Мария Васильевна - терская казачка и её семья

Начало http://proza.ru/2019/02/25/1323

 Пишу «Моя прабабушка, Мария Васильевна…», дорогие мои братья и сёстры, вы так же можете с полным правом сказать: «Моя прабабушка…». Все те, у кого бабушкой была её дочь, Варвара Егоровна. Я перечислю её внуков. Это – Екатерина – дочь Григория Михайловича; Тамара, Людмила, Светлана, Наталья – дети Михаила Михайловича; Алефтина и Валентина – дети Екатерины Михайловны; Лариса, Валерий, Виктор, Владимир – дети Татьяны Михайловны; Елена, Александр – дети Марии Михайловны;  Татьяна, Владимир, Александр, Виктор – дети Ивана Михайловича. 17  правнуков Марии Васильевны продолжили род терских казаков Копыловых. Были ещё правнуки, но они ушли рано в Мир иной.

Трудная жизнь выпала на долю Марии Васильевны, жены Егора Седых. Оставшись без мужа с пятью детьми, она не пала духом. Конечно, помогали ей родственники по линии её мамы, Копыловы. Они жили в станице Терской (ныне село Ново – Покровка). Родственники по линии её отца, Василия Баклыкова,  жили в селе Верх – Ануйское. До революции они жили зажиточно и имели батраков. Но и сама, Мария Васильевна была сильной женщиной. Она одна, без мужа, вела хозяйство, растила детей.

 Имея талант знахарки-целительницы, Мария Васильевна лечила людей и животных травами да заговорами. Дети подрастали, и потомки дворянина Егора Седых с малых лет вели после смерти отца совсем не дворянский образ жизни. Самим приходилось много работать, так как имели своё крестьянское хозяйство. Этим и жила большая семья. А о том, что их отец был дворянин и шёл против царя, они никому не рассказывали.

 Известие об октябрьской революции Мария Васильевна приняла радостно. Оставшись без отца её младшая дочь, Варвара – моя бабушка, до революции  работала горничной в доме купца Королькова. Дочери Марии Васильевны, Аграфена и Мария, батрачили на богатого хозяина, поэтому после революции сёстры сразу вступили в коммуну, которая организовалась в селе Верх–Ануйское.

 Сыновья Марии Васильевны: Иван и Тимофей  завели уже свои семьи, занимались крестьянским хозяйством. У Ивана Егоровича Седых и Прасковьи Петровны было трое детей: Григорий, Семён, Дмитрий. Семёна Ивановича Седых я знаю хорошо. О жил с женой Валентиной в Бийске. Это была бездетная семья. Я навещала их, и Валентина приезжала ко мне в гости. Мы хорошо породнились. Семён Иванович с женой ездил в гости на Дальний Восток к моей сестре Валентине Павловне.
У Тимофея Егоровича было тоже трое детей: Вера, Николай, Анна. У Веры – трое детей. Николая убили кулаки в селе Верх – Ануйское. Анна Тимофеевна погибла на фронте во время Великой Отечественной войны. А сам Тимофей Егорович умер от холеры.

У Марии Егоровны, дочери Марии Васильевны, родились две дочери: Марина и Анастасия. У Анастасии была одна дочь. Об этой семье я ничего не знаю. А вот с семьёй Марины я знакома. Тётя Марина  – двоюродная сестра мамы. Жила в Горном Алтае. Мы с ней переписывались. Она присылала мне посылку с золотым корнем для лекарства. С благодарностью вспоминаю о ней. У неё было четверо детей: Михаил, Александра, Ольга и Татьяна. С Александрой и её мужем Анатолием мы общались, встречались в Бийске.

У дочери Марии Васильевны, Аграфены (у Груни) было трое детей: Степанида, Нина, Николай. Все они уехали из села Верх - Ануйское в Ашхабад, и жизнь сложилась у них по-разному. Во время землетрясения Николай там погиб. Нина работала на «Скорой помощи» медсестрой, во время землетрясения как-то удалось разбогатеть. Детей не было. Родных не привечала. Если кто-то приезжал к ней, то отправляла их в сестре, говорила, что Степанида всех принимает.
Степанида служила в армии. Замуж вышла и родила восьмерых детей. Она была доброй и отзывчивой женщиной. Я видела её детей у Александры и Анатолия в Бийске. Они прилетали в гости на лето к ним из Ашхабада.

 Это всё, что мне известно о потомках Егора Седых и Марии Васильевны по линии их дочери, Варвары Егоровны – моей бабушки.
 Долгую жизнь отмерил Господь Марии Васильевне в отличие от младшей дочери Варвары, в семье которой пришлось ей доживать свой век. Уже, будучи в летах, не забывала она и о других своих детях. Помогала им, если было нужно, и было в её силах. У всех её детей народились уже свои дети, поэтому нянчилась она с внуками, когда взрослые работали в колхозе. Уже в преклонном возрасте  возили Марию Васильевну на телеге то к одним её детям, то к другим. Долго бы еще жила она, да случай свёл её в могилу.

Давно это было. Кате  Черепановой, которая была одной из первых девушек - трактористок и комбайнёров в Быстроистокском районе, за хорошую работу в колхозе «КРАСНЫЙ БОЕЦ», да за первое место по вязанию снопов, вручили  в награду патефон. В то время патефон – это была большая редкость.

 Екатерина была ещё и комсомольским вожаком в своём колхозе, поэтому вечером после работы она садилась верхом на коня и направлялась по бригадам с этим самым наградным патефоном, слушать с молодежью песни  Шаляпина, так как в райкоме комсомола дали ей только одну эту пластинку. Один вечер слушала молодёжь  Шаляпина в одной бригаде, другой вечер приносил радость в образе  Кати с патефоном уже в другой колхозной бригаде. Собирались все на пятачке, садились в кружок и … слушали. Голос Шаляпина звучал неповторимо, мощно, поднимая в душе волну восторга и стремления свернуть горы.

Однажды, после того как Екатерина ознакомила всю молодёжь с песнями Шаляпина, с подружкой договорились послушать песни у неё дома. Патефон-то ей подарили! Домой его и унесла она. Пришли. Завели патефон. И опять запел Шаляпин! А на русской печи лежала старенькая да уже и слепая бабушка Мария Васильевна. Ей было, наверное, уже сто лет, а, может быть, и больше. Подружки решили подшутить над бабушкой, взяли со стола патефон и понесли к русской печке, на которой лежала Мария Васильевна. Шаляпин пел, голос приближался всё ближе и ближе, но патефона бабушка не видела, а только слышала зычный голос певца, который приближался и приближался к ней.

Сильно испугалась пожилая женщина. Подумалось ей тогда, что это раздаётся голос Сатаны, который вышел из преисподней  наказать её за то, что лечила она людей и животных в сёлах травами и заговорами. Мария Васильевна сильно заболела от полученного стресса. Через две недели после пения Шаляпина ушла Седых Мария Васильевна в Мир иной. А через  два месяца забрала она с собою и свою сорокалетнюю дочь, Варвару Егоровну, которая оставила своему мужу, Михаилу Ивановичу Черепанову, шестерых детей. Было это уже в 1936 году.

 И легли на плечи их дочери, двадцатилетней Екатерины, все семейные тяготы и заботы об отце и трёх его малолетних детях. И это был её крест, который она несла по жизни. Екатерина Михайловна - моя мама. Она рассказала мне эту историю уже в конце своей жизни - покаялась в грехе,  содеянном по молодости: "Умерла бабка Мария не от песни, которую пел  Шаляпин, а из-за моей глупости. Надо же было такое придумать – старую и слепую бабку Марию Шаляпиным напугать! Это же мы договорились с подружкой напугать её. Господи, прости меня за мои грехи вольные и невольные!"

                Продолжение http://proza.ru/2021/06/26/769
 


Рецензии
Очень интересные рассказы о Вашей родне, Алифтина.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   27.02.2019 20:46     Заявить о нарушении
Спасибо. Заканчиваю загружать. Надоело уже.

Алифтина Павловна Попова   28.02.2019 13:17   Заявить о нарушении