Сквозь годы 49

    ...Не люблю слова "исторический процесс", "история как процесс", хотя на занятиях употребляю их...
     Мне кажется, было бы куда интереснее заменить эти слова, например, на такие:"История как театр". Они больше соответствуют историческому бытию людей...

     ...Есть ли на свете люди, не имеющие отношения к театру? Их жизнь протекает вне сцены, их интересы не связаны с успехом или неуспехом "игры"!.. Да полноте, нет таких!.. Все люди на свете играли, играют и будут играть... Шекспировское "весь мир - театр" вызывает изумление вовсе не своей точностью, а своей неоспоримостью. Тут важно понять что само значение слова "сцена" до сих пор не является ясно осознанным. Всё то, на что мы смотрим и чему сопереживаем, может так называться. Отвлечённый свет на кусок пространства даёт возможность рассмотреть некую чужую форму жизни, которая чем-то "совпадает" или "не совпадает" с моей, значит, волнует, влияет, конфликтует и радует...

     Наслаждение театром в том и состоит, что он выводит меня из привычной среды, из моего казавшегося реальным времени и делает мою "вторую" жизнь дополнением к "первой"...

     ...Что представляет собой преподаватель на лекции? Он играет спектакль одного актёра, который, к тому же, сам и срежиссировал... А что каждый из нас делает, выйдя на улицу, придя на работу?... ИГРАЕМ, все мы играем...

     ...Есть история как наука и история как театр. Любой человек вне зависимости от своего образования. воспитания, социальной роли в обществе, идёт в театр-жизнь, чтобы наложить театральную маску на собственное лицо. Наложить так, чтобы маска не скрипела, не давила, не искажала его сущность. Другими словами, создать дополнительную гармонию между собой и придуманным "сценическим" жизненным миром...Нет, конечно, данная мысль не формулируется, но она живёт на интуитивном уровне в каждом человеке (зрителе)...
     Но вот что интересно: современный человек, чьё традиционное, отчуждённое бытие достигло в наши дни чудовищного накала, в театральной роли и театральной маске ищет подтверждение своей значимости и индивидуальной неповторимости. Будучи отчуждённым, отодвинутым от своей первосущности, постоянно сам играя различные роли в своём ежедневье, он непроизольно надевает одну маску на другую; ту, которая перед ним, на ту, которая на нём. Двойная маска - противогаз на противогазе - позволяет, конечно, увидеть контуры реальности, но на деле, будучи погружённой на дно артистической игры или поднятой на вершину режиссёрского замысла начальника, искажает, корёжит истинную правду жизни...
   Туман воображения становится суррогатом жизни, каким бы прекрасным и волнующим он не был... И если кто-то из зрителей-сослуживцев воскликнет:"Смотрите, как он играет, ну точно как в самой жизни!" - то перед нами уже не искусство, а подделка...Да, в жизни - мы все актёры... поддельные...

         Продолжение следует...


Рецензии