Рождественский праздник

(Глава из публицистической повести «ГОРИ, РОСТОВСКАЯ СВЕЧА!»)

 Вот прожит в «Свече», с Божией помощью, ещё один год. Сегодня здесь празднуют Рождество.

Должен оговориться. Рождественский праздник в «Свече» отмечается по католическому календарю. Это потому, что Рождество, как и все прочие праздники, отмечающиеся здесь на протяжении года, как уже говорилось, является составной и неотъемлемой частью лечебно-педагогического процесса, организованного в соответствии с философской концепцией немецкого философа Рудольфа Штайнера. Всё это, как, опять-таки, уже отмечалось, неотделимо от естественных, природных ритмов дня, сезона и года. Принято считать, что католическое Рождество в данном случае в эти ритмы вписывается несколько более органично, нежели православное, поскольку православный календарь имеет как бы вневременной характер, не привязываясь, таким образом, к природным ритмам. Принято считать, что у православных главным праздником является Пасха, а у католиков всё же – Рождество. Можно сказать даже так, что православная вера ориентируется больше на небесное содержание евангельских событий, а католическая – на земное. Не будем здесь давать оценок правильности или неправильности той или иной вере. Речь просто о том, что католическое Рождество, как только что было сказано, само его празднование, больше соответствует тем целям и задачам, которым служат все праздники, отмечаемые в «Свече», используемые в качестве составной неотъемлемой части лечебно-педагогического процесса. Вопрос, конечно, научный. Примем его, как данность.

  Кстати, личность самого Рудольфа Штайнера просто поражает своей многогранностью. Я сам был буквально потрясён, когда увидел репродукции его картин. Но давать их описание – честное слово! – всё равно, что пытаться пересказать своими словами смысл стихотворения, их надо видеть!

…А сегодня в «Свече» праздник. Светлый Праздник Рождества Христова.

Окна занавешены шторами цвета ночных сумерек. В тех шторах, изготовленных специально к сегодняшнему празднику, сделаны прорези в виде звёзд, сквозь которые с улицы проникает дневной свет, и они, в самом деле, таким образом, превращаются в светящиеся звёзды на сумеречном небе. В комнате – полумрак. Стулья расставлены, как в театре. А впереди – сцена, украшенная тёмно-синим покрывалом, свисающим по стене, на котором таинственно поблёскивают звёзды из фольги. В углу комнаты – настоящая рождественская пещера. Даже фигурки овец возле её входа. И фигурки пастухов – тоже. На вопрос: «Кто всё это сделал?», слышу ответ: «Как всегда – наши дети вместе с педагогами».

  А рождественский спектакль, между тем, начинается. Дети, которые ещё совсем недавно, боялись всех незнакомых людей, прятались и убегали от них, которые даже говорить-то не всегда были в состоянии по причине своей ужасающей замкнутости, дети, несчастья которых можно было бы перечислять и перечислять до бесконечности, перевоплощаются теперь на этой сцене и в Вифлеемских пастухов, и даже в их овечек, и в хозяев гостиниц, не пускающих на постой праведного старца Иосифа и Деву Марию, и в кесаря Августа, издавшего постановление о переписи населения по всей необъятной Римской Империи, и в Ангелов. Перед зрителями предстаёт то путешествие Девы Марии и старца Иосифа, во время которого было суждено родиться Спасителю человечества. Оживают страницы немеркнущей Истории.

  А сколько за всем этим стоит труда и терпения педагогов. Какие нужны, не побоюсь сказать, железные нервы. Но ведь есть же результаты! Есть! Вот они!

И сам этот спектакль, сама возможность его постановки – тоже Рождественское Чудо!


Рецензии