Красота и ее палачи

КРАСОТА И ЕЕ ПАЛАЧИ


Недавно на российском телевидении  показали русско-турецкий сериал «Султан моего сердца», и наш телезритель вновь глубоко прочувствовал красоту восточных мужчин. Но этот фильм, разумеется, не может конкурировать с турецкой «Черной любовью», которая буквально взорвала мировую телеаудиторию именно по причине невозможной красоты  глаз главного героя сериала Кемаля Сойдере.
Интересно, что существует исторический факт огромного интереса к красоте восточных мужчин у жителей  столицы Российской Империи  - Санкт-Петербурга – в начале девятнадцатого века. И связан он с трагическим событием – гибелью в 1829 году в Персии русского посла Александра Сергеевича Грибоедова.
Сложилось неправильное мнение, что Грибоедова в Тегеране убили безнаказанно. За этой смертью последовала жестокая расправа над бунтарями. Две с половиной тысячи человек были наказаны: казнены, покалечены пытками и высланы за пределы Персии. Кроме того, правитель страны Фетх Али - шах послал в Петербург своего внука Хозрев-Мирзу с извинениями и  для избежания войны с русскими и улаживания дипломатического скандала, а также в  возмещение пролитой крови, с богатыми дарами. В их числе был алмаз «Шах».
Это был один из самых способных потомков правителя Фетх Али - шаха из почти сотни сыновей и их детей. В состав «высокого посольства» также  вошли поэты, лекари, беки и другие. Самое почётное положение занимал сундуктар (казначей), который вёз дорогую цену трагически пролитой русской крови –  алмаз «Шах» из украшений трона Моголов.
Этот камень имеет форму неправильного октаэдра. Вес – 88,7 карат. Полностью прозрачный со слегка желтоватым оттенком. Легендарный кристалл имеет свои «фирменные знаки», благодаря которым его нельзя спутать ни с каким другим алмазом в мире, – это три выгравированных на поверхности «рисунка-автографа», которые достались камню от своих прежних великих владельцев. Ещё одна важная особенность «Шаха» – до наших дней полностью сохранена первоначальная огранка, сделанная индийскими мастерами больше 500 лет назад! Изначально кристалл весил 95 карат – фактически его слегка огранили по естественным граням.
Этот кристалл – наглядный символ безраздельной власти и могущества. За время своего явления свету, алмаз «Шах» побывал в качестве главного украшения богатейших сокровищниц самых известных и могущественных восточных правителей. Из-за этого божественного и, вместе с тем зловещего кристалла, гибли люди, разбивались судьбы, шли на дно корабли. Ужасно сложилась и судьба  посланника  Фетх Али-шаха в Россию.
Весной 1829-го года принц Хозрев-Мирза с «великим посольством» прибыл в Петербург, где его встретили со всей пышностью. Поговаривали, что Николай I, принимая камень, торжественно произнёс: «Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское происшествие!». Сокровища были настолько ценные и многочисленные, что российский император простил шаху ещё и долги. Согласно хроникам, в тот же вечер алмаз «Шах» осмотрел русский учёный  Сенковский, который был знатным  востоковедом и первым прочёл и истолковал надписи, выгравированные на алмазе.
А персидский принц Хозрев-Мирза остался какое-то время жить в Петербурге. Внук шаха был очень образован, отличался приятной наружностью и пользовался большой популярностью в петербургском свете. Его часто видели в городских театрах и музеях. И всякий раз вокруг него собиралась толпа тех, кто хотел получше рассмотреть персидского красавца. Всех изумляли его черные  глаза необыкновенной красоты.
                Обладающий изумительной внешностью и  недюжинным умом Хозрев-Мирза надеялся с поддержкой России сделать  большую карьеру на родине в обход старшего брата и наследника престола шаха Моххамеда. Но тот не дремал, и в 1832 году иранский премьер-министр Каэм-Макам Фарахани по его распоряжению бросил красавца в тюрьму в Ардебиле. Там по приказу Моххамед-шаха, которого считали слабоумным (что не помешало ему сесть на трон), Хозрев-Мирзе выкололи его прекрасные глаза. Его старший единоутробный брат Джангир был подвержен той же участи.
Но прожил покоритель русских сердец  долго и умер в 1875 году. Однако жизнь эта была такой жалкой и ничтожной, что даже сам погубитель амбициозного красавца,  его родной брат шах Моххамед, старался никогда не видеть калеку, которого изуродовали по его же приказу. И когда он  несчастным просителем появлялся во дворце, его принимали слуги правителя.
Николай Первый, на чью поддержку так надеялся Хозрев-Мирза, никак не отреагировал на ужасный поступок брата  принца. Да ему, скорее всего, слабоумный  Моххамед был более выгоден на персидском троне, чем умный и образованный Хозрев-Мирза.
В кошмарном безумном поступке его палача, хотя и замешанное на боязни потерять трон, все-таки видится желание уничтожить  необыкновенную красоту соперника. Выколоть  такие прекрасные глаза – это  немыслимое злодейство, о котором даже думать страшно!


Рецензии