Масленица

(Глава из публицистической повести «ГОРИ, РОСТОВСКАЯ СВЕЧА!»)

Как уже писалось некоторыми авторами (я сам об этом тоже писал), неотъемлемой частью лечебно-педагогического процесса является проведение праздников, органично вписанных в естественные годовые ритмы. А уж как в эти самые ритмы вписываются проводы зимы, известные также под именем Масленицы, надеюсь, понятно и без всяких объяснений.

В этом году Масленица отмечалась в «Свече» 26 февраля. В этот день многие сотрудники привели сюда своих детей. Так и говорили: где им ещё посмотреть настоящую Масленицу, когда забывается всё наше исконное, русское. И дети были в восторге. Заодно и познакомились со своими сверстниками, составляющими контингент подопечных лечебно-педагогического клуба «Свеча». Пришли сюда нынче и другие гости. Например, Ирина Викторовна Баранова, психолог, кандидат психологических наук, работающая в настоящее время в реабилитационном центре для людей разных возрастов, страдающих теми или иными проблемами психоэмоционального характера «Феникс». С Ириной Викторовной начинала Наталья Александровна свою лечебно-педагогическую деятельность. Они работали вместе в тот период времени, когда сотрудники лечебно-педагогической инициативы «Свеча» только начинали свою работу с проблемными детьми посредством дельфинотерапии, о чём уже выше упоминалось. Расстались они после смерти дельфинов, наступившей по причине плохой экологии, о чём тоже говорилось. Пока, как признаётся сама Наталья Александровна: «Для меня это был первый опыт работы в дельфинотерапии, и пока что – единственный». После смерти дельфинов занятия продолжила вести Черницына Валентина Алексеевна, тогда же ей активно помогал опытный педагог Александр Гандзиевский, ныне покойный. А Наталья Александровна уехала в Германию для прохождения обучения по части антропософской медицины. Прежде, как уже было сказано, Наталья Александровна проходила обучение в Швейцарии с 1994го по 1996й год. В том же 1996 году, после её возвращения в Ростов-на-Дону, и была предпринята та самая попытка работы с дельфинами. На этом моменте мы ещё остановимся несколько более подробно. В сентябре следующего 1997го года с дельфинами и случилось то несчастье, о котором было сказано. В октябре того же 1997го года Наталья Александровна отбыла в Германию, вернувшись в июле 1998го года. С Ириной Викторовной они больше не встречались – так уж сложились обстоятельства, - сохранив при этом друг о друге самое лучшее мнение. А теперь эта встреча, здесь, в стенах клуба «Свеча», спустя столько лет! И восторженным отзывам со стороны Ирины Викторовны, касающихся  работы «Свечи», успехов её сотрудников,  потрясающих результатов их лечебно педагогической деятельности – так же, как и восторженным отзывам со стороны других гостей - не было конца. Особо подчёркивался тот весьма отрадный факт, что среди сотрудников и друзей «Свечи» появились мужчины.

  После красочного, костюмированного представления с песнями, танцами и хороводами, в котором участвовали дети из числа подопечных «Свечи» и работающие здесь педагоги, праздник продолжился во дворе, где опять водили хоровод, затем перешедший в хоровод-змейку, уже ставший традиционным для здешних праздников. Потом было угощение блинами – ведь Масленица же! Было и сожжение чучела Масленицы, осуществлённое в соответствии с древними традициями, которые, увы, в последнее время всё более и более забываются, вследствие чего это самое сожжение превращается в профанацию. Как объяснили автору сотрудники «Свечи», чучело Масленицы должно изготавливаться таким образом, чтобы оно, во-первых, ни в коем случае не походило на человека, а во-вторых, так, чтобы после его сожжения оставались нетронутыми пламенем деревянные реи, скреплённые в виде креста. Таким образом, Масленица является как бы своеобразным переходом от язычества к Христианству, символизируя сожжения языческого образа и восшествие из пламени образа христианского.

Наверное, именно потому и прижился этот как бы языческий праздник и в Православной Руси, несмотря на некоторые осложнения, вписавшись в её культурно-бытовые традиции, найдя в ней свое органичное место.

  Чуть позже Наталья Александровна рассказывала автору:

-Наши предки, в далёкой, языческой древности, поклонялись деревьям, камням, водоёмам, травам и прочим природным проявлениям, природным силам, природным стихиям. Многие считали позднее – да и сейчас считают – это признаком, в лучшем случае, наивности. Но это, на самом деле, далеко не так. За этим стояло интуитивное понимание скрытых сил и возможностей природы, её влияния на людей, на всю нашу жизнь. Это понимали во все времена наиболее мудрые и дальновидные мыслители, учёные, философы, общественные деятели. Конечно, в языческих культах было много наносного – не без того. Но нужно понимать скрытый за всеми внешними проявлениями глубинный смысл, возвращение к которому было бы вовсе не шагом назад, как убеждены многие, не вникающие в глубинную суть, а наоборот – значительным продвижением вперёд, вовсе не отменяющим известные нам достижения человеческого разума. Но это, безусловно, должно осуществляться на качественно новой основе, с учётом, как новейших знаний человечества, так и вообще всего лучшего, передового и прогрессивного, что успела накопить наука, человеческая мысль и человеческая культура во всех её сферах и проявлениях.

-А, что касается Масленицы, - с улыбкой продолжает Наталья Александровна, - то здесь Вы совершенно правы: это, действительно, языческий праздник, который фактически больше на интуитивном, быть может - даже на подсознательном, скорее, уровне, символизирует переход от язычества к Христианству. Это чувствовали наши предки, поклонявшиеся природе. Грядущий приход Христианства они тоже предвидели, что и проявилось в этом обычае сжигания чучела, после которого из пламени встаёт крест.

-Между прочим, - продолжает далее Наталья Александровна, - влияние этих природных начал на личность человека, необходимость их участия в  процессе духовного совершенствования и самосовершенствования, необходимость обращения к ним, ни в коем случае не отвергая христианства, понимали в своё время многие. Кто знает: не в этом ли будущее?

…Праздник, закончился несколько часов назад. И всё же - как расскажешь о нём обычными словами?!

  После завершения праздника состоялась лечебно-педагогическая коллегия, на которой сегодня присутствовали и некоторые гости, в основном – из числа старых, добрых друзей клуба «Свеча». Так уж вышло, что сегодня говорилось не только и даже не столько о работе непосредственно (хотя, и об этом тоже говорилось, и немало), сколько о наших обычаях, традициях, уходящих из жизни прямо на глазах, о том, что люди, собираясь вместе, даже петь разучились, как было ещё совсем недавно. Гости вновь и вновь выражали восторг по поводу увиденного и услышанного сегодня в этих стенах. Восхищались результатами, которых и со здоровыми-то детьми добиться нелегко, а в наше время особенно, тем более – с теми детьми, с которыми работают здесь.

А лично я ещё вот какую деталь хотел бы отметить особо. Это, на мой взгляд, является едва ли не главным. Хотя, конечно, и всё прочее, о чём только что говорилось тоже чрезвычайно важно и значение его трудно переоценить. И на Праздник Фонарика, и на Рождество, всё же не обошлось без некоторых эксцессов, что, само по себе, учитывая специфику детей, составляющих контингент подопечных «Свечи», вполне понятно и более чем предсказуемо. Хотя, опять же, на мой взгляд, таких эксцессов на Рождественском празднике было гораздо меньше, да и проявлялись они в более мягкой форме. К тому же, опытные педагоги те эксцессы устраняли практически моментально, и даже, по мере возможности, сводили всё к остроумной шутке. Тем не менее, понятно каждому, что стоит за этим проявление болезни, способной напоминать о себе крайне непредсказуемым образом, и, как правило, всегда не вовремя. Впрочем, если разобраться по существу, то никакая болезнь и не бывает вовремя. Этого не может быть по определению. Так вот. Сегодня, во время празднования Масленицы эксцессов не было вообще никаких. По крайней мере, никто ничего не заметил. И это, безусловно, является огромной заслугой лечебно-педагогического коллектива клуба «Свеча» и ярким свидетельством плодотворности работы, совершаемой здесь практически ежедневно.

…А ведь сегодня, помимо всего прочего, когда праздник близился уже к своему завершению, и сотрудники, и дети из числа подопечных «Свечи», и гости, пришедшие сегодня – как взрослые, так и дети – и через костёр прыгали, и пекли картошку в золе того же самого костра – ох, и вкусной же оказалась та картошка! А после того, как сама Наталья Александровна через костёр прыгнула, и мне стало стыдно оставаться в стороне. Прыгнул и я, предварительно, на всякий случай, со всеми попрощавшись. Но, как видите – остался жив.

-Татьяна Владимировна, - обращаюсь к Т. В. Недельнициной, - когда поедете отсюда домой, не смывайте румяны, они Вам очень к лицу.

-Тогда, боюсь, что за мной будет идти толпа поклонников, - улыбается Татьяна Владимировна. Она совсем недавно участвовала в представлении, а сейчас вышла во двор, накинув пальто поверх разноцветного сарафана, в котором, вместе с детьми и пела, и плясала.

  А сколько прекрасных русских песен сегодня было спето! Я уж молчу про скоморохов! – Какая же без них Масленица! Было и перетягивание каната. «Стенка на стенку».

  …Стало быть, зиму проводили. Впереди весна. А за нею – лето, в начале которого в лечебно-педагогическом клубе «Свеча» должен состояться выпускной вечер, первый в его истории. Пока – первый, но, хочется верить, что – далеко не последний.


Рецензии