Поиски П-я. II. 21-22. Дхарма и криминал

ИЛЛЮСТРАЦИЯ. Монастырь Парпинг в Непале
 ____________________________________

ГЛАВА 21. В  Непале  произошел  такой случай: я все еще была в ритрите  и  из-за  того, что  прикладывала  большие усилия, мне не хватало  витаминов. Очень хотелось сладкого, фруктов  или  хотя  бы печенья.  В  Гомпе  Дакинь  почти каждый день  проводились  пуджы, на которых  монахам  выдавались  подношения  цог, где было много сладостей, фруктов и печенья. Мой друг монах  стал заботиться  обо мне, проходя мимо комнаты, в которой я занималась практикой, он клал на подоконник  то яблочко, то конфетку, то печенье.
 
Как-то  раз один молодой  монах, который обучался ритуалам  в этом монастыре, подошел ко мне во время  ужина с  бумажным  пакетом  в руках и сказал:
- Анила, один Лама  передал  вам  этот  пакет.
- Не поняла! Какой Лама? Я здесь никого не знаю!
Я заглянула в пакет, там было штук 10  пачек печенья.
- Не может  быть, что это для меня!

 Я протянула  пакет обратно.
- Нет, это именно для вас!- сказал монах уверенно и опять протянул мне пакет.
- Но  что за Лама передал его? -  опять спросила  я  удивленно.
- Сегодня была пуджа  Гуру Ринпоче, - объяснил он, - и на нее  приехал один известный гелугпинский  Лама. В конце пуджи он спросил меня:
- А все ли монахини пришли на пуджу?
- Да, все,-  ответил  я ему.
- Но, может быть, кто-то из монахинь все же не пришел?
- Нет, все монахини здесь.
- А есть ли у вас в монастыре кто-то, кто находиться  в  ритрите? - спросил  тогда  Лама.
- Да, ведь правда, я совсем забыл, у нас есть одна европейская монахиня, которая в ритрите.
- Так  вот, передай  этот пакет ей, -  сказал Лама.

И  монах  опять протянул мне пакет с печеньем. Тогда я приняла его. Мне было так приятно, что кто-то вспомнил обо мне и поддержал. И я  благодарна  Ламе, который своим ясновидением узрел  меня  и поднес  такой шикарный подарок.
После этого мне всегда стали приносить цог и класть около входа в комнату.
После трех  месяцев  ритрита, я  сделала  перерыв  в  несколько часов, чтобы потом приступить к  практике еще на два месяца. Нужно было  подкупить  подношения, свечи и ароматические палочки. Когда  я завершила приготовления, до начала  сессии оставалось время, и я  решила немного посидеть на природе, над  монастырем  открывался потрясающий вид  на горы и  окружающее пространство, которые  в давние времена  видел  сам  Гуру Ринпоче.

Я потихоньку  пошла по тропинке, наслаждаясь  красотой и намереваясь  присесть на огромном валуне, который  заметила еще снизу. От чудесного вида я забыла об осторожности!.. Как только  я  приблизилась к валуну,  откуда  не возьмись, появился молодой человек. Он был высоко роста, худощавый и очень  бедно  одет. Внимательно изучая  меня, он сказал:
- Послушайте, здесь недалеко проживает один святой. Он настоящий практик  и имеет сиддхи. Хотите, я проведу вас к нему?
- Нет, спасибо,- ответила я.

Какого Святого  я могу  увидеть еще, кроме моего  Благого  Учителя, выше которого еще не носила  земля? Я уже видела  настоящих практиков  йоги и  мистиков  и мне вполне достаточно этого, подумала я.
- Зря, я вас уверяю, что это будет абсолютно необыкновенная встреча. Он святой, понимаете! Разве вы часто сможете увидеть такого человека?
- А какая у него религия? Он индуист, буддист?
- Он индуист  и поклоняется  Шиве. Он ясновидящий и может много чего рассказать.
- А он далеко живет?

Я подумала, что может и неплохо немного прогуляться  по лесу  после  трех  месяцев  сидения на одном  месте в изоляции.
-Да нет, совсем  рядом!
-Ну, хорошо, пойдемте!   

И мы пошли по тропинке, он  впереди, а  я за ним. Мы прошли достаточно большое расстояние, и я  забеспокоилась.  Во-первых, мне будет  не  найти  дороги назад, а во-вторых, что-то  странно все это. Никакого поселка  и в помине не было видно, да и  лес  становился  все гуще и заброшеннее.
- Так  скоро мы дойдем?- спросила  я парня.
- Да, совсем  скоро,- ответил он, а  затем  наклонился  к  лежащему  на тропинке  здоровенному булыжнику  и поднял его в руки.
Я  стала с удвоенной силой начитывать мантру, так что иногда добавляла в нее гневные интонации, но, не произнося отчетливо. Тут  молодой  человек  повернулся  ко  мне, косо так посмотрел и бросил  булыжник  в  сторону.
- Вот  мы уже и подошли,- вдруг  сказал он.
- Да, но потом  вы должны будете проводить меня обратно, потому  что  я  не смогу найти дороги назад!
- Ну, конечно, я вас обязательно  провожу!- ответил он, напряженно оглядываясь  по сторонам, как будто желая увидеть  кого-то среди зарослей деревьев, - это здесь!

Какая-то болезненная, искаженная  улыбка промелькнула  по его лицу  и я испугалась. Мы были далеко от монастыря, и никто не знал, куда я пошла.
Тут  он свернул  с  тропинки и подвел меня к маленькой лужайке  среди деревьев, на которой находился  воткнутый  в  землю  самодельный трезубец  из  веток  дерева.
- Это здесь!-  повторил парень.
- А где же святой?
Наконец  мне стал понятен  обман  и я подумала  о том, что  должна вести себя очень  мирно, чтобы не вызвать агрессии  у психически  больного  человека.
- А он, наверное, вышел  прогуляться!
- Да, наверное,– ответила  я  ухмыляясь.
-Вот здесь место его проживания. И оно абсолютно  святое,-  сказал парень, опять  оглядываясь по сторонам. 
-Да, я  понимаю,- вторила  я  таким  мягким голосом, каким только  могла.- Спасибо, что вы привели меня сюда. Я очень рада, - и  склонилась  к трезубцу, якобы  оказывая  ему почтение. - А теперь, так  как  святого  нет  дома, мы можем спокойно вернуться назад!
Парень тоже поклонился  трезубцу  и немного замялся.
- Что  случилось?  Мы можем придти к святому и в другой раз. Я ведь живу прямо здесь, в «Пещере  Асыра» и мы сможем  это сделать в ближайшее время повторно!

Он недоверчиво посмотрел на меня.
- В  монастыре скоро  начнется ужин и я должна вернуться  на него вовремя, а то никто не поймет, куда  я подевалась  и  меня начнут  искать!- сказала я и улыбнулась ему. На самом деле  никто бы  не  забеспокоился обо мне в монастыре, если бы я не пришла на ужин, - это была вынужденная неправда.
- Да, наверное, святой придет  не скоро!  Пойдемте, я провожу вас,- сказал он с досадой.

Мы  развернулись, и он повел меня назад. Я внимательно  смотрела на места, которые мы проходили, пытаясь  заметить  знакомые. Не ведет ли он меня в другом направлении? Но места  были  знакомы,  и я  понимала, что мы идем в правильном направлении. Я стала громко читать мантру, но опять же не произнося четко звуки, и еще больше прибавила гневной интонации, потому  что меня накрыло страхом  за свою жизнь.Наконец  появилась совсем  уж  знакомая  местность, и я сказала ему:
-Вот  спасибо вам большое! Теперь  я  сама найду дорогу, здесь совсем близко. До свидания!

Я  с нервным  беспокойством  повернулась к нему боком и решила, что  как можно быстрее побегу по тропинке к  монастырю. Не  успела  я отойти  и  два шага, как  навстречу из кустов  вышел мужчина. Он  встал на дороге, поставив  свою ногу на небольшой камень  и делая  вид, что завязывает шнурок. Я  сделала  еще несколько шагов  вниз по тропинке, желая миновать его,  и мне это удалось. Эти двое о чем-то заговорили, в  то время  как я  поспешила вниз  к монастырю, прибавляя скорость. Тогда  парень  вдруг закричал:
- Эй! Стой, стой!

Я  отчетливо  почувствовала  опастность  и  стремительно бросилась  бежать.
- Стой,- кричал  парень  во весь голос,- я хочу  кое-что сказать!
И  я  услышала, как он припустил за мной. Я  рванула изо всех  последних сил, благо нужно было бежать  вниз.
-Нет, нет, я не могу, я очень спешу, - орала я на ходу.
В этот момент  паника охватила меня. Если они захотят меня догнать, то это будет легко сделать. Но я бежала, точно как ошпаренная и, наконец,  увидела  впереди  ступеньки, которые вели в монастырю.
- О, пожалуйста, Гуру, помоги мне! Молю!

Я  как  стрела сбежала по ступенькам  и поняла, что спасена. Они не пойдут в монастырь, это уж точно!  Мое лицо от бега стало  красным, и  я так запыхалась, что под ложечкой заломило. Но я была дома и вне  опасности! Тут   я увидела  своего друга монаха, который  в это время помогал лепить торма для пуджи. Мне захотелось поделиться  с  ним  произошедшими  событиями, и я позвала его. Монах  выслушал меня внимательно  и сказал:
- Да, здесь наверху, над  монастырем, живут два непальца. Они  криминалы  и заманивают людей, особенно иностранок  в лес, насилуют  и крадут  их  деньги  и вещи.
- Даже монахинь?
- Да, это не останавливает  их! Один из этих парней  раньше был монахом, но потом снял обеты и стал промышлять здесь, взяв себе  помошника из бедной семьи.
- О, Гуру, как мне повезло, что  я смогла убежать! Они сказали, что покажут  святого  человека! Как можно так обманывать?
- Да, тебе повезло, что  вернулась невредимой!
- Но почему нельзя  обратиться в  полицию, если вы знаете о таких опасных  людях, живущих  рядом с монастырем?
- Мы обращались! Но полиция не может их уличить в воровстве и в насилии. Они запугивают людей!
-Боже мой, а я просто пошла прогуляться!

- Да!  Нужно быть осторожным даже рядом с монастырем,- сказал мой друг.
После ужина  я продолжила  ретрит и  благодарила  Гуру, что мне удалось  убежать.
Прошло еще два месяца и после окончания ритрита  буквально на следующий день, я собиралась выезжать из Парпинга  и ехать домой  в Санкт-Петербург. Когда  я  уже  вытащила  чемодан из комнаты  и  повезла  его мимо Гомпы, в которой  шла пуджа, меня  окликнул  молодой  Лама, который  отвечал  за  ритуалы. Он вышел с хадаком в руках, а за ним еще 7 человек. Все  они  почтительно сложили ладони, поклонились  мне  и поднесли  хадаки.
- Зря  ты  уезжаешь! - сказал Лама.- Твое место здесь!
 -Да, я знаю! Но что же мне делать? Моя виза заканчивается завтра!
- Возвращайся назад! Мы будем  ждать тебя! - сказал он.
- Возвращайся, Анила!
- Хорошо! Обязательно вернусь!   
Так закончились мои ретриты в монастыре около  пещеры  «Гуру  Ринпоче»  в  Непале, я продолжила  их в  Индии.
               

ГЛАВА 22. НЕТ ЗЛА, СТРАШНЕЕ НЕНАВИСТИ. Мне оставалось  только два месяца  до выхода на пенсию, но я узнала, что  Далай  Лама будет давать  продолжение учений  для русских паломников, тогда  я решила, что  обязательно поеду на  них. На работе очень удивились, что я увольняюсь, потому  что, наконец, мне выделили новый кабинет  для приема  клиентов  и  уже начали делать в нем ремонт. Это было странно воспринято  остальными  сотрудниками  также потому, что в этом, предпенсионном возрасте, все держались за  работу, а я оставляла ее.  Директор  центра  искренне сожалела о моем увольнении и  даже предложила прикрыть  отсутствие  на какое-то время, но когда узнала, что я не решила  когда вернусь, она согласилась с увольнением.
 
Учения для русских  в тот  год проходили  в Дели  в шикарной, фешенебельной  гостинице, они были  хорошо организованы, но главное, что монахи  могли сидеть очень близко к трону  Далай Ламы. В этот раз Его Святейшество давал подробные комментарии  на  1  и 2  главы  поэмы Шантидева  «Бодхичарья - аватара», остальные главы он рассматривал в последующие  три  года,  а  так же  посвящение  Будды Медицыны.

Произведение Шантидевы «Бодхичарья-аватара» считается  одним из наиболее важных философских  трудов  буддизма. Это практическое руководство для  человека, принявшего осознанное решение развивать сострадание, любовь и доброту, а так же  и другие парамиты.  Приведу несколько отрывков  из главы 6, наиболее понравившиеся мне, которая  называется «Парамита терпения» (перевод Ю.Жиронкиной):

2.
Нет зла страшнее ненависти, и нет подвижничества  превыше терпения,
И потому  усердно подвизайся  в терпении, прибегая  к  многообразным  методам.

5.
Недовольство, возникшее во мне, когда нечто происходит вопреки моей воле
Или препятствует исполнению моих желаний, служит  топливом  гневу, что, разгораясь, меня разрушает.
               
19.
 Даже в страдании мудрецы сохраняют  ясность и невозмутимость ума.
Ибо это сражение с клешами, а во всякой битве немало мучений.
               
39.
Если такова уж природа незрелых существ - причинять зло другим,
Тогда злиться на них столь же нелепо, как гневаться на огонь  за то, что он обжигает.

42.
В прошлом  я причинял такую же боль другим существам.
И если теперь они мне наносят вред, я сам это заслужил.

47.
Мои собственные поступки побуждают других мне вредить.
Из-за моих деяний они идут в миры ада. Так не я ли гублю их?

53.
 Ни презрение, ни злая речь, ни бесчестье не наносят вреда этому телу.
Отчего же ум, ты впадаешь в ярость?

63.
 Если спокойно ты терпишь, когда другим выказывают недоверие, считая, что они сами в этом повинны,
Почему же не можешь  стерпеть злые слова о себе, ведь виной им - возникновение клеш.

68.
Зачем  прежде совершал  я  все те поступки, из-за которых другие теперь мне причиняют вред?
Все пожинают плоды своих деяний. Разве можно здесь гневаться?

71.
Когда пламя ненависти охватывает ум  из-за привязанности,
Отбрось его, не мешкая, в страхе, что заслуги твои сгорят.

87.
 Даже если  твой  недруг в унынии, что за радость в том для тебя?
К  чему желать ему зла, ведь это желание вреда ему не причинит.
               
88.
И даже если он будет страдать, как ты того желал, тебе-то в том  что за радость?
Если скажешь:  «Я буду этим доволен», что может быть губительней?
               
90.
Восхваления, слова и почести не идут в заслугу и не продлЕвают жизнь,
Не прибавляют сил, не исцеляют болезни, и не услаждают тело.

92.
В поисках славы люди разбазаривают  богатство и жертвуют жизнью,
Но  что толку в пустых словах похвалы? Когда мы умрем, кому принесут они радость?

80.
Желая  счастья всем существам, ты породил бодхичитту.
Как же можешь ты гневаться, когда они сами находят счастье.

111.
 И если терпение возникает лишь при встрече со злонамеренным умом,
Значит, он причина терпения. Должен  я  почитать его, как святую Дхарму.

120.
Служа живым существам, вознаградишь  тех, кто ради них жертвует жизнью и спускается в ад Авичи.
 -
                -219
И потому должен  я приносить им пользу, даже если они мне причиняют великое зло.

122.
Счастье живущих  приносит  блаженство  Мудрейшим из мудрых, а их страдание Мудрецам приносит печаль.
Радуя существ, породишь счастье Мудрейшим из мудрых, а причиняя им зло, причинишь его и Мудрецам.

125.
 Отныне, дабы радовать Татхагат, стану я служить миру и воздержусь от зла,
Пусть мириады существ бьют меня ногами по голове, даже с риском  для жизни буду я радовать Покровителей  Мира.

В  последующие годы Его Святейшество дал для русских посвящение  Будды Акшобхьи, посвящение Ченрезига  Гьялвы Гьяцо, Тысячерукого Авалокитешвары, Белой Тары, Манжушри.
По просьбе Далай Ламы на русский язык переведены  десятки  книг по Дхарме, в том числе «Шикшасамуччая» Шантидевы, «Освобождение на вашей ладони» Пабонка Ринпоче, « Большое руководство к этапам пути мантры» Чже Цонкапы и многие другие. Так  Далай Лама заботится и  о  русских  паломниках, прикладывая огромные усилия для распространения  Дхармы.

ММне оставалось  только два месяца  до выхода на пенсию, но я узнала, что  Далай  Лама будет давать  продолжение учений  для русских паломников, тогда  я решила, что  обязательно поеду на  них. На работе очень удивились, что я увольняюсь, потому  что, наконец, мне выделили новый кабинет  для приема  клиентов  и  уже начали делать в нем ремонт. Это было странно воспринято  остальными  сотрудниками  также потому, что в этом, предпенсионном возрасте, все держались за  работу, а я оставляла ее.  Директор  центра  искренне сожалела о моем увольнении и  даже предложила прикрыть  отсутствие  на какое-то время, но когда узнала, что я не решила  когда вернусь, ретировалась.

Учения для русских  в тот  год проходили  в Дели  в шикарной, фешенебельной  гостинице, они были  хорошо организованы, но главное, что монахи  могли сидеть очень близко к трону  Далай Ламы. В этот раз Его Святейшество давал подробные комментарии  на  1  и 2  главы  поэмы Шантидева  «Бодхичарья - аватара», остальные главы он рассматривал в последующие  три  года,  а  так же  посвящение  Будды Медицыны.

Произведение Шантидевы «Бодхичарья-аватара» считается  одним из наиболее важных философских  трудов  буддизма. Это практическое руководство для  человека, принявшего осознанное решение развивать сострадание, любовь и доброту, а так же  и другие парамиты.  Приведу несколько отрывков  из главы 6, наиболее понравившиеся мне, которая  называется «Парамита терпения»  в  переводе Ю.Жиронкиной:

2.
Нет зла страшнее ненависти, и нет подвижничества  превыше терпения,
И потому  усердно подвизайся  в терпении, прибегая  к  многообразным  методам.

5
Недовольство, возникшее во мне, когда нечто происходит вопреки моей воле
Или препятствует исполнению моих желаний, служит  топливом  гневу, что, разгораясь, меня разрушает.
               
19.
 Даже в страдании мудрецы сохраняют  ясность и невозмутимость ума.
Ибо это сражение с клешами, а во всякой битве немало мучений.
               
39.
Если такова уж природа незрелых существ - причинять зло другим,
Тогда злиться на них столь же нелепо, как гневаться на огонь  за то, что он обжигает.

42.
В прошлом  я причинял такую же боль другим существам.
И если теперь они мне наносят вред, я сам это заслужил.

47.
Мои собственные поступки побуждают других мне вредить.
Из-за моих деяний они идут в миры ада. Так не я ли гублю их?

53.
 Ни презрение, ни злая речь, ни бесчестье не наносят вреда этому телу.
Отчего же ум, ты впадаешь в ярость?

63.
 Если спокойно ты терпишь, когда другим выказывают недоверие, считая, что они сами в этом повинны,
Почему же не можешь  стерпеть злые слова о себе, ведь виной им - возникновение клеш.

68.
Зачем  прежде совершал  я  все те поступки, из-за которых другие теперь мне причиняют вред?
Все пожинают плоды своих деяний. Разве можно здесь гневаться?

71.
Когда пламя ненависти охватывает ум  из-за привязанности,
Отбрось его, не мешкая, в страхе, что заслуги твои сгорят.

87.
 Даже если  твой  недруг в унынии, что за радость в том для тебя?
К  чему желать ему зла, ведь это желание вреда ему не причинит.
               
88.
И даже если он будет страдать, как ты того желал, тебе-то в том  что за радость?
Если скажешь:  «Я буду этим доволен», что может быть губительней?
               
90.
Восхваления, слова и почести не идут в заслугу и не продливают жизнь,
Не прибавляют сил, не исцеляют болезни, и не услаждают тело.

92.
В поисках славы люди разбазаривают  богатство и жертвуют жизнью,
Но  что толку в пустых словах похвалы? Когда мы умрем, кому принесут они радость?

80.
Желая  счастья всем существам, ты породил бодхичитту.
Как же можешь ты гневаться, когда они сами находят счастье.

111.
 И если терпение возникает лишь при встрече со злонамеренным умом,
Значит, он причина терпения. Должен  я  почитать его, как святую Дхарму.

120.
Служа живым существм, вознаградишь  тех, кто ради них жертвует жизнью и спускается в ад Авичи.
И потому должен  я приносить им пользу, даже если они мне причиняют великое зло.

122.
Счастье живущих  приносит  блаженство  Мудрейшим из мудрых, а их страдание Мудрецам приносит печаль.
Радуя существ, породишь счастье Мудрейшим из мудрых, а причиняя им зло, причинишь его и Мудрецам.

125.
 Отныне, дабы радовать Татхагат, стану я служить миру и воздержусь от зла,
Пусть мириады существ бьют меня ногами по голове, даже с риском  для жизни буду я радовать Покровителей  Мира.

В  последующие годы Его Святейшество дал для русских посвящение  Будды Акшобхьи, посвящение Ченрезига  Гьялвы Гьяцо, Тысячерукого Авалокитешвары, Белой Тары, Манжушри. По просьбе Далай Ламы на русский язык переведены  десятки  книг по Дхарме, в том числе «Шикшасамуччая» Шантидевы, «Освобождение на вашей ладони» Пабонка Ринпоче, « Большое руководство к этапам пути мантры» Чже Цонкапы и многие другие. Так  Далай Лама заботится и  о  русских  паломниках, прикладывая огромные усилия для распространения  Дхармы.
 


Рецензии