Четыре стихотворения из фонда Ипполитова-Иванова

В Российской национальной библиотеке (С.-Петербург) хранится фонд композитора Ипполитова-Иванова1, который передала после его смерти в 1935 году в библиотеку вдова композитора, певица В. М. Зарудная.
Среди переданных материалов в фонде композитора привлекают внимание четыре интересных, на наш взгляд, стихотворения, которые значатся, как «неизданные стихи И. А. Гончарова, С.-Петербург. 1859 г.». Каким образом и как эти стихи попали к Ипполитову-Иванову и являются ли они действительно произведениями И. А. Гончарова, остается пока загадкой.
По всей видимости, стихи пленили композитора, и он не только переписал их своей рукой (в деле черновые автографы Ипполитова-Иванова), но и написал в конце 20-х — 30-х годов XX в. к ним музыку, ноты которой также хранятся в архиве композитора под названием «эскизные наброски» для голоса с фортепьяно2.
Многие исследователи творчества И. А. Гончарова просматривали тексты этих стихотворений, но вопрос о принадлежности их к творчеству И. А. Гончарова остается до сих пор нерешенным. Настало время опубликовать эти стихи.
Хотелось бы отметить также, что в архиве композитора Ипполитова-Иванова, кроме стихов И. А. Гончарова, хранятся четыре его романса на стихи В. С. Соловьева3, четыре романса, написанные на слова А. К. Толстого4, опера «Ася» по произведению И. С. Тургенева, четыре дуэта на слова А. Н. Майкова5, симфоническая поэма для большого оркестра по произведению М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и мн. др.
Ипполитов-Иванов — настоящая фамилия Иванов Михаил Михайлович (1859—1935) — композитор, педагог, дирижер, музыкальный деятель.
Родился в Гатчине, в семье механика. В 1872—1875 гг. занимался в музыкальных классах при капелле Исаакиевского собора в Петербурге. Окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова в 1882 г. В 1883 г. в Петербурге было исполнено его первое произведение — увертюра «Яр-Хмель» на темы русских народных песен. С 1883 по 1893 гг. жизнь и творческая деятельность композитора проходила на Кавказе, в Тифлисе, где были поставлены две его ранние оперы «Руфь» (1887) и «Азра» (1890). С 1893 г. Ипполитов-Иванов — профессор, а с 1906 по 1922 гг. директор Московской консерватории, сочетающий педагогическую деятельность с композиторской, исполнительной и общественной.
В 1895—1901 гг. композитор был дирижером Русского хорового общества, а с 1899 по 1906 г. — Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова и С. И. Зимина.
Под его управлением впервые были поставлены оперы Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кощей Бессмертный».
В 1925 г. Ипполитов-Иванов был дирижером Государственного академического Большого театра СССР.
Много работал композитор в области собирания и обработки материалов музыкального фольклора разных народов, одним из первых начал собирать и изучать музыку народов Кавказа.
Музыкальное наследие  Ипполитова-Иванова включает оперы «Руфь» (1887), «Азра» (1890), «Ася» (1900), «Измена» (1909), «Последняя баррикада» (1933) и другие симфонические произведения, например, известная оркестровая сюита «Кавказские эскизы» (1894), симфонии, симфонические поэмы, струнные квартеты, сольные инструментальные пьесы, хоры, романсы и мн. др.
Значительная часть жизни композитора протекала в Петербурге, и это дает возможность предположить, что Ипполитов-Иванов, возможно, был лично знаком с великим писателем или с людьми из его близкого окружения. Поиск в этом плане, конечно же, будет продолжен. Но специалисты должны проанализировать эти тексты, чтобы все-таки решить вопрос, принадлежат ли они перу великого писателя.
355
ИЗ ЖИЗНИ ЖЕНЩИНЫ
I.
ДЕТСТВО
Тебя ребенком знал, и уж тогда была ты своенравна,
Чуть что не по тебе, слеза дрожит,
Ты вся полна неведомых страданий,
К тебе спешат исполнить ряд твоих настойчивых желаний,
Но вот твой гнев утих... Как две росинки,
Повисли на ресницах две слезинки, и ты опять поешь,
Ты вновь сияешь и, улыбаясь... поцелуя ожидаешь!
II.
ЮНОСТЬ
Пришла пора цветущей юности твоей
Из мелких лепестков сложился цвет душистой розы.
В тебе утих ребяческий задор,
Его сменила беззаботность и светлые девичьи грезы.
Затем настала вновь пора...
Ты друга по сердцу нашла,
О, как ты хороша была в венке из померанцев,
И улыбаясь мужу своему...
Как счастлив был тогда я,
И как завидовал ему!
356
III.
ЗРЕЛОСТЬ
Прошли года, ты стала женщиной и пышно расцвела,
Печать забот как будто на чело твое легла,
И вот в один из вечеров ко мне пришла
С рассказом скорбным ты, о неудачах той любви,
В которую когда-то поверить так могла.
Тогда ты дорога мне стала, как луч мерцающей зари,
Я отделить тебя от сердца своего уже не мог,
И с той минуты как ты пришла... и я любовью занемог.
IV.
НА СКЛОНЕ
Уходят дни, за ними все как будто замирает,
Как будто больше нет желаний, и страсти все умолкли,
Все тихо угасает...
Но только лишь рука твоя моих седин коснется,
В душе моей под пеплом тлеющим
Огонь с безумной силою проснется,
Он вспыхнет в ней последний раз,
И яркий пламень озарит для нас
Все счастье этого мгновенья...
Так я готов как он гореть,
И ярко вспыхнув... умереть!




Сноски
Сноски к стр. 353
1Российская национальная библиотека. Ф. 320 М. М. Ипполитов-Иванов. Д. 376. «Из жизни женщины. I. Детство II. Юность. III. Зрелость. IV. На склоне. Из неизданных стихотворений И. А. Гончарова. Петербург, 1859. Текст».
2Российская национальная библиотека. Ф. 320 М. М. Ипполитов-Иванов. Д. 257. «Из жизни женщины. 1. «Тебя ребенком знал». II. «Пришла пора». Для голоса с фортепьяно. Слова И. А. Гончарова. Эскизные отрывки (конец 1920-х — начало 1930-х годов)».
3Российская национальная библиотека. Ф. 320 М. М. Ипполитов-Иванов. Д. 296. «Четыре романса на слова В. С. Соловьева».
4Там же. Д. 303. «Четыре романса на слова А. К. Толстого».
Сноски к стр. 354
5Там же. Д. 244. «Четыре дуэта на слова А. Н. Майкова».


Рецензии