Катары нашего времени

(Глава из публицистической повести «ГОРИ, РОСТОВСКАЯ СВЕЧА!»)

Для тех, кто не знает, поясню. Катары – так назывались люди, представлявшие собою достаточно сильное общественно-религиозное движение, возникшее на юге Франции в период средневековья. Другое их название Альбигойцы (по имени города Альби, являвшегося их неформальной столицей). Кстати, во Франции есть место, до сих пор носящее такое скорбное название - Земля Сожжённых, где было сожжено заживо несколько тысяч, а по сведениям некоторых исторических источников, даже несколько десятков тысяч Катар.

  Катары проповедовали добро и любовь к ближнему (они имели ещё одно название, вернее – самоназвание: Добрые Люди). Они были убеждены, что каждый человек, нашедший Истину - есть как бы священник, способный и имеющий полное право передавать Божию Благодать другим. Все Катары считали себя священниками – и мужчины, и женщины. Грубый материальный мир они вообще воспринимали как какое-то недоразумение, а жить призывали, руководствуясь исключительно духовными запросами. Они и официальную-то церковь, если за что-то и критиковали, так, прежде всего и более всего, за её чрезмерное увлечение земными делами и даже за чрезмерную привязанность к земным, материальным делам, за которыми часто бывает о душе и подумать-то некогда.

  Многие не понимали этих людей, считали их странными, сумасшедшими, официальные власти – как светские, так и духовные – безжалостно преследовали по малейшему подозрению в сочувствии Катарам. Даже за сам факт знакомства, пусть даже случайного и мимолётного, с кем либо из Катар можно было взойти на костёр инквизиции.

Но были и другие, коих тоже было ни мало, происходившие и из знатных, и из простых, тянувшиеся к Катарам, оказывая им всемерную поддержку, даже и не собираясь принимать их учение, слишком возвышенное, и потому, увы, трудно совместимое с грубыми житейскими реалиями, но видя в них, если и не пример для подражания, то, по меньшей мере, ориентир, нравственный эталон, сверяя с которым свои дела и мысли, пусть и далеко не всегда соответствующие, да и далеко не всегда способные в окружающей обстановке, соответствовать этому эталону, всё же становишься сам лучше, чище, светлее, благороднее, и тем самым – хоть в малой степени, но всё же меняя в лучшую сторону окружающий мир. Те люди понимали, или – быть может – интуитивно чувствовали, какого духовного и нравственного сокровища лишится человечество, потеряв учение Катар и личный пример тех, кто связал с этим учением свою жизнь.

Катары были уничтожены. Уничтожены физически. Но не возрождаются ли сейчас их духовные искания на более высоком, и при том – на более глубоком, более тонком, если хотите – на более природном уровнях? Разница же в том, что тогда это был выбор людей, примкнувших к движению Катар, сейчас же – эти новые Катары фактически назначены к исполнению своей Высокой Миссии. Назначены по факту своего рождения. По факту своего рождения с альтернативной одарённостью, о которой говорилось выше.

Но, ведь, и общество всё же в чем-то уже другое. Какое бы жестокое, подлое, прагматичное и циничное оно ни было, но что-то в нём меняется. И хочется верить, меняется не только в худшую сторону. Да и знаний накоплено гораздо больше.

Возможно и то, что способно являться нравственным ориентиром, с течением дальнейшего времени будет способно превратиться и в норму повседневной жизни.

Бывая в клубе «Свеча», я высказывал эти мои размышления в беседе с врачом-эвритмистом Мариной Николаевной Сазановой. Она находила их вполне обоснованными. А о Катарах говорила:

-Их дело обязательно будет жить. Но это будет тогда, когда Катарами станет весь мир.

-Но возможно ли подобное, Марина Николаевна? Ведь слишком это были завышенные идеалы, трудно совместимые с реалиями земного, материального мира, о которых тоже, увы, приходится думать…

  -Всё так. Но ведь люди меняются. И мир меняется. Если и нет должных условий сейчас, из этого ещё не следует, что таковых не будет потом, - спокойно констатировала Марина Николаевна.


Рецензии