Поиски пробуждения II. 16-17. Учения, учения...

ИЛЛЮСТРАЦИЯ. Учения его Святейшества Кармамы 14 Оргьен Троинле Дордже: общий вид, в ценре - Камапа на троне

ГЛАВА 16. В Индии Бодхгайя, где Будда  получил  Просветление - это самое  уникальное  место для  буддистских паломников всего мира. Здесь, около  храма  Махабодхи, где  находится  изумительная  четырех  метровая статуя  Будды, молитвы  не прекращаются ни на мгновение. Неизвестно, когда  этот  храм  был построен  и  кто его соорудил. Создан он из горного камня и имеет изображения  Будд, бодхисатв  и божеств  Ваджраяны. Ежегодно  здесь проводят  Монламы  все  буддистские  школы, последователи  которых  приезжают поучаствовать  в  практике  вместе со  своими учителями  и помедитировать около статуи Будды.
 
Учения  по  Дзогчену  проходили  недалеко  от  храма  Махабодхи, где был  построен  специальный  павильон. Территория  в  нем  была заранее  разделена  веревками на сектора, которые предназначались  для слушателей:  Лам  и  Геше, монахов  из  разных  монастырей, мирских  тибетских  последователей  и иностранцев. Народу собралось, как всегда, очень много, все толкались, кричали и бегали  туда и обратно, потому  что пытались устроиться как можно ближе к трону  Далай Ламы или, по меньшей мере, к монитору, на котором транслировалось  все  происходящее во время учений.

Но основная масса людей  уже расселась на места, и  понемногу все  стало успокаиваться. Ближе к началу  учений  начали  прибывать  Ламы, главы  всех  школ  тибетского  буддизма  и ближайшие ученики  Далай Ламы, а также настоятели монастырей  и  йогины. Я  с любопытством рассматривала всех присутствующих. Никогда  прежде  я не видела  такого большого собрания  монахов  и  высоко реализованных  Лам. Мое внимание особенно  привлек  Кармапа Ринпоче, который  сидел на небольшом  троне.

Вскоре  появился  Далай Лама и учение началось. Сделав три полных простирания перед танкой Будды и поприветствовав всех присутствующих, Он величественно поднялся на высокий трон, при бдительной поддержке  своих помощников, и начал давать учения, которые продолжались  несколько дней  и проходили  по две сессии. 
Сначала  Далай  Лама подробно рассказал о труде «Лам Рим» Ламы Цонкапы, о путях развития малой, средней и высшей  личностях  и совсем  немного  о Дзогчене.

Дзогчен, иначе - Атийога  или «путь  без  усилий», известен, как  Великое Совершенство, это прямой метод  для  реализации  единства  ясности и пустоты, природы ума  и достижения  буддовости. Эта йога  за пределами обыденного  сознания, ее  путь  основан на ригпа, аспекте природы  Будды, чистом  осознании или союзе изначальной чистоты и спонтанного присутствия.  Здесь предлагаются  необычные техники проявления и развития  ума  ясного света. Дзогчен  пригоден лишь для тех, кто завершил накопление благих заслуг и имеет исключительно высокие способности. На мой взгляд, это сложное учение для реалиции, врочем, как и все другие.

В  Бодхгайе находится несколько монастырей, и  я решила  их посетить. Сначала  я  зашла  в монастырь  линии  Гелугпа, заехала  в  Root  институт»  Ламы Сопа, в  большой   Нингмапинский монастырь  и, наконец, попала в Тергар, монастырь, возглавляемый  нингмапинским  Ламой  Мингьюром  Ринпоче, сводным  братом  Чоки  Нима Ринпоче, которого  я  уже встречала  2 раза в Непале. Как оказалось  этот монастырь одновременно считается  резиденцией  17  Кармапа  Ринпоче  Оргьена  Тринлея  Дордже.
 
Как  раз в  это время  Кармапа Ринпоче давал  3 дневные учения и посвящение в практику  Гуру Ринпоче, так  что мне удалось  их посетить. В  перерыве учения одна  молодая  европейская  монахиня  сообщила о том, что скоро начнется  Монлам  и пригласила  присоединиться  к  европейским  монахиням  школы  Кагью. Конечно, я с радостью согласилась.
 
Тогда  я ничего не знала о линии школы  Кагью тибетского Буддизма, кроме того, что ее  Учителя, великие практики йоги. Эта линия берет  начало  от  Дхармакайи  Будды Вадрадхары и переходит  к  Махасиддхи  Тилопае,  Наропе, переводчику  Марпе, а  также великому  йогину  Миларепе, который достиг  просветления  за одну жизнь, усердно  практикуя  в  уединении  в пещере многие годы, перенося  серьезные  лишения и страдания. Затем, переходит  к  Гампопе и его ученику  Дусуму  Кхьенпа, первому  Кармапе.
 
Дусум  Кхьенпа  (1110-1193) считается воплощением  бодхисаттвы Авалокитешвары. Он родился в Кхаме в Трешо. В  16 лет принял обеты послушника, а 3 года спустя переезжает  в провинцую  У, чтобы изучать философию с 2 учеными. Немногим позже он получает  инструкции в  Кадам от Геше Шарава и изучает  мадхьямику и винайю. По совету  Гампопы он уходит в ретрит и получает реализацию  нераздельности  самсары и нирваны. После чего отправляется в Кхам в Кампо Гангра, где основывает первый монастырь. Немногим позже создает в Цурпу второй монастырь. Свое имя Кармапа он получает от кашмирского пандита Сакьяшри, что означает  будда-дейстия. Он также  основал подшколу  Камтсанг, которой  следовали  все последующие Кармапы. Другие ученики  Гампопы создали свои подшколы, таким образом, разделив  Кагью на множество ветвей.
               
Позже я узнала, что школа  Кагью отличается  от других школ тем, что опирается  на безусловную  преданность  Гуру  и в основном  отдает свое время исключительно практике. В  том  числе  это практики развития шаматхи и випашьяны, шесть  йог  Наропы  на основе материнской  Тантры Чакрасамвары, а также  Махамудра  и Дзогчен. В  Кагью не слишком занимаются только лишь заучиванием  наизусть огромных буддистских  философских трактатов  и, затем, дебатам  для развития логики, на  чем  обостряют внимание  в школе  Гелуг, школе новых переводов.
 
Основателем  Гелугпа  является  великий  тибетский  мыслитель  и  практик  Лама Цонкапа*, который получил великолепное и разностороннее  образование  в  буддистских  монастырях  Сакья, Кагью, Кадам, Шалу. Он  провел несколько лет  в  ретритах, прежде  чем был признан великим знатоком трактанов и победителем  в  дебатах,  придерживался  внесектанских  различий,  а  его главным  Учителем  считается  Рендава.

Лама Цонкапа  был обеспокоен  нарушением  монашеской дисциплины в монастырях Тибета того времени, неверным  толкованием  Дхармы, деградацией тантрической практики до уровня обычного секса, бытовой магии, что было абсолютно несовместимо с  учениями Будды. Поэтому  под  его руководством  был построен  монастырь  Ганден  и основан  новый орден. Основные дисциплины, которые он предложил  изучать  монахам,  были основаны на пяти последовательных курсах, таких как:  праджняпарамита,  эпистемология, мадхьямика, виная, абхидхарма. Полный  курс  образования занимал около 20 лет, после чего можно было  продолжить совершенствование  в области  тантры. Именно образованность и строгое следование обетам Винайи отличает школу Гелуг.

 Чже Цонкапа написал много трудов, разъясняющих истинный смысл учений, в том числе: «Ламрим  ченмо» - «Большое руководство  к  этапам  пути  Пробуждения», «Нагрим  ченмо» - «Большое руководство  к  этапам  пути  мантры», «Шесть  йог  Наропы» -  эти тексты уже переведены на русский язык. А также  «Brilliant  illumination of the lamp of the five stages», «Ocean of reasoning», «Treatise on the middle» и многие другие, которые переведены  с  тибетского  языка на английский. Эти книги, поистине, кладезь драгоценных, уникальных  знаний  и  руководств по практике. Именно Лама Цонкапа впервые ввел проведение  Монлама, новогоднего молитвенного собрания, а  его ученики  основали известные гелугпинские монастыри Дрепунг и Сера. Один из  его учеников позднее был признан первым Далай Ламой.

ШКОЛА НИНГМА, основанная в VIII веке, школа старых переводов, родоначальником  которой считается  великий тантрический  практик  Гуру  Падмасамбхава, дословно - рожденный  из лотоса, или  Гуру Ринпоче. Когда он прибыл в Тибет, то  укротил враждебно настроенные силы бона  и привлек их на службу Дхармы. Нингма уникальная школа  не только потому, что  ее  передают поколениями  от  Учителя  к  ученику  из уст в уста, или  от  ума к уму, а Тертоны* открывают циклы  учений  терма* оставленные для будущих поколений в пещерах самим  Гуру Ринпоче, или  в  пространства  Акаши*, но потому, что в ней  практикуют  Тантру,  Дзогчен, и передают  ученикам  постижения  чистого видения  и другие  реализации напрямую. Какое-то время  ее строго запрещали практиковать гелугпинким последователям, особенно монахам, но  7  Далай Лама все же включал определенные  садханы в свою практику,  а 14 Далай Лама передал нам несколько  из них в Дхарамсале, в том числе и практику чистого видения  Божеств.
                -
Что же касается  школы Сакья, которая основана в 1073 году Кхон  Кончог  Гьялло Триндзином, то ее доктрина  восходит  к  учению махасиддхи  Вирупы, особое внимание  в ней  уделяется   йоге промежуточного состояния  бардо (состояние после смерти преред новой жизнью), одним из основных йидамов  считается  Хеваджра, Вадрадакини и другие божества. Я не сталкивалась с этой школой близко, только получила  одно посвящение от  Сакья Тридзина Ринпоче  главы школы Сакья  в  его резиденции  в Дарадуне.
 
Вернемся  к  Монламу. Во  всех  четырех школах  буддизма  его практикуют  в начале каждого тибетского нового года.  В школе Гелуг, например, уже несколько лет подряд  проводят  Монлам  в  Намьяле, монастыре Далай Ламы в Дхарамсале. Мне посчастливилось  присутствовать  на  гелугпинском  Монламе  в  Сарнатхе, Бодхгайе  и  несколько  лет  подряд  в  Дхарамсале.

Но  Кагью  Монлам  уникален  тем, что  на него может приехать  человек  практически  любой национальности  и  активно участвовать, читая транскрипции  тибетского  текста  на родном  языке, а  в  наушниках  синхронно слышать  его перевод,  а не только  присутствовать, ничего не понимая  при  этом, как  происходит  во всех  других буддистских  школах. Кармапа  17 Оргьен  Тринлей  Дордже  позаботился, чтобы иностранцы  активно участвовали  в  Монламе, поэтому тексты  были  переведены  на  многие иностранные  языки.
 
Кагью  Монлам  это традиционная  практика  линии  преемственности  Кармап.  В это время,  около недели, большая  группа  духовно реализованных  тибетских  Учителей, в  том  числе, Ринпоче, Тулку,  Кхенпо  и  Геше, весь  Лабранг  Кармапы,  а также простые  монахи   и  монахини  из  множества  тибетских  монастырей  Индии  и других стран, и мирские  последователи, ежедневно  проводят  совместные практики. Добавлю, что  у  Кармапы Ринпоче, кроме тибетских  и  европейских монахинь, учатся  дхеравадинские  бхикшуни, принявшие полные  монашеские обеты в  Бирме, Китае, Сингапуре, Тайване. В тибетской традиции  монахиням не дают посвящение в  бхикшуни: эта традиция утрачена, поэтому получившие по тибетской системе посвящения монахини имеют неполные монашеские обеты.

С  самого раннего  утра  на Кагью Монламе проходит  церемония  принятия  махаянских обетов  Соджонг. Раньше  эти обеты принимались  только  Сангхой  монахов, но позже, Кармапа  Ринпоче разрешил и мирским  последователям   принимать их на каждый день. Затем  до пяти вечера начитывают  духовные тексты.
Ежедневно  Кармапа  Ринпоче проводит  на  Монламе  Учения, а в отдельные дни  дает посвящения, благословения  и  комментарии. Вечером  или в  перерывах между сессиями  всем желающим  предоставляется  возможность  увидеться  с  Ним лично  и задать  вопросы, правда,  для этого необходимо заранее записаться  в офисе.

Во время Монлама  обязательно проходит  традиционная церемония  у самой ступы Просветления  Будды Шакьямуни, когда возглавляемая  Кармапой  17 и его Учителями  Сангха  бхикшунь и бхикшу  проносит  все тома  Кангьюра, где собраны  сутраянские учения  Будды и Тенгьюра, собрания  всех учений по тантре. Это очень  торжественная  церемония, которая охватывает  весь храмовый комплекс  и собирает множество  зрителей.

В  конце  Кагью Монлама  обязательно проводится  Морме Монлам, подношение светильников. Очень красиво, когда все  присутствующие символически  подносят  Буддам и Бодхисаттвам  «свет своей души» в виде светильников  или  зажженных свечей. По окончании устраивается концерт: национальные  тибетские танцы, песни  и музыкальные выступления  тибетцев, европейцев  и  представителей других стран. Все это происходит  под  бдительным  контролем, необыкновенной заботой  и при активном участии самого Кармапы Ринпоче.

Интересно, что в  школе Кагью уделяется специальное внимание священным танцам  Лам, - абсолютно уникальное явление. Обычно  это трех  часовые программы, но  я  знаю, что некоторые  из  них длились  и  более пяти часов, которые  раскрывают  тайный смысл буддистского учения символическим  языком  и изображают  жизнь людей, различных  Божеств, Духов  и  других существ. Монахи  облачаются  в  потрясающие костюмы  и живописные маски, часто танцуют не только простые монахи, но и реализованные  Учителя, и даже сам Кармапа. Их движения совершенны, смысл глубок  до  проникновенной истины, они пребывают в  состоянии  глубокой  концентрации, их энергия  охватывает  всех присутствующих  и проникает в самые глубины  сознания. Эти танцы Лам, на мой взгляд, абсолютно совершенны, потому  что  гармонично совмещают содержание, форму и воплощение.
   
В  школе  Гелуг  танцы  Лам проходят  перед  посвящением  Калачакра  Тантры или на Церемонии долгой жизни Далай Ламы, которая  ежегодно проводится  в Дхарамсале и других монастырях, но их обычно представляет небольшое количество монахов  и  они выступают  от нескольких  минут  до часа. Чаще всего эти танцы  изображают  элементы  6  стихий  или  Дхьяни  Будд, которые подносятся  Далай Ламе, как воплощенному  Божеству. Я видела  такой  прекрасный  танец  на праздновании  80 летия  Далай Ламы в Дхарамсале  в  2016 году.
 
В  первый мой визит в Бодхгайю, Кагью Монлам проходил прямо около ступы, где Будда Шакьямуни получил  Просветление.  Но  потом, после взрыва терористов, его перенесли в павельон  Тергара. Во  время  Монлама  еще у  ступы  в  перерывах  я наблюдала  за поведением  нескольких  5  летних  монахов  тулку. Тулку - это  перерожденцы  великих  Учителей. Тибетцы считают, что сознание человека переходит из одного тела, когда оно умирает, в  другое, и продолжает совершенствоваться  и  работать на благо существ. Они разыскивают  перерождения  великих  Лам  и обучают  их с самого детства  по специальной программе.

Мальчики, за которыми  я  наблюдала, опекались  наставником, пожилым  монахом, он  сидел  рядом с ними и если они сильно  шалили, отвлекал их разговорами или слегка шлепал по затылку. Обычно такими  наставниками бывают монахи, имеющие сильную кармическую связь  с  Ламой  из прошлых жизней. Как  только  Тулку  распознают их, еще крошками  забирают  из  мирской  семьи, и  они встречают  родителей  крайне  редко. В  тибетской  традиции  мать  вообще отстранена  от  воспитания  Тулку  или  Ринпоче, о нем  заботятся  монахи и духовные  учителя. 

В  этот  Монлам  я  познакомилась  с  европейскими  и  тайваньскими  монахинями, и мне очень понравилось, что всем  им Кармапа  Ринпоче уделял  внимание, устраивал специальные образовательные  программы, обучал, как носить монашескую одежду. После  Монлама  я  благополучно вернулась  в  Россию  и  продолжала  работу, скрывая от всех, что  имею монашеские обеты. Иначе  бы меня  сразу выгнали, это понятно! Однако работа  мне очень   нравилась,  и  я  от всего сердца старалась помогать  всем  подросткам  и их родителям,которые  приходили  в  наш  центр. Кроме того, я регулярно  проводила  по  2-3 раза в неделю  групповые занятия  по  хатха  йоге  а, затем, по психологии.               
                       

ГЛАВ 17. Осенью  2011 года  я вернулась в Индию  в  Дхарамсалу, взяв  туристическую визу на несколько месяцев. Сначала  я сидела в номере дешевого  отеля  и сутками  практиковала, отрываясь только на еду. Но когда начинались учения  Далай  Ламы, я прерывала  практику  и  направлялась  в Намгьял  за дальнейшими инструкциями, которые получала  во  время  учений.

Однажды покупая продукты в магазине,  я встретила  знакомую  москвичку, она  изучала тибетский  язык в Дхарамсале. Знакомая сообщила, что Далай Лама совсем скоро  будет давать учение по  одной  из практик в  тантрическом  монастыре Гьюмед  на юге Индии. И  мы решили  поехать  туда  вместе.

Мы  точно  знали, что  для того, чтобы приехать  в  штат, где располагался  монастырь, нужно было   предварительно  получить  письменное  разрешение  в  полиции  в  Дели, но у нас уже не оставалось  времени для  оформления документов, поэтому  мы  рискнули  поехать  без  него.  Я мысленно молилась  Далай  Ламе и просила, чтобы  нас  не задержали на въезде  в штат,  и не возникло  никаких  препятствий  для  учений.

Это был  первый и последний раз, когда с европейцев  не  спрашивали разрешение строго, все  последующие  годы, полиция  вела себя  очень  активно. Еще за множество  километров  до  монастыря  полицейские  с  автоматами  и  специальной  техникой преграждали   дорогу  всем  проезжающим  машинам  и автобусам, проверяя  докуметы  у  пассажиров, едущих на учения. Если разрешения не было, такого  человека  не пропускали в штат, а если находили  без  разрешения  на учениях, выдворяли из штата  или  сажали в тюрьму на десять дней.

Дорога  была  очень  дальней, двое  суток  мы ехали  до города Бангалора  на поезде, три  часа на пригородной  электричке, несколько  часов  на  автобусе и, наконец, на рикше, за это время можно   было  понаблюдать за  разнообразием  и  красотой  этой  прекрасной страны, ее людьми   и  традициями, но мы, конечно, очень  устали. Когда добрались  до места  учений, то увидели, что  уже полным  ходом  идет  подготовка  к  встрече  Далай Ламы. Монахи  украшали  не  только  сам  монастырь, но и прилегающие к нему  территории.  На расстоянии  в несколько  километров  с  двух  сторон  дороги  были развешены  тибетские  флажки  и  многочисленные транспаранты с  приветственными словами  и изображениями  Далай Ламы. Везде  царила праздничная атмосфера  и радостная  суета.

Учитель  моей  знакомой  разрешил  поселиться  вместе  с  его  группой, так  что волнений, где остановиться  на ночлег  в  этот раз не  было. Мы расположились прямо напротив главного  храма  монастыря, где должно было проходить  учение, в  небольшом  одноэтажном  домике. Ринпоче со своими учениками еще не приехал, и  у  нас появилось  время хорошенько рассмотреть  всю территорию.

В  школе Гелуг  всего два  тантрических колледжа: на севере Индии  чуть  ниже  Дхарамсалы - малый колледж Гьюто, и на юге  большой  тантрический колледж Гьме, в который  мы  и  приехали. Выпускники  всех буддистских  университетов  этой школы, получившие звание  Геше, доктора  буддийской  философии, проходят  один  год обучения  в  этом  монастыре, изучая  тантру.

Здесь  в Гьюме  царила такая душевная атмосфера, что все казалось бесконечно знакомым.  По центру  монастырского подворья  располагалась  Гомпа, внутри  которой  возвышались  огромные статуи  Будды  Шакьямуни, Ламы Цонкапы, Авалокетишвары и множество танок  с  изображениями  известных буддистских философов. Здесь уже украшали трон  для  Его Святейшества  и  для настоятеля  монастыря, развешивали гирлянды цветов  и  устанавливали звуковую аппаратуру. Около входа  в  Гомпу монахи рисовали краской на асфальте  благоприятные знаки в виде раковины, рыбок, колеса и другие.

На  верхнем  этаже храма  находились  апартаменты  для пребывания  и отдыха  Далай  Ламы, в конце  учений, после Его отъезда, всем  разрешили посмотреть их. Интересно, что абсолютно во всех тибетских храмах создают  специальные комнаты для отдыха  Далай  Ламы  и обязательно  высокий  трон, где Он мог бы  восседать  во время  своих учений. 

На втором этаже храма  также располагались  офисы дирекции  монастыря  и комнаты для отдыха  учителей. И, наконец, небольшой дом, где проживал  настоятель.
 В  маленькой старой  Гомпе  расположенной  рядом  мы увидели  три  песочные мандалы  главных  тантрических  божеств  гелугпинской  школы - Гухьясамаджи, Чакрасамвары и Ямантаки, поэтому  мы  пошли «наматывать круги»  вокруг монастыря, как это принято в буддизме, делая  кору, дабы накопить  благие заслуги.
Вокруг  Гомпы  находились  одноэтажные домики для проживания монахов, состоящие из двух, трех  комнат, они предназначались  для  выпускников монастыря. За ними проходил следующий  ряд  домиков, для более молодых монахов  и  так далее, все остальное  пространство  монастыря было заселено монахами из различных провинций Тибета.

Утром следующего дня  огромная  армия  тибетских монахов  и мирян  выстроилась  с  белыми хадаками  вдоль дороги, чтобы поприветствовать приезжающего  Далай Ламу.
Мы ждали долго, было очень жарко и раскаленное солнце  успело подпалить  кожу  на  наших  белокожих  лицах. Наконец  раздался звук вертолета, в  нем  везли  Далай Ламу. Все засуетились, развернули  хадаки и  радостно  замахали  ими, при этом  громко  выкрикивая:
 - Далай Лама, Таши делек!  -  что значит,-  Далай Лама, здравствуйте!

Но пришлось  ждать еще  часа два, пока машина Далай Ламы не появилась на дороге. Она медленно двигалась  вдоль  нее, а из открытого  окна  Далай Лама махал рукой всем  встречающим  Его. Когда машина  стала  приближаться  к нам, люди оживились. Все  старались протянуть  хадак  так, чтобы Далай Лама заметил их, Он  улыбался и давал  всем  благословения.
 
На следующий день Учение началось трёхдневное учение. Сначала Его Святейшество  подробно изложил  мандалу всех божеств (буддийских)  и практику стадии зарождения. Во второй  день Он должен  был обяъснять стадию завершения, но  переводчик  с тибетского  на английский  прямо  сообщил, что не может следовать  учению  Далай Ламы, потому  что  не  готов к  переводу, - его  не предупредили заранее о теме. В связи с  этим  он будет  использовать материал  из  одной уже опубликованной книги. Это вызвало во мне глубочайшее разочарование, я  только  что закончила  изучать эту книгу и два раза прочитала ее, поэтому  прекрасно  помнила  ее содержание.

С  разочаврованием  я  включила  русский перевод, в  котором  бесконечно  читались отрывки  из  этой книги. Мне стало жаль, что  упускается  уникальная возможность  получить комментарии  от  самого  Далай Ламы, тогда - то  я  и поняла,  насколько  важен  хороший,  компетентный   переводчик. Я  сидела  и  молила  Учителя  о том, чтобы  Он помог  мне  научиться практиковать  то, чему  Он  сейчас учит. Я просила, чтобы у меня, наконец, появилась возможность  серьезно заняться практикой, о которой  я так  долго мечтала. И в  какой-то момент, уловила следующую фразу, которую произнес  Его Святейшество:
«Не сомневайтесь, Учитель  хорошо  вас  слышит»!

В  последний день учений  было посвящение в практику  Гуру  йоги Авалокитешвары, практику, которую  сам  Далай Лама написал, будучи  еще подростком.  Все  стали менять  свои места, монахи и мирские тибетцы устремились  к  Гомпе, и  я последовала за ними, поэтому  чудесным  образом, оказалась  прямо у входа, откуда  было хорошо  виден  трон, где сидел  Его Святейшество.

Среди  массы тибетцев  со смуглой кожей  Он сразу заметил  меня  и, в какой-то момент, впав в состояние медитации,  я  увидела  необыкновенно  яркий золотистый  свет, исходящий из сердца Далай Ламы, который  бесконечными  лучами  заструился, пронизывая  всех присутствующих  и  распространяясь  за пределы  монастыря. Конечно, все есть  иллюзия  ума, но  именно  тогда  я отчетливо  поняла, что все  мои  духовные  Учителя, которых  я  встречала  в  этой  жизни, были только подготовкой для встречи  с  Далай Ламой.
      
 Когда я вернулась  в  Дхарамсалу, то  опять погрузилась  в практику  и четко ощущала, что меня направляют и ведут. Сами собой «приходили» нужные книги,  и я точно знала, что и как необходимо  практиковать. Именно  в  это время  я  стала изучать тратат  Ламы Цонкапы «Шесть йог  Наропы» и знакомиться со стадией  завершения, но  как - то  случайно  узнала, что  Кармапа Ринпоче, резиденция которого находилась  в  Гелугпинском  монастыре  Гьюто, проводил коллективные благословения  своих учеников  и всех  желающих. Там  я и узнала, что скоро  в  Дели будет проходить  конференция, посвященная  900 летию первого  Кармапы  Дусума  Кхенпа.

 Мы зарегистрировались  на сайте и вскоре выехали в  Дели. Там  я сняла дешевый  номер в Пахаргандже. Даже на такой номер катастрофически не хватало денег. Я  еще не знала, что Кармапа Ринпоче заботиться  о каждом ученике, который приезжает  к  нему  на  учение, поэтому нервничала. Конференция проходила  в  одном  из шикарнейших  делийских  отелей. Хотя  была  зима, вокруг   росли цветы, пели птицы и  били фонтаны, в воде  которых  плавали  прекрасные  живые  лотосы. В  Дхарамсале  было жутко  холодно, в  номере гостиницы  я  безбожно мерзла  даже в  куртке, а здесь было так красиво и тепло, как  весной  в  России. Когда мы отстояли длинную очередь на  досмотр и затем  вошли  в зал, то нас, монахов  и монахинь, сразу  разместили прямо на сцене, недалеко  от  Кармапы  Ринпоче  и специальных гостей  конференции.

 Когда  раздались торжественные звуки труб, появился  Гьялва Кармапа  в окружении  своей  свиты, а затем  и все участники конфепенции. Он явно находился  в состоянии глубокого  сосредоточения  и был похож  на Бога, только что  спустившегося  с небес.  Я невольно  восхищаясь  его постоянным  пребыванием  в осознанности. Мирские гости рассаживались  на стульях в зале. Никто не толкался  и не шумел. Вообще, исключительно все  учения  у  Кармапы Ринпоче, которые мне удалось  посетить  позже, были прекрасно  организованы.  Люди  заранее  знали свои места и спокойно рассаживались на них.

Кроме того, оформление  сцены, зала  и всего пространства  вокруг, в  которых участвовал Ринпоче, вызывали  эстетическое  удовольствие. Перед  началом   звучала  восхитильная музыка или  духовные песнопения, сочиненные  им самим,  много ваз с  живыми  цветами  украшали зал, прекрасные танки  божеств  и  угощения.
   
Из  всех выступлений  на конференции  за  давностью времени  запомнилось  только одно. Это была речь  индийской  йогини, которая  возглавляла  один из  Ашрамов  в Дели.  В  своей речи  она делилась воспоминаниями,  как организовывала  Ашрам  с благословения  Кармапы Ринпоче  и делилась  с нами опытом переживаний  практики  концентрации, вдохновляя всех присутствующих следовать ее примеру.
 
Именно на  этой конференции  со мной произошли очень важные духовные переживания. А начались они с момента, когда  индийский певец  стал исполнять  дохи  махасиддхи  Сарахи, спонтанные песни реализации  на санскрите. Они исполнялись  под  сопровождение  ситары  и первый раз  публично. После  этого  со мной стали  и происходить необыкновенные  события, но  об этом  я писать не могу.

Особенность  всей  конференции заключалась  в  том, что в один из дней монахи доставили небольшую  статую  Дусума  Кхенпа, которая  обладала  особенной силой благословения  и  уникальной  историей. Кармапа  Ринпоче сказал, что это говорящая статуя  и если  задать ей вопрос, то можно услышать  ответ самого Дусума  Кхенпа. Она несколько столетий  хранилась  в  монастыре Рипа  Бхарма на востоке Тибета  и служила объектом  преданного  поклонения  множеству  паломников. Во времена  вторжения  на Тибет  китайской коммунистической армии, два тибетских монаха смогли  тайком  перевезти  ее  в  Индию  и в настоящее время,  она обычно находится  в одном  из  монатырей  в штате  Карнатака  в Индии.

Когда  статую вносили в зал, то традиционно заиграли тибетские трубы, подчеркивая  торжественность  момента. Сам  Кармапа  и группа приближенных к нему монахов  торжественно внесла ее в зал,и расположили  на заранее приготовленном месте. Статуя  была  оккуратно  завернута  в  хадак, белый  тибетский шарф  для подношений, и в конце церемонии  у нас возникла уникальная возможность приблизиться  и пообщаться  с ней. Затем, когда  мы по очереди подходили  к  Кармапе Ринпоче  с  белыми хадаками в руках, он давал свое благоловение и  дарил  подарки, в  том  числе юбилейную  медаль  с  изображением   Дусума  Кхенпа.

После этой церемонии началась тибетская национальная программа, на которой  исполнялась написанная  Кармапой  поэма, восхваляющая  воплощения  всех  16  Кармап, и  исполнены  национальные  танцы  и  песни  всех  четырех  главнейших  регионов  Тибета. Вся эта программа была необыкновенно прекрасна  и  воодушевляла  своим благословением.  С  этого времени, мое  сердце принадлежало Кармапе Ринпоче,  а  ум  Далай  Ламе. И между  ними началась  внутренняя борьба. Потребовалось время, чтобы разобраться, что происходит.


Рецензии