C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Почему Праотцы долго жили?

   
   Почему Праотцы человечества, описанные в Библии (1) - Быт. 5), долго жили?
У меня давно вызревало понимание, что долгая жизнь людей, живших вскоре после Сотворения мира, как-то связана с Многомирием. Отталкиваясь от нашей действительности, я рассуждал об этом так:
 – Вся наша жизнь является последовательностью выбора альтернатив. Среди развилок выбора встречаются и гибельные, которые могут прекратить наше существование в этом мире. Количество развилок в жизни определяется состоянием окружающего мира и наших душ. Если развилок жизненного пути меньше, то меньше среди них и гибельных. – Возможно, долгая жизнь Праотцев была следствием малого количества альтернатив в их жизни. Ветвление альтернатив происходило редко, и потому люди редко меняли реальности своего жизненном пути. Жизнь была менее раздраенной, более цельной. Для этого, наверное, было много причин, но я мог сформулировать две, которые отражают специфику окружающего мира, т.е. внешние связи.
 – Во-первых, людей было меньше, а значит, меньше контактов, влияний, взаимодействий. Люди относительно мало путешествовали и жили, как правило, в привычной для них среде. Во-вторых, информационная сфера была неразвита, в силу чего, человек получал намного меньше информации, чем сейчас. – Не было телевидения, радио, газет, компьютеров и телефонов. – Человечество, вообще, располагало намного меньшим багажом знаний, чем сейчас. А значит, и возможностей альтернативного выбора своей реальности было у людей меньше. Меньше ошибались – дольше жили!
   Третья же причина – духовная. – Люди, жившие вскоре после Творения, были ближе к Богу и Его Промыслу, в силу чего их жизнь была более цельной и менее искусительной. Духовные измерения, соединявшие с Богом первых людей, у Праотцев ещё не свернулись, не атрофировались. Жизнь их, несмотря на трудности, была более благодатной, чем нынешняя. – Сущность той переходной эпохи, конечно же, лучше всего определяет третье объяснение. – Тогда происходило размежевание миров – исходного, инициированного Творцом и самодеятельного, эволюционного. – Но, боюсь, что многие читатели пока не вполне представляют, о чём идёт речь. Попробую для них это прояснить.

 – Если отсчитывать время от Большого Взрыва, который современным образованным людям представляется как начало нашего мира, то возраст Вселенной составляет около 13 миллиардов лет. Никаких людей не было и в помине – ни вначале, ни в последующие 12 с лишним миллиардов лет. А когда они появились – произошли от обезьяны около 20 миллионов лет назад, то продолжительность жизни их была очень короткой – около 30 лет. Так что библейские рассказы о первых людях и их ближайшем потомстве большинство наших современников воспринимают как чистую мифологию. Так же, как и историю Сотворения мира, которое, согласно Библии произошло около 7,5 тыс. лет назад.
   Однако, не всё так просто, как представляется. И библейская версия возникновения нашего мира, безусловно, имеет право на существование. Не буду вдаваться в пространную дискуссию, но коротко сообщу результат своих размышлений: По-моему, версия самовозникновения и саморазвития Вселенной и Жизни выглядит даже более фантастической, чем версия Сотворения мира. – Тут нужно, наконец, сообщить, что я сам рассматриваю Cотворение мира с позиций Многомировой концепции. – Такое рассмотрение позволяет согласовать креационистские взгляды на Сотворение мира с Теорией эволюции. Об этом стоит рассказать поподробнее.

   Подходя к Сотворению мира с позиции Многомировой концепции квантовой механики, можно утверждать, что мир был сотворён как неразделённая совокупность всех возможных отношений составляющих его элементов. (Чтобы не загромождать текст философскими обоснованиями, я вынес их в гл. «Примечания». Итак, см. Примечание 1.) Указанная выше совокупность всех состояний Вселенной может быть названа Всемирной Квантовой Суперпозицией, или Мультиверсом. Выделение конкретных отношений элементов Мироздания, т.е. состояний нашей Вселенной, из Суперпозиции происходит вследствие появления наблюдателей и выбора ими своей частной реальности.
   Полагаю, что все элементы Мироздания – это и есть реализации различных наблюдателей. То есть, каждый более или менее самостоятельный объект Мироздания (не только живые существа) – это проявление (или «воплощение») какого-то наблюдателя – деятеля, обладающего активностью и определённой свободой воли. Деятели – это центры психической активности Мультиверса, проявляющие себя одновременно в разных реальностях. О деятелях мною написано довольно много, поэтому отошлю интересующихся читателей к моим предыдущим публикациям. (2,3,4)
   Итак, деятели выбирают реальности, в которых они существуют. Выбор реальности деятелями всегда носит коллективный характер, потому, что они проявляют себя только во взаимодействиях, и никак иначе. В основе любой коллективной реальности лежит способность всех входящих в них деятелей взаимодействовать между собой. Я представляю это себе, как наличие у деятелей этой реальности характерных общих измерений взаимодействия. (Об измерениях см. Примечание 2.) Например, для материальной реальности, в которой мы с вами существуем, характерны три пространственных измерения и одно временное. Специфические свойства нашего пространства-времени характеризуются физическими константами. Человеческую коллективную реальность объединяют ментальные и нравственные измерения. И так далее…
   Большие коллективные реальности оформляются на базе общих законов природы, как замкнутые «миры», то есть, так они воспринимаются входящими в них деятелями. Все деятели этих миров объединены между собой в рамках причинно-следственных связей. В принципе, всякое взаимодействие деятелей, даже самое малое,  участвует в коллективной реальности и влияет на всех деятелей данного мира. Потому, что всякий мир – это единое целое, информационная общность. Всеобщая причинно-следственная связь коллективной реальности выявляется как общее время данного мира. А по сути – время – это параметр коллективной реальности, и не больше того. Сколько коллективных реальностей, столько и времён. (См. Примечание 3)

   Мир, в котором жили первые люди – Адам и Ева – это другой мир, не наш. – Это другая коллективная реальность, отличающаяся по многим параметрам от нашей, которая, впрочем, довольно многообразна, и представляет собой мирское смешение (См. Примечание 4). И именно в другой (райской) реальности, появились (были инициированы) первые «наблюдатели» – Адам и Ева. Они, в свою очередь, инициировали выявление других деятелей этой коллективной реальности. Эта инициация представлена в Библии, как наречение Адамом всех тварей. Твари же, в свою очередь, (тоже, будучи наблюдателями), инициировали всю прочую биологическую и физическую реальность, целый ареал миров, из состава Суперпозиции, которые объединились в коллективной реальности Рая.
   А потом первые люди совершили ошибочный выбор, который был несовместим с той райской реальностью, в которой они пребывали. И они попали в другую реальность, ту в которой должно было быть проявлено эволюционирующее человечество. Им требовались для существования в новой реальности совершенно новые измерения (см. Примечание 2). – Те, которые давали им возможность выживания в новых условиях. Им теперь нужны были физическая сила, выносливость, жестокость и быстрая реакция. И другие качества, обеспечивавшие победу в борьбе и соперничестве. А многие старые измерения райской действительности (например, этические и нравственные) оказались теперь не востребованными, и они постепенно сворачивались. Условия и смысл существования Детей Божьих радикально изменились. И, как следствие, жизнь их, детей и внуков стала конечной. Жизнь их от вечной сократилась до всего… 1000 лет.
   Последовательность разворачивания и сворачивания измерений в новой реальности, как я полагаю, подчинялась логике иерархии: от высшего уровня к низшим. – Причиной всего катаклизма было изменение отношений человека и Бога, поэтому, вначале свернулись измерения, обеспечивавшие прямое общение человека и Бога. Затем последовало изменение отношений между людьми – произошло разделение полов, стали проявляться себялюбие и эгоизм. Потом изменилось отношение людей к окружающему миру – сперва, к живому, а потом и к неживому. Последовательно изменилась вся природа мира, окружающего людей. Иными словами, они попали в другой мир. Всё это, конечно заслуживает подробного специального рассмотрения, которое мы здесь проводить не будем.

   В общем, можно этот процесс описать, как разделение Божьего и человеческого миров и переход людей в другую реальность. Для описания этих изменений уместен, по-моему, технический термин – «декогеренция», он хорошо описывает рассогласование Божьего и человечьего миров в существовании первых людей и переход их в реальность мирского смешения. Есть и зрительный образ этого размежевания. – По-моему, великий Микеланджело на своей фреске в Сикстинской Капелле гениально изобразил разделение миров Бога и человека. Хотя, фреска и называется «Сотворение Адама», но я в ней вижу то, о чём говорил выше: Миры разделились, и расходятся всё дальше и дальше! На фреске изображён именно трагический момент разделения... А дальше – человек страждет и тоскует по Богу и пытается выжить самостоятельно. А потом забывает Бога и деградирует.

    Полагаю, что именно выдворение Адама и Евы из Рая инициировало выявление той материальной и исторической действительности, в которой мы сейчас существуем. Именно они стали теми первыми наблюдателями, которые придали проявленное состояние эволюционной реальности. – Этому способствовало то обстоятельство, что рассогласованию с Божественной реальностью сопутствовало слияние с выявленными реальностями эволюционирующего человечества. В первую очередь – биологическое слияние. В Библии есть упоминание об этом периоде, когда «сыны Каиновы стали входить к дочерям человеческим» (Быт. 6:4). Это слияние означало включение потомков Адама в «естественный отбор», что привело к радикальному изменению духовного мира – терялись нравственные измерения жизни.
   Следствием нравственной деградации стало дальнейшее сокращение человеческой жизни, теперь уже до 120 лет. Вот библейское обоснование этого процесса – Бог говорит: «…не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет». (Бытие 6:3 – Быт 6:3) – Думаю, что этот предел жизни не позволяет злу переполнить жизнь человечества и разрушить человеческую общность, то есть это естественное средство для выживания человеческого вида. При этом жизнь человечества всё более приобретала черты суетного мирского смешения, столь знакомого нам по нашей эпохе.

   Надо сразу сказать, что Творец не бросил человека на  произвол случайности, и эволюция земных миров исправлялась Им. Это выглядело, как постоянно действующий фактор эволюции, создающий направленность. – Потому что, наряду с дарвиновским «естественным отбором», действовал также «естественный» отбор идейно-информационного плана, по критерию соответствия Замыслу Творца. (См. Примечание 5). Правда, как следствие свободы Божьих тварей на всех уровнях, существует и противодействующая Промыслу Божьему инволюция. Вот как я описывал это в статье «Размышления о Творении» (5):   
«Бог, даровав Своим созданиям свободу, создал и все возможные варианты их выбора. – Ведь Он Всеведущ. – Он попускает злой выбор созданий, но не благословляет его. Скверные варианты жизни, выбираемые людьми, лишёны благодати, они обречены на погибель и исчезновение. Эти варианты действительности можно сравнить с временными строительными лесами, или с мусором, которые сопутствуют всякому строительству, но обречены на исчезновение. – Так Творец, как бы, воспитывает Свои создания, и отбраковывая ошибки, приводит их к покаянию и к свободному выбору добра».

      Вероятно, кто-то из читателей задаст вопрос: Почему Бог избрал для Творения именно такой момент (7,5 тыс. лет назад) по временной шкале нашего мира. – Вопрос некорректный, потому что Сотворение мира происходило по собственной временной шкале другого мира. Просто Адам и Ева выбрали для реализации и входа в альтернативную то есть, в нашу действительность адекватный их развитию отрезок истории человечества. Выбор был «автоматический» – склейка миров произошла по принципу «наименьшего действия» с той эпохой, когда существовало наибольшее количество общих измерений взаимодействия. То есть, эта эпоха была наиболее адекватна состоянию Адама и Евы. - Просто, Рай исчез для них, и как только они увидели мир другим – проявился весь конус событий, начинающийся с Большого Взрыва. 

   В человеческой эволюции отбор жизнеспособных реальностей выражается, в основном, как следствие отбора идей. То есть, решающее значение для спасения и развития человечества играет духовная сфера. (6) Источником спасительных идей являются в эволюционной истории человечества мировые религии. Исключительную, решающую для спасения человечества, роль играет Христианство. Ни одна из религий не открывает отношения Бога к человеку с такой полнотой и нравственной силой, как это делает Христианство. Но это произошло уже при второй «склейке» Божественного и человеческого миров, когда Бог вочеловечился, чтобы спасти человечество.

   Прошу читателей извинить меня за конспективный характер основного текста, но я попытался удовлетворить интерес читателей на трёх уровнях. – Первый уровень – основной текст – составлен просто для интересующихся. Второй уровень, более глубокий, предполагает знакомство с обоснованиями некоторых положений содержащимися в разделе «Примечания». И третий уровень – для тех, кто заинтересовался поставленными проблемами, предполагает знакомство с работами, которые упомянуты в разделе «Использованные источники».

Примечания.

Примечание 1.
Утверждение о том, что объективной реальностью тварного мира является Всемирная Суперпозиция всех состояний его элементов позволяет совместить представление о Всемогущем, Всеведущем и Всеблагом Создателе с положением о свободе Его созданий. Действительно, как иначе объяснить свободу человека, если всё, что есть на свете, создано Богом? Только в этом случае, хотя Бог знает всё, что произойдет, человек, всё же имеет свободный выбор. Других вариантов я не вижу.
   При этом, Бог, создавший неразделённую совокупность всех возможных отношений, безусловно, не несёт ответственности за ложный и скверный выбор своих созданий. Это можно сравнить с тем, как учитель ставит тест перед своими учениками и даёт им на выбор несколько вариантов решения. – Разумеется, он не отвечает за ошибочный выбор своих учеников. Так и в предлагаемом мною варианте Сотворения мира.
   Кто-то, может быть, скажет: Как же Творец оценил созданный Им мир, будто он хорош? – Разве он хорош? – В перспективе – да! Потому, что Бог поддерживает только те варианты решения ставящихся Им проблем, которые соответствуют Его Промыслу. Все остальные варианты погибают и исчезают (образно говоря, сгорают). Бог, сотворивший мир, сотворил и эволюцию его. Только, эволюция эта направленная. И мир, который сложится со временем, действительно хорош! А Бог живёт вне времени, для него этот мир уже существует, он создан. – Это бесконечно совершенный и прекрасный мир Божий.

Примечание 2.
Под измерениями я понимаю параметры выявляемой реальности. Параметры эти могут быть не только физические, но и биологические и ментальные и даже нравственные. – Это зависит от типа взаимодействий, которые мы рассматриваем. То есть мы рассматриваем не только физические пространства, но и биологические и ментальные, словом, всякие пространства взаимодействий. Корректно ли это? – Думаю, да! Ведь и привычное нам понятие «физическое измерение» является абстракцией, хотя и облекается в единицы измерения и топологические модели.
   Развёрнутое обоснование понятия «измерение» приведено в моей статье «Деятели в эволюции» (4): «Пояснить совпадение различных относительных реальностей в одной действительности помогает модель, в которой Мироздание представлено как бесконечномерное Гильбертово пространство. Это векторное пространство, в котором все акты реализации деятелей, соответствующие выделенным квантовым состояния вселенной, могут быть представлены, как векторы различной направленности и амплитуды. Векторы эти не совпадают друг с другом, но они могут быть разложены по измерениям таким образом, что некоторые измерения их будут совпадать. Совпадающие измерения означают, что формируется относительное пространство взаимодействия деятелей, в котором они могут выбирать свои качественные координаты.
   Общие измерения, по которым может быть разложен вектор деятеля, образуют континуум пространства-времени, в котором этот деятель реализуется во взаимодействии с другими деятелями. Такому общему для множества деятелей разных типов пространству-времени соответствуют свои физические константы и свои законы природы. Законы природы при этом, образуют аттрактор «наименьшего действия», т.е. «коридор» минимальной энергозатратности для объединения деятелей. Это выглядит таким образом, что определённые проекции, по которым раскладывается вектор деятеля могут быть предпочтительней других, с точки зрения «выгодности», то есть, вероятности объединения деятелей. Таким образом, множество деятелей объединяются в коллективную действительность, которая существует в определённом пространстве – времени c определёнными физическими законами. И эта действительность существует в некотором «коридоре девиаций» физических констант, например, как наш «антропный коридор». Полагаю, при этом, что каждый деятель имеет огромное число реализаций в различных континуумах измерений, т.е. в многомирии».

Примечание 3.
Время коллективной реальности назовём «Частное время». Частное время коллективной реальности необратимо в силу того, что события отчасти детерминированы свободной волей деятелей.
Но следует также рассматривать и Абсолютное Время Мультиверса, которое отражает динамику Всеобщей Суперпозиции, т.е. это измерение применимо ко всем реальностям, вместе взятым. В Абсолютном времени можно последовательно рассматривать выявление разных реальностей человечества в отношении друг к другу, что мы и делаем в этой статье. При этом каждая выявляемая реальность имеет собственное время своего мира.
Абсолютное время характеризует изменение Суперпозиции в соответствии с Промыслом Божьим, т.е. рост и становление Царства Божьего. Для Бога, сущего вне времени это Царство уже создано, мы же, воспринимающие последовательность Домостроительства, нуждаемся в таком понятии: «Абсолютное время».

Примечание 4. 
Земная действительность, в которой существуют сейчас люди, является смешением множества реальностей. Это выглядит так, что коллективные реальности меньшего масштаба объединяются – переплетаются, в рамках коллективной реальности большего масштаба. Специфика этих объединений рассматривалась мною в работе «О мирском смешении».(7)

Примечание 5.
Имеется в виду то, христиане именуют «благодать». Выбираемые деятелями реальности тем жизнеспособней, чем ближе они к Божьему Промыслу. Модельно это я представляю себе так, что реальности, выбираемые деятелями, обретают жизнеспособность по мере того, что деятели разворачивают измерения, присущие Царству Божьему.

Неожиданное подкрепление своему пониманию эволюции я нашёл в книге «Пятикнижие Моисея» епископа Александра (Милеант) (8):
«Вполне ясно указал на путь христианской интерпретации идеи эволюции В. С. Соловьев: «Если бы передо мной стояла задача указывать параллелизмы в современной науке и в картине мира Моисея, я сказал бы, что его видение происхождения жизни похоже на теорию направленной эволюции». Философскую основу этой теории, в биологии развивавшейся Л. Бергом и Тейяром де Шарденом, вполне ясно выразил Вл. Соловьев: «Из того, что высшие формы или типы бытия являются или открываются после низших — никак не следует, что они суть произведение или создание этих низших. Порядок сущего не есть то же самое, что порядок явления. Высшие, более положительные и полные образы состояния бытия существуют (метафизически) первее низших, хотя являются или открываются после них. Этим не отрицается эволюция: ее нельзя отрицать, она факт . Но утверждать, что эволюция создает высшие формы всецело из низших, т. е. окончательно из ничего — значит под факт подставлять логическую нелепость. Эволюция низших типов бытия не может сама по себе создавать высших, но она производит материальные условия или дает соответствующую среду для проявления или откровения высшего типа. Таким образом, каждое появление нового типа бытия есть в известном смысле новое творение, но такое, которое менее всего может быть обозначено как творение из ничего, ибо, во-первых, материальной основой для возникновения нового служит тип прежний, а, во-вторых, и собственное положительное содержание нового типа не возникает вновь из небытия, а, существуя от века, лишь вступает (в известный момент процесса) в другую сферу бытия, в мир явлений. Условия происходят от естественной эволюции природы; являемое — от Бога». – Прекрасно сформулировано!


Использованные источники.

1. Библия.
2. А.М. Костерин. Деятели Мультиверса. http://www.proza.ru/2012/08/14/1209
3. А.М. Костерин.  Обыденный лик Многомирия. http://www.proza.ru/2012/08/02/872
4. А.М. Костерин.  Деятели в эволюции. http://www.proza.ru/2017/10/05/1353
5. А.М. Костерин.  Размышления о Творении. http://www.proza.ru/2018/12/05/917
6. А.М. Костерин.  О естественном отборе идей. http://www.proza.ru/2013/11/14/1410
7. А.М. Костерин. Мирское смешение. http://www.proza.ru/2016/10/24/1234
8. Епископ Александр (Милеант). Пятикнижие Моисея. http://www.odinblago.ru/pisanie/sv_pisanie_vz/2.2/

Январь – февраль 2019.


Рецензии