Считай до шести! -рассказ

              СЧИТАЙ  ДО  ШЕСТИ ! 
   Эта  история  вспомнилась  мне,  когда  мы  жили  в  старой  пятиэтажной  хрущёвке.  С  трёх сторон  дома  квартира  была  окружена  кудрявыми  берёзами, опустившими  свои  густые  косы  к зелёной  травке. Очаровательное  покрывало  с весны  до  осени  шумело,  ласкало,  обволакивало нас  через  окна  прохладой,  запахами  цветенья,  успокаивало  и  убаюкивало  шелестом,  звоном,
писком  летающих  и  порхающих   пташек  и  бабочек. Сюда  прилетали  и  соловьи.  Сколько  не  всматривайся  в  густую  листву,  их  не  найдёшь !  Лишь  сладкие  трели  выдавали  присутствие этих  птичек.  Это  был  райский  уголок  чудодейственного  леса. Прямо  под  окном  стояли  два заблудившихся,   спрятавшихся  среди  берёз , деревца : вишня  и  слива . Когда -то  давно,  кем - то  заботливо  посаженные, а  теперь  загустевшие  и  всеми  забытые,  без  ухода,   они  дарили  ещё что -то  людям.  Иногда к  зиме,  среди  оголившихся  веток  увидишь  спелые  плоды  сливы.
   Я  подъезжал  на  автомашине  под   свисающие   ветви   берёз,  опускал  стёкла  и  дремал .Было  сказочным  блаженством  слушать  перешёпытывание   листвы  . Иногда  успевал  забыться . Но,услышав  звонок  :  "Это  можно  в  машину ! " вскакивал , не  сразу  соображая: где  это  я,открывал  багажник  и  переносил  упакованные  продукты  и  вещи . Последними  подходили  жена с  кошечкой. Такими  были  сборы  на  дачу.  Это  сорок  километров  интересных  пейзажей.
  Обычно  у  подъезда  стоял  сосед  дядя  Саша. Это  был  спокойный,  мало разговорчивый  старик.Он  не  чесал , как  другие , языком,  был  краток,  говорил  по  существу,  вёл  себя с  достоинством,  с  моей  семьёй  был  приветлив.  Прислушиваясь  к  его  общению  с  соседями,
я понял,  что  он  многое  знал  и  умел,  и,  пока  видел,  считался  незаменимым  мастером  на   час.
   Сегодня  зрение  дядю  Сашу  сильно  подвело :даже   рядом  ему  всё  виделось,  как  в  тумане.Он  мог  заменить  бухту  крана,  заточить  тупую  ножовку,  поправить  сверло,  перебрать   розетку или  отревизировать  сливной  бачок.  Делал  всё  это  бесплатно  и  без  лишней  рекламы.
Конечно,  многие  его  сумели  отблагодарить,  но  далеко  не  со  всеми  он  мог  выпить  или  что -то  принять в дар. 
  Вытирая  пыль  с  машины  перед  подъездом,  я  слышал,  как  к  нему  на "Вы "
обращалась  председатель  кооператива  дома, просила    совета.  Нерадивых  и   нерасторопных он  клял,  как  мог  ,но   всегда   давал   советы   и  ремонтникам  и  начальнице.
  Иногда  я  замечал,  как  дядя  Саша  позволял  себе  расслабиться. К  нему  подходили  друзья - пенсионеры  и  они,  весело  рассуждая,  уходили  в  тень  моих  берёз  за  угол  дома.
  Моё  близкое  знакомство  произошло  с  дядей  Сашей  неожиданно. Я  вычистил  угол  в тени  берёз,  вскопал  клумбу.Жена  посадила  цветочки.   Машиной  подвезли   обрезок   ствола дерева -скамейка  на  двоих  готова.  Изношенный  протектор  колеса  стал  столиком.
Сказочная  зона  отдыха  в  непросматриваемой  густой  зелени заинтриговывала  нас.
    Дядя  Саша,  обходя  по  периметру  дом,  набрёл  на эту  зону.  Он  постоял,  присел,стараясь  повнимательней,  рассмотреть  что  тут  такое,  подошёл, когда   я протирал  лобовое стекло  и  спросил: "Для  кого  это   придумал ? "  "Да  хоть  для  Вас,  дядя  Саша !  Что  стоять  на пыльной  дороге  у  подъезда! " Садитесь  и  я  принёс  из  машины минералку   Ессентуки- 17 . 
"Только  вот  стаканчик  один.  Дядя  Саша,  прохладимся  водичкой ." Я  усадил  его  на  бревно и  налил  в  стаканчик  миниральную  воду  с  газом . Дядя  Саша  показал  на  висевший  на  заборе  разовый  стаканчик. "Вот  это  ты  уж  не  выбрасывай ! Это  не  мусор !  "Он  поднял  палец  вверх.
 Я  всё  понял,  покачал  головой  и  налил  в  снятый  стаканчик  воду. Мы  оба  улыбались ,обменялись   стаканчиками  и,  попивая  по  глоточку ,  потихоньку  разговорились .Стаканчик  висит  всегда  на  шестой  реечке  забора, если  считать  от  угла,  под  берёзовыми косичками. Здесь  тайное  место  встречи   с  друзьями - пенсионерами  от  любопытных  глаз.
 Залез  по  шестой  доске  под  веточку  и  стаканчик   в  руке  всегда  чистый. Дядя  Саша  показал  на  вишню  и  сливу. " Осенью  и  закуска  висит. Хоть  немного,  но  нам  весело."
   Меня  это  и  забавляло,   и  удивляло. Я  предложил  дяде  Саше  пройти  в  квартиру  и  там продолжить   обсуждать  забавную  пенсионерскую  жизнь. Старик  моё предложение  отклонил:  "В  дом  не  пойду!  А  ты  немного -то  как ?" "Да  так,  дядя  Саша,  Так ! "
"  Ну,  давай  тогда  вот  сюда,  на  клумбу ! "
    Я  вынес  из  дома  остатки  коньяка,  собственного  производства  в  бутылке,  что -то  из  овощей и  копчёного  сала.  Осмотрев  все  деликатесы,  он  удивлённо  спросил : " А  хлеб  где ?  Первый занюх  надо  коркой  хлеба  делать!  Вот  тогда  всё  добро  пойдёт  на  пользу ! " Пришлось специально  принести  горбушки  чёрного  хлеба. Век  живи, -век  учись  грамоте "Пить ".
Мы  разлили  по  пятьдесят  грамм  коньяка.  Старик  понюхал,  обмочил  губы  и  медленно пролил  содержимое  в  рот. "Что  это  такое ?-спросил  он. Это -коньячок -кедрачок, дядя  Саша !
Жена -  химик.  Делает  из  водки   по  своей  технологии,  а  копчёности  готовлю  сам, на опилах  фруктовых  деревьев  на водяной  бане."
 "Ну  и  хорош,  ой  как  хорош ! Он  ещё  не  отошёл  от  впечатления с  коньяка . " Дядя  Саша !Занюхал  горбушкой  и  ладно,  а  закуси-ка ,  пожалуйста   копчёным   мяском ,  чтобы   получить полное  удовольствие . Тут  и  огурчик  на  пользу !  Он  взял  кусочек  сала  на  коже.  вдыхал,
чмокал  и  качал  головой. " Ну  каково !"
  Про  себя  я  чуть  не  рассмеялся.  Мне  эта  сцена напомнила  " Последний  день  Ивана  Денисовича  " Соложеницына ,  где  зэк  гонял  языком
во  рту  подаренный  ему  кусочек  колбаски  . Я  откровенно  любовался  освоившимся  добрым пожилым  человеком,  Наклонившись ,  спросил  его  тихонько  " Можно  ли  ещё  чуть - чуть ? "
" Грех  такое  недопить ! " поглядывая   на  остатки  коньяка,  сделал  заключение  дядя  Саша. "До  двери    его  всегда  доведу"-  подумал  я  про  себя . Допивал  он  медленно,  с  наслаждением.
 Как  оказалось, нас   связывало  давно  нечто  интересное.
Дядя  Саша  проработал  большую  часть  времени  в  институте  на  кафедре  динамики  полётов этаким  умельцем , инженером - техником . Все  технические  решения  претворялись  в  жизнь его  умелыми  руками.  Оборудование   работало.  Аэродинамическая  труба  ни  разу "не  болела".
   Перед  пенсией  техник  дядя  Саша  часто  общался  с  преподавателем  вуза,  которому  мы ,тогдашние  студенты  сдавали  экзамены. Это  была  каторжная  работа. В  мутных  лекциях    преподавателя  формулы    уравнений - зависимостей  не  умещались  на  листке  общей  тетради,  если  писать  слева  направо  убористым  почерком  . Да,  много  характеристик,  от которых  зависит  скорость  полёта  летательного  аппарата. Они  не  укладывались   в  наших бестолковых  головах. Мы  психовали,  галдели . Преподаватель  злился,  что  мы  тупили.
Лично  меня  бесила  его  постоянная  оговорка  "по  Фрейду". Вместо  "по-стольку, по-скольку" он  говорил "по -стольку ,по -стольку " Для   меня  это  был  светофор  с  красным  светом.Я  уже  ничего  не  соображал.
   Одна  отдушина  была  во  всём  этом -преподаватель  часто  среди  лекции  выходил  покурить,оставив  нас  одних   выяснять ,  кто  что  не  понял . Как  потом  выяснилось,  выходил  не  только покурить. И  во  всех  этих  делах  незаменимым  помощником  преподавателю  был  дядя  Саша.
Зато  на  экзаменах  у  нас  была  "картина  маслом "  Находчивые  студенты  сбрасывались. Дядя  Саша  приобретал  продукт- всё  решал,  а  мы  спокойно  списывали  формулы  из  тетрадей. Я  думаю,  что преподаватель  отлично  знал,  что  нашими  умишками  десятиклассников  осилить  этот материал  было  невозможно, а  потому:  кто  кого  водил  за  нос -это  вопрос.
  Время  шло,  Выпускники  разъехались  по  местам  назначения ,  при  юбилейных  встречах мы  частенько   вспоминаем наши  разные,  яркие   прожитые  этапы  жизни.После  нашего  застолья  в  кустах,  я  думал  как  мне  реабилитироваться  перед  женой  дяди Саши. Ведь  у  нас  был  удивительный  день. Мы  жили  рядом  и  ничего  не  знали  друг  о  друге.
  Сегодня  мы  с  ним  чуть  не  породнились .Позже,  подумал  я,  при  сдедующей  встрече  друзей,организую  общение  с  дядей  Сашей.  Он  вспомнил  бы  много  деталей  из  той  уже   далёкой жизни .
 Пока  это  не  удавалось. Расходясь  по  квартирам,  дядя  Саша  напомнил  мне,  чтобы  стакан  висел  на  шестой  доске от  угла. "сосчитай ,на  шестой  доске!"
  Дядя  Саша  Был  умным  человеком.  Специально  я  его  не  тащил  на  посиделки ,  ждал,когда  появится  возможность  встретиться  с  друзьями  по  институту.  Сам  он  степенно здоровался,  справлялся  о  делах, осуждал  дебилов -ремонтников :"Четвёртый  раз  снова будут  раскапывать  трассу.  Новый  кусок  трубы  приварить  нельзя,  потому  что  торчащий  из земли  грубо  срезан  .Его  надо  менять! Где  у них  голова ?  О чём  они  думали  вчера ?  Вот куда  закапываются  наши  деньги !"
   Подбежавший  сосед-пенсионер  приставал  к  дяде  Саше : " Где  тара ? "На  шестой  доске  от  угла!Я  сказал!  На  шестой!"-направил  приятеля  дядя  Саша .
    Мы  давно  уже  поменяли  квартиру,  но  проезжая  мимо  старой  хрущёвки, у  меня  щемит сердце.  Я  вспоминал  дядю  Сашу..Хотелось  порадоваться, увидеть   его.  А  вдруг  его  уже   нет ?
Не  знаю,  висит  ли  там  на  шестой  доске  стаканчик,  но  доска  должна  остаться.
      Шестая  от  угла  доска!
       25. 02.2019г.
 


.



 


Рецензии
С удовольствием, Виктор, почитала ваши такие добрые и родные, как по духу, так и по изложению рассказы.
В них и ностальгия, и легкая грусть, и простые человеческие образы, мастерски и с любовью к человеку описанные жизненные отношения.
С пожеланием удач и успехов,

Клава Чайка   06.03.2024 20:03     Заявить о нарушении
Какая радость! Спасибо, Вам за тёплые слова, за дружеское расположение.
Клава! Примите мои самые добрые пожелания всяческих благ, здоровья и счастья!
С днём 8-го Марта - днём Женщин - наших маяков по жизни. С глубоким уважением.

Виктор 42   07.03.2024 09:47   Заявить о нарушении
Большое спасибо!

Клава Чайка   07.03.2024 12:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.