Прообраз предприятий будущего

(Глава из публицистической повести «ГОРИ, РОСТОВСКАЯ СВЕЧА!»)

Рассказ о клубе «Свеча» был бы неполон, если бы мы не уделили здесь хотя бы несколько слов описанию тех принципов, в соответствии с которыми осуществляется руководство этой организацией.

  Писать об этом можно до бесконечности. Но, чтобы не отвлекаться от основной темы данного повествования, ограничусь лишь изложением самой сути.

  В «Свече» нет руководителя как такового. Всё руководство осуществляет лечебно-педагогическая коллегия. Полное равноправие и никакого единоначалия, каковое в настоящее время в свете небывалого развития науки, появления всё новых и новых знаний и их всё более широкого распространения, представляется делом всё более и более устаревающим, хотя, по-своему и оправданным на определённом отрезке развития общества, который остался уже далеко позади. Здесь это сознают. Но и равноправие, вплоть до личного участия фактически каждого сотрудника непосредственно в руководстве своей организацией, требует высочайшей ответственности, весьма и весьма высокого уровня знаний, и многих, многих других личных и деловых качеств.

  И каждый из сотрудников вплетает цветы своего дела, на том участке общей работы, что доверен ему и только ему, в большой и прекрасный венок общего дела. И венок тот живой. Неувядаемый. Почему? – Да, потому, что плетётся он бесконечно всё более и более развиваясь, всё более и более совершенствуясь.

  Наталья Александровна Москвичёва не так давно давала мне для ознакомления замечательную  книгу «Предприятие будущего». Её автор – немецкий учёный Фридрих Глазл. С этой, поистине, потрясающей книгой, содержащей углублённый системный анализ процессов, происходящих в мире, наполненный ценными размышлениями и рекомендациями, имеющими глубокую научную основу, знакомы фактически все сотрудники лечебно-педагогического клуба «Свеча». Кстати, в своих исследованиях глубинных процессов, протекающих в обществе и в экономике, Глазл – который, кроме всего прочего, ещё и поэт! (лично на меня особо сильное впечатление произвёл его поэтический трактат «Хроника строительства Вавилонской Башни», содержащий, по сути дела, в весьма аллегорической, но при этом в предельно концентрированной форме, изложение фактически всей истории человечества, от первобытного общества, до наших дней, с попыткой заглянуть в будущее, хотя, впрочем, картины того будущего в означенном поэтическом трактате предстают весьма туманно, не столько в форме пророчества, сколько в форме надежды, хотя, быть может, и не очень отчётливой, призрачной, в размытых очертаниях, оставляя злободневные вопросы земного бытия как бы открытыми) - нередко ссылается на работы Рудольфа Штайнера. Приведу здесь всего лишь несколько слов из книги «Предприятие будущего». Вдумайтесь в их смысл, почувствуйте их глубину!

  «Когда говорят: вы должны смотреть дальше края тарелки, дальше садового забора собственного обывательского мира – это больше не просто слова, не просто нечто провоцирующее! Существует интересное описание моделей мира с точки зрения экологии, которое говорит следующее: сложнейшие мировые проблемы экологии мы можем решить только тогда, когда будем воспринимать нашу Землю в буквальном смысле как живой организм, всю Землю… (…) Следуя тому способу, которым мы всё больше изживаем братство, мы подойдём к совершенно новой встрече с Христом. Как раз в хозяйственном, я бы сказал как раз в политическом действии – а не только во время богослужения – как раз там, где мы разрушительно или с полной ответственностью, заботливо обращаемся с Землёй, с её субстанцией, там мы действуем на теле Христа, там мы можем встретить Христа – или отвергнуть Его! И где мы соответственно этому сознанию обращаемся с материей, с природными ресурсами – возможно это звучит поначалу несколько поэтично – там эта работа с материей становится собственным событием претворения. В этом я нуждаюсь, в этом состоянии сознания будущей «культуры самодуха».

То, что я здесь имею в виду под новой основой всего поведения как предвосхищение формы сознания самодуха, ведёт к образованию новых возможностей восприятия: то, что мы можем ощущать как человеческий разум, может всё больше и больше становиться органом восприятия, воспринимающим космический, более высокий разум. Тем самым действительно подходят ближе к духу этого земного организма: ко Христу, Который через Мистерию Распятия соединён с нами, людьми, и с нашей планетой».

Приведу ещё один краткий отрывок из этой книги, в котором её автор, ссылаясь на один из докладов Рудольфа Штайнера, пишет:

«Я позволю себе описать это в выражениях, которые применил Рудольф Штайнер в докладе 15 июня 1915 года, а именно, что мы переживаем мировую взаимосвязь и делаем это переживание нашей ответственностью, что Земля как небесное тело, как организм, в сущности, является телом Христа, и что всё, что мы делаем, мы делаем фактически на этом теле. Если мы введём это сознание в экономический обиход, тогда мы получим возможность действительно по-другому подойти к требованиям будущего».

Впрочем, книгу Фридриха Глазла нужно читать. Пересказывать её вряд ли получится. Рекомендую ознакомиться с этой книгой. Рекомендую всем, кто прочтёт это повествование. Из неё Вы узнаете, действительно много нового, а главное – она даст пищу для весьма серьёзных и плодотворных размышлений над многими вопросами земного бытия, приобретающими в последние годы всё более и более возрастающую актуальность.

В продолжение темы хочу процитировать ещё некоторые высказывания современного русского публициста М. Ф. Антонова, содержащиеся в его статье «Что с нами происходит», который в своих рассуждениях как бы перекликается с Фридрихом Глазлом, хотя работал совершенно независимо от него.

  «Только тогда, когда проектировщики и строители станут думать не только о работе возводимого предприятия, но и о людях, которые будут там трудиться и жить, причём думать о них с любовью, мы сумеем построить красивые и удобные для человека города и посёлки. Только тогда, когда работник будет с любовью думать о людях, для которых предназначена вырабатываемая им вещь, мы добьёмся подлинно высшего мирового уровня качества продукции. Как видим, категория «любовь» становится одной из важнейших экономических категорий.
И ещё одна категория приобретает ныне первостепенное значение – вера. Развивать экономику надо, не только с любовью думая о людях, но и веря в человека-созидателя, в лучшие стороны его души». (Цитируется по книге «За алтари и очаги», г. Москва, издательство «Советская Россия» 1989 год.)

И ещё (того же автора и из той же работы): «Мы как-то забываем подчас, что производственные отношения в большей мере таковы, каков человек, их носитель, а потому и усовершенствовать их можно лишь в той степени, в какой это позволяет природа человека в данной общественно политической формации. Эту мысль в художественной и публицистической формах проводила русская классическая литература, особенно Гоголь, Лев Толстой и Достоевский, критиковавшие те системы взглядов на пути социального переустройства, в которых все надежды возлагались на совершенствование форм организации общества, а не на возвышение души человека на основе его трудного подвига самовоспитания.

  Самое страшное для народа не экономическое разорение, а распад душ, утрата людьми потребности становиться лучше, чище, благороднее, проверять каждый свой поступок совестью. Всякие собственно экономические потери можно наверстать, но утрата человечности и благородства людьми ничем невосполнима. И если мы осознали свои существенные упущения в духовно-нравственной сфере, то нам осталось осмыслить, что ничего не удастся существенно изменить в лучшую сторону в экономике, если не изменимся к лучшему мы сами». (Там же.)

Всё, приведённое выше, имеет самое, что ни на есть прямое, самое, что ни на есть непосредственное отношение к лечебно-педагогическому клубу «Свеча», к его работе, к его практической деятельности и теоретическим изысканиям, наконец – к самим его сотрудникам, как в организационном, так и в нравственном аспекте затронутой здесь темы.

Однажды я спросил у Натальи Александровны, в глубине души, конечно, понимая, что подобный вопрос может оказаться для неё в некоторой степени болезненным:

-А были в «Свече» те, которые ушли?

  Наталья Александровна отнеслась к моему вопросу на удивление спокойно. Вот её ответ:

-Конечно. Как, наверное, и во всякой организации. Не забывайте о наших трудностях, о том, с каким, более чем специфическим, контингентом нам приходится работать. Хотя, это, конечно, наш осознанный выбор, от которого мы не откажемся никогда и ни при каких обстоятельствах. Добавьте сюда полнейшее равнодушие со стороны государства и местных властей, следствием чего является наше безденежье. Жить приходится именно за чертой бедности. Потому, когда человек приходит к нам, то останется он, или уйдёт, зависит в первую очередь от того, какие ценности сам этот человек исповедует. Но тех, которые ушли, мы не осуждаем. Они всего лишь таковы, каковы они есть.

-А Вам не кажется, что и уйти можно по-разному. Когда я работал в одной газете, державшейся, можно сказать, тоже на одном энтузиазме её сотрудников, был там один человек, который вскоре ушёл, а потом, по меньшей мере, по два – по три раза в неделю то звонил, то заходил, и только одно всё время спрашивал: «Чем я могу вам помочь? Что я могу для вас сделать?». А был и другой, который никуда не уходил, но от которого реально не было ничего, кроме вреда. И наш редактор как-то раз заметил по этому поводу: «Лучше так уйти, как тот, чем так остаться, как этот».

-Я совершенно согласна с вами, - заключила Наталья Александровна.

На состоявшихся 1го марта 2009го года в Донской государственной публичной библиотеке Штайнеровских чтениях (о них будет ещё сказано отдельно) Наталья Александровна рассказывая о деятельности клуба «Свеча», отметила:

-К нам приходят родители больных детей, вконец отчаявшиеся, вконец измученные, побывавшие прежде и у невропатологов, и у психиатров, и у целителей, и у экстрасенсов, и ещё, неизвестно где, и неизвестно у кого. И, представьте себе, получается так, что, придя к нам, они ещё должны благодарить своих детей за то, что судьба привела их к нам, потому, что мы, работая с детьми, ничуть не меньше внимания уделяем и работе с их родителями, и они меняются прямо на глазах, многие приобщаются к творчеству, к искусству. Многие из тех родителей, если когда и занимались, например, рисованием, то, разве что, в те давным-давно позабытые годы, когда сами они были школьниками. А у нас начинают рисовать. Не так давно встретила в автобусе мать одного из наших воспитанников Миши Шена, она так спешила, что и словами передать невозможно. Что же вы думаете?  - Оказалось, она спешила к нам на занятия рисованием. В тот день рисовали осеннее настроение. Нужно было проследить и изобразить, как меняется один и тот же пейзаж, как меняется он исключительно за счёт того, что меняются его краски.

Продолжая свой рассказ, коснулась Наталья Александровна и вопросов управления по-новому, практику которого пытается внедрить в свою жизнь лечебно-педагогическая инициатива «Свеча»:

  -Эти методы управления состоят из трёх компонентов, во-первых – данность физическая, во-вторых – данность душевно-духовная, и в-третьих – умение сочетать в своей работе первое и второе. И мы учимся этому. Учимся каждый день, хотя даётся нам это с большим трудом.

Очень много говорила Наталья Александровна и о перспективах создания социальных поселений, которые уже зарекомендовали себя исключительно с положительной стороны в Швеции, и которые теперь создаются и в России, в которых многие видят выход из создавшейся ныне ситуации, усматривая в жизни таких поселений, во всём их укладе, в отношениях между людьми, прообраз тех отношений, которые в будущем способны вывести человечество из того политического, нравственного, социального и духовного тупика, в коем оно пребывает сейчас с угрозой для своего существования, возрастающей постоянно.

Чуть позже Наталья Александровна рассказывала:

-Фридрих Глазл, можно сказать, в своих воззрениях является приемником голландского врача-психиатра Ливихуда, который занимался, в числе прочего, социальными делами. И среди психиатров он в этом был далеко не одинок. Мы тоже, как видите, занимаемся во многом тем же. Что касается отношений будущего, отношений, основанных на том, что главное – не деньги, не прибыль, не материальное богатство, внедрение этих отношений в производственную жизнь, в организацию производственной жизни, по совершенно справедливому мнению наших предшественников и коллег, занимавшихся данными вопросами, по их совершенно справедливому, компетентному, научно обоснованному мнению, подтверждённому многолетней практикой, подтверждённому самой жизнью, создание подобных предприятий среди людей здоровых, увы, является делом, можно сказать, практически нереальным, но создание прообраза таких предприятий, основывающих свою работу, всю свою жизнь, всю свою деятельность в соответствии с данными идеями, среди больных людей, но под руководством людей здоровых, имеющих при этом соответствующие знания и соответствующие устоявшиеся убеждения – есть задача вполне выполнимая на данном историческом этапе.

-Наши специалисты, - продолжает Наталья Александровна, - прививают детям навыки, необходимые для того, чтобы этим детям не быть нахлебниками у государства и общества, а самим зарабатывать, пусть – в начале хоть что-то, осуществлять какую-то деятельность. Кто-то обучается, скажем, изготовлению каких-либо деревянных предметов, кто-то обучается рукоделью, есть группа, занимающаяся уходом за растениями, кто-то занимается сортировкой растений. Ведь всё это есть и в окружающей нас жизни, в окружающем нас мире. Но вопрос заключается исключительно в формах организации этих процессов. Необходимо сделать так, чтобы всё это служило людям. Именно – людям, а не получению прибыли. Вот в организацию этого процесса, в организацию внедрения в производство именно таких идей, именно таких принципов и следовало бы вкладывать деньги, которых и так в мире сейчас более чем сверхпредостаточно. Это осознали наши западноевропейские коллеги. Но у них, в Европе, подобные вещи, к сожалению, не срабатывают. Там слишком сильна психология коммерческая, психология ростовщическая, и даже – скажу откровенно – психология, основанная на еврейских началах. И всё же, они поверили нам, и, поверив, подарили вот этот дом, в котором и находится сейчас наша «Свеча», в котором сейчас находимся мы с вами, и ведём этот разговор. И мы несём за это ответственность. Мы никак не можем подвести. Мы должны, мы обязаны оправдать это огромнейшее доверие, возложенное на нас. Они, можно сказать, сделали ставку на нашу душу. И это – колоссальнейшая ответственность.

От себя лично добавлю ещё вот что. Некоторыми событиями и делами, имевшими место в моей жизни задолго до встречи со «Свечёй» и её сотрудниками, я оказался до некоторой степени уже психологически подготовлен к встрече с подобными идеями, и к восприятию подобных идей. Дело в том, что одно время – хотя, и не столь уж долгое – мне довелось сотрудничать с международной российско-ливийской газетой «Солнце». Мне знакомы, хотя бы в теории, идеи, на которых основана государственность такой страны, как Ливия. И идеи этой государственности, во многом перекликающиеся с идеями, изложенными в цитированном выше труде Фридриха Глазла и в приведенных цитатах из статьи М. Ф. Антонова, внедряются в Ливии на практике в общегосударственных масштабах. Идеи прямого участия всех и каждого в управлении как предприятием, на котором работаешь сам, так и делами города или села, в котором живёшь, так и целого государства, причём – участия прямого, личного, непосредственного, не передоверяя ничего каким бы то ни было политическим партиям, представителям и даже депутатам, блестяще изложены в «Зелёной Книге», автором которой является лидер Ливийской Революции Муамар Кадафи, твёрдо убеждённый в том, что в означенных идеях и в их практической реализации заключается окончательное завершение практического воплощения в земной жизни идей Моисея, Мухаммеда (Магомеда), Будды, Кришны, Зороастры и Иисуса Христа. Из опыта ливийской государственности, где эти идеи применяются с огромным успехом уже на протяжении многих лет, мы видим, что это вовсе не утопия, а вполне реальное дело, необходимость которого диктуется реалиями сегодняшнего дня и жизни человечества, которое в своём развитии уже давным давно переросло все прежние, отжившие (хотя, и на определённом историческом отрезке по-своему оправданные) схемы управления производством, государством и обществом. И ещё один факт, способный, как мне представляется, сказать о многом лучше любых слов. Воплощение данных идей в общественной, производственной и государственной жизни привело в Ливии к тому, что там ещё в середине 70х годов двадцатого столетия была закрыта за ненадобностью последняя тюрьма. Закрыта она была после того, как простояла несколько лет совершенно пустая, в ней не было ни единого узника. В стране, где вся система основана на таких идеях, оказалось просто некому сидеть!

Как уже отмечалось выше, специальные поселения для аутистов всех возрастов, так называемые хаймы, существуют в ряде стран, успешно доказав свою жизнеспособность и полезность. Врачи и прочие сотрудники хаймов являются такими же их жителями, и вместе с подопечными являются, можно сказать, равноправными гражданами хаймов. Здесь фактически нет руководителей и руководимых. В «Свече» тоже озабочены идеей создания хайма. Один хайм в России уже существует на протяжении ряда лет. В самом деле, это и не только прообраз предприятий будущего, но и государства будущего, и даже шире того и больше того – общества будущего, в котором и само государство отомрёт по причине своей ненадобности.


Рецензии