Клуб Свеча глазами журналистов

(Глава из публицистической повести «ГОРИ, РОСТОВСКАЯ СВЕЧА!»)

Продолжаю писать о клубе «Свеча». В данной главе хочу осветить тему того, что сказано было об этом клубе и о его делах другими авторами.

  Во-первых, коснусь статьи под названием «ПОКА ГОРИТ СВЕЧА…», напечатанной в журнале «ЖИВЫЕ ПОМОЩИ». Это первый номер означенного журнала. Первый во всех отношениях. Именно с него и начинает этот журнал свою, пока ещё короткую, но зато многообещающую, историю. Вышел упомянутый номер в марте 2008го года. Автором интересующей нас статьи является редактор журнала Наталья Хорошенькая.

В статье сказано: «Сегодня мы на празднике в необыкновенном клубе и называется он - «Свеча», что означает: с верой в человека. Светятся улыбками лица преподавателей и родителей, как обычно взволнованы и настроены на праздник дети. Гостей много, потому, что не просто праздник, а своеобразный показ достигнутых успехов. В этом клубе не просто детки, а те, кто болен страшной болезнью для восприятия здорового человека – аутизм».

  Далее в статье говорится: «Первое, что вызывает удивление и определённые вопросы, так это то, что вся мебель, ступени и внутренняя облицовка помещения сделаны из натуральных материалов. И не мне вам рассказывать почем нынче всё натуральное, но только так и в такие условия пойдёт ребёнок и будет благорасположен и по возможности открыт, чтобы воспринять то, чему его здесь хотят научить. И, как добрые мамы, коллектив самоотверженных женщин учит детей адаптироваться в жизни. Многие просто не могли получить самых наипростейших навыков в семье, потому что только профессионалы и грамотные преподаватели могут в полном объёме раскрыть возможности того или иного ребёнка. То, что особенно поражает неискушённого человека это улыбка, не сходящая с лиц воспитателей, казалось бы, при такой жестокой картине, когда видишь детей, которые не соответствуют нашим привычным стандартам. Но только улыбка и доброе расположение могут помочь ребятам, которые не совсем адекватно видят действительность.

Но, несмотря на их непохожесть, умелыми методами воспитания раскрываются возможности и таланты детей. Здесь, помимо учебного процесса, детей учат самостоятельно кушать, прививают привычные навыки ухода за собой, лепят, рисуют, занимаются гимнастикой и ставят небольшие спектакли. Основной акцент делается на развитие инициативы и способности принимать решения».

В статье отмечается: «Дети всегда рады новым людям, пришедшим к ним в гости, им всё интересно и если хоть немного отступает мрак сознания, раскрываются новые цветы достигнутых успехов».

Автор статьи пишет: «Разными путями пришли дети в этот дом. Многие по нескольку лет приезжают сюда не только из Ростовской области, но и других городов России. Здесь ведут занятия по нетрадиционным и индивидуальным программам, так как обычные школы просто отказываются от этих детей. И вот те дети, которые в нашей стране издавна считались необучаемыми, кропотливым трудом преподавателей, психологов и воспитателей достигают своих, только каждому из них возможных показателей».

  Завершается статья такими словами: «Рассказывают педагоги: «Сознательно придя в такую группу, где начинаешь через проблемных детей работать с духовным миром, мы становимся своеобразными духовными органами. Тогда у каждого из нас появляется шанс совершить нечто настоящее, истинное. Выявить индивидуальную природу человека это значит, понять, что именно необходимо предпринять в плане его воспитания и лечения». Безусловно, в последнее время возрос интерес и понимание того, что тяжёлые лечебно-педагогические дети нуждаются в нашей помощи, понимание того, что их мир, это общность, в которой действуют определённые психологические закономерности. Не только из праздников сотканы будни этого коллектива, возникает много финансовых, бытовых проблем. Для этой работы нужны совместные усилия не только сотрудников, но необходима помощь извне.

  Хочется обратиться к руководителям предприятий, города и области – мы есть, мы работаем, не проходите мимо наших просьб. В этой жизни никто ни от чего не застрахован. Если ты человек – зажги свою, хотя бы маленькую свечу и от этого кому-то станет теплей».

Со статьёй Н. Хорошенькой как бы перекликается опубликованная в газете «КРЕСТЬЯНИН» (№ 43 (856), от 22 – 28 октября 2008го года) статья «КАЖДАЯ БУКВА – ПОДВИГ», имеющая также подзаголовок: «Если болезнь нельзя излечить, нужно научиться с ней жить, - считают врачи и педагоги клуба инвалидов «СВеЧа»». Автор статьи Любовь Ушакова пишет:

  «Диагноз «аутизм» для многих детей, как клеймо – их не берут в детсады, в обычные школы двери для них закрыты, даже в коррекционных группах место больным находится не всегда. Родители нередко стыдятся своих чад. Врачи пичкают этих детей психотропными средствами.

  «Вылечить от аутизма нельзя, но разбудить в больном ребёнке здоровый дух можно. Главное – верить и каждый день бороться», - убеждена опытный врач-психиатр Наталья Москвичёва. Более десяти лет назад она организовала для детей с психическими патологиями клуб-школу «СВеЧа» («С верой в человека»)».

Л. Ушакова отмечает: «По словам здешних педагогов, аутисты сразу чувствуют, с добрым сердцем пришёл к ним человек, или нет, потому идёшь, как на экзамен».

По поводу своего посещения занятий в одной из групп Л. Ушакова пишет в данной статье: «В группе занимаются три мальчика и девчушка. Все упражнения они старательно повторяют за Мариной и украдкой следят за вторым педагогом – Татьяной Недельнициной: она у них вроде «классной мамы». Татьяна до восьмого класса ведёт сама все основные предметы, на других занятиях обязательно присутствует: не придёт – дети могут захандрить».

  Автор продолжает: «Русоволосая девочка в розовом платье кокетливо улыбается, отрицательно машет головой, но всё же протягивает ладошку «чужачке».

-Видите, как она вашу руку сжала крепко – симпатию выказывает, - шёпотом поясняет Татьяна Недельницина и, отойдя в сторону, добавляет: - Это Виктория сейчас смелая. А когда несколько лет назад мама её привела сюда, девочка боялась в класс зайти – часами пряталась за дверью… А теперь научилась общаться, рисовать… Посмотрите, как старается! – протягивает рабочий альбом «классная мама».

На титульном листе аккуратно выведено красным карандашом: «Царь Ромул – основатель Рима», нарисовано что-то, напоминающее речку… Так рисуют первоклашки в обычных школах, а для тринадцатилетней Вики – это большое достижение.

Учителя поясняют: здесь каждая буква – подвиг, больные иногда ложку сами держать не могут, не то что альбомы вести…».

  Статья Л.Ушаковой содержит немало и других чрезвычайно интересных сообщений о жизни и практической деятельности клуба «Свеча» и его сотрудников. Заключительная часть статьи практически полностью посвящена истории создания клуба «Свеча», что, само по себе, тоже является весьма интересной темой, достойной отдельного разговора.

  Материал, помимо всего прочего, снабжён редакционной справкой, предельно краткой по форме, но чрезвычайно ёмкой по содержанию, текст которой считаю полезным привести здесь полностью: «Аутизм – тяжёлая аномалия психического развития ребёнка, которая характеризуется в основном нарушением контакта с окружающим миром, уходом в себя, эмоциональной холодностью. Подобные состояния наблюдаются чаще всего при различных формах шизофрении. Аутизмом болеют два-три ребёнка из десяти тысяч, причём у мальчиков это заболевание встречается в три раза чаще, чем у девочек.

  Эта болезнь неизлечима и не изучена до конца. Считается, что больные аутизмом обладают сверхъестественными способностями: могут умножать шестизначные числа в уме, способны выучить до тридцати языков, но при этом остаются совершенно беспомощными в повседневной жизни. Одним из самых знаменитых аутистов был Ким Пик, ставший прототипом главного героя в известном фильме Барри Левинсона «Человек дождя»».

  Журнал «РRО РОСТОВ» опубликовал на своих страницах статью «ХРАНИТЕЛИ АНГЕЛОВ», автор которой Наталья Андреева пишет:

  «Раньше я практически ничего не знала об «особенных» детях. Так же, как и большинство наших соотечественников при встрече с неполноценным ребёнком я поспешно отводила от него взгляд и думала: «Не дай Бог…».

С группой педагогов, занимающихся такими детьми, познакомилась случайно: мы ехали в одном поезде на конференцию в Крым. С первого взгляда мне понравились эти жизнерадостные женщины».

Далее автор отмечает: «Эти люди несли с собой такую энергию любви, что на время командировки я так и осталась в их обществе».

  Далее Н. Андреева пишет о том, как, вернувшись в Ростов-на-Дону, она более близко познакомилась с жизнью клуба «Свеча»: «Клуб «Свеча» был задуман как пространство для реабилитации детей с нарушениями в физическом, интеллектуальном, сенсорном, психическом развитии. Для того, чтобы дать возможность детям общаться и развивать свои потенциальные задатки, 10 лет назад была сформирована группа из врачей, педагогов и психологов. Группа в своей работе основывается на принципах лечебной педагогики.

  Лечебная педагогика исходит из положения, что истинная сущность человека с нарушениями в развитии не повреждена, она лишь испытывает трудности своего телесного и интеллектуального выражения. Как написала Марина Цветаева в своём дневнике: «любить человека – значит, видеть его таким, каким задумал его Бог и не осуществили родители». Именно так любят детей в «Свече». Словно видят, что за плечом каждого стоит ангел. Недаром на двери комнаты для занятий висит табличка: «Приют ангелов».

В одной из статей я писала об уникальной организации учебно-лечебного процесса в клубе, куда детей приводят на день, как в детский сад. Работа сотрудников «Свечи» получила высокую оценку авторитетнейших психиатров города (…)».

Другой номер того же самого журнала поместил на своих страницах статью, носящую заголовок «ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ЖИТЬ, РАДУЯСЬ», в которой её автор – Анастасия Рыженко – рассказывает о женщине-враче из Германии по имени Марина Кайзер Шпрингер, неоднократно бывавшей в Ростове-на-Дону и во время своих визитов, помимо всего прочего, оказывавшей активную и весьма действенную помощь лечебно-педагогическому клубу «Свеча» в его работе.

Тема клуба «Свеча» нашла своё продолжение в газете «ВЕЧЕРНИЙ РОСТОВ», опубликовавшей в № 235 (14604) от 6го ноября 2008го года статью, носящую заголовок «РАСКОЛДОВАТЬ СОВРЕМЕННЫХ КАЕВ». Автор материала И. Тен отмечает: «Аутизм обычно распознаётся в возрасте четырёх лет, когда ребёнок, ранее благополучно развивавшийся, начинает проявлять странности в поведении. Он резко перестаёт говорить, демонстрируя свои желания жестами, замыкается в себе, избегает контактов и не реагирует на обращения других людей. У него появляются навязчивые состояния, неадекватные повторяющиеся движения и так далее.

Зачастую страхи таких детей перед незначительными изменениями в их образе жизни, окружающем пространстве вызывают агрессию и истерику.

  И в то же время у людей с подобными отклонениями рождается пристальный интерес к предметам, электронике, рисованию, то есть видам деятельности, при которой они могут остаться один на один со своим внутренним миром.

  В Европе аутичных детей называют альтернативно одарёнными, так как многие из них обладают неординарными способностями – несмотря на то, что отстают от своих сверстников в самых элементарных умениях.

Сотрудники клуба «Свеча» (С Верой в Человека) не понаслышке знают о том, что дар, которым обладает ребёнок, может парадоксально сочетаться с психической, физической и умственной неполноценностью. Их воспитанники могут с лёгкостью выступать перед большой аудиторией, но испытывать настоящие мучения в личном общении. Создавать удивительные произведения – и быть не в состоянии рассказать о себе. Прекрасно разбираться в компьютере – и не уметь считать.

В ростовском благотворительном клубе «Свеча» работают специалисты, которые учат не похожих на всех остальных детей общаться, разговаривать, жить в гармонии с окружающим миром, развивая и совершенствуя свои творческие способности.

Здесь не применяют медикаментозную терапию. Детей лечат посредством искусства и творчества».

Немало внимания уделено в статье истории создания клуба «Свеча» и методам работы его сотрудников, завершается она такими словами: «Количество альтернативно одарённых детей увеличивается с каждым годом. Объяснить эту тенденцию пока не может никто. Скорее всего, всё происходит из-за целого комплекса неблагоприятных условий – окружающей среды, обилия стрессовых ситуаций, неправильного питания и так далее.

Сотрудники клуба «С Верой в Человека» продолжают трудиться практически на голом энтузиазме. Работает клуб на средства родителей больных детей, а также при поддержке иностранных коллег и творческой интеллигенции Ростова. Администрация города пока остаётся в стороне».

В заключении упомяну ещё о том, что по телевидению тоже проходили некоторые сообщения о работе клуба «Свеча». А недавно, стараниями неравнодушных людей, был снят документальный видеофильм.


Рецензии