Без мамы... глава 30. Заключение

Окончание. Начало в  гл.1-29 http://www.proza.ru/2019/02/26/431

В  1979  году  женился младший  сын  Саша, они с  женой сняли  комнату,  захотели  жить  отдельно.  Мне  всё  это  не  очень  нравилось,  но,  видимо,  так  надо.  Они  молодые,  пусть  начинают  жить  самостоятельно. 
    
В  1980  году  Эля  окончила университет, но  работать  ей  было  негде. Из  РОНО  предложили  работу  в  Талицкой  школе.  Элю назначили  заместителем  директора  по  учебной  работе, а  Слава  устроился  работать  военруком. Они  согласились,  и  первого  сентября  приступили  к  работе. 

Эля  была  в  таком  восторге  от  директора,  Надежда  Михайловна  Долотова  ей  понравилась  с  первого  дня.  Я  рада  за  них.  Им  очень  нравилась  школа,  коллектив,  дети - всё у них  хорошо.  Не  нравилась  только  езда  каждый  день.  Ванечка  оставался  у  нас.  Он  рос  очень  спокойным  и  самостоятельным  ребёнком.  Дед  Вася  в  нём  души  не  чаял.
      
В  1981 году  у  Саши  родилась  дочь  Ира. Отношения  со  снохой  у нас сразу  не  заладились,  а  вскоре мо молодые  разошлись.  Я  очень  переживала,    ребёнок   остался   без  отца.  Это  очень  плохо.
      
В  1983  году   я  перенесла  операцию  ноги  по  удалению  вен.  Боли  становились  день  ото  дня  всё  сильнее,  пришлось  оперироваться.  Поправилась,  всё  хорошо.  Постоянно  мучают  головные  боли,  просто  не  хватает  больше  сил  терпеть.  В  этом  же  году  Эля  вернулась  работать  в  свою  школу,  а  через  год  и  Слава  тоже.  Вторым  браком  женился  Саша.
      
13  февраля  1984  года  мы  с  отцом  отметили  40-летие  совместной  жизни.  Именно  в  этот  день  за  столом,  когда  собралась  вся  наша  семья,  родные  и  близкие,  наши  друзья,  Вася  раскрыл  тайну,  которую  хранил  много  лет.  Он  признался  мне  и  хотел,  чтобы  это  знали  все. 

Оказывается,  что  он   знал  меня   задолго  до  нашей  встречи  в  1942  году,  а  увидев  ещё  до  войны,  дал  себе  клятву,  что  я  стану  его  женой.  Все  эти  долгие  годы  он  очень  сильно  любил  меня,  за  что  я  ему  очень  благодарна. Он - замечательный  муж  и  самый  лучший  в  мире  отец,  ну  и  дед,  кончено.

Весной   1983  года  умер  мой  старший  брат  Иван  Иванович  Баландин,  на  похороны  мы  собрались  все,  правда  очень  плохо  выглядел  Борис,  у  него  ампутирована  нога.   Аннушка наша тоже  чувствует  себя  неважно.  Давно  уж  мы  не  встречались  все  вместе,  а  встретились  и  поняли,  что  все  как-то  заметно  постарели. 

Жизнь  продолжается.  В  1985  году  у  Саши во втором браке родилась  дочь  Люба,  а  1986  году  у  Эли  родился  сын  Федя.  Мне  нравится,  что  Эля  дала  своим  детям  наши  старинные  имена: Иван и Фёдор -  это  правильно. 

В  1985  году  Элю  назначили  работать  директором    Мугреевской  средней  школы,  она  никак  не  соглашалась,  но  выбор  пал именно на  неё.  Отец долго разговаривал с ней, убеждал, что только она должна вести свой школьный корабль дальше.  После этого разговора  она согласилась.
            
Я  лежала  в  больнице  в  Юже,  когда  пришло   сообщение  о  смерти  Бориса,  для  меня  оно  было   неожиданно,  я  очень  расстроилась,  но  на  похороны  поехать  не  смогла.  Вот  уже  и  Бориски,  с  которым  прошло  всё  моё  детство,  не  стало.   Вскоре  не  стало  и  Аннушки.  Горькие  события,  потери  таких  близких  мне  людей,  ещё  бы  мне  не  болеть.  Я  не  успеваю  оплакивать  то  одного,  то  другого.
            
Вся  радость  для  меня  теперь -  это  мои   дети  и  внуки.  Окончил  школу  Андрюша, за  ним  внучка  Наташа, внук  Ваня.  Ваня  выбрал  профессию  врача,  в  роду  у  нас  врачей  не  было.  Я  думаю,  что  у  него  получится,  он  очень  серьёзный. 

У  Саши  родился  сын,  назвали  его  Женя.  Поступили  в  школу  Люба  и  Федя.  В  трудные  90-е  годы  появились  на  свет  мои  правнуки:  Дима,  Илюша,  Алёша.  Я  уже  стала  прабабушкой.  Как  всё  быстро!  Мы  с  отцом  стали  совсем  старые,  всё  чаще  вспоминаем  прошлое,  как  будто  листаем  толстую  книгу  своей  жизни,  а  на  её  страницах   вновь  видим   своих  друзей,  подруг  молодыми,  с  которыми  когда-то  были  очень  близки.   
          
Сегодня   29  марта  1999  года.  Ровно  семьдесят  лет  назад  умерла  моя  мама.  Я  часто  пытаюсь  представить  её,  мне  не  даёт  покоя  вопрос: ну  какая  же  она  была?  Её  образ  у  меня  не  сохранился,  наверное,  я  была  слишком  мала.  В  моём  сознании  осталась  только  тень,  лица  я  не  вижу,  поэтому  не  могу  сказать  какая  она: высокая  или  среднего роста,  тёмная  или  светлая,  полная  или  худая -  не  знаю.  Её  фотографий  при  жизни  у  меня  нет,  может  потому,  что  их  вообще  не   было,  а  может  их  просто  разобрали  родственники  после  похорон – я  этого  не  знаю. 

От  брата  Фёдора  я  привезла  мамину  фотографию  в  гробу  и храню  у  себя,  для  того  времени  она  очень  хорошо  собрана,  но  по  этой  фотографии  я  никак  не  могу  представить  маму  живую. 

Хорошо  помню  её  теплые  руки,  как  она  обнимала  меня,  гладила  мои  волосы  и  всегда  говорила: «Клавденька,  какая  же  ты  у  меня  красавица».  Я  бы,  наверное,  многое  отдала,  чтобы  это  когда-нибудь  повторилось.  Видно  Богу  так  было  угодно,  чтобы  я  прожила  всю  свою  жизнь  без  мамы…»
   

Заключение.

            
На   этом  мамины  записи  заканчиваются.  От  себя  я  могу  добавить  лишь  одно:   работая  над  книгой,  я  вместе  с  мамой  прожила  те  страшные  и  трудные  для  неё  годы. 

Мне до сих  пор  не даёт  покоя  вопрос,  на  который  я  пытаюсь  найти  ответ:  в  чём  секрет её  жизнелюбия,  оптимизма?  Где  она  брала  силы   и  энергию,  чтобы  жить  дальше?   Для   тех,  кто  знал   мою  маму,  она   осталась  в  памяти  идеалом  женщины. 

Она  всегда  была  хорошо  одета,  чуть  подкрашена,  в  хорошем  настроении,  весёлая,  общительная, оптимистичная, жизнерадостная - она   заражала  и  притягивала  к  себе  других  людей.  Несмотря  на  такую  тяжёлую  жизнь,  она  не  замкнулась,  не  озлобилась.   

У  неё  было  очень  много  друзей,  которые приходили  к  ней,  писали,  звонили,  всем  она  была  рада. Я  думаю, что   природа  всё - таки сыграла  свою  роль.  Трудности,  которые  выпали  на  её  долю закалили  характер, научили  ценить и  отличать  настоящее от поддельного,  а  ещё   тот  негасимый  свет  материнской  любви,  который  она  хранила  всю  жизнь,  согревал  её,  хотя она и  жила  без  мамы…         
         
18 июля  2001  года  на  восьмидесятом  году  жизни   моей  дорогой  и  любимой  мамочки   не  стало,  а  через  год  не  стало  и  папы. Господь  послал  маме  лёгкую  смерть.  Она  умерла  во  сне,  хотя  наутро  собиралась  стряпать  пироги,  а  на  Казанскую  идти  на  кладбище.
       
20  июля были  похороны,  а 21  июля,  в праздник  Иконы Казанской  Божьей  Матери,  на  кладбище  я  была  одна.  Долго  стояла  у  её  могилы,  многое  передумала.  Мама   очень  любила  цветы. Все  сорок  дней  я  носила   ей  их,    устилала  могилу бордовыми  астрами,  вспоминая   её  слова: «Не  дай  Бог  умереть  летом,  уйти  от  такой  красоты.»

При  маме  я  была  любимой  доченькой,  а  теперь и мне  предстояло  жить  без  мамы…

Фото Мои дорогие мама и папа, 12 декабря 2000года, из семейного архива автора. Через семь месяцев мамы не станет, а через год и десять месяцев не станет и папы...


Рецензии
Благодарю за повесть, Эльвира.
Царство Небесное и вечная память Вашей маме, претерпевшей столько скорбей и страданий. Восхищаюсь ее стойкостью, жизнелюбием и всепрощением.

Радостного праздника Рождества Христова!
Храни Вас Бог.

Александра Немтина   04.01.2021 17:23     Заявить о нарушении
Спасибо, Александра!
Я рада, что Вы нашли время дочитать
мою повесть до конца. Мама была
необыкновенным человеком, я восхищалась ею.
Светлая ей память...
С уважением и Рождеством Христовым!

Эльвира Гусева   04.01.2021 20:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.