Ангельское терпение

          В нашем доме располагался  магазин  “Смена”. Я часто заглядывал туда, посмотреть разные новые товары. Магазин торговал радиоэлектроникой, электротоварами и еще множеством  разнообразных вещей. На витрине  лежали оптический прицел, бинокли, паяльники всего не перечислить. С продавцами и директором у меня сложились  прекрасные отношения.

         Я вошел в магазин. Навстречу мне устремился директор. Мы поздоровались и он увлёк меня в свой маленький кабинет.
         - Садись! Дело есть! Хочу с тобой обсудить. - он налил в стакан кока-колы, подвинул ко мне. Я отпил глоток холодного напитка.
         - Рассказывай! Если могу помочь, рассчитывай на меня. - я приготовился слушать.

         - Здесь большой район. Частный сектор, два огромных дома, метро. Есть всё! Ателье, почта, даже ЖЭК!  А фото негде сделать! - он одной фразой изложил свой замысел.
         - Ты хочешь перепланировать магазин и разместить  здесь фотосалон.  Это я понял. - отозвался я.

         - Конечно! Вижу два пути. Сдать площади, либо организовать это при магазине. - поделился директор планами и соображениями.
         - Я могу поговорить со знакомым, который этим давно занимается. У него огромный опыт, несколько салонов. Начни с ним. Пойдет, раскрутишь сам. - сказал я.
         - Помоги мне! Уверен, все у нас получится! - мы закончили разговор.

         Я приехал в фотосалон Алексея. Удачно.Он сидел и рассматривал объектив.Увидел меня встал навстречу.

        - Привет! Что за оптика?- поинтересовался я
        - Широкоугольник. Хочу попробовать. Тебя давно нне было видно. Как дела?- Алексей был в хорошем настроении.
         - Как раз по делу и приехал! - я знал, что Алеша не любит лишних разговоров.
         - Садись! Излагай! - он усадил меня, сел напротив. Его помощница принесла кофе и печенье.

         Я рассказал о задумке директора магазина. Ответил на все вопросы Алексея.Мы договорились о встрече в магазине. Встеча состоялась через два дня. Я познакомил Алексея и директора. Сказал, что оставлю их и подойду через полчаса. Переговоры увенчались успехом. Высокие стороны решили организовать фотосалон.

         - Послезавтра приедет Тимур, ты его знаешь, привезет оборудование. Установит, подключит, проверит. С этим проблем никаких. Проблема в том , что нет фотографа. - Алексей обрисовал ситуацию.
         - Ну вот! Как всегда! Кадры решают всё! - директор смотрел на меня.

         - Понял! Через две недели у меня отпуск. Есть с десяток отгулов. Выручу Вас обоих! Поначалу самолично пощелкаю! Надеюсь, что получится. А за это время найдется постоянный фотоспец. - предложил я. Оба согласились.

         Через два дня мы с Тимуром оборудовали наш салон. 90 % всех фото делаются для документов. Паспорта, водительские права, удостоверения. Художественные фотографии редко. Мы обговорили наше взаимодействие и Тимур укатил.

         - В Ваши финансовые дела мне вникать не хочется. Работу постараюсь наладить, а квитанции, чеки и прочее ты мне потом объяснишь. - сказал я директору магазина.
         - Конечно! Завтра уже все будет готово! Твой гонорар тоже будет в порядке. Значит послезавтра начнем работу.
         -  Да! И мне удобно и посмотрим, как люди воспримут. Все новое идёт не всегда гладко. - я пожал директору руку и и пошел домой.

         Я приступил к обязанностям фотографа. В объявлении были  указаны часы работы. С 17.30 до 20.30 в будни, по
 субботам и воскресеньям с 10.00 до 18.00. Понедельник -  выходной день.

         Вошли две женщины. Осмотрелись, поздоровались,  Одна представилась стилисткой и попросила уделить им внимание.
         - Я хочу сделать несколько фотографий причесок и укладок. И то и другое могу делать прямо здесь, а Вы будете снимать по мере готовности. - объяснила стилистка.
         - Хорошо, я постараюсь! Сейчас помогу Вам расположиться. - мне было очень любопытно.
         - Спасибо!  Ничего не нужно. Мы прямо на этом стуле. Пара минут и готово! - она усадила подругу на стул для клиентов.

         Из сумочки достала расчески, щетки, баллончик лака и  приступила к работе. Через минуту с небольшим одна прическа была готова. Я сделал 6-ть снимков. Вполоборота справа и слева, анфас и то же самое сзади.

         Потом стилистка Нина сделала модели Елизавете другую прическу и я повторил съемку. Нина сделала ещё две прически. Вместе со съемками это заняло около полутора часов.

         - Мы только открылись. Вы у меня первые клиенты! Прошу извинить. Срок исполнения заказа не меньше недели. Издержки организационного периода! - пояснил я.
         - Поздравляем с почином! Это то, что надо! Лиза не всегда может помогать мне. Через неделю забегу. Спасибо за внимание! Платить Вам? - она улыбнулась, Елизавета кивнула.
         - Нет! В кассу, пожалуйста! - я выписал квитанцию и протянул ей. Они ушли.

         Я присел, но через секунду меня окликнул новый клиент. Это был симпатичный мужчина лет под сорок. Он хотел сделать фото на паспорт. Я усадил его, попросил приподнять голову и смотреть  спокойно. Сделал снимок.

         - Мы только открылись, поэтому фото будет только через неделю! Прошу не сердиться на нас. - сказал я.
         - Это ничего! Я почти каждый день иду мимо. Зайду через неделю. - он улыбнулся, лицо его излучало доброту. Взял квитанцию и пошел в кассу.

         Тимур приезжал через день. Забирал отснятые кадры, помогал правильно записывать клиентов, чтобы не было путанницы. Наконец он привез фото первых клиентов. Я посмотрел. Лиза получилась просто прекрасно.

         А вот с моим вторым неудача. Отрезая отснятый кусок пленки, Тимур ошибся и отрезал голову клиента. Причем это уже было неисправимо.
         - Придется извиниться и переснять. Если обидится, вернем деньги. - я конечно, волновался. Неприятно.  Хотя ситуация комичная.

         Клиентов было человек восемь. Я едва успевал писать квитанции. Пришла Нина. Я вручил ей фото в конверте. Она глянула, пришла в восторг.
         - Здорово!  Мы придем еще раза два-три! И Фто надо будет сделать побольше размером. Спасибо! - она улыбнулась, уходя.

         С некоторым напряжением я ожидал неприятного разговора с улыбчивым клиентом, чье фото было загублено. Наконец он вошел в мои владения. Мы поздоровались и я, не дожидаясь вопросов.сам рассказал о случившемся.

         - Да? Так я современный  “всадник без головы”! - он хохотал, не проявляя никаких признаков недовольства.
         - Садись! Сейчас пересниму! В смысле, заново сфотографирую! - я усадил его и не успел нажать на спуск, как лицо  “всадника” расплылось в улыбке.
         - Пожалуйста, десять секунд побудь серьезным! - попросил я.

         - Трудно! Я же представил свою фотку без головы! - он весело расхохотался.
         - Но надо! На документах лицо должно быть официальным. - разъяснил я.
         - Слушай! А Джоконду на фото для паспорта утвердили бы? - подкинул вопросик жизнерадостный клиент.

         - Джоконду, возможно и утвердили бы. Благодаря ее связям. - отшутился я. Я наконец-то сфотографировал его.
         - Не переживай! Через неделю заскочу! Зато посмеялись! - он помахал рукой и поспешил к выходу.

         На следующий день приехал Тимур. Забрал кусок пленки с отснятым клиентом. Обещал привезти фотки. Но это было бы слишком банально. Исключительно в целях “повышения качесва обслуживания”, пленку засветили. Я не знал смеяться или всплакнуть. Ситуация из комедийной превращалась в фарс.

         С другими клиентами все было прекрасно. Все были довольны. К концу моей  “смены” пришел  “всадник”. Он, как всегда был в хорошем настроении.
         - Вот! Увидел тебя в окне и заглянул. Как дела? Ты доброго  и нежного Ришата порадуешь? Хотя неделя ещё не прошла! - он балагурил, это его настроение не хотелось портить. Но я не имел выбора.

         - Даже не знаю,как сказать… - начал я.
         - Понял! Что мне отрезали на этот раз? Надеюсь, это отрастёт? - он и не думал расстроиться. Лицо его украшала улыбка, в 15 раз шире Джокондиной.
         - Тебя засветили! - мрачно закончил я фразу.

         - Ерунда! Я готов посидеть на этом стуле, сколько требуется! - Ришат все решил сам. Он уселся на стул и улыбаясь смотрел в объектив.
         - Пожалуйста, серьезное лицо, голову чуть вверх! - скомандовал я. Он замер, я нажал на кнопку спуска.
         - Хорошо, что пересняли! Зайду в пятницу или в субботу. Он улыбнулся и двинулся к дверям.

         В пятницу Тимур привез готовые заказы. Я с трепетом вынул фото Ришата. Он получился! Просто отличная фотография! Но совершенно не подходящая для паспорта. Со снимка смотрел симпатичный, с широкой улыбкой мужчина лет 32 - 37. Когда он успел улыбнуться?  Не понятно! Выдержка 1/250 сек. Но факт, успел!

         Я зарядил в аппарат пленку  с  более высокой чувствительностью , чтобы снимать  с меньшей выдержкой. Надо же человеку паспорт выправить!
В пятницу пришел Ришат. Взглядом спросил, я утвердительно кивнул. Он расцвел своей доброй улыбкой. Увидел свои фото и обрадовался.

         - Прекрасно! Сразу видно, человек хороший! Значит, ни в чем дурном замешан быть не может! Не только милиция, КГБ радоваться будет! - он посмеялся и закончил мысль:
         -  Я постараюсь! Я буду серьезным, как Генеральный прокурор! - он пошел и уселся на стул. Я нажал на кнопку.
         - Жду тебя через неделю! - я пожал руку главному “клиенту-испытателю”.
         - Может раньше загляну! До встречи! - он вышел.

         С пленкой вышел конфуз. Фабричные дефекты. Даже на современных производствах случаются. Но дефект опять коснулся именно Ришата. А ведь и его упорству в достижении цели может иметься предел. Я не знал, как и  чем оправдать очередной казус. Очередной ляп. Я вроде и не виноват, но чувство вины угнетало.

         Пятница. Придет Ришат. Но пока пришла женщина в широкополой шляпе.
         - Здравствуйте! Мне нужна не совсем стандартная фотография. - сказала она приятным контральто. Поля шляпы оставляли в тени ее лицо, придавая  некую таинственность.
         - Постараюсь помочь. Присядьте и расскажите, что Вы нестандартного хотите. - предложил я. Мне стало весьма любопытно.

         - Мне нужна фотография моего лица в профиль. - она сняла свою шляпу. Прелестное лицо портил некрасивый,  большой орлиный нос.
         - Вы хотите только лицо? С одной стороны или с обеих? - спросил я. Она задумалась на несколько секунд.
         - Да, только лицо. С обеих сторон. - она улыбнулась.

         Я некоторое время размышлял, зачем ей профиль? Явно проигрышный для нее ракурс.  Мои мысли прервал Ришат.
         - Привет! Что нового? - он был в неизменно  хорошем настроении. Я рассказал.
         - Это не важно! Хотя и смешно. Жена сказала, что надо сняться в рубашке с галстуком, а не в ковбойке. - сказал, не  печалясь, четырехкратный ‘страдалец”.
         - Садись! У меня есть манишки с галстуками. Сейчас подберем. - я успокоился. Сложный момент позади. Быстро выбрал и приладил манишку.

         Я сделал пять снимков. Жаль, раньше не сообразил. Но с пятого раза должно получиться! Должно! Как иначе?!
         - Жена хочет увеличить фотку, где я улыбаюсь. Это можно? - принял свой обычный облик Ришат.
         - Конечно! Это легко сделать. Твоя улыбка  должна радовать побольше людей! - подтвердил я.

         - Ага! Я буду Джоконд! О! Лучше, Джо Конд! - весело дурачился неугомонный Ришат. Мне это было приятно. Мы же целый месяц делали элементарную фотографию. Нет! Не элементарную! Фотографию человека с АНГЕЛЬСКИМ терпением!

         Все фото Ришата и незнакомки в  “профиль”, удались. Я поднаторел в качестве оператора фотосалона. Он начал нормально функционировать.
         - Вот, знакомься! Это Сергей! Он будет работать в созданном тобой салоне! - сказал директор.
         - Добро пожаловать! - я пожал руку Сергею.

         В кабинете мы выпили по рюмке коньяка. Директор попросил расписаться в ведомости и вручил мне солидный конверт. На следующий день я вновь стал главным инженером нашего предприятия. Отпуск мой закончился.


Рецензии