Всё живое должно жить

К сожалению, время играет против нас, и с каждым годом людей, спасавших евреев от фашистов , и свидетелей их подвига становится все меньше. А рассказ мой будет  ,именно , о спасении  жизней.Евреев. И не только.
Моя бабушка болела  перед кончиной три года и мы с ней жили в одной комнатке . И всё время горевала , как там её  куры-гуси-свиньи. Папа работал на заводе "Жальгирис" и бегал смотреть  бабушкино  всё хозяйство. А я отвлекала бабушку от всяких мыслей и всё ныла - "Ну расскажи  про деда...ну расскажи про войну ....ну расскажи про Отто....ещё про зверя  Вальтера расскажи  и про лесовиков расскажи ...ну бааааааааааааа!!!!!!!! " Бабушка сдавалась и рассказывала - а я вела дневник и записывала . И начиналось :
- Вот так и слушай. Страшное время было . И детство моё страшное . И молодость ужасная. Вот только после войны чуть воздуха хапнули в горло - как  старый мой   стал меня ревновать ко всем столбам и одежду стал  топором  рубить на колодках . Но больше всего страха в войну было. Немцы у нас не особо зверствовали - партизанов не наблюдалось у нас . И боялись мы не  немцев , а литовских уланов - которые  фашистам продались . Вот эти да. Эти зверствовали . Но фашисты и есть фашисты - нелюди. В Вильнюсе гетто еврейское было . Но расстреливали  не в гетто - а на Лысой Горе в Велючёнисе прямо недалеко возле нас. Ну вот и дальше значит. Дом у нас складный был. Хороший. Добротный . И немцы наш дом для бесед  - пьянок выбрали .Они мост Викторишкес охраняли и  ползали к нам беседовать и объедать нас . Меня называли - матко. Как вбегут так сразу : Матко - сало - матко- яйко -матко хлеба. Им наплевать было что у  меня  толпа детей и мы сами голодали .
Ну и дальше слушай. В комнате - где фашистюги  сидели - у  меня подпол был . Я там картофель-морковь-остатки сала -свеклу-лук прятала . Чтоб эти нелюди последнее не отобрали.
Ну и дальше. На дворе  начало марта 42 года. Мороз. Снег  лежит .Слегка позёмка порошит . Слышу тихий стук возле парадного входа (был ещё и чёрный вход) Глянула в окошко и обомлела. В одном исподнем , а детишки голые  люди стоят и что-то  говорят. Ну я  мигом впустила и ничего не распрашиваю. Всех в главную комнату в подпол  кидаю. А Виля - матка твоя кричит : "Мамуся ! З  разстелу! З растрелу  бегуть!  И русских навезли и стреляют и они бегуть ! Мамуся ! Нас убъют ! Всех убъют ! Нам в школе сказали - что всех поубивают ! Мы скорынки хлеба пленным кидали - нас  прикладами били ! Мамуся ! Ратуимся ! Поубивають ! "
Ну и дальше больше. Я как скомандовала - : Всем  взять веники -щетки  и заметать следы аж до мельницы - а то к нам приведут следы эти  ! Тут и Яня и Лёля и Виля похватали веники  и метут . А нам как Бог помог ! Снег повалил сильный.
Ну и дальше. Затемно уже было . На конях уланы прискакали . Ворвались и кричат  - где евреи? где русские? (по-литовски) А я руками развожу и на деток показываю - вот только дети дома. Нет никого больше. Ускакали бесы дальше искать по дворам.
Ну и дальше. Собрала я какую-то одежду. Портки. Рубахи. Юбки. Платьица. Кофточки. Пальто. Все одеала  в доме на  две части порезала и закинула в подпол людям . А сама бормочу с испуга - Всё живое обязано жить - всё живое обязано жить . Саган варёной картошки  втиснула в подпол  , чтоб поесть им хоть чуть было . А сама трясуся. Только детям наказываю - : Никому! Ни слова! Даже котам не рассказывайте ! Не видели вы ничего ....не приходил к нам никто ....не знаем ничего ....а сама
 всю ночь  проплакала-поубивають нас  всих.  и матку твою. и  Лёлю и Яню  и Басю. а Басе тогда  три месяца было...
Ну и дальше. А назавтра чёрт припер  Вальтера и Отто. А я подпольщиков уже предупредила - чтоб  сидели ,как мёртвые. Вальтер напился и  начал песню орать - Ах ты матушка Волга Россия !!!!! тьфу зараза такая. Отто яиц набрал и за подруки потянул Вальтера. Ивочка ты моя ! Снизу евреи - сверху фашисты ! Как я выдержала ? Всё на нервах ! По ночам  мы какие-то доски таскали в подпол и нары делали  людям. Там военный был - Юрченков фамилия. Всё хорошо умел делать . А евреев вся семья спаслась . Капланы они по фамилии . Фима. Галя. Роза и Миша.
Ну и дальше. Так два года и жили . Наверху фашисты пьют и орут - а под ними в подполу  люди  от смерти хоронятся. В 44 году летом очень сильно русские били фашистов .  Быстро наступали . Немцы портки не успевали собирать . А меня и Лёлю и Вилю и Янэчку и Басеньку возле  гумна Вальтер построил и  автоматом прицелился - значит смерть пришла нам . А тут Отто  откуда ни возьмись . И в морду Вальтеру и в морду и в морду ! И прикладом его и потянул к мосту - там их эшелон стоял чтоб утекать было на чём . А я сдуру за Отто бегу и спрашиваю на ломанном немецком - За кого молиться мне ? Ты откуда ? Фамилия как твоя ? .....Берг он. Австрияк он .
Ну и дальше значит . Немцы только  здрыснули - ТАНКИ РУССКИЕ!!!!!! И опять к нам в  хату. Карты разложили и  расспрашивают у меня дорогу на Лаваришки . Я им рассказала подробно .И вбегает молоденький корреспондент  с  лейкой(это фотоаппарат) . Красивый такой ! А весёлый такой !!!! Потрепал по голове  мою Лёлю и говорит красавица у вас растёт -одолеем  фашиста - вернусь и женюсь на  ясноглазой. Так и было. Вернулся по войне . Поухаживал всего-ничего. По танцам поводил и женился на моей Лёлечке.
Ну и дальше. Жили мы всей дружной семьёй. Юрченков хоронился от русских. Их стреляли - кто в плену был. Мы ему документы сделали на Довгяло и он уехал  за Буг за Вислу. А с еврейской семьёй мы дом кирпичём стали обкладывать . Хорошо как-то жили . Потом уже. Гораздо позже. Фима и Роза  в Польшу а потом в Израиль уехали . Галинка замуж за югослава вышла. Миша в армию пошёл. А потом тоже в Польшу уехал. Так вот и расходились наши пути-дороженьки . И заплакала.
А я : - Ну ба ! Ну выжили ! Столько людей спасла и плачешь! Ну перестань и давай целовать её.  А бабушка отвечает : - Пожить вот теперь бы. Вам всем помочь. А вон как получилось. Рак у меня - детонька. Знаю. Слышала ,как  для Вили врач говорил в больнице. А жизнь гляди какая хорошая-то !
В 1982 году 10 ноября умер Брежнев. Бабушка на меня посмотрела печально и сказала : - Во пОжили хорошо. Порадовались . И будя. Смута идёт.
Через два дня умерла она. Бабтенька. Бабушка. Ба. Довгяло-Гасюлевич Станислава Брониславовна. Хоронить её пришли три деревни - два села и пол-Новой Вильни.Её много кто знал.  Бабушка была очень хорошей портнихой . .....впрочем она была удивительно хорошим человеком. Царство Небесное. А на фото  вся семья.Нет . Не вся. Янэчку русские  выслали в Сибирь - в Сыктывкар. Пропала она там . А все , что на фото - умерли. Своей смертью Бог забрал. Земля Пухом.    
   


Рецензии
молодец... ты... бабушка - герой... таких единицы...

Валерий Кувшинчиков   22.03.2019 22:08     Заявить о нарушении