Мой топ литературных героинь

Хотел написать данное эссе к 8-му марта, но раз выпал свободный выходной, приурочу к началу календарной весны.


***


ТОП литературных героинь, или рефлексии австралопитека

Вместо эпиграфа:
«Герой на героине, героиня на героине» (группа БИ-2, «Феллини»)



МИСС ДЕТСТВО

Встречайте первую лауреатку, дочь мирового судьи из саги Марка Твена – Бэкки Тэтчер. Что скажешь о столь сокровенном? У меня была своя Бэкки (Лена), начиная с 3,5 лет в детсаду. Мы очень дружили. Но у цинично-юморного американца случился катарсис – сцена с обьятиями-поцелуями в пещере. Поэтому, Тому Сойеру я жутко завидовал. Хулиган и раздолбай, заполучивший сокровище. А я – такой воспитанный и, вообще, правильный мальчик в белоснежной рубашечке. Поэтому, ни американской пещеры, ни жигулёвской штольни и не случится :)



МИСС ОТРОЧЕСТВО

Она же Мисс Юность. Арабелла Бишоп из любимейшей приключенческой беллетристики Рафаэля Сабатини о капитане Бладе. Книжку эту моя бабушка, учительница начальных классов по профессии и призванию, притащила осенью 1984-го за добросовестно собранные мной сколько-то кило макулатуры. Я впал в осадок: где Жюль Верн? Дюма? Или, хотя бы, Гайдар?

А потом открыл первую страницу и… завис до полуночи. Утром (без будильника!) встал пораньше, чтобы успеть прочесть ещё несколько страниц перед постылой школьной обязаловкой. Затем предал игру в футбол с друзьями и побежал домой дочитывать – как там капитан Блад выпутается из патовой ситуации с шайкой головореза Истерлинга?

Воздыхания по Арабелле с перечитыванием книги близ лунного окна стали делом обыденным. Красива. Грациозна. А ещё, женственна и обаятельна без лишних слов. Но если что-то произносит («Суверен – ничто, страна – всё») – ей хочется внимать. Идеальный объект для тихих томлений книжного мальчика.

Пару лет спустя австралопитек чуть поумнел и перестал завидовать капитану Бладу. Напротив, даже зная финал, стал переживать, что у него с Арабеллой ничего не сложится. Но Сабатини написал приключенческую беллетристику с happy-end. Питер Блад, рыцарь без страха и упрёка со смугловатым лицом был, безусловно, достоин такой красавицы. Это вам не обезьянистый нахал Челентано, от которого пачками сохли все одноклассницы. Это – настоящие Герой и Героиня моего юношеского романа. Арабелла «победила» даже пушкинских Марию Гринёву и Лизоньку Муромскую.

http://www.proza.ru/2018/04/16/2103



МИСС ЗРЕЛОСТЬ

Роман немецкого писателя Бернхарда Шлинка «Чтец» известен в России разве что заядлым книголюбам, невзирая на признание на Западе и (в том числе) прекрасную отсылку к чеховской «Даме с собачкой». Я прочёл его лишь после просмотра экранизации 2008 года Стивена Долдри.

Это драма Германии послевоенных времён и внезапная любовь-страсть, вспыхнувшая между 16-летним юношей и 36-летней кондукторшей трамвая. То, насколько точно вошла в роль Кейт Уинслет, прикончило меня окончательно. Как и встреча Микаэля и Ханны, когда ему исполнилось 40, а ей – 60. «Здравствуй, моя принцесса». (Здесь я неизменно отворачиваюсь от экрана и страниц книги). То, что в 40-е годы виделось блажью и банальной страстью, выдержало испытание даже безжалостным временем. Финал внешне трагичен, но ощущения трагедии, как ни странно, у меня не было. А произведения с подобным послевкусием я могу пересчитать по пальцам.



МИСС ЦЕЛОМУДРИЕ

У Толкина совсем немного женских персонажей, но каждая по-своему прекрасна. Холодно-неприступная королева эльфов красавица Галадриэль, возлюбленная Арагорна Арвен. Но – что в трилогии, что в экранизации – сердце моё было отдано дочери Короля Рохана Эовин (Миранда Отто). Ни эльф, ни принцесса, ни владычица, а Дитя Земли с грустновато-доброй улыбкой. Такая способна поставить на колени даже самого могущественного из сребролюбивых призраков-королей. Потому что Зло уничтожит лишь тот, кто сам благодатно свободен от любых его проявлений.

И любовь оказалась внешне не слишком романтичной (по понятиям нашего века). Когда жаждется прискакать на коне, улыбнуться, склонить голову и подарить в знак восхищения цветы. Едва зацветут орхидеи :)



МИСС ЭМПАТИЯ

В великой русской литературе просто кладезь женских персонажей с исковерканными судьбами. Но, предвидя упрёки в жестокосердии, скажу, как на духу: Лариной, Троекуровой или Сонечке Мармеладовой я никогда особо не сочувствовал. Нужно ли анализировать – отчего так? Быть может – да, но не сейчас, если позволите.

Иное дело – Анна Каренина или Настасья Филипповна. Но об Анне я писал эссе для Прозы –

http://www.proza.ru/2018/01/30/1968

– а «роковая женщина» Настасья, на самом деле, несчастнейшее существо, бессовестно сорванный Тоцким цветок, чьи ум, красота внешняя и внутренняя, как и проницательность (в её обстоятельствах) становятся проклятием. Достоевский жизненно-точен в «Идиоте»: Господи, да что там может изречь ей, в чём обвинить не знающая реалий бытия генеральская дочка Аглая Епанчина? Даже сломленная чудовищной средой, Настасья Филипповна не утрачивает то благородство, что позволяет словесно не избивать неискушённое дитя – вне зависимости от степени личной правоты.

Это тоже внешне странноватая любовь – не знаю, какой ярлык повесили бы на неё психологи. С Настасьей Филипповной мне всегда хотелось… посидеть и дружески выпить. Нечто вроде: Знаешь, жизнь не настолько дурна и бессмысленна, просто, у тебя так сложилось… Хочешь, расскажу тебе одну историю…

Быть может, я беру на себя слишком многое – судить не мне. Когда я в 32-й раз поведал об этих рефлексиях супруге, она привычно и по-доброму рассмеялась: половину приукрасил. И, вообще, не знаешь нашего брата. Но слушать – интересно.

И на том спасибо. Всех с наступающей весной! :)
 


Рецензии