Вот она коробка спичек

Egor Damoklov (Юрий Зафесов):
18 февраля в 17:41 ·
Получил от забайкальца - классика и могиканина - Юрия Извекова крепкий томик стихов и эссе. "Коробка спичек" называется. В коробок, видать, не уместился.

Читаю...

И то, что было - не пройдёт.
И кость желтеет в страшной ране.
И стая, вмерзнув в долгий лёд,
Хранит стремительный полёт
И острых крыльев очертанье.

или:

Я скелет нерожденного гения,
Я белею высОко на синем.
Мои легкие сочленения
Пахнут ветром и керосином.

Плещут крылья из шелка и воска,
А в груди - в камышовой корзине,
В озарении медного лоска,
Тарахтит паровая машинка.

Я, летящий бамбуковым стулом,
С пёстрым праздничным платьем на спинке,
Нежным дымом, обманчивым гулом
Распускаю по небу картинки.

На плечах моих нет черепа,
Но разбитый горшок глиняный.
И по небу за мной чертятся
Непонятные людям линии.

или:

Вот возьму сейчас пистолет.
Стук. Откройте! И вдруг: тишина.
Только всхлипнет слегка на столе
Недопитая рюмка вина.

И она перед ним на полу,
На коленях, с мольбой: пощади!
Ба-бабах! И обидчик в углу
Расшеперится с пулей в груди.

или:

мы пришли еще до свету
а уже полно народу
вот и бросили монету
в газированную воду...

или:

Ура! В садах вовсю цветочек!
А соловей как заводной.
У Веры Павловны из дочек
Уж нету целой ни одной.

или:

В общем, не обидно ведь.
Закопают простенько.
Книжки дефицитные
разворуют родственники.

Череп там оскалится.
Требуха испортится.
А душа развалится
На тринадцать чертиков.

или:

мороз крепчал, дул ветер в спину
мужик следил из-за овина,
как пожирая жидовина
тамбовский волк стонал в печали:
- зачем вы нашего Христа
распяли около моста
и под кустами закопали?

или:

Гагарин в космос полетел
и с Богом там поцеловался.
Когда на Землю прилетел,
Хрущеву в этом не сознался.

или:

Выстрелил и попал.
Выбросил самопал.

Вот и весь разговор.
Выступил прокурор.

Есть о чем вспоминать.
Где-то был дом и мать.

А на дворе весна.
А на горе сосна.

А под горой пивняк.
А под столом дурак.

Сразу нельзя поднять.
Надо стоять и ждать.

или:

мне из дальних жарких стран
был подарен обезьян.
словно маленький фашист
он коричнев и пушист...

или:

бродишь в тепле по цветам и раю
уйдите прочие я вас не знаю

В этом весь Юра...


Egor Damoklov (Юрий Зафесов):
ХЛЕБ И ГОРЧИЦА НА СТОЛЕ

С превеликим удовольствием читаю краткую прозу Юрия Извекова. Правда, у меня давнишний пунктик - все, что поглощаю последние десять-пятнадцать лет, пытаюсь сократить, раскосноязычить, спрессовать - по сонным алмазам поелозить нулёвым наждаком. Юры это тоже касается. У него жемчуг и изумруды щедро рассыпаны по всему тексту - мудрому и ребячливому, небрежному и непринужденному, умному и дураковатому.

"Крапины" - так я назвал бы его эссе и зарисовки. "Высоцкий в школе", "Магнетизм", "Детдомовцы", "О гвоздях", "Буряцкий чёрт", "Легенда об Исусе", "Удивительные часы", "Дикая корова", "Крапива", "Первый урок", "К помойке жизни", "Его связи были выше", "Тост за многогранники", "Улан-Удэ. 31 июля", "Полкило коммерческого сыра", "Ванька-китаец" - все кратко, мозаично, но целостная картина создается и она живописует самостоятельный самобытный многомерный космос.

В "крапине" "Так и надо" услышал то, что сам давно отметил и от чего страдаю:

"В 80-х двадцатого века гостил у дяди Андрея в городе Пушкино. Заглянул в местную поликлинику. Там в вестибюле все мужики стояли и дымили. Хоть топор вешай. В Улан-Удэ такого бы ни в какие годы не допустили. Такой бы хай санитарки подняли, что душу бы вынули. А у них хоть бы хны. И окурки на полу. Если кто культурный, тот хоть на бычок плюнет, на пол бросит и ногой разотрёт. А кто некультурный, тот так бросает, и попробуй ему что скажи. Все-таки в центральной России дикости в народе больше, чем в Сибири..."

Извеков - филолог, журналист, фотограф. Философ следом. Приметчив, несуетен. Из кажущихся мелочей собирает мозаику. А в ней - масса примет, архетипов, артефактов. Трогает. Жестокие вещи пишет как бы отстраненно, без соплей, без взрыдываний, без обмороков - при том понимает, о чем говорит.

Такова "Три цвета луны" - народная мистерия (из глубины): она расписана по цветам: "Девушка в белом, дай нам несмелым!.. Женщина в красном, дай нам несчастным!.. Вдовушка в чёрном, дай нам никчемным!..

Юра временами увлекается, не успевает вовремя остановиться, смазывает то, ради чего все затевал - то, что умещается порой в одной фразе.

Временами высказывает парадоксальные мысли:

"Как закалялась сталь".
Великая книга.
Автобиографизм.
Прямое высказывание.
Хороший мужской стиль.
Судьба.
Без этой книги никак бы не состоялся Эдуард Лимонов.
В каком-то высшем, провиденциальном смысле Лимонов и есть её настоящий автор"...

Люблю Бурятию, бурят, бурятствующих русских философов. В армии у меня солдаты буряты были умные ребята (но, правда, ленивые). Я лейтенантом дружил с Дугаржапом Жапхандаевым, переводил его стихи. Что-то и не надо было переводить, как:
"Аркан, брошенный вечером в голую степь, утром не
найти. Всю ночь росла трава..." 2019 19:21

Владимир Новиков
Дорогой Юрий Олегович!
Давно прочитал «Коробку спичек», но все не мог найти подхолящую минуту для оклика. Вот сегодня не совсем каноничный праздник, тринадцатое число, и это тот день, когда хочется поздравить Вас и с наступлением года, и с книгой, которая не вмещается ни в какие рамки. Это цельная книга поэта-художника (художника не только в смысле изобразительного искусства, но и смысле «человека-артиста», пользуясь блоковской формулой.
Книга вся состоит из поэзии, поскольку и проза у Вас ритмически-музыкальная, и эссеистика сплошь поэтична. Лирический герой везде конкретен, колюч, не всегда контактен - и именно это оставляет эстетическое послевкусие. Со временем надо снова открыть книгу - и, уверен, это будет новое впечатление.
Лично мне особенно близка Ваша свобода от эстетства, от конъюнктуры авторитетов. В этом смысле Вы в своей поэтике смыкаетесь, как мне кажется, с теми молодыми векторами и импульсами, которые в последние годы пробудились в поэзии и прозе. Примеры и параллели еще возникнут со временем. А пока хочется чисто эмоционально обозначить уверенность в Вашей принадлежности к подлинному искусству.
Ваш ВлН.

Egor Damoklov (Юрий Зафесов): Юра, дочёл твою книгу до конца. Книга состоялась! Ты, понятное дело, состоялся! В последнее время редко кого прочитываю от корки до корки. Там у тебя миниатюрки кое-где повторяются, будешь доиздавать вдруг тираж, подчисти.


Бронислав Виногродский:
Юра! Спасибо огромное за книгу. Очень зашла. Прочитал с удовольствием. Жалко было дочитывать.
Юрий Извеков:
Рад слышать такие слова - собирал, даже не думал - теперь серьёзнее возьмусь за следующую. Спасибо за теплые слова - это большая подмога.
Бронислав Виногродский:
Бог в помощь. Я буду ждать. Очень книга хорошая. Давно не читал ничего с начала до конца.У меня рядом лежали в деревне открытые для чтения пред сном Ваша книжка и Стихи Тарковского. Я их читал вечером и по утрам. Придётся обе снова начинать.

Марина Елена:   
А я по капелькам читаю… Или по глоточкам: смакую. Для поднятия тонуса. Так на столе и держу. (Сейчас вот глянула, а у меня поверх неё почему-то Ницше прилёг, Заратустра. К чему бы?). Спасибо, Юрий! 02.03.2019 00:18

Анатолий Собенников:
Юрий Извеков. Коробка спичек. Улан-Удэ: Изд-во ПАО Республиканская типография, 2018. - 336 с.
Стихи и проза Юрия Извекова читаются на одном дыхании. В стихах подчас заметна чужая интонация, Пригова, например, проза же - извековская. Многие стихи нашего автора гуляют по просторам интернета:”Купил я девки колбасу/иду по улице несу/ту колбасу за самый кончик/пою и весело мне очень очень/всей колбасой размахивая/иду в одной рубахе я/в штанах бутылка плоская/написано московская”. Как и у Пригова, в стихах Извекова игра с мифами и символами культуры, игра как деконструкция: “Гагарин в космос полетел/и с Богом там поцеловался./Когда на землю прилетел,/Хрущеву в этом не сознался”. Играет наш автор и с традиционными жанрами:балладой, элегией; традиционными стилями. Вот высокий штиль в исполнении Извекова: “Архиблажен, кто яко лев/штаны зеленые надев/Да с позументом золотым/(не все растает яко дым)”. Строй и ритм баллады читатель найдет в “Страшном случае в Улан-Удэ”, в “Страшном случае в Чите: “Этот случай случился не где-то,/Этот случай случился в Чите,/Там жила одна женщина - Света,/И был муж у нее офицер”. Особо я бы отметил прозу. И в ней читатель найдет игру и деконструкцию идеологических, исторических, культурных мифов. Но кроме этого есть жизнь провинции, есть прочитанные и осмысленные автором книги, есть отклики на политические события, есть бытовые анекдоты, есть мистерия “Три цвета луны”,есть афоризмы, гротеск и юмор. Сам автор становится субъеком анекдотических ситуаций, подобно С.Довлатову он вовлекает в этот космос реальных людей: отца, бабушку, мать, одноклассников и однокурсников, соратников и собутыльников. В его памяти сохранился “Первый урок”, “Байкал. Штормит”, “Пост№1”;он представляет себя чьим-то инструментом (”Инструмент”), придумывает иную жизнь: “Был бы у меня “отцовский замок”, да еще “рента”, я бы в него не поселялся, а никуда бы не выезжал”(”В отцовский замок”). Словом, рекомендую “френдам” книгу Юрия Извекова “Коробка спичек”. От маленькой спички порой случается большой пожар!
11 сентября 2019 22:02

Александр Мраков
Юрий Извеков “Коробка спичек”, Улан-Удэ, Злой заеЦ, 2019 (тираж 520 экз.)

Когда я встречаю на уилице Юрия Извекова, мне сразу вспоминается Слухач из произведения Стругацких «Улитка на склоне». Важно отставив ногу, Юрий, распушив бороду, начинает рассказывать удивительные вещи, словно отстраняясь от мира. Так можно выудить информацию о старом Верхнеудинске, местных диалектах, какие алкогольные напитки лучше смешивать, а какие не стоит, почему жена знаменитого горожанина Танского была не очень верна мужу, или по каким горным трактам отступали части Унгерна в Гражданскую. Наверное, каждый сможет найти что-то интересное в речах Извекова. А он всем этим делится, смотря в таежные дали, пока лиловое облачко тумана осеняет его франтоватую фигуру в стареньком замшевом бомбере.
*
На Книжном Салоне была презентована новая книга автора с лаконичным названием «Коробка спичек». Свой экземпляр  я, по случаю, получил на Библионочи, поэтому часть своих впечатлений автору я уже высказал. В некой рецензии задается риторический вопрос: «А почему, собственно, КОРОБКА спичек, а не КОРОБОК?» Для меня таких вопросов не возникало, я сразу представил себе коробку спичек, в которой их более 500, на лицевой стороне изображен огневой петух, а по бокам лаконичным советским леттерингом выведено «Хозяйственные». В предисловии, своеобразной интермедии, Извеков рассказывает нам о такой коробке, куда по дороге он собирает различные найденные мелочи. Так и в книге, подобной коробке спичек, автор собирает все, что нашел за годы жизни – впечатления от прочитанного, курьезные случаи, даже комментарии и беседы из социальных сетей. Нашлось место и для всех сборников стихов Юрия, включая и «Татцельвурм», который я имел честь редактировать более десяти лет назад.
*
В целом, для сборника, выпущенного на средства Министерства культуры – это лучшее, что можно было сделать. Жаль, что не нашлось места для интересных живописных полотен и фотозарисовок автора, но зато имеются развернутые подписи к ним.
 04.11.2019 05:24

Ираида Осипова
Замечательные «сочинения» многостаночника Юрия Олеговича - поэта, художника, фотохудожника, филолога, философа, историка по жизни и событиям с невероятно ироничным взглядом. Написала сочинения в кавычках не потому , что вот такие «сочинения», а потому что они не сочиненные, а естественные, Поэзия и Проза. Но, мне кажется, это не для «тётенек» - очень жёстко и колюче.)) А отзывы все прекрасны! Единственно, что мне «сумнительно», так это «автор собирает всё, что нашёл за годы жизни».... мне кажется, у автора - немерено, ни в какую книгу не уместить. Удачи!
16. 02. 2020


Рецензии