Любовь - божественное чудо. Памяти Евгения Гранда

 Дорогие друзья, исполнилось пять лет, как нет с нами прекрасного поэта и барда,
моего дорогого друга и соавтора Евгения Гранда (Белянина),
13 февраля этого года ему бы исполнилось 68 лет.
10 февраля на его родине, в г. Ульяновске, прошел памятный вечер, посвященный жизни и творчеству поэта.
Одна из улиц города и два переулка  названы его именем.
Вышла в свет книга о поэте "Со мною вместе песенная Русь", её автор - ульяновский прозаик и друг поэта Нина Дубовик.
Нам остались в наследство  его замечательные стихи и песни.
В своей статье я попыталась осмыслить любовную лирику поэта.
Она воистину божественна.
Буду рада  и благодарна любому добавлению с Вашей стороны.
Царствие ему небесное! Вечная память!





«Любовь есть Бог, а Бог - любовь,
Все остальное - ложь!»

Евгений Гранд



        В январе 2016 года Евгений Гранд публикует одно из последних своих стихотворений о любви «Любви божественное чудо».
В творчестве поэта оно оказалось не только последним, но и очень знаковым. При анализе его наследия, любовную лирику можно выделить особо, она превалирует в творчестве поэта.
        Уже в первых стихах мы видим его, как тончайшего лирика, все его стихи о любви наполнены её божественным светом, удивительной красотой и высотой чувств, образов, гармонией. Поэт не устает воспевать женскую красоту, красоту матери, сестры, дочери, любимой женщины, находя для них неповторимые, совершенные и пленительные строки. Почти всё его творчество - гимн женщине, гимн красоте, гимн любви.

О, печальная мать София
Под сердечный, церковный звон,
На алтарь все дары души я
Возложу у твоих икон.
Дочерям, во Христе спасенным,
Их невинной, святой крови,
Всё, что есть у меня, с поклоном.
Только Вере, Надежде, Любви. (" Капля любви")
*******
Быть может Бог и из ребра
Создал когда то Еву,
Но, явно, слушал Он с утра
Любимые напевы.
В них каждый жест Его и вздох
Меж хороводов звёзд.
Ваял Он – вдохновенный Бог
Мадонну в полный рост.

Он брал величие снегов
И тайны океанов,
Метаморфозы лунных снов
И облака туманов.
Вздохнул, немного погодя,
С небес челнок достал,
Из ниток вешнего дождя
Ей волосы соткал. ("Весна вселенского масштаба»)
********
Доченька милая, солнышко красное,
Сколько б ни жить под луной,
Не наглядеться в глаза твои ясные,
Не надышаться тобой. («Доченька»)

Любовь его не знает границ, она, действительно, вселенского масштаба. Поэт мыслит категориями вселенной, его поэзия поистине космическая.

Свет любви! Свет надежды и веры!
Всемогущий, Божественный свет
Озаряет небесные сферы
Только к свету летящих планет…

Обратись же к Небесному свету,
Ты пред ним не палач, не судья.
У любви, как у целой планеты,
Только мы, только ты. Только я.  («Свет любви»)
*******
Я – мир твой и война, твоя любовь и ревность,
Я – гений и паяц, спаситель и злодей.
Я – таинство Земли, и Неба откровенность,
Я – Книга бытия беспамятных людей. («Целую мир, за то, что ты в нём есть»)


Любимая женщина для поэта всегда звезда, его нежный ангел, милая принцесса, чистый родник, в котором он черпает свои силы, вдохновение; свет, пробуждающий мир от мрака, « капля влаги сквозь суховей» , улыбка, «несущая бурю в мире зыбком», его «воскрешенье», его «спасение».

Мой Ангел милый, снова ты со мною,
И то умру я, то опять воскресну.
Молю тебя во имя силы Крестной:
Не улетай опавшею листвою. («Пленённый король»)
********
В потоке Богом данных перемен
Кладу к ногам твоим, Звезда моя земная,
Всю жизнь свою, от края и до края,
И ничего не требую взамен. («Лике»)
********
Моя звезда, мой свет небесный!
Как долго, я, к тебе иду.
На зов любви, на голос песни,
Под шелест яблони в саду…

И вот, сияньем озарённый,
Стою на краешке земли,
В весну без памяти влюблённый,
Седой зимою убелённый,
Из той, из вековой дали.

Моя любовь передо мною
Горит божественной звездой,
Прекрасной, светлой, молодою,
Я ж перед ней совсем седой. («Причастие к любви»)
***********
Моё счастье предо мной - моя Звезда.
Между мной и им преградою года.
Только сотни лет по млечному пути
Мне идти за ней, идти за ней, идти. («Утро короля»)

Поэт предстаёт перед нами неисправимым романтиком, готовым отдать жизнь ради «божественного чуда»,
чуда любви, ради права сказать «люблю»:

Дошла неосторожная молитва-
Я, кажется, погибну от любви,
Сраженный не объятьями Венеры,
А лишь Её доверчивой улыбкой…
Но, Боже! Я не жалуюсь, я рад
Такому благородному финалу.
Не от свинцовой пули и кинжала-
Уйти любя душа моя желала,
И нет дороже для неё наград. (« Дошла неосторожная молитва»)
**********

Вот меч мой царский, вот моя корона,
Вот сердце то, что не даёт покоя,
И коль оно твоей любви не стоит…
Пронзи мечом! Оно умрёт без стона. («Плененный король»)
************

Мой светлый Ангел, Ты со мною рядом.
Я не виню ушедшую зарю.
Уже за то, что прикоснулся взглядом,
Покорно я судьбу благодарю.

Уже за то, что на пороге славы
Дышу легко, о прошлом не скорбя.
Уже за то, что обретаю право
Сказать Тебе, что я люблю Тебя. («Мой светлый ангел»)
*************
Где б ты ни был сейчас,
Ненаглядный мой ангел-проказник,
Каждым мигом и вздохом, я полон тобой до краёв,
В этих искорках глаз,
Вечный праздник, Рождественский праздник,
И в касании губ, жизнь моя, воскрешенье моё. («Влюбленный февраль»)


Ради любимой его лирический герой готов пожертвовать не только жизнью, а подарить ей целый космос, возложить на алтарь её души свою душу, одарить «караваном песен», букетами из цветов солнца, создать мир, в котором будет царить «необъятное счастье»:

Я отдам тебе звезды и небо,
Подарю тебе быль я и небыль.
Божьим словом духовного хлеба
Исцелю я печали твои.
Святый Боже, молитву послушай,
Своей клятвы Король не нарушил,
И глаза я, и сердце, и душу
Возложил на Твои алтари. ( «Молитва короля»)
*********
Оборвать бы солнца цвет,
Подарить тебе букет,
Ой, да сил моих не хватит,
Ой, да рук не хватит, нет. («Золотые шары»)
**********
У тебя впереди столько счастья, мой друг,
Что объять это счастье не хватит и рук:
Потерпи, моё Солнышко, ночь коротка.
Счастье будет, поверь мне. Была бы рука.

Я свою протяну, видишь эту ладонь?
В ней живая вода и священный огонь.
Для тебя в ней струится горячая кровь,
Для тебя в ней пылает святая любовь.

Эти руки умеют надежными быть,
И любить и ласкать, и спасать и лечить.
Ими выращен сад, ими выстроен дом,
Только вышло уж так, счастья не было в нём. («Необъятное счастье»)


Лирического героя поэта мы встречаем то в образе рыцаря, то в образе короля коленопреклонённого перед своей возлюбленной. Поэт очень часто избегает реальной действительности, уходя в неземной мир, наполненный мистики, загадок, тайн и фантазии.

Былые яркие краски
Сменил серебристый цвет
Я рыцарь из старой сказки
И мне уже двести лет.

Когда-то хмельным повесой
Бродил по чужим мирам,
Искал я свою принцессу,
Да видно искал не там. («Рыцарь»)

**********
И печальною улыбкой Короля,
Добрым светом освещается Земля.
Только губы, воспаленные его,
Двести лет не пили счастья своего.

Улыбается израненный Король,
Помня долг, и помня царственную роль.
Только боли в его сердце не унять.
Не увидеть, не услышать, не понять. («Улыбка короля»)


Евгений Гранд поэт философского склада ума. Его песенные тексты порою не только драматичны, но и трагичны, полны переживаний и страданий. В его поэзии раскрывается сложное чувство страсти, трудный путь его духовных метаний, вечное стремление поэта к высшей красоте, как в жизни, так и в творчестве, понимание неизбежности судьбы.

Где мой берег? Я, увы, не знаю,
Рвётся сердце, сколько не зови,
Агасфером проклятым скитаюсь,
Тропами потерянной любви.
Рушатся непрочные основы,
И её невенчанный визит,
То пьянит меня победой новой,
То похмельем тяжким отрезвит. («Тропою Агасфера» )
***********
Мое сердце пополам, пополам,
И в разломе запеклась моя кровь.
Знаю: обе половинки – я сам,
А меж ними только наша любовь. («Сердце пополам»)

************
Мне тяжело нести порученную ношу,
Греховный этот Мир, спасая от беды…
А мне б счастливым быть, единственным, хорошим
И просто целовать на нём твои следы. ( «Целую мир за то, что ты в нем есть»)
***********
У нас не спрашивает Рок
Когда на встречу посылает
Неуправляемый каток
Или любовь, что мир спасает

Что нынче бросит на тропе
Нам под ноги великий случай-
Сокрытый взгляд врага в толпе,
Иль лучик солнца, из-под тучи». («Узоры судьбы»)
************
Я путь земной прошёл от края
Сквозь чащи, топи и туман.
И тени, томно окликая,
Меня водили по кругам.

И к сердцу сватались метели,
Баюкала плакун- трава,
Сирены о любви мне пели
Свои бесплодные слова.
И годы к миражам летели…
Да, так, что кругом голова. («Причастие к любви»)
************
Нашёл тебя, страна моя - Итака,
Но между нами пропастью года...
И никогда так горько я не плакал
О том, что миг любви не навсегда. («Итака»)

Характерной особенностью любовной лирики Евгения Гранда является ее тонкое переплетение с философской, религиозной и пейзажной лирикой.

Подскажи мне, кому молиться
За спасенье моей любви?
Укажи мне святые лица,
Имя ангела назови,
Что послал мне тебя, родная,
Каплей влаги сквозь суховей,
Пусть не долог тот век, я знаю,
Я не буду жалеть о ней. («Капля любви»)
**********
О, Господи! Святая власть
Над миром грешным, да, свершится,
Но, я молю, не дай пропасть
Надежды белокрылым птицам.

Узор судьбы не отложи,
Во тьму глубокую до срока.
Сам кружева её вяжи!
Не отдавай слепому Року! («Узоры судьбы»)
*********
Звенит уздечка верного Пегаса,
Тревожа сон полуночного часа,
И небо, словно свод иконостаса,
И ореол над дальнею звездой.( "Караван из песен»)
***************
Туман забвенья над моей дорогой
Ласкает сердце, губы и глаза,
И между мною и твоим порогом
Легла туманом Божия слеза. («В тумане»)
***********
Гора Голгофа каждого рассудит
И каждому свой крест в неё нести.
Святого воскресения не будет,
Коль бросишь ты его на полпути.
Не предавай, не забывай,
Не пожалей добра.
Чтобы найти небесный Рай,
Зовет тебя гора.
И душу исцарапав в кровь,
Поймешь, когда придешь:
Любовь есть Бог, а Бог - любовь,
Все остальное - ложь! («Гора Голгофа»)

Вершинами творчества Гранда , на мой взгляд, являются циклы стихов: «Гора Голгофа», «Король и ангел», «Причастие к любви», «Принцесса и король», «Любви божественное чудо». В них наиболее ярко воплотились грани таланта поэта, стихи отражают глубокий драматизм лирического героя, который не может соединиться со своей возлюбленной. Это тема и является ведущий в любовной лирике поэта.

Как символ истины святой,
В сиянии ясном, крест.
Вознесся к небу над горой,
Всё осветив окрест.
И я зову сквозь годы вновь,
Когда же ты поймешь-
На свете есть одна любовь,
Все остальное ложь! («Гора Голгофа»)
************
Я улыбаюсь широко, победно,
Печаль упрятав глубоко на дно.
Пусть лучше будет слава сердцееда,
Чем горестная чаша Сирано.

Но главному меня ты научила,
Что тяжко и шуту, и королю:
В глаза надежды, где любовь застыла
Правдиво бросить слово «Не люблю»… («Не люблю»)
**************
Не померкнет, не погаснет этот свет.
Для души преграды не было, и нет.
Только сердце - одинокий пилигрим,
Вечно Жаждою жестокою томим.

Стынут руки от холодного меча,
Помнят руки трепет нежного плеча.
Только нам мечту рукою не обнять.
Невозможно свет в ладонях удержать. (« Улыбка короля»)
************
Вот и опять не пишется, не спится,
За окнами ни звука, ни огня,
Украдкою в постель ко мне ложится
Бессонница, влюблённая в меня.

Что завтра я найду, что потеряю,
Тоску благословляя и кляня,
Под страхом одиночества ласкаю,
Бессонницу, влюблённую в меня. («Бессонница»)
*************
Где вы – перекрёстки тех дорог?
Где ты – моей юности звезда?
Я тебя найти, увы, не смог,
Но запомнил луч твой навсегда. («Женщина, с которой меня нет»)

Эстетическая планка поэта очень высока, он стремится и достигает совершенства формы своих произведений, используя разнообразные художественные средства: метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы, олицетворение, рефрен и мн. др.

И для кого-то расцветут фиалки
В холодном, белоглазом декабре.
И прошлого ни капельки не жалко,
И на берёзах мёрзнувшие галки
Не в инее, а в звёздном серебре. («Лучик Амура»  эпитеты)
************
К тебе века я шёл дорогой звёздной,
Я завоёвывал чужие страны.
Быть может, в путь пошёл я слишком рано,
Ну, а пленён, быть может, слишком поздно. («Плененный король» гипербола)
***********
А я лишь ключ от старого комода.
Страну свою печально им закрыл.
И помня горький опыт Квазимодо,
Сердечный стон я ложью объявил. («Не люблю» сравнение)
************
Вьюга слепая
Седою бродяжкою
Бьётся в окошко моё,
Сердце сжимая
Под тонкой рубашкою,
Плачет, а может, поёт. («Жди меня» метафора)
*************
Осенних цветов букет,
Слезою роняет цвет,
А листик смешной,
Шуршит надо мной:
«Не кончится, лето, нет!» («Осенний вальс» олицетворение)

Своей любовной лирикой поэт проникает в души своих читателей, затрагивая порой самые сокровенные чувства, даря свет любви, веру в её великое предназначение.

Не расшифрованы скрижали
Любви, и ласковой, и строгой...
И вновь она своей дорогой
Уйдёт в неведомые дали.

Туда, где мир во тьме острога
Кричит, изнемогая дрожью.
Где на замёрзшем бездорожье
Нет ни пристанища, ни Бога... («Любви божественное чудо»)


Поэт понимает, что нет ничего вечного на этой земле, что божественный дар любви невозможно «удержать в ладонях», что однажды Любовь непременно уйдёт, уйдет спасать души таких же страждущих, как и он сам.

Где плачет сердце одиноко,
Крест непосильный обнимая.
Где ночь, холодная, немая,
Молчит угрюмо и жестоко.

Туда, где сердце просит Небо
Живых… насущных состраданий,
Не рифм, не вздохов, не признаний,
А просто горсть ржаного хлеба. ... (« Любви божественное чудо»)

Поэт обожествляет Любовь. Он считает, что с её приходом человеку даруется высший свет, радость бытия, «взаимного участия»,
«божественного счастья».

Где есть в земле замёрзшей, где то
Зерно взаимного участья…
Ростки божественного счастья
Во имя всех людей планеты. ... « Любви божественное чудо»


В декабре 2016 года (за полтора месяца до смерти) в ответ на стихотворение поэтессы Ольги Добросовестной (Украина, г. Киев) «Любовь неслась на каблучках» поэт пишет великолепный экспромт, который представляет собой целостное стихотворение и является очень важным для понимания душевного состояния поэта накануне его ухода «Случалось встретиться и мне…»
Здесь мы видим поэта, которого уже покинули страсти, с милой улыбкой взирающего на происходящее вокруг. Сердце его наполнено нежной грустью по уходящей в «бесконечность» любви, благодарными и светлыми воспоминаниями о её «божественных» дарах.


Случалось встретиться и мне
С её божественным сияньем
В той жизни, будто бы во сне,
На перекрёстке мироздания.

Тот шарф её - прохладный шёлк
Щеки моей едва коснулся...
Едва я спел... едва умолк...
Как стариком уже проснулся.

Ни что не вечно под Луной.
Любовь умчалась в бесконечность.
Увы, не здесь, и не со мной
Она разделит эту вечность.

Но всё же розовый закат
Остался петь струною арфы.
Остался нежный аромат
И шелест шёлкового шАрфа.

И в свете песен и стихов,
Хоть голова моя седая,
Я Мир порою наблюдаю
Сквозь стёкла розовых очков.

Евгений Грант
21.12.16.














.


Рецензии
Очень объективная и точная оценка поэзии Евгения Гранда (Белянина).

Надежда Хисметова   04.03.2019 17:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.