Один в лесу или прелесть ночевки под открытымнебом

ОДИН В ЛЕСУ ИЛИ ПРЕЛЕСТЬ НОЧЕВКИ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ


Сам себе удивляюсь, как легко решился на это путешествие, которое совсем не планировал заранее. Вот уж, поистине, понесла меня нелегкая! А было это так:  майским вечером просто взял и  вышел из дому – с легким сердцем и с небольшим рюкзаком за плечами. Покинул городскую квартиру ради сомнительного удовольствия провести ночь в лесу.

Условие такое – с собой не беру ничего из обычного туристического снаряжения. Иду в лес буквально с пустыми руками, чтоб на себе испытать, каково это – остаться один на один с природой. Палатку не беру, ночевать буду просто на земле под открытым небом. Топор и нож тоже оставляю дома, строить убежище и защищаться, если понадобится, буду голыми руками. Еды с собой не захвачу вообще никакой, и, что еще хуже, – фляги с водой у меня  тоже не будет. Разумеется, отказываюсь и от любых «согревающих напитков». Выходит, сутки я должен продержаться без еды и питья, на внутренних резервах или на том, что подарит лес.

Ночевка будет «холодная» – без костра, значит, не беру ни спичек, ни зажигалки. С костром, конечно, веселее, но с огнем переночевать – это любой сумеет, а моя задача – попасть в необычные обстоятельства, испытать себя. Одним словом, это выживание, сурвивализм. Решился на этот шаг сознательно, чтоб пройти испытание, поверить в свои собственные силы.

Можете считать меня ненормальным, я не обижусь.
Собственно, должно быть, это совершенно дурацкая идея – испытывать себя. Наверно, нет ничего глупее создания для себя искусственных трудностей, сознаю это вполне. Во всей этой затее  много  сумасшедшего, совершенно нездравого. Ну, скажите, зачем покидать  свой обжитый мир, свое уютное пространство – ради чего? Ради странноватого приключения с неизвестным исходом.
Хотя, быть может, в этом и весь кайф. Настоящий искатель приключений никогда не откажется от сумасшедшего, несусветного дела, в котором, к тому же, нет ни капли здравого смысла!

Так или примерно так, я размышлял по дороге, стараясь найти оправдание своему необдуманному поступку. Если дело немного сумасшедшее, – значит это дело как раз по мне!

Май месяц, вернее последние числа мая, деревья покрылись нежно-зеленой листвой, вроде бы установилось тепло. Май – под кустом рай! – есть такая присказка. Но май очень переменчив – семь перемен на дню. То жарко так, что хоть загорай, а то  набежит, откуда ни возьмись, тучка, задует холодный ветер, пройдет спорый майский дождь. Так что, на всякий случай, я взял с собой плащ-штормовку с капюшоном. Положил в рюкзак  теплый свитер – как-никак, придется ночевать на земле,    вязаную шапочку на голову, опять же для ночевки.
 
А из снаряги захватил только складной спиннинг-телескоп. Для выживания спиннинг, может, и не пригодится. Но мне ведь надо чем-то заниматься завтра утром. Да, еще мобильный телефон и фотокамера. Мобильник, понятно, для чего, для экстренной связи, а камера, чтоб было все, как у настоящих выживальщиков, которых показывают по телевизору, когда они, шатаясь по лесу, обычно что-то говорят на камеру. Буду рыбачить, буду наблюдать природу, фотографировать, без дела в лесу, на берегу реки оставаться не хочется.
Вот, собственно, и все, что у меня есть:  рюкзак, спиннинг, фотик, мобильник, свитер, плащ.

Иду налегке, куда глаза глядят, невесть зачем. Как поется в туристической песне, «исполняя причуды дурной головы, что покоя ногам не дает».
Рейсовый автобус довез меня до пригорода, до заветной остановки «Поворот», от которой начинались обычно все мои рыболовные маршруты. Вышел из автобуса, потопал по направлению к реке, стараясь прислушиваться к своим чувствам.
Чувства воистину необычные! Свобода! Рюкзак не обременяет, ведь в нем почти ничего нет.

Хорошо здесь: по сторонам  сплошь кусты цветущей сирени, тропинка ныряет в туннель из лиловых и белых гроздей, и вдруг накатывают такие ароматы, как будто с ног до головы окунаешься в одеколон «Белая сирень».
Слегка тревожит какое-то смутное беспокойство, но купание в волнах сирени рассеивает его, как дым. А позитивный настрой очень важен, ведь в нем – залог выживания.

Впереди – неизвестность. Надежда только на свои знания и умения, на свой опыт и удачу. Иду навстречу сомнительному приключению, но я уверен, что все будет нормально. Ведь я не просто испытываю себя, я своим примером должен доказать, что даже для городского жителя нет ничего страшного в ночевке в лесу. Так что мой опыт может оказаться полезным для тех, кто, возможно, когда-нибудь вынужденно окажется в подобной ситуации.

…И надо же, Его Величество Случай  чуть не спутал все мои планы в самом начале похода! Иду по дороге вдоль огородов и перелесков, гляжу,  а навстречу – мой знакомый рыболов Алексей. Сворачивать с дороги в кусты было поздно, Алексей меня уже заметил, издали помахал удочками, видно, он шел с рыбалки.
- Привет, Юрчик, куда  это ты собрался? Не иначе, на рыбалку? На ночь глядя?
С Алексеем нас связывают дружеские «рыболовецкие» отношения, сколько раз вместе у реки встречали рассветы-закаты. Человек искренний и добрый, всегда говорит то, что думает, но сейчас его сердечность мне ни к чему. Почему он повстречался именно сейчас? Может, в этом какая-то причуда судьбы, имеющей свою тайную цель – отговорить меня от затеи?

Пришлось честно признаться, за какой такой надобностью иду в лес. Ночевка в природе! Конечно, реакция Алексея была предсказуемой:
– Даже спичек не взял? А страшно не будет – одному в лесу? Хочешь себя испытать? Дурь несусветная! Ты это, того, дури не вытворяй, себя пожалей, посмотри, что в небе творится! Вон тучки затягивает, того гляди дощик будет. Так что лучше пока не поздно, поворачивай обратно! Идем до меня, нормально переночуешь, а утром пойдешь.

В самом деле, ему не возразишь, тут с одного взгляда на небо становится ясно, что идет грозовой фронт. Ночка будет непростая! Но раз уж решил – надо идти, хотя, конечно, нелегко отказаться от предложения приятеля, от его здравых и разумных доводов. Тем более, что живет он рядом.

– Идем, чайку попьем с вареньем, поговорим, а утром поднимешься пораньше, пойдешь нормальненько. И свое драгоценное здоровьячко сбережешь!
Нет уж, спасибо добрая душа, Алексей! В другой раз обязательно загляну, а сейчас мне «нормальненько» не надо. Мне надо, во что бы то ни стало, осуществить задуманное. Продолжу путь! А то, что эта встреча у нас случилась, так это даже хорошо – лишний раз себя испытал. Преодолел соблазн комфорта и уюта! И может, хорошо, что еще один человек на свете знает, куда я иду. Если что, на всякий случай, для подстраховки.
И я расстался с Алексеем, оставив его в полном недоумении.
Между тем, мне предстоял спуск с горы в пойму реки. Тропинка бежала вдоль буераков, среди кустов боярышника, который уже отцвел, мимо кустов терна, уже роняющего цвет. Да, что говорить, весна уступала дорогу лету, вон уже шиповник разворачивал тугие бутоны, а это фенологический признак лета.
Дождевые облака мало-помалу затянули речные дали, кажется, громыхнуло где-то за рекой. И вылупившийся было месяц стыдливо скрылся из глаз в облачной пелене, и закат быстро потух, задавленный облаками.
 
Понемногу стало накрапывать. Пришлось достать из рюкзака плащ, благоразумно захваченный. До чего быстро меняется погода, ведь когда выходил из дому, вовсю светило солнышко, ничего не предвещало такого поворота событий. Вот вам и первый урок: отправляясь в лес, всегда бери с собой дождевик. Да хоть накидку целлофановую, абсолютно ничего не весящую, от нее рюкзак не потяжелеет. А оставаться под дождем без плаща – испытание нешуточное! Зато – накинул плащик, – и черт тебе на брат! – и жизнь уже веселее, ни от каких причуд погоды не зависишь.

Случилась еще одна незапланированная встреча.
Смеркалось, надо было спешить. Я решил сократить путь к лесу, пошел напрямик через луг, красивый такой луг, весь в желтых лютиках. Вдруг, откуда ни возьмись, из-под куста выскочил заяц и, заложив уши за спину, петляя, пустился наутек. Здоровенный такой русачина, худющий и мосластый. И, надо же, попрыгал просто поперек моей дороги. Что ты будешь делать?

Человеку суеверному это событие, возможно, показалось бы дурным предзнаменованием. Но я суеверий лишен, в плохие приметы не верю, просто проводил зайчишку взглядом, да и пошел себе дальше.

До леса было уже рукой подать. Вступил в лес уже в густых сумерках. Лес возле реки, конечно, не тот, где можно заблудиться. И все же это настоящий лес, большие разлапистые сосны с густым подлеском из молодых дубков, бузины, бересклета. Герои приключенческих книг, вступив в лес, обычно испытывают тревожные чувства. Прислушиваюсь к себе: как ощущения?

Солнечным майским днем, весь в пятнашках солнечного света, лес, конечно, кажется приветливым. А вот с наступлением темноты все меняется. Лес погружается в тайну, становится настороженным, будто скрывает какую-то незримую опасность. Почему многие, заблудившись в лесу, впадают в панику? В самом деле, городскому человеку, не привыкшему бывать в ночном лесу, лес может показаться враждебным. Настораживает любой шорох, каждый треск ветки или вскрик птицы.

А мне-то чего бояться? Ну вот, скажите, чего можно бояться ночью в лесу? В леших я не верю, инопланетянам до меня дела нет, а волков у нас днем с огнем не найдешь. Мне в этом лесу привычно, я бывал здесь не раз, знаю буквально каждую тропинку. Мне как-то смешно бояться ночных звуков. В лесу для меня нет ничего необъяснимого, я знаю, что означает каждый таинственный шорох. Вот ёж возится в кустах, вот пискнула мышь, а там в ветвях сойка, устраиваясь на ночлег, увидела меня и слегка всполошилась. Да и нет у меня времени прислушиваться к шорохам ночного леса. Сейчас у меня другая задача: найти место для ночлега, подготовить его, пока еще хоть что-то видно. Фонарика у меня нет, так что надо спешить, пока не опустилась темень.
Как будем обустраиваться?

Место для ночлега должно быть абсолютно сухим, желательно защищенным от ветра (и от внезапных вторжений!), да и сверху чтоб капало поменьше. Выбрал место на границе леса и кустарника. С одной стороны – непролазный терн, с другой – ствол большой сосны, а под широкой кроной и дождик не страшен. По возможности тщательно, ползая по траве и ощупывая руками, освободил землю от шишек и веток.

На что лечь? Это вопрос. Опыт подсказывает, что надо быть как можно изолированней от земли. Земля сильно тянет тепло от тела, туристы это знают. Туристов выручает пенка или каремат, поэтому и таскают с собой, а как быть мне? Честно говоря, я почему-то рассчитывал на хвойные ветки, обычно все выживальщики рекомендуют. Но здесь меня ждало разочарование – сосновые ветки не годятся, они слишком колючие, да и много не наломаешь, тянуться  до них высоко. Еловый лапник – другое дело, но елок поблизости нет, вот тебе и проблема.

Чем заменить?
В поисках решения вышел к реке. Ночью у воды намного прохладней, чем в лесу, хотя, если окунуть ладонь в воду, вода кажется на удивление теплой. Осока и камыш – вот решение! Но осока опасно режет руки – знаю, пробовал! – так что остается камыш. С камышом тоже не все в порядке. Свежий зеленый камыш не ломается, а только мочалится, а за прошлогодним, сухим, надо заходить в  воду.

Ох, не повторяйте мои действия! Руки я все-таки поранил, даже сам не заметив как. Тут-то бы пригодился хороший ножик! Мой пример – другим наука! Выживальщики, не отправляйтесь в лес без ножа! Мне помог бы самый простой, складной перочинный нож. Да и лейкопластырь в аптечке не помешал бы. Но чего нет – того нет. Видно, неважный из меня сурвивалист-выживальщик.
И все же, надо было искать другой выход.

Мне известен всего лишь один способ преодоления страхов и проблем – действие! Вообще, лес поощряет решительность. Нужно действовать, даже если результат не очевиден. Только что-то делая, можно что-то получить. Решение любой проблемы – в пробах и ошибках.

Выручили меня навыки далеких предков. А может, кстати, вспомнился фильм про человекообразных обезьян. Гориллы не делают постоянных жилищ, а каждый вечер сооружают логово из зеленых ветвей. Заметьте, из зеленых! А что, если попробовать? На берегу много зеленого кустарника – верболоза. Оказалось, что его гибкие ветви – почти идеальный материал, ломать его легко, а как подстилка он вообще выше всяких похвал – пружинистый и мягкий. Проблема решена! Спасибо гориллам!

Оставалась одна неприятная забота – непогода. Дождь, то усиливаясь, то утихая до шепота, все время без умолку шлепал по листьям и ветвям над головой. Игнорировать дождь нельзя. Также как невозможно его победить. С ним можно только смириться. Или, занимаясь каким-то делом, хотя бы на время забыть о нем.

Так оно и вышло: пока я устраивал свое жилище, о дожде забыл. И вот теперь с удивлением обнаружил, что дождь самым невероятным образом иссяк. Я и сам не заметил, когда это случилось.

По-видимому, высшие силы позаботились, чтоб мой ночлег  был не слишком экстремальным. Так, мало того, дождь мне даже помог. Обычно в это время, в конце мая, появляется несметная сила комаров, а первые комары особенно злые, но из-за дождя комары как-то утихомирились, зудели только единичные экземпляры. Так что дождь оказался моим невольным союзником.
А после дождя как-то даже потеплело. Я присел на собранные ветви, подложив рюкзак. Ветви пружинили подо мной и были слегка влажными, но приятными на ощупь. Эх, костерчик бы! Самое время разжечь огонь – ни для чего, просто так, чтоб посмотреть на пламя, услышать треск горящих веток.

До сих пор все ночевки были у меня всегда с огнем, и вот в первый раз я встречаю ночь в лесу без палатки и без костра. Костер, что ни говори, создает уют, особую атмосферу покоя и безопасности. У костра как-то спокойнее, чувствуешь себя защищенным. Видно, есть в нас древний инстинкт заклинания огня, огонь притупляет чувство опасности. Хотя ведь, если задуматься, непонятно почему. Огонь отпугивает диких животных? Пожалуй, да, но ведь самых опасных пришельцев – двуногих, костер не отпугивает, а привлекает. Так что все должно быть как раз наоборот, надежней и безопасней без костра, никто из посторонних тебя не обнаружит.

А еще: без костра становишься частью леса, частью природы, как бы сливаешься с окружающим, а это так здорово.
Спать почему-то совсем не хотелось.
И еще, к моему удивлению, стали расходиться тучи! Внезапно в небесной прорехе появился виноватый месяц, пролил свое серебряное сияние, и боже! как сразу преобразился весь пейзаж! Посеребрилась каждая веточка, лунные тени протянулись между деревьев.

Как по мановению волшебства, в соседних кустах таинственно и вкрадчиво щелкнул соловей, поначалу как-то неуверенно, не во весь голос. После разошелся, –  зацокал, засвистел, пускал трель, рассыпал дроби. Звуки были чистые, влажные: серебряные и жемчужные ноты, которые соловей непрерывно выстреливал в пространство. Слушать и не наслушаться!
 
А на реке, как сговорившись, разом заквакали лягушки.
Я долго слушал соловья, потом, убедившись, что сон не идет, поднялся и отправился к реке – наблюдать таинственную ночную жизнь.
До чего необычной кажется река при лунном сиянии! На поверхости воды дробилась и переливалась лунная дорожка, в затонах сверкали глянцевые листья кувшинок. А между листьями водяных лилий в неподвижной черной воде сияли отражения звезд. На плесах время от времени раздавались тревожащие душу всплески рыб.

Я ходил и во все глаза смотрел на все эти необыкновенные чудеса обыкновенной месячной ночи. Не часто приходится видеть такое, ощущения нереальные, будто перенесся в другой мир. Хотя, какой такой другой мир, лучше этого, вообще может существовать?

Не правда ли странно: мир был таким без меня, сотни тысяч лет все это было – и звезды, и река, и месяц, и соловей. И будет после меня, когда меня уже не будет… А ведь я мог ничего этого не увидеть, не почувствовать. Прожить жизнь, да так и не узнать, в чем его истинное очарование.

Проходя обрывистым берегом, вдруг ощутил аромат такой силы, что голова пошла кругом. Ага, это черемуха распустила душистые кисти прямо над водой. Почему-то вспомнилась песня, которую пел отец, оказываясь на природе: «Отчего так в мае сердце замирает? Знаю я, и знаешь ты!» И я от избытка чувств тоже стал петь эту песню, здесь, на берегу реки, под лунным сиянием.

Сумасшедше, самозабвенно квакали лягушки, может быть это был оркестр для аккомпанемента моему пению? Кому-то такой аккомпанемент покажется смешным, но не мне, ведь в этих изнемогающих бульканьях и стонах  были любовь и жажда бытия!

Ночь, оргия лягушек, соловей, любовь, разлитая под луной. И мне вдруг до жути захотелось сию же минуту поделиться с кем-то своими чувствами, ощущениями. Я достал мобильный телефон и позвонил той, которая ждала меня в городе – да, прямо среди ночи, зная, что она давным-давно уже в постели. Услышав сонное «алё!», стал сбивчиво выкладывать свои чувства под умопомрачительный ор лягушек. Должно быть, она сразу не поняла, переспрашивала, что случилось, трудно было объяснить ей причину моего сумасбродного ночного звонка.
Да, странная, сумасшедшая получилась эта ночь!

Необычными, фантастическими были мои ощущения, а ведь я бы мог всего этого не испытать, если б испугался ночевки в лесу. Всё было в этой ночи – и загадка, и тайна, и очарование, и опасения, не было только одного – одиночества и страха. Знаю точно, что я был не один в эту ночь, я был наедине со всем миром – с лесом, с рекой, с месяцем и звездами, с соловьем и с запахом черемухи.
И расскажешь кому-то – не поверят.

Потом я вернулся к своему жилищу, натянул свитер, запахнулся поплотнее в плащ, надел на голову капюшон и моментально отключился, едва закрыв глаза.
Проснулся от птичьей трели: прямо над моей головой запел певчий дрозд. Все вокруг было в обильной росе, хорошо, что я был завернут в плащ, иначе промок бы насквозь. Сна не было ни в одном глазу, я сразу поднялся и был бодрым, хотя спал всего часов пять, не больше.

Рассвет только брезжил, солнце еще не поднялось, небо светилось нежно-розовыми разводами. Я наблюдал, как над рекой занимается заря, как пар поднимается от воды и становится розоватым от первых солнечных лучей. Я фотографировал красный шар солнца, что выкатывалось из-за леса на другом берегу реки.

Впереди был целый день на реке – чудесный майский день, в котором куковала кукушка, пел соловей и плескалась рыба. Смею утверждать, что лучшего дня, пожалуй, у меня давно не было.
А теперь, напоследок, открою маленький секрет: никакой я не сурвивалист, и тянуло меня в поход совсем не желание что-то кому-то доказать о возможности выживания в природе. Мне просто нужен был повод побывать там, где я побывал и увидеть все то, что я увидел.

И все же для тех, кто, возможно, захочет повторить мой опыт, скажу, что не стоит бояться ночевки в лесу. Только поначалу непонятна и кажется враждебной природа. Только вначале кажется неприветливым лес, хмурым и полным опасностей. Но ведь действительно, нет ничего страшного под сенью деревьев, что дают приют множеству живых существ! На самом деле лес дает нам бесценный опыт, становится ясно, что все страхи – внутри нас самих.

Природа кажется  враждебной для тех, кто не понимает ее, кажется скучной тем, кто не знает, на что смотреть. А если любишь природу, вряд ли сможешь долго просуществовать вдали от нее. Когда появляется это желание, – наблюдать за жизнью природы, всегда найдешь то, что достойно твоего внимания. И вот уже нет страха перед стихийными силами природы, а есть огромное любопытство и пристальный интерес. Стоит только однажды  почувствовать вкус к наблюдению природы, и снова потянет из дому. А там захочется испытать это чувство еще и еще.

Пройдет время, и снова безотчетное чувство позовет в дорогу. Зачем? – неизвестно зачем, потому что по-другому уже не можешь.

   24.05.2007


Рецензии
Добрый вечер! Юрий, у вас отличное произведение!!!! Классика!!!!

Игорь Чебанюк   08.09.2020 21:22     Заявить о нарушении
Это один из моих первых рассказов о природе.Рассказ нигде не хотели брать, ни в одном рыболовном журнале, ведь о рыбалке тут почти ничего нет. Но для меня рассказ важен.Как первая попытка высказать свои реальные, невыдуманные чувства.И попытка, что ли, испытать в своей жизни приключение.Ведь отправляясь тогда на реку, я не знал, чем это приключение закончится.

Юрий Жёлтышев   13.08.2023 14:39   Заявить о нарушении