Земский совет и Эстляндское рыцарство. Кто лишний?

После Октябрьской революции 1917 года Земский совет Эстонии в противовес большевикам провозгласил себя верховной властью в Эстонии. Сделано это было на основании того, что Земский совет считал себя единственной, законно избранной жителями властью (после создания Эстонской автономии 30 марта 1917 года). Это и придало ему уверенности и силы духа для последующих действий.

Но, как выяснилось, Земский совет был не прав (а вернее - частично прав).
Всё оказалось гораздо сложнее. В этом своём особенном и замысловатом пути и интересна история Эстонии. Это её - изюминка.

Как стало известно, само «Постановление о временном устройстве административного управления и местного самоуправления Эстляндской губернии» не имело законной силы, т. к. этим постановлением в то время нарушались права Эстляндского рыцарства.

Теоретически, по этому постановлению Земский совет Эстонии мог распоряжаться только в городах, а вот власть в провинции оставалась за Эстляндским рыцарством.

Ниже даны подробности по этому поводу от барона Деллинсгаузена, председателя Эстляндского рыцарства:
     «Эстляндское герцогство присоединилось к Российскому государству 29-го сентября 1710 года на основании капитуляционных пунктов, заключённых с командующим осадным корпусом генералом Боуром и позднее утверждённых Петром I; этот факт получил международное признание при заключении Ништадского мира в 1721 году. Исходя из международного права Эстляндское рыцарство получило подтверждение своих привилегий, которые возникли ещё во времена датского правления и неоднократно подтверждались как магистрами Тевтонского ордена, так и датскими королями. Особо следует подчеркнуть право рыцарства представлять всю провинцию, за исключением городов. Российское правительство постановлениями от 30-го марта и 22-го июня нарушило это право, поскольку создан новый орган верховной власти, эстонский маапяэв, который в значительной степени перенимает функции рыцарского ландтага. Эстонское рыцарство не давало на это своё согласие, равно как и существующие до сей поры Государственный совет и Государственная дума. Другие стороны, подписавшие Ништадский мир 1721 года, также не давали официального одобрения новым постановлениям. Соответственно, постановление не имеет законной силы». [1]

Как мы видим, история Эстонии преподнесла очередной сюрприз, который наверняка изменит взгляд на все её дальнейшие события.



Источники:
1. Гаврилов Сергей Львович, «Остзейские немцы в Санкт-Петербурге. Российская империя между Шлезвигом и Гольштейном. 1710–1918 гг.» (глава 21: «Петроград - город эстонской национально-демократической революции»), 2011 г., Издательство: Центрполиграф, ISBN: 978-5-227-02434-3


Рецензии