Джаз и мы. Самарские синкопы
Данная статья – не рецензия: я недостаточно хорошо знаком даже с лучшими образцами мирового джаза, чтобы глубоко рецензировать творение Игоря. Это – искренний отклик на книгу человека, с которым я лично знаком с лета 1996 года и 15 лет технически содействовал выпуску в радиоэфир его авторской программы «Вот вам Джаз!». И, конечно, мне бы хотелось, чтобы о новой книге джазового мэтра узнала моя аудитория на Прозе.
Игорь прислал мне на почту 230-ти страничный файл незадолго до презентации. Я прочёл книгу на едином дыхании, и это не штамп: уникальные архивные фото, воспоминания, изложенные прекрасным языком ныне почти утраченной школы советской журналистики в её лучших образцах. История стиляжничества и рождения куйбышевского джаза. История подвижника музыкальной культуры, отчисленного из комсомола и чудом не вылетевшего из ВУЗа за «пропаганду западной музыки». Люди, эпохи, характеры, события. В конечном счёте, это немалая часть истории культуры родного края – не той, что изложена в безжизненно-официозных справочниках, а живой и «непричёсанной» – настолько, что её можно проследить в динамике, от 40-х-50-х годов ХХ века до наших дней.
Много произносить не хочется, тем более что уже написана моя «джазовая глава» из книги воспоминаний Radio Offline –
http://www.proza.ru/2015/11/12/301
Но, конечно, я счастлив, что тоже внёс посильный вклад в историю самарского джаза – радиомост с Голосом Америки в сентябре 1996 года. Тот эфир, который я технически обеспечил за пультом без единой помарки (Игорь общался по телефону с ведущей Жанной Владимирской) и сегодня предмет моей радости: всё получилось! А для Игоря Сергеевича это был исторический вечер.
И сегодня, в возрасте 80+, он в прекрасной творческой форме. Чему свидетельство, в том числе, новая книга.
***
Из предисловия Игоря Вощинина:
Книга, которую вы держите в руках, называется «Джаз и мы. Самарские синкопы». Здесь присутствует перекличка с названием публичного диспута, который по моему предложению и сценарию проводился в куйбышевском джаз-клубе ещё в марте 1964 г. Диспут назывался «Джаз и ты» и более подробно описан
в одной из глав.
В 2013 г. в соавторстве с выступившим в роли литературного редактора Юрием Хмельницким я выпустил книгу «Джаз в Самаре: вчера и сегодня». В настоящей книге я продолжил эту тему уже один, хотя в ней частично использованы главы первой книги. При этом я не стал в тексте уточнять какие-то изменившиеся за три года жизненные ситуации и факты, их описание осталось прежним, поэтому оно где-то несколько отличается от сегодняшнего положения вещей. Вторая часть новой книги – это небольшая подборка моих статей на музыкальные темы, печатавшихся в разные годы в самарских газетах и журналах. Небольшая, поскольку за полвека журналистской работы всего этих статей вышло более тысячи.
Книга «Джаз в Самаре: вчера и сегодня» вышла в 2013 г. очень скромным тиражом, и он в виде подарков моментально разошёлся среди профессионалов и тех, кто действительно интересуется музыкой. В свободном распространении книги практически не было. Правда, в 2014 г. Администрация городского округа Самара выпустила небольшой дополнительный тираж, который был роздан зрителям на джазовом фестивале, проведённом на набережной Волги у Ладьи во время празднования Дня города. К выходу книги в 2013 г. был приурочен выпуск одноимённого компакт-диска с записями куйбышевских-самарских музыкантов и вокалистов от шестидесятых годов прошлого века до последних лет. А весной 2015 г. благодаря усилиям Общественной палаты Самарской области и Самарской государственной Академии культуры и искусств вышел диск «Джаз в Самаре завтра» с записями уже более молодых исполнителей.
Книга «Джаз и мы. Самарские синкопы» выпущена в комплекте с приложением обоих этих дисков, которые вместе с главами текста, надеюсь, дадут некоторое представление об отдельных моментах развития джаза в Самарской губернии, о людях, связанных с этим музыкальным жанром. Книга, без каких-либо притязаний на художественную значимость, ни в коем случае не претендует на абсолютную полноту информации, – это всего лишь избранные страницы истории. Но о куйбышевском-самарском джазе иных самостоятельных работ выпущено просто не было, а многих участников самой истории этой музыки сегодня, увы, уже с нами нет.
Поэтому я решил, что, если мне не удастся как-то систематизировать имеющуюся информацию, то всё «канет в Лету», а по крупицам затем что-то восстанавливать будет просто некому. Именно это и заставило меня сесть за клавиатуру компьютера…
На фото: Игорь Вощинин в студии Радио-Самара-Максимум, 2018 год.
Свидетельство о публикации №219022702136