Главный секрет общества

Для нас естественна река, естественно, что вода течет, а колесо крутится. Так устроено наше сознание, что даже глядя на неподвижное колесо обозрения, ловишь себя на иллюзии его движения. Еще более естественен прогресс, - так нас учили. Нас учили, что общество запрограммировано на улучшение, а регресс, хоть иногда возможен, но лишь как некое частное извращение сути вещей, как временное затмение.
Вода течет, но главное ли это течение в жизни воды, не частность ли? Вода столетиями стоит в каких-то болотах или просачивается сквозь недра, прежде чем потечь. Так и прогресс – лишь нечто механичное, происходящее тогда, когда застой вдруг (временно) почему-то оказался невозможен.
Получаем переворачивание очевидностей. Жизнь вовсе не есть некое движение к чему-то все более совершенному. Жизнь это даже и не симбиоз, жизнь – паразитирование, паразитирование многоуровневое и многоплановое, всего во всем и всего на всем. Многочисленные жизненные процессы происходят не просто противоположно друг другу, но как бы в разных плоскостях, соприкасаясь и сложно взаимодействуя. Паразиты не останавливают течение, появляясь в нем как некая защита от чрезмерного разрастания вида, но образуют его, будучи в любом виде изначально.
Символическое потребление, сверхпотребление, уничтожение лучших, мезоамериканский каннибализм и прочее тому подобное – все это неправильно понимается как некое отступление от генеральной линии общественного движения, - это и есть генеральная линия. Глупость, слабость, ложь - не уродства и некие временные отступления, а главные, основные, имманентные человеку состояния.
Главный секрет реки в том, что она всегда течет ВНИЗ. Главный секрет общества в том же, - если довериться обществу, как некоей самостоятельно движущейся машине, - как совокупности институтов, если угодно, - то оно будет деградировать.
Светлая, бурлящая река оказывается хуже застойного болота, а общество в эпоху перемен – хуже общества времен застоя. Болото – лучшая из рек, а застой – наиболее передовая часть истории любого общества.


Рецензии