О методах работы

(Глава из публицистической повести «ГОРИ, РОСТОВСКАЯ СВЕЧА!»)

  Теперь, думаю, самое время поговорить непосредственно о методах работы сотрудников клуба «Свеча».

Как было отмечено в предыдущих главах, вся внутренняя отделка здания выполнена из натуральных материалов, из таких же натуральных материалов изготовлена абсолютно вся мебель, что, само по себе, является одной из основных, неотъемлемых частей реабилитационного, лечебно-педагогического процесса.

  Клубная эмблема, описание которой уже приводилось в одной из предыдущих глав, пожалуй, являет собою, в предельно концентрированном виде, отображение целой философии жизни, философии работы с проблемными детьми. Впрочем, сотрудники говорили автору, что означенная эмблема пока ещё пребывает как бы в стадии разработки, значит, в дальнейшем, возможно, она претерпит какие-либо изменения.

  Здесь лечат заботой и вниманием, основанным, в первую очередь, на глубоких научных знаниях психологии проблемного ребёнка.

  Лечат музыкой и искусством. Лечат правильной, грамотной, научно обоснованной, гармоничной организацией режима дня, режима занятий, да и, по сути дела, можно сказать – режима всей жизни, протекающей в естественных, природных ритмах дня, ритмах сезона, ритмах года. Это всё крайне важно для правильной и эффективной организации лечебно-педагогического процесса.

  Отмечу, что лекарства здесь если и применяются, то исключительно гомеопатические. Основной упор делается всё-таки на другое.

  Коллектив педагогов, работающих в «Свече» удивителен и уникален во всех отношениях. Большинство сотрудников «Свечи» имеют по два высших образования, многие из них, кроме того, прошли великое множество различного рода курсов и семинаров, в том числе – и зарубежных.

  Детям в «Свече» преподают азы истории, географии, литературы. Мальчики осваивают премудрости столярного ремесла, которое, хочется верить и надеяться, ещё пригодится им в дальнейшей жизни. Тем более, для обоснованности таких надежд имеются уже сейчас весьма существенные предпосылки. Девочки обучаются рукоделью.

  Подопечные «Свечи» делают красивые панно, отражающие различные изменения, происходящие в окружающей природе. Это используется для лучшей фиксации в сознании детей времени года, месяца, дня. Этой же цели служат так называемые «природные столики», существующие в каждой комнате. Немало времени и сил приходится уделять развитию в детях чувства равновесия, чувства движения, чувства жизни. Все эти чувства практически недоразвиты в детях, составляющих контингент подопечных «Свечи». Тренировать эти чувства приходится ежедневно. Это тоже включено в распорядок дня. Нередко, сразу же после этого, переходят к ритмическим занятиям с конечностями. Часто бывает так, что у детей, страдающих теми, или иными, отклонениями в психическом развитии, помимо всего прочего, ещё и нарушен обмен веществ, в результате чего они склонны к излишней полноте. Работу с ними необходимо начинать под знакомые стихи (обычно это бывает: «Петушок, петушок, золотой гребешок…»), и лишь значительно позже переходить к ритмической работе руками.

  Все занятия на протяжении дня, как выше отмечалось тоже, построены в соответствии с определённым ритмом. Утром, сразу же после прихода, начинается общий круг, на котором звучат приветствия и поются песни, соответствующие времени года, после чего начинается главный урок, продолжающийся 1,5 часа. Он делится на три части. Первая часть направлена на развитие движения. За нею следует вторая, основная часть урока, отражающая его тему (математика, письмо, история, и так далее), направленная на активизацию мышления. Далее следует третья, заключительная часть, во время которой учитель рассказывает какие-либо истории, связанные с темой урока, или с праздником года.

  Кроме основного урока, дневной распорядок включает в себя завтрак, обед и уроки, связанные с искусствами (музыка, эвритмия, рисование) и уроки по ручному труду, к которому относятся как упоминавшиеся выше рукоделье (для девочек) и столярное ремесло (для мальчиков), так и вязание из шерсти, изготовление кукол (в связи со сказанным приходят на память великолепные сувенирные овечки, сделанные руками подопечных, которых они дарили родителям, пришедшим в «Свечу» на рождественский праздник) изготовление свечей, работа на дворовом участке, связанная с уходом за обитающими там растениями, уборка двора.

  Занятия ведутся по возрастным группам. Каждая из них занимается в своей мини-аудитории. Стены каждой комнаты выкрашены в свой особый цвет. Это делается с учётом особенностей и возрастной специфики детей, составляющих ту группу, которая занимается в той, или иной комнате. Цвет стен тоже создаёт определённый эмоциональный и психологический фон, крайне необходимый в процессе лечебной педагогики. Окраска стен осуществляется с применением совершенно особой технологии, под названием «лозирование», основанной на практически беспрерывном, плавном, практически незаметном для человеческого глаза переходе одного цвета в другой. Об этих цветах, о смысле и значении каждого из них также ещё будет здесь сказано.

  Проведение праздников, тоже самым органичным образом вписанных в годовые и сезонные ритмы, также является неотъемлемой частью всё того же сложного комплекса реабилитационных лечебно-педагогических мер.

  В предыдущей главе говорилось о «Празднике фонарика», на котором не очень давно довелось присутствовать автору. Так вот. Позднее сотрудники «Свечи» говорили мне, что их подопечные совершили в тот вечер самый настоящий подвиг, терпеливо просидев почти час в комнате, в которой  и проходил этот праздник, названный «Праздник Фонарика», имевший и второе название «Праздник Добрых Дел», слушая внимательно всё, что там говорилось, совершив настоящее путешествие в далёкую эпоху, когда жил отважный рыцарь Мартин, о котором и рассказывали в тот праздничный вечер. Сидели дети, не проронив ни звука, не потревожив ту торжественную, загадочную тишину, что воцарилась в комнате, когда ведущие рассказывали  прекрасную историю о святом Мартине, а потом ещё долго говорили о своих подопечных, об их добрых делах и поступках, совершённых здесь же, в этом маленьком, добром, симпатичном, милом домике, с такими родными, во всех смыслах, стенами, согретыми теплом неравнодушных сердец. Потом присутствующие, взяв в руки бумажные фонарики – ведь это был «Праздник Фонарика», - проследовали во двор, где праздник продолжился под открытым звёздным небом.

  После того не прошло и недели, как на стене столовой клуба «Свеча» появились красочные рисунки его подопечных, в которых нашли своё отображение едва ли не все эпизоды этого трогательного праздника.

  Осенью здесь отмечается Праздник Урожая. К числу осенних праздников относится и Праздник Мужества, проводимый для более старших ребят. И имеет Праздник Мужества для них очень большое и очень важное значение. Ведь всё, что они делают – это же самый настоящий подвиг.

  В начале декабря отмечается такой, носящий несколько непривычное для нашего слуха название, праздник, как Адвент (Пришествие), символизирующий собою приближение рождественских и новогодних праздников, отмечаемый, в отличие от большинства других здешних праздников, если можно так выразится, в несколько более камерной обстановке. Он празднуется отдельно в каждой группе.

  Перед уходом на летние каникулы с детьми ставятся целые спектакли. Наталья Александровна рассказывала, что в июне 2007го года со старшими детьми был поставлен спектакль «Ромео и Джульетта», со средними – спектакль «Русский богатырь», а с самыми младшими, детсадовского возраста – спектакль по сказке «Теремок» с использованием кукол – как кукол для настольного театра, так и вальдорфских кукол.

  Вальдорфские куклы – вообще отдельная тема. Они, так же, как и сам процесс их изготовления, тоже являются очень важной составной частью лечебно-педагогического процесса, в соответствии с которым каждому возрасту соответствуют свои куклы.

  Всё это очень нужно и важно. Ведь в подобных делах всегда приходится обращаться к аллегории, к символам – в общем, как раз именно к тем самым сферам, которые сказываются благотворным и целительным образом на состоянии детей, имеющих проблемы в своём интеллектуальном и психоэмоциональном развитии.

  В работе с детьми школьного возраста много внимания уделяется не только сказкам, но и басням, мифам, легендам, притчам. Летом 2008го года был инсценирован знаменитый древнегреческий миф о Тезее и Минотавре. Представление проходило под открытым небом, во дворе клуба. В середине двора был выложен лабиринт из камней, в центре которого восседало чудище-Минотавр. Тезей с афинянами приплыл на корабле, что обычно пребывал на детской спортивной площадке. Тот корабль был задрапирован в синие шелка. Зрителей во дворе оказалось в три раза больше, чем обычно. Дети были счастливы и от совершенно новых для них ощущений, и оттого, что всё так здорово получилось. А ученики 10го класса показали спектакль, поставленный по произведению великого французского писателя Экзюпери «Маленький Принц».

  В октябре 2008го года, в главной публичной библиотеке города Ростова-на-Дону прошла выставка акварельных работ, созданных подопечными клуба «Свеча», о которой снимали репортажи для телевидения, делали сообщения по местному радио, писали в газетах и на страницах журнала «РRО РОСТОВ». Стоит ли говорить, каким радостным событием явилось всё то, о чём только что было рассказано для сотрудников «Свечи» и, конечно же – для самих детей и для их родителей!

  Позвольте спросить, уважаемый читатель: не создалось ли у Вас такое ощущение, что Вы читаете сейчас о жизни и делах нормальных, здоровых детей? А лично я поймал неожиданно себя на подобном ощущении, поймал вот сейчас, дописывая эту главу. И это в то время, когда речь идёт о детях, признанных вообще необучаемыми! Вот какие поистине великие чудеса творят самоотверженные сотрудники клуба «Свеча», по-прежнему трудящиеся фактически бесплатно, не получая за свой труд практически ничего!

  Родители, имеющие детей с проблемами в психоэмоциональном развитии, приезжают сюда не только из разных концов Ростова-на-Дону, но и из других городов, и даже – из других областей. Как, например, Наталья Савченко, совершившая – без преувеличения можно сказать – самый настоящий подвиг. Она приехала сюда из Краснодарского края. Привезла своего сына, признанного необучаемым. Она оставила дом, живя вместе с сыном в помещении клуба «Свеча», ночуя в кабинете Натальи Александровны. Потом всё-таки пришлось, невзирая на расходы, снять комнату. Пришлось на это пойти в первую очередь из-за слишком беспокойной, напряжённой жизни самой Натальи Александровны, протекающей в её кабинете. Миновало три года, наполненных кропотливой, напряжённой работой, и сын Натальи Савченко был реабилитирован настолько, что теперь он учится в нормальной, общеобразовательной школе, наравне с нормальными, здоровыми детьми. А сама Наталья работает в «Свече». Пока – помощником воспитателя. Но, при этом, она получает в настоящее время второе высшее образование, приобретая специальность психолога, и именно в этом качестве планирует связать с работой в «Свече» всю свою дальнейшую жизнь.

  Как писала газета «Крестьянин» в статье «Каждая буква – подвиг», посвящённой клубу «Свеча»:

  «Иногда даже практикующие психиатры подсказывают своим пациентам адрес клуба-школы. Многие из них сами неоднократно приходили в «Свечу»: посмотреть, поделиться опытом» (газета «Крестьянин» № 43 (856) от 22-28 октября 2008го года, автор статьи Любовь Ушакова).

  Когда пишутся эти строки, контингент учащихся «Свечи» насчитывает восемнадцать человек. Откровенно говоря, не думаю, что к моменту опубликования данного повествования что-либо принципиально изменится. Что-то, скорее всего, изменится, но говорить об изменениях принципиального характера, и о перспективах таковых изменений пока не приходится.

  «Свече» давно уже пора перебираться в более просторное помещение, где можно было бы оборудовать более вместительные аудитории. Пора существенно расширять контингент своих питомцев. Пора вместо клуба становиться настоящей школой и менять статус общественной организации на статус образовательного учреждения. Сотрудники «Свечи» готовы к этому. Более того. Они готовы сделать всё от них зависящее для того, чтобы именно так и было. Но снова и снова всё упирается исключительно в финансы, которых снова и снова катастрофически не хватает; причём - не хватает даже на самое необходимое.


Рецензии