, объяснение случившемуся - примерно таково. Той женщине, которой пересадили сердце, просто Свыше было открыто всё то, что составляло тайну смерти той, которая стала её невольным донором. Открыто для того, чтобы хоть так в земном человеческом мире восторжествовала порушенная справедливость, восстановить которую в тот момент несовершенный человеческий разум – а он, увы, далеко несовершенен – оказался, к наивеличайшему сожалению, бессилен. Но, ведь, эта версия, предложенная мною, тоже не только, не опровергает существование человеческой души, но и подтверждает существование, причём – активное и действенное – высших творческих, организующих и направляющих начал, которым подвластны любые вопросы и аспекты человеческого – да, и вообще всего земного и внеземного – бытия.

Неслучайно, на конференции звучал, волнующий всех думающих людей, вопрос: «Как выдержать испытания, которым подвергается человек, народ, человечество?»

На каждом шагу подстерегают опасности, как скрытые, так и явные. Даже вода, которую мы пьём, является едва ли не самой настоящей отравой, способствующей возникновению многих современных болезней. В среднем современный человек употребляет в пищу около полутора тысяч красителей и консервантов – вдумайтесь в эту ужасную цифру!

При сохранении нынешних тенденций оказывается под большим вопросом сам факт выживания человечества как биологического вида, подобно тому, как буквально на наших глазах, уже безвозвратно вымерли многие виды животных. А среди людей всё больше и больше молодых мужчин и женщин, страдающих бесплодием. Если наша страна прежде пребывала как бы за «железным занавесом», и люди не знали иностранных продуктов, то теперь, когда они хлынули к нам потоком, врачи констатируют просто небывалое ухудшение состояния здоровья людей, особенно интенсивно начавшееся примерно с 1998го года.

Затронута была и такая тема. Говорим: «дети – наше будущее», но какой смысл вкладываем в эти слова? Всем хочется, чтобы в этом будущем ребёнок жил и нормально работал. Но это возможно только в нормальной стране. Сделают это будущее, и ту страну, которая будет, наши дети. Они – а кто же ещё?! – сделают это лет через 20 – 30, но думать об этом должны мы, должны уже сейчас.

Чтобы изменить что-либо в нашей сегодняшней жизни, нужны мужество и вера. Нужны воля и мужество тех, кто это примет. Все мы несём что-то своё. Но, как это влияет на ребёнка? – Если мы воспримем родившегося ребёнка в качестве творца мироздания, то мы кардинально изменим к нему наше отношение. В каждом из нас есть земное и небесное, и только в содружестве земного и небесного возможно полноценное развитие человека.

  Ещё до своего рождения ребёнок связан с божественными иерархиями. Его первой задачей после появления на свет является задача – освоить своё тело, а после семи лет изменить его для выполнения стоящих перед ним задач. Появившись на Земле, ребёнок должен построить свою нервную систему. Физически она есть, но её необходимо построить как орудие деятельности. Далее – наше сердце, в котором – наша совесть. Если о ней забывать, не заботиться о её развитии, последствия бывают ужасными. Далее следует развитие метаболических органов – ниже диафрагмы, пищеварение и прочее.

Мозговые клетки человека, ещё до его физического рождения, ждут своего появления на свет, желая получать импульсы от окружающего мира, имея в тех импульсах жизненную потребность. Они сразу оказываются задействованными, сразу включаются в работу.

  Особо важным является для новорожденного ребёнка момент контакта с окружающим миром, это – момент отражения взгляда. Кстати, аутист не отражает взгляд, он смотрит как бы сквозь тебя. Через глаза осуществляется процесс узнавания, активизирующий развитие правого (интеллектуального) полушария.

Важным моментом для развития ребёнка является любовь и тепло окружающих. Ребёнок ещё не понимает, но, через отражение окружающего мира, он сознаёт себя.

Можно сказать, что с рождением ребёнка для его матери начинается вторая беременность, поскольку вокруг ребёнка формируется новая оболочка, взамен оболочки внутриутробной. Формируется эта оболочка вокруг ребёнка из того, что его окружает. А ведь ребёнок, как ни печально это констатировать, втягивает в себя и всё негативное. Особенно, сейчас, когда так много негативных социальных факторов.

Ребёнок – это не просто мышцы и кости. Это – существо духовное. Если есть осознание этого непреложного факта, то вместе с ним родится и понимание того, что нужно делать для его правильного воспитания, даже не имея специальных знаний.

Очень часто бывает так, что те самые оболочки, формируемые из того, что окружают ребёнка в начале его жизни, оказываются слишком жёсткими, и тогда в дальнейшем ему оказываются не нужны другие люди, к его совести взывать бесполезно.

  Человек имеет три поистине царских дара: ходить, говорить и мыслить. Они-то и делают человека человеком, то есть – существом, способным познавать мир и себя самого.

  Для того, чтобы помочь ребёнку, нужно видеть процесс его становления, никогда не забывая о том, что он должен вырасти тем, кто он есть на самом деле. Мы же не говорим, например, растению: «расти так, чтобы один твой лист был туда, другой – сюда», а ребёнку, по сути дела, именно так и говорим.

Вначале необходимо помочь ребёнку построить своё тело. Ребёнок пытается что-то сделать, а мы ему: «сиди, пользуйся тем, что мы тебе дали».

У ребёнка всё проявляется, на нём, можно сказать, всё написано – и какова его сущность, и каковы его потребности.

Следует думать не о сиюминутных задачах, а о том, что будет потом. Мы должны наблюдать за тем, что духовного ребёнок несёт нам. А что мы сами ему несём, то он и впитывает.

  Немало внимания на девятых Штайнеровских чтениях было уделено способности говорить. Было признано, что сейчас это является большой проблемой.

  Человек учится говорить только после того, как научится ходить – в этом определённая закономерность развития. Когда ребёнок ходит за этим достаточно только наблюдать. А вот, когда он учится говорить, тогда крайне важно, чтобы всё вокруг него говорилось правильно, а главное – правдиво. Мы часто говорим одно, думаем другое, делаем третье. А ребёнок всё впитывает, и без последствий это не обойдётся. Когда ребёнок учится говорить, чрезвычайно важно, чтобы вокруг него, помимо всего прочего, всё и всегда говорилось правильно и понятно, когда этого нет, неизменно формируется нервозность, которая проявит себя потом.

  Часто упрекают ребёнка в том, что он такой, да разэтакий, и тому не научился, и этому не научился, а он всего лишь впитал в себя то, что взрослые создали вокруг него. Здесь не ребёнка ругать надо, а взрослым людям следует вместо этого заняться самопознанием.

Отмечался и такой факт, что в настоящее время каждый четвёртый, а в некоторых случаях даже каждый третий ребёнок страдает дефектами речи.

  «Сейчас у детей отбирают детство! Детство в опасности!», - с тревогой звучало на конференции.

Особое внимание было уделено тому разрушительному воздействию, которое оказывает на психику ребёнка телевидение.

  Если относительно недавно специалисты с тревогой говорили о том, что ребёнок остаётся один на один с голубым экраном с шестилетнего, а иногда и с четырёхлетнего возраста, то теперь это происходит уже с двух лет. Исследования доказывают, что один час, ежедневно проводимый ребёнком перед телеэкраном, безвозвратно убивает 50% его творческого потенциала, а три часа, проводимые ежедневно перед телевизором снижают его будущую социальную активность на 90%. Не оттого ли успели мы получить инфантильное, бесхребетное поколение, лишённое даже относительных жизненных принципов и идеалов? Кроме того, как уже говорилось выше, ребёнок впитывает как губка всё, что его окружает, значит, и то, что льётся сплошными потоками с телеэкрана – тоже. Отдельно говорилось о конкретных фильмах и мультсериалах, названия которых я принципиально не хочу упоминать на этих страницах, чтобы, невольно не сделать им рекламу. Сознание ребёнка, смотрящего телевизор, не в состоянии переварить весь объём информации, это, впрочем, и большинству взрослых людей теперь не под силу, зато он хаотично фиксирует в своём сознании отдельные картинки и образы, делая это совершенно неосмысленно, совершенно не критически.

  Отдельную опасность представляет постоянная смена впечатлений, когда требуется постоянно переключать своё внимание на что-то новое. Необыкновенно высокую степень разрушительного воздействия несёт в себе реклама, уводящая в совершенно нереальный, инфантильный мир, в котором для полного счастья не хватает только купить какую-то шоколадку, или брюки какой-то модной фирмы. А потом, столкнувшись с жизненными реалиями – и ведь с возрастом с ними придётся сталкиваться всё чаще и чаще, - ребёнок начинает предъявлять претензии к родителям, за то, что те не могут обеспечить ему те условия жизни, что созданы иллюзорным миром рекламы, а это уже угроза потенциальных семейных конфликтов, подчас – глубоких и трагических. То же касается и уродливого мира бесконечных, многочисленных «реалите-шоу», переполнивших в последние годы программы едва ли не большинства российских телеканалов.

  Ещё одной опасностью является то, что ребёнок, привыкая к телевидению, полностью отвыкает думать, отвыкает искать самостоятельно ответы на те, или иные вопросы, кроме того, формируется скептический взгляд на жизнь, на окружающий мир, он начинает чрезвычайно критически относиться едва ли ни ко всем окружающим его людям, едва ли не ко всем людям, с которыми ему в дальнейшем доведётся встретиться на жизненном пути, но при этом совершенно некритически относиться к самому себе, к своей жизни, к своим делам и поступкам. Наряду с этим, вырабатывается привычка к удовольствиям, приводящая довольно часто к желанию получить ещё большие удовольствия, что ведёт к алкоголизму, наркомании, разврату и другим порокам, коими переполнено современное общество.

  Не чуть не меньший, если даже не ещё больший вред приносит раннее увлечение многих детей компьютером, чему, в немалой степени, увы, способствуют родители, покупающие для своих чад специальные дисплеи с рулевым управлением, говорящие программы и многое, многое другое. Полностью утрачиваются навыки общения. Реальностью нашего времени являются дети и подростки, которые не могут даже спросить у окружающих о том, как пройти туда-то и туда-то.

Родители, особенно молодые, увлекающиеся рок-музыкой, видящие в этом едва ли не признак своих собственных передовых взглядов, и потому нередко этим гордящиеся, даже не понимают того, какой вред приносят и уже принесли своим детям, прививая, даже, быть может, и не осознанно, и им аналогичное увлечение, неизбежно ведущее к психологической зависимости от рок-музыки, сравнимой по своему разрушительному воздействию на психику, и вообще – на весь человеческий организм, только с наркотической зависимостью.

  Немалый вред приносят детям и теперешние игрушки, заводные, механические, электрические, электронные и прочие, созданные по самым передовым технологиям – ходящие, бегающие, прыгающие, ползающие, летающие, говорящие, пищащие, - привлекательные по форме, но при этом абсолютно не способные к развитию у ребёнка творческой инициативы, поскольку достаточно включить, или завести, а потом просто смотреть, не делая ничего.

  Много и других весьма актуальных, злободневных, а порою – и в чём-то несколько неожиданных мыслей прозвучало на девятых Штайнеровских чтениях. Если кого-то заинтересует данная тема, он может связаться с руководством Донской государственной публичной библиотеки, и узнать, когда состояться очередные Штайнеровские чтения. Также, всякий желающий может самостоятельно ознакомиться непосредственно с работами самого Рудольфа Штайнера, вызывающими в последнее время в нашей стране всё больший и больший интерес, и, как следствие, всё более активно издаваемыми и распространяемыми заинтересованными организациями.

Здесь же я скажу ещё о представленных в зале Донской государственной публичной библиотеки, где проходили означенные девятые Штайнеровские чтения, красочных стендах, рассказывающих о работе клуба «Свеча», иллюстрированных богатой подборкой цветных фотографий, в которых нашли своё отображение многие эпизоды из жизни клуба и его подопечных, элементы учебного и лечебно-педагогического процесса, эпизоды праздников, спектаклей, и многое, многое другое. Название одной из рубрик, представленных на одном из многочисленных стендов, выглядело весьма оригинальным, и вместе с тем – крайне показательным, и удивительно точным: «Сказкатерапия». Помимо стендов были представлены ещё аж целых одиннадцать – вдумайтесь: аж целых одиннадцать!!! – картин, созданных подопечными лечебно-педагогической инициативы «Свеча», посвящённых самым разнообразным и самым невероятным темам, среди которых были и элементы абстрактной живописи, и пейзажи, и сюжеты сказок, и история древнего Рима, и ещё многое другое.

Завершая эту главу, хочу лишь выразить благодарность организаторам Штайнеровских чтений, а также всем тем, кто прямо или косвенно, случайно или намеренно, помог им в организации и проведении данного мероприятия, столь важного и нужного в наши дни. А кроме того, хочу выразить особую благодарность всем вышеупомянутым докладчикам, предоставившим своими выступлениями столь обширный материал для размышлений, без которого написание настоящей главы было бы невозможным.

  Правда, приходится всё же сказать несколько слов и о некоторых отрицательных моментах, без которых тоже, увы, не обошлось. В кулуарах довелось услышать от одной из участниц этих чтений крайне негативные суждения по адресу императора Константина. Того самого Великого Константина, который впервые в мировой истории прекратил гонения на христиан, узаконил Христианство, помог в организации и в проведении первого официально разрешённого Собора Вселенской Христианской Церкви. Величайшего политического деятеля, заслуги которого признают, как ни странно, даже мормоны – хоть с оговорками, но признают. Весьма странным явилось прозвучавшее из уст той дамы утверждение о том, что все подлинные данные о жизни Константина, о его делах и все подлинные данные об обстоятельствах того Собора якобы уничтожены, и потому якобы до нас не дошли. Странно получается. Все данные уничтожены, а я вот, дескать, знаю, как всё было на самом деле. Ещё хуже то, что эта дама была поддержана теми участниками чтений, что в тот момент оказались поблизости. Кстати, позднее, хотя и при несколько других обстоятельствах, я слышал очень нелестные отзывы об Иване Грозном из уст Марины Николаевны Сазановой. Не сомневаюсь в том, что она хороший врач, но ведь – не историк же она! А как показывает реальная жизнь, от негативного отношения к Ивану Грозному совсем недалеко до негативного отношения к Сталину. Так что отнюдь не безобидны подобные псевдонаучные и псевдоисторические попытки такого, в лучшем случае, оригинальничания.

  Однако, это были лишь отдельные моменты, несмотря на всю степень своей неприятности и неприемлемости, оказавшиеся неспособными испортить общего впечатления от этого в общем и в целом положительного, познавательного мероприятия, давшего присутствующим на нём немало дельной, ценной, полезной информации, значительная часть которой была использована мною при написании этой главы. Что же касается разговора о "Детях Цвета индиго", о которых много говорилось в последнем из прозвучавших докладов - всё это отдельная тема, широко выходящая не только за пределы данной главы, но и всего данного повествования, относительно которой тоже существует достаточно обширная и разнообразная литература.


Рецензии