Поиски Пробуждения. III. 6-8. Прощай - Дхарамсала!

ИЛЛЮСТРАЦИЯ: одна из центральных улиц Дхарамсалы - односторонняя: с другой стороны крутой горный обрыв. По этой улице монахи идут на учения Его Св. Далай Ламы 14 в главный храм.
 ____________________________________________________

ГЛАВА 6. СНОВА В ДХАРАМСАЛЕ. Украинка  Лена*  вела экскурсии из Дхарамсалы в Непал, а затем  на Кайлаш. Она собирала  группы  в Украине  и  помогала  им в путешествии  с  переводом  с  английского языка.  Когда  Лена  уезжала на Кайлаш  первый  раз  я передала  ей  тибетские флажки, чтобы она повесила  их  в Тибете  на самом высоком  перевале.

Во второй раз  я попросила ее  заказать пуджу  долгой жизни для всех моих  родственников  и двух крестников, а также пуджу за умерших родителей, бабушки и дедушки. Пуджа около  Кайлаша должна иметь большое значение для тех, для кого она делается. Рядом с  Кайлашем  есть  монастыри, в которых  живут  монахи всю жизнь посвятившие практике Дхармы, и достигшие реализаций. Так что  я с облегчением  подумала, что это наилучшее, кроме конечно монашества, что  удалось  сделать для своего рода.Я  так же попросила  Лену  оставить подношения  где-нибудь недалеко от Кайлаша. Она так и сделала.

Через  несколько дней после этого, неожиданно и  впервые, состоялась  встреча  студентов тибетской  библиотеки  с  Далай Ламой, которая  проходила  в  Его резиденции. Практически все студенты в  библиотеке  Дхарамсалы - иностранцы и все очень обрадовались  возможности увидеться  с  Его Святейшеством.

Сначала  мы традиционно ожидали около  офиса примерно часа три. Затем  нас, наконец,  впустили  в  проходную, проверили паспорта  и, разделив на группы  по  разным  странам, пропустили на досмотр.  Там мы подверглись тщательному прощупыванию и  обыскиванию, сдали всю ручную кладь, оставив только хадаки и деньги для подношения, так  делается  для безопасности  всякий раз, когда ты  приходишь  на встречу  с известным  Ламой. Затем  нас пригласили  пройти в холл, в котором  Далай Лама проводил различные официальные встречи и мероприятия, например, традиционную научную конференцию  американского института «Эмми».

 Мне посчастливилось  сесть во втором ряду, прямо  напротив  Его Святейшества.
Я  только  что закончила  ритрит  и была рада наступившему расслаблению и встрече. Впрочем, все  студенты и преподаватели  были  рады такой возможности. Его Святейшество  расспрашивал,  из каких  стран мы приехали, рассказывал  о важности обучения буддистской философии  и много шутил. Директор библиотеки заранее предупредил нас, чтобы  мы не задавали никаких вопросов, но оказалось, что Далай Лама сам попросил об этом при встрече с нами. Один из вопросов  был  связан с тем, что в наши дни  существуют два Кармапы, один из них признан Тай Ситу  Ринпоче и  Далай Ламой, а второй - Шамаром  Ринпоче, и это создает определённые сложности для учеников  и последователей  Кагью линии.
 
Его  Святейшество  ответил, что Он  уже высказывался  по этому  поводу  лидерам  Кагью линии, ведь  всю ответственность  за  это принимают именно они.  Однако, если ничего уже нельзя изменить, нужно принять ситуацию так, как она есть. Затем  мы сфотографировались на память. На выходе нам раздали небольшие подарки,  и мы вышли из  резиденции  окрыленные. Из  одной  из сутр  Будды Шакьямуни говорится:
«- Если прежде он (некто)по глупости имел жадность, включающую желания и слепую захваченность, теперь он оставил её;  её корень устранён  подобно тому, как у выкорчеванной пальмы  устранены причины развития, нет причин для будущего возникновения.

- Если прежде он по глупости имел злобу, включающую злую волю и ненависть, теперь он оставил её;  её корень устранён  подобно тому, как у выкорчеванной пальмы устранены причины развития, нет причин для будущего возникновения.

- Если прежде он по глупости  имел  неведение, включающее заблуждения и запутанность, теперь он оставил его;  его корень устранён подобно тому, как у выкорчеванной пальмы устранены причины развития, нет причин для будущего возникновения.

- Если прежде он по глупости полагался на умственные накопления и увеличивал их, теперь он оставил их;  их корень устранён  подобно тому, как у выкорчеванной пальмы устранены причины развития, нет причин для будущего возникновения.

- Монах, наделённый таким настроем, наделён высшей решимостью к отрешению, поскольку отказ от  умственных накоплений есть высшее благородное отрешение.

- Монах, наделённый таким настроем, наделён  высшей решимостью различения, поскольку знание, как  уйти от всех страданий и напряжений, есть высшее благородное различение.

- Его Освобождение, основанное на Истине, непоколебимо, независимо от  того, что всё вокруг обманчиво, ложно. Освобождение – это свобода от иллюзий, это- Истина.
 
- Монах, наделённый  таким настроем, наделён  высшей решимостью следовать  Истине, поскольку Освобождение, свободное  от  иллюзий, есть высшая благородная Истина».

 Вечером  я  открыла  интернет  и  увидела  потрясающую новость. Его Святейшество Кармапа  собирался  вводить обеты  бхикшуни  для монахинь тибетской традиции. И такая радость охватила сердце.  Я прочитала небольшую заметку, в которой он сообщал примерно следующее: «Необыкновенно долго, около 20  лет, вопрос  о  полных монашеских обетах для женщин в тибетском буддизме  обсуждался  среди всех  школ, но никакого решения не принято до сих пор. Некоторые боятся, что  с  введением обетов  бхикшуни для  монахинь  буддизм придет  в упадок. Но я считаю, что если сам Будда Шакьямуни  дал эти обеты монахиням, то почему бы их не возобновить  и  в настоящее время?!

  Традиционно  обеты  бхикшу  для  монахов  и бхикшуни для  монахинь, обеты шраманеры и шраманерики, равно  как  и мирские обеты, должны  даваться  для  двух полов. Но бхикшуни уже давно отсутствуют  в  тибетском буддизме. Некоторые ссылаются на утерю линии. Но я нашел  чистую ветвь  тхеравады, которую можно использовать  в этом случае. И что особенно важно, что выбрав  эту  чистую линию,  на следующее  утро ко мне на учение  в  Тергар пришла  группа новых  монахинь,  и я спросил, откуда они. Тогда, они назвали ту  традицию, о которой  я думал вчера. Так что это спонтанное совпадение  говорит  о необыкновенно удачном времени  для  решения  этой  проблемы. Конечно, нововведение  займет долгое время,  более  15  лет, но движение в этом направлении  уже началось».

Я  с  сожалением  подумала, что уже не смогу вписаться  в это «нововведение». Так  что, просто порадуемся  за других женщин, которые удостоятся полных монашеских обетов  гелонгмы  в тибетском буддизме. Его Святейшество Далай Лама тоже поддержал  Капмапу Ринпоче в  этом решении. На одном из учений Он сообщил, что пришло время  ввести обеты бхикшуни  и для монахинь.
          
               

ГЛАВА 7. ПОСТРОЙКА СТУПЫ. Когда  я вернулась  в  холодную  Дхарамсалу  после учений  по «Лам Риму» в  Дрепунге  в  2015 году, то сразу начала  очередной  ритрит. Через  неделю  у  меня закончились  продукты,  и я вынуждена была  пойти  в магазин, и тут  меня  кто-то окликнул. Обернувшись,  я  увидела одну из буряток, которую   мимоходом  встречала на учении для русских в Дели.
- Здравствуйте, - сказала она приветливо, - а  я вас видела на учениях  Далай Ламы, вы тоже приехали  навестить  Дхарамсалу?
- Да, но я здесь живу уже несколько лет.
- Как здорово! А я приехала сюда  на несколько дней  для того, чтобы поехать  в  Шераблинг  и встретиться  с  Тай Ситу Ринпоче. Хотите поехать со мной?
- Я вообще-то в рИтрите и вышла купить кое-какие продукты.
- Понимаю, но я в Индии одна, может у вас все же найдется время составить мне компанию, а  то  я немного беспокоюсь? – спросила она.
- Знаете, дайте мне две минуты  подумать!
 
По опыту  я знала, как  трудно  иностранцу  сориентироваться  в  Индии, да и опасно передвигаться по стране одному, особенно  мирянину. Поэтому  я  спросила  новую знакомую:
- Вы как собираетесь  добираться  до Шераблинга?
- На автобусе, а  потом  возьму такси или рикшу!
-Понятно! Но это очень далеко и вы не успеете вернуться обратно  сегодня. Сейчас   уже должно быть около  11 часов, очень поздно!
- Но у меня  остается только один день до отъезда, и я не могу поехать завтра.
- Хорошо, я поеду с вами, а ритрит  продлю  на один день.  Вы, очевидно, не представляете, где находится  Шераблинг  и какое большое расстояние нам придется  преодолеть, поэтому я  помогу вам. А для того, чтобы  успеть  вернуться сегодня в Дхарамсалу обратно, мы должны взять такси.

- Конечно!  Понимаете, я  строю  ступу в  Бурятии  и мне нужно попросить у Тай Ситу Ринпоче благословение и, может быть, какие-нибудь реликвии. Я  уже получила благословение  от  многих Ринпоче, от  Сакья Трезинга, от Линга Ринпоче, от  Кармапы  Ринпоче  и  других,  все они дали мне  реликвии, но я очень хочу  встретиться с Тай Ситу Ринпоче и попросить  их у него тоже.
- Хорошо, хорошо! Я поняла, пойдемте, я знаю, где лучше взять такси  для дальней  поездки. Только будет достаточно  поздно, когда мы приедем  в Шераблинг  и  вряд  ли нам предоставится возможность встретиться с Тай Ситу Ринпоче, - предупредила я.

Когда  мы уже сели в такси и отправились в путь  я поинтересовалась, почему она вдруг решила строить ступу:
- Я знаю, что это огромная, невероятно огромная заслуга  и даже все Будды почитают  тех, кто строит или спонсирует постройку  ступ. Но  все же, что вас сподвигло на это?

Моя спутница Марина  рассказала, что  живет в Новосибирске и работает  дефектологом  с  аутичными  детьми и детьми  с большими дефектами в психике.
- Всего  у меня 5 разных работ, и я работаю целыми сутками  с утра до ночи, но даже тех средств, которые  получаю, не хватило бы  на  строительство  ступы. Два раза  я брала  кредит в банке. Ничего, постепенно отдам!  Понимаете, у нас в городе есть один Ринпоче, который  входит  в  транс проводя  гадания на кубиках, традиционное гадание тибетцев, и он сказал, что для того чтобы решить мою проблему нужно  построить  ступу. Я сначала серьезно не отнеслась к этому. Ну,  сказал и сказал! Но когда стала делать ретрит, то  четко  поняла, что все же должна поставить ступу и  она должна быть для Будды Медицины. В наше время  столько много больных людей, а сколько детей болеют!
- А у вас есть семья? -  спросила  я ее.
 
- Да. Но мой муж давно умер, и у меня осталось два сына. Честно говоря, один серьезно болен. А второй женат, работает  врачом  и недавно  вымолил  долгожданного  ребенка. В общем  я  поехала  в  Бурятию и обратилась  к  настоятелю «Золотой обители». Я  так прямо и сказала ему, что  мне надо  ступу поставить. Где у вас тут можно?

Настоятель  и  ответил: "Если  надо ступу поставить, поставь!  Выбирай  любое место!" - Я  тут  же  и выбрала. Прошлым  летом  мы  заложили фундамент. Будущим  летом  я планирую уже закончить  ее строительство. А все вложения  в ступу  хочу приобрести сейчас, для этого  я и приехала  в  Индию!  Видите,  как мне повезло!  Реликвий  уже достаточно  много. Все Ринпоче и Ламы, к которым  я  обращаюсь, будто заранее знают, что я приду, и охотно дарят мне их.
- Какая вы молодец!  Как я рада за вас! - сказала  я искренне.

- После  учений  в  Дели  я  получила благословение на строительство  ступы  и от Далай  Ламы. А когда  была у Кармапы Ринпоче, он словно ренгеном  по мне прошел своими глазами, а потом сказал:
- Ждите! - вскоре  его помощник  вынес  огромное количество  ринсел (остаётся от кремации тел высоко реализованных лам). Я потом вам покажу!  А расскажите мне немного о Тай Ситу Ринпоче? - попросила Марина.
- Я вообще-то  мало  что о нем  знаю. В этой жизни  он Учитель  Его Святейшества  Кармапы  Ринпоче, но  обычно  перерождается из жизни в жизнь  рядом с ним и является его учеником. Всего у Кармапы Ринпоче  четыре  сердечных  ученика и одновременно  учителя, это  Гьялцаб  Ринпоче, Джамгон  Кхонтрул  Ринпоче, Тай  Ситу  Ринпоче и  Шамар Ринпоче. Об этом  вам лучше почитать  в  книге  американского автора  Мика  Брауна, которая  называется «The dance of 17-ht  lives» (Танец 17 жизней), в ней  подробно  рассказывается  история  поиска  17 Кармапы, я не буду вам ее пересказывать, вы лучше сами  ее  найдите на русском языке.

Вскоре  мы подъехали  к  монастырю. Выйдя из машины, я заметила  монаха, направлявшегося в нашу сторону. Я показала Марине на него и сказала:
- Спрашивай все у него, он специально вышел, чтобы встретить  нас!
Когда  монах подошел, то  Марина спросила  его  о Тай Ситу Ринпоче, но его не оказалось в монастыре, он  уехал  в Дели. Эта новость огорчила Марину.
- Марина, тогда  спроси, у кого  здесь  можно  получить благословение на строительство  ступы.
 Монах ответил, что сейчас  все Ламы на пудже и освободятся  через  несколько  часов.
- О, это  будет очень поздно! А можно в офис пройти? - спросила Марина.
- Да, конечно! - монах показал рукой, где находился офис.
 - А  в Гомпу поклониться  статуе Будды Майтрейе можно? - спросила я.
- Да, это тоже можно. Проходите!

Сначала  мы зашли в офис, и Марина объяснила секретарю о причине своего визита. Ей  подтвердили, что Тай  Ситу  Ринпоче действительно  в  Дели.
- Знаете, я завтра  в Дели еду, а  мне так важно увидеться с Ринпоче! Можно взять телефон  его помощника, может  быть  я  смогу договориться  о встрече  с  ним в Дели, - попросила  Марина.
- Да, конечно,-  ответил секретарь.

Офис  был большой, в нем  практически не было никакой мебели, так  что стол, за которым  сидел секретарь, казался  маленьким. На стенах висело множество  фотографий, на которых был изображен  16  Кармапа, совсем  молодой Тай Ситу  Ринпоче и Гьялцаб  Ринпоче. По центру офиса на стене и прямо над столом были традиционно расположены фоторгафии  Его Святейшества  Далай Ламы и молодого, еще подростка, Кармапы  17. А  справа  висела фоторгафия  какого- то  Ламы, лицо его было похоже на  графа, с утонченными  чертами лица, как на старых русских фотографиях  начала 20 века.
- Марина, я пока пойду в Гомпу, - сказала я.
 
Вход  в  Гомпу  был затянут  тканью,  у него  стояло  несколько молодых  монахов  с  чайниками в руках  в  ожидании  нужного  времени,  чтобы разлить чай присутствующим на пудже. Я подошла совсем  близко к входу и, поднявшись  на ципочки,  заглянула  внутрь: вГомпе не было дневного света, так как она распологалась внутри  здания монастыря, но был яркий  электрический, кроме того  горели свечи.

У  противоположной стены гомпы напротив  входа, располагалась  огромных размеров  статуя  Будды Майтрейи, Тай  Ситу  Ринпоче считается воплощением  Будды  Майтрейи. Впереди  нее  традиционно возвышался  большой  трон  для Далай Ламы, в данный момент  на нем  располагалась  Его фотография. Внизу, вдоль прохода, на  небольших  тронах  восседали  Ламы  возглавлявшие  пуджу. Они находились в глубоком сосредоточении, должно быть, наблюдая Божеств, которых  пригласили на пуджу. За ними лежали  маты для обычных монахов, учеников  разного  уровня и возраста, которые  распевали текст пуджи.

Вдруг загремели  традиционные барабаны и раздались звуки труб. Что-то  завораживающее  охватило меня, казалось, это был сон. 
Тут ко мне подошел  тот же  монах, что встречал  нас по приезде в монастырь и сказал:
 - А вы войдите внутрь, не бойтесь, вы никому не помешаете.
- А  можно?
- Конечно! Вы пройдите вдоль  Гомпы и слева  увидите ступеньки, поднимайтесь  по ним  и пройдите  наверх  прямо к алтарю.

Когда  я вошла в Гомпу, то сразу сделала  три  полных простирания  и чтобы не мешать монахам тихо прошла  к алтарю, который возвышался  на небольшой сцене. Поклонившись  перед  статуей  Майтрейи  и  перед  портретами   Далай Ламы и Кармапа Ринпоче, я помолилась и затем  спустилась  вниз  присев  на маты, чтобы  подождать  возвращения Марины.

Стали  читать  «Сутру  Пряджня Парамиты», а после нее  разносить чай с лепешками.   
И тут я вспомнила, что  еще в России  смотрела  видео, где Гьялва Кармапа объезжал  с визитом   кагьюпинские   монастыри. За кадром  комментатор  давал пояснения, называя каждый монастырь, и обязательно добавлял  каждый раз: «Здесь всем монахам давали вкусный горячий  чай с молоком». Так  повторилось  7  или  8 раз. Тогда я не выдержала и рассмеялась, потому  что никакого другого текста не было произнесено. Но теперь  я отлично понимаю, что монахам действительно  хочется  чая, особенно  горячего  и  с молоком, ведь это проявление заботы и радость для монахов.
 
Потом мы  с  Мариной  сделали  три большие  коры  вокруг монастыря и  множества белых ступ,  и выехали  в Дхарамсалу. Хотя было уже поздно, она пригласила  меня  заехать  в  гостиницу, чтобы посмотреть  реликвии. Сначала  она достала колбочку с реликвией  Будды Шакьямуни, это был  маленький шарик  цвета жемчуга, который остался после его кремации. Потом  она показала  несколько реликвий  Будды  Кашьяпы и также полностью наполненный пакетик  ринцелов  Кармапы 16; ещё была  одежда Богдо  Гегена  Ринпоче, которую ей подарил  его сын, и несколько хорошо упакованных  бумажных  пакетиков  с  остатками его волос и каплями крови.
 
- После смерти  Богдо  Геген  Ринпоче  долго находился  в посмертном  состоянии  тхукдам   и тело его не разлагалось. На  10 день после  его  кончины  к нему приехал  попрощаться  Далай Лама  и, в знак благословения, бросил  на  его тело  хадак. Только после этого  сознание Богдо Гегена   окончательно  покинуло  физическое тело, что говорит о его высоких  духовных  реализациях.

Потом  Марина достала лоскутки  одежды  Ваджра Дакини из одного храма  в Непале, показала  собранную  воду из пещеры  Гуру Ринпоче, землю  с  Кайлаша, и что-то еще.  Все эти реликвии Марина аккуратно прикладывала к макушке моей головы в знак благословения.
- Марина, давайте помолимся, чтобы  ступа, которую вы строите, принесла благо всем  народам Бурятии, Калмыки, Тувы и России, и сняла все разногласия возникающие между  ними. Все мы хотим счастья, не важно, какой мы национальности  и все мы прибегаем к одному существу…
- К  Будде,-  сказала она.
- Да, к Будде, -  и мы улыбнулись  друг другу.

Когда в феврале  я закончила  ритрит, внезапно  началась сильнейшая  гроза, весь день шел  проливной  дождь, а  к  вечеру  пошел  сначала  град, а потом  снег, он  освежил  ранее  заснеженные вершины  гор и  покрыл всю Дхарамсалу, принеся  ощущение чистоты и свежести. Это был хороший знак.   
                        


ГЛАВА 7. БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ! В  марте 2015 года я выехала на  9 дней в Бодхгайю. Три года я не была в Бодхгайе  во время  проведения  Монлама, т.к. в это время я делала ритриты в Дхарамсале. Этот монлам  был  посвящен юбилею  дня рождения  16 Кармапы  и Кармапа  Ринпоче 17 в знак такого важного события подарил всем ученикам  закончившим  Нендро  его реликвии.

Как-то  раз  на обеде  ко мне подошел один пожилой Лама и попросил разрешения  присесть  за столик. В конце обеда он  сказал, что мне надо серьезно  учиться  медитировать и что он ясно видит  предпосылки для успеха в практике.
- Вы готовы  серьезно  практиковать, понимаете, - сказал он.
Достав  бумагу и ручку из монашеской  сумки, он  написал несколько имен  Кхенпо и порекомендовал  найти  кого-нибудь  из них в Дхарамсале, чтобы они обучили  меня практике медитации. Подумав,  я  решила  обратиться за советом  к Кармапе Ринпоче и  прямо на следующий  день попала  к нему  на аудиенцию, хотя  обычно, чтобы попасть на нее необходимо ждать несколько дней.

В  зале  для ожидания встречи с Ринпоче собралось  много  народу. Я сидела на скамеечке и расслабленно ждала  своей очереди. Тут  ко мне подсела  молодая монахиня из Китая. Она  стала рассказывать о том, что Кармапа Ринпоче очень болен и нуждается в помощи.
- Как? А я не знала, что он болен.
- Да, очень серьезно, - и она рассказала о симптомах.
- Боже мой! Как жаль!

За стеклом  в соседнем помещении  я  видела, как Кармапа Ринпоче  беседует  с  людьми, проходящими  мимо него потоком, и дает возможность всем желающим  задать вопросы и сфотографироваться  с ним.
- Я  могу помочь ему,- вдруг сказала монахиня, - собственно  я  и приехала сюда, для этого.
-Да? - удивленно  спросила я.- А вы что, доктор?
- Я  в совершенстве владею тайчи и  у меня  есть кое-какое медицинское образование.  Я получила достаточно знаний  и давно обучаю людей  в Китае. Только я одна могу помочь ему. Понимаете?  Я  специально привезла  для  него  медицину  и прямо  сейчас хочу  сказать ему об этом.

Я была хорошо осведомлена о коварстве китайцев. На учения приезжает много  разных людей из многих стран  мира, поэтому тибетцы очень  осторожны, они не доверяют  иностранцам, особенно китайцам. Ведь  когда  Кармапа Ринпоче был еще подростком, одна  китайская  женщина уже пыталась  отравить его, подложив  яд  в  угощения, которые поднесла ему: хорошо, что  ее  вовремя  остановили. Я знаю, что Кармапа 17  тайком  бежал из  Китая, подвергаясь огромному риску, с тех пор  китайское правительство  сначала  хотело  насильно вернуть  его  обратно или хотя бы очернить в глазах мировой общественности.

 Я задумалась: нельзя быть наивной  и доверять  любым  услышанным словам. Кто вообще эта монахиня из Китая? Многие китайцы  носят  монашеские одежды, не имея на это никакого права. Может быть, все ее слова - абсолютные бредни.
- Да, я готова помочь ему!  Кармапы всегда умирают  очень рано. Это их карма, потому  что они беспрерывно  трудятся  и  помогают существам  этого мира. Кармапа  17  уже так серьезно болен, потому  что  он  не дает себе отдыха, не спит ночами, занимаясь практикой  до утра. Мой род  живет  долго,  до 90  лет. И сейчас  я готова  отдать  свои 20 лет  жизни Кармапе Ринпоче. Пусть  я буду жить  меньше, но отдам  их своему любимому Учителю, - воскликнула она пафасно, очевидно  зная, что Ринпоче читает мысли на расстоянии  и услышит ее.
 
Тут  в холле, где мы сидели, вдруг погас свет, и перестали  работать вентиляторы.   
- Знаете, конечно, хорошо, что вы можете вылечить Кармапу. Но вы прежде должны предоставить в его офис  документы, подтверждающие  ваше образование. У вас есть  такие документы с собой?
- Я не понимаю, о чем вы говорите, мой английский  очень плох, - ответила  она.
- Я  говорю о том, что  Кармапа  17  будет первым из Кармап, кто  будет жить так долго, как это только возможно. Так  что не нужно создавать  негативные проекции о быстротечности жизни Ринпоче.

Тут  в зале зажегся свет,  и заработали вентиляторы. Кармапа Ринпоче подошел к  застекленной стене  и  с  той стороны комнаты  посмотрел  прямо на нас.
- Но ведь Кармапа так много работает, как никто другой! Он гораздо больше приносит помощи, чем  Далай Лама. Он такой особенный!
- Ну, на мой взгляд, это не совсем так! Посмотрите на мои руки. Какая из них важнее? Левая или правая?

Она пожала плечами.
- Они обе важны. Так и  эти два Учителя работают не щадя себя, принося пользу  этому миру. Как можно говорить о важности только одного из них! Они одинаково важны.
- Но ведь Далай Лама в основном  работает  с  тибетцами. А Кармапа Ринпоче помогает множеству  иностранных учеников. Посмотрите, сколько людей приехало на Монлам, многие из них иностранцы!
- У  Далай Ламы тоже много иностранных  учеников, хотя  доля правды в ваших словах есть. Но это  происходит  потому, что Кармапа  Ринпоче - молодой  человек, он живет  в  мире, когда  появилось  много современных  технологий  и  виртуальных коммуникаций, поэтому, естественно, он  привлекает к себе  молодое поколение людей  из многих  стран.

Через  некоторое время  меня пригласили  пройти  на  аудиенцию.
Как  всегда на прекрасном  лице Ринпоче можно было увидеть  глубокое сосредоточение на осознавании  пустоты, не отвлекаясь от работы,  он  находился  в полнейшем  отрешении от двойственного мира. Первый раз я видела  Ринпоче начинающим  Учителем, но сейчас  он уже стал вполне созревшим  Мастером.
- Ринпоче! Вы знаете, что я занимаюсь практикой, но  не могу  обучать саму себя  тому,  что не знаю. Вчера  во время обеда  ко мне подошел один  Лама и посоветовал  серьезно учиться медитации, он записал имена  некоторых  учителей,  к которым   я могла бы обратиться  с этой целью. Кого из этого списка  вы могли бы порекомендовать? - спросила я.

Он протянул руку к листку бумаги, на котором были написаны имена четырех  Кхенпо.
- Кто эти  Кхенпо? - спросил  он.
- Я не знаю, этих учителей мне порекомендовали найти для обучения медитации.
- Какого рода медитации вы хотите научиться?
Я  ответила. Он  на минуту задумался.
- Может быть, вам поможет в этом …* обратитесь к нему, - и он назвал имя Ринпоче, которого не было в  списке.
- О, большое спасибо, - воскликнула  я, хорошо зная этого  достойного практика. Через  час я уже была у него на встрече,  и он передал  мне важные моменты практики.

В  тот  же день  Кармапа Ринпоче разрешил нам, иностранным  монахиням, прослушать учение по Винайе (монашеской дисциплине)  и  получить  Лунг  на обеты  бхикшу  от  настоятеля  одного из монастырей  линии Кагью, хотя  это было сделано впервые в истории буддизма. Ринпоче, который передавал  текст  мужской  монашеской общине, прямо так и сказал:
- Эта передача предназначена только для монахов, однако если мой Учитель  Кармапа  Ринпоче попросил  сделать  эту передачу и для монахинь, я не могу ему в этом отказать. 
Редчайшее везение  благодаря милости  Учителя. Семена для следующей жизни брошены. Затем  я  благополучно  вернулась  в  Дхарамсалу. 
        ___________________________________________________________
                _______________________________________________________       
               
    
ГЛАВА 8. ПРОЩАЛЬНАЯ АУДИЕНЦИЯ У КАРМАПЫ 14. В  Дхарамсале меня стала мучить  серьезная болезнь. Я  понимала, что время  пребывания  в   Индии  подходит  к концу, моя карма исчерпана, и надо возвращаться домой, в Россию. Но я не могла  уехать без благословения, а  в это  время  как раз начались учения  Далай Ламы и я пошла на них, чтобы попрощаться с  Учителем. Ведь  именно Далай Лама дал мне самое ценное, самое важное, что только  может  быть в буддизме: ЗНАНИЕ  ДХАРМЫ и РУКОВОДСТВО В ПРАКТИКЕ. И я сдеЛА ЭТО.

 
Так как с каждым днем мне становилось все хуже и хуже, то  я  купила билеты  на самолет  до Петербурга и в один из дней  поехала в  Гьюто, чтобы  записаться на аудиенцию к  Его Святейшеству  Кармапе, он как раз проводил  встречи  с учениками. Когда я приехала в монастырь, то увидела, что  на  аудиенцию прибывали  все новые и новые  группы  тибетцев  и иностранцы, проживающие в Дхарамсале, поэтому   секретарь  Кармапы был занят. Чтобы записаться на прием,  нужно было ждать  его несколько  часов. Тут  около меня  остановились  трое  тибетских  монахов,  и  я поняла, что они тоже не были записаны на сегодняшний  прием. Находясь  рядом с Учителем, ничего не происходит случайно, поэтому,   когда тибетцы  направились в офис, я последовала за ними.

Только мы устроились  в креслах, как  из  двери  приемной  вышел  секретарь   и предложил  монахам  пройти  к  Кармапе, а затем  спросил меня:
- Анила, вы тоже можете пройти, где ваш пропуск, вы записаны на сегодня?
- Нет, но я бы хотела  встретиться  с  Ринпоче, если  это  конечно  возможно!
- А копия  паспорта  у вас с собой?
 - Нет, я думала только записаться на аудиенцию,  и не принесла  всех  нужных документов!
- Тогда идите за мной, - сказал он.

Такое могло произойти только по личному указанию Ринпоче, редко кого принимали без предваритнльной записи. Секретарь  провел  меня  через  охрану  индийских полицейских, подождал  пока  досмотр проведут  тибетские  и подвел  к  помощнице Ринпоче  по регистрации. 
- Сделайте Аниле копию паспорта и  дайте пропуск, - распорядился  он.
Через  минуту  мне  вынесли  пропуск,  и  я присоединилась  к  уже заканчивающейся   очереди, ожидающей  в фойе у входа в библиотеку  монастыря, где Кармапа Ринпоче проводил прием. Меня пригласили пройти  вперед,  и  я сразу вошла в небольшой  зал, в котором  Его Святейшество давал  аудиенцию. Рядом с ним, как всегда находилась группа монахов, его ближайшие помошники и ученики из лабранга.
Я подошла  к Ринпоче, поднесла ему хадак и конверт  с  подношениями.
- Его Святейшество!
- Да, - вежливо ответил он и наклонил голову в знак приветствия.
- Его Святейшество, я хотела бы задать вам несколько вопросов!
- Да, я вас слушаю,- сказал он.
- Я хотела бы попросить вашего разрешения  не  ходить больше в библиотеку, потому что из года в год  мы изучаем одни и те же темы  по Лам Риму. 
- Да, я  понимаю! Вы можете не ходить туда, - сказал Ринпоче.
- Кроме того, я  чувствую, что серьезно больна. У меня  возникли проблемы с позвоночником. Ринпоче, может быть, уже настало  время  возвращаться  домой в Россию?

Кармапа  посмотрел на меня внимательно. Я стояла так близко к нему, что говорила  почти на ухо.
- Да, наверное, настало время возвращаться,- наконец  проговорил  он.
- Но  чем мне заниматься там?   
- Давать учение по Дхарме, - ответил он.
- Ринпоче! Я  благодарна  вам за все, что  вы для меня сделали за эти годы, за  ваше руководство,  помощь  и доброту,  а так же за ваше безграничное  терпение. Я  искренне прошу прощения за все ошибки, которые невольно совершила  и возможно этим огорчила вас.
Он  утвердительно качнул головой.

- Ринпоче, мне уже много лет  и  мое тело  стареет, я  могу не успеть  завершить практику в этой жизни, поэтому  прошу вашего  благословения на то, чтобы  в следующей жизни  я с малых лет смогла  изучать и практиковать Дхарму под руководством достойных Учителей.
- Хорошо, пусть будет  так, - сказал он, - и набросил  хадак мне на шею, в знак благословения.
Так  мы попрощались до новой встречи.
Уже на следующий день он уехал в Дели, чтобы сделать визу в Америку, а потом вернуться в Дхарамсалу  за вещами. Перед  отъездом  я оставила  для него записку, в которой выразила желание успеть  еще кое-что сделать в этой жизни  относительно  Дхармы  и  мои желания исполняются.
                *
 *       *          *

Я  выражаю  искреннюю  благодарность людям, которые поддержали  меня  за несколько дней до отъезда,  я не знаю их  фамилий, но не  забуду их доброты.  Особенно  Карме  из  Швеции, переводчице  Кармапы Ринпоче, с которой мы так подружились. Москвичке  Кате,  Алексею  и  Лене из  Петербурга.

Я  от всей души благодарю  Будду Дхармакайю, Самбхогакайю и Нирманакайю, всех моих Духовных  Учителей, связанных  с  ними  Йидамов, Дакини и Защитников  за возможность  получить неописуемый опыт переживаний,  о которых  я не могу  говорить  или  писать. За возможность  жить, учиться и практиковать  в Дхарамсале  под  руководством  самых лучших  Духовных  Учителей  этого мира. Это  и есть  цель  всей  моей  жизни.
 
Я  многое  не смогла сделать  в этой  трудной работе, но путь еще не завершен.  Очень надеюсь  и молюсь о том, что в следующей  жизни  мне удастся  встретиться  с  моими Духовными  Учителями  вновь  и  продолжить обучение, потому что:
 
- Не ради монашеской накидки покинул  я свой дом, сменив мирскую жизнь на монашество. Не ради пищи, получаемой во время подаяния, покинул  я свой дом, сменив  мирскую жизнь на монашество.
- Не ради другого жилья покинул  я свой дом, не ради обретения  того  или  иного статуса  покинул  я  свой дом. Причина  в том, что я подвержен  таким явлениям, как рождение, старение и смерть, горе, рыдания, неудовлетворение, несчастья.

Я  подвержен  страданиям, охвачен страданиями. И я стремлюсь постичь, как  освободиться от  этих страданий. Однако  если  я, таким образом, принявший монашество, буду  думать о чувственных  удовольствиях, буду  иметь недобрые намерения, буду иметь злобные мысли, то это заметит  Великая община, существующая  во  Вселенной. Эти существа  в Великой общине обладают способностью понимать сознание других существ, читать  чужие мысли, способны видеть независимо от расстояния и даже находясь близко, могут быть невидимы.

Сделав  Вселенную направляющей силой, я  прекращу  совершать плохие поступки и  буду совершать  хорошие, и  действовать  в  согласии со своей чистой сущностью. Это великая направляющая сила». - Будда Шакьямуни, Адхипатейя  сутра «Направляющие силы».
  _____________________________________________________
 Л И Т Е Р А Т У Р А

Шантидева  « Бодхичарья - аватара». Фонд «Сохраним Тибет», перевод и общ. ред.Ю. Жиронкина, научн. Ред.Загуменнов, 2012.

David  Ross Komito, “Nagarjuna ‘s Seventy Stanzas”, A Buddhist Psychology of Emptiness, Snow Lion Publication, Ithaca, New York, USA, 1987.

 Geshe  Kelsang  Gyatso «Essence of Vajrayana»,Buddist Centre,Delhi, 2000.
Гленн  Муллин  «Практика  Калачакры», Беловодье, 2002.
«The Buddhism of Tibet» by Tenzin Gyatso 14 Dalai Lama, The  Wisdom of Tibet Series, Delhi,1987.

«Discovery, Recognition and  Enthronement of  the 14th  Dalai Lama» by Khemey  Sonam  Wangdu, Sir Basil J.Goul,Hugh E. Richardson.
Лиллиан  Ту «Книга о Буддах», «София», 2006.

Донг Лобсан Даргье «Путь блистательного мудреца». СПб, Нартанг, 2006. Перевод с тибетского А. Кугявичус.

Tenzin Gyatso, the Fourteenth Dalai Lama “The world of Tibetan Buddhism”,Wisdom Publication,Boston,1995.
               

               












               


Рецензии