Над обрывом

Перенесемся мысленно в 1849 год, в тот год, когда Иван Александрович Гончаров после 14-летнего отсутствия вновь посетил свой родной город Симбирск.  Приезду на родину предшествовало знаменательное событие в его жизни: в 1847 году был опубликован его первый роман «Обыкновенная история», который принес писателю всероссийскую известность.
Симбиряне с нетерпением ждали новую знаменитость. Наш земляк, писатель Потанин, например, писал: «Добрейший Николай Александрович рассказывает: брат мой, новый литератор едет сюда, и Симбирск проснулся от своей обломовщины, все начинают читать «Обыкновенную историю», все спрашивают: «А Вы читали? Ах, как хорошо!». А тут еще в газетах  нашли первую критику на роман, где так расхвален Гончаров».
К счастью, сохранилось несколько писем Гончарова из Симбирска, из которых мы узнаем, как он добрался в Симбирск, с кем здесь встретился, как здесь ему было хорошо. После долгого отсутствия в родительском доме он погрузился в атмосферу нежности, доброты, любви  близких.
В письме от 13 июня 1849 г. к друзьям Майковым Иван Александрович пишет: «Маменька встретила меня просто, без эффектов, так почти с немой радостью, и, следовательно, очень умно». Это была последняя встреча Гончарова с матерью, через два года её не стало. «У брата моего брюшко лезет на лоб, а на лице постоянно господствует выражение комической важности», – пишет он дальше в письме.
Брат Гончарова, Николай Александрович, работал учителем в мужской классической гимназии, был в ту пору женат, имел двоих сыновей: Александра и Владимира. Сестра писателя, Александра Александровна, была замужем за пензенским помещиком Михаилом Кирмаловым и проживала со своим мужем и шестью детьми в селе Хухорево Ардатовского уезда, которое досталось ей согласно завещанию от крестного отца Н.Н. Трегубова. Младшая сестра, Анна Александровна, как пишет Иван Александрович в письме, «из худенькой восемнадцатилетней девушки превратилась в толстую тридцатилетнюю барыню. Она была замужем за симбирским врачом, хирургом, Петром Музалевским, который бесплатно лечил бедных и пользовался большим уважением симбирян.
Потанин писал, что для Гончарова и для всей его семьи это было самое счастливое время: «Тут было все: и радость первого литературного успеха, и сияющее лицо матери, и воркование слепой няни, которая готова была теперь молиться на своего Ванюшу, ласки, восторги, подарки…»
Гончаров усиленно работает над романом «Обломов». В письме к редактору журнала «Отечественные записки» Краевскому он сообщает: «…каждое утро я даже закрываюсь в комнате, работая над романом, однако вещь вырабатывается в голове медленно, тяжело». «Кроме того, – пишет он в письме, – у меня накопилось много материала на другой рассказ». Гончаров имеет в виду новый роман «Обрыв».
Согласно местному преданию, замысел «Обрыва» возник у писателя, когда он в течение месяца гостил в имении богатых симбирских помещиков Льва Васильевича Киндякова и Анны Владиславовны Киндяковой, здесь же он работал над романом. Киндяковы, безусловно, могли пригласить Гончарова, они были очень гостеприимны и хлебосольны. По некоторым сведениям, домашним врачом Киндяковых был Петр Музалевский, зять писателя. Кроме того, несколько лет тому назад в Военно-историческом архиве Древних актов научный сотрудник Ульяновского музея Гончарова Ю.М. Алексеева обнаружила документы о совместной службе деда писателя и Льва Васильевича Киндякова.
Необычайно интересна родословная Киндяковых. По одной из научных версий, род Киндяковых происходит из Ирана, где они проживали в IV веке. Оттуда они попали в северо-западную Индию, а во времена татаро-монгольского нашествия мурза Киндяк был взят татарами в плен. На территорию Руси мурза Киндяк, согласно Троицкой летописи, попал в первой половине XIV века. С тех пор на протяжении столетий представители этого военного рода верою и правдою служили Отечеству. Где-то в XVI веке судьба связала Киндяковых с нашим краем. В семье жило предание о верной службе Ивану Грозному. Вероятно, именно тогда им были пожалованы огромные земельные угодья вдоль берега Волги от Симбирска к югу.
Дом Киндяковых в первой половине XIX века в Симбирске был центром культурной жизни. Его посещали Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев, Языковы и многие другие.
Семья Льва Васильевича Киндякова часто бывала в Москве. Весной 1837 года он с женой и дочерью Аделаидой отдыхал в Пятигорске, где в это время на отдыхе находились Лермонтов и Сатин. Последний был хорошо знаком с семьей Киндяковых. В результате этого знакомства Аделаида стала прототипом княжны Мери, а ее мать – прототипом княгини Лиговской в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Но вернемся к Гончарову и его роману «Обрыв». В семье Киндяковых жило предание, что в образе бабушки Гончаров отразил некоторые черты Анны Владиславовны, а в образах Веры и Марфиньки – некоторые черты ее внучек – Александры и Натальи от умершей дочери Натальи Львовны.
Создавая родословную Райского, Гончаров использовал в своем романе некоторые факты из истории семьи Киндяковых, но в окончательный текст произведения они не вошли.
Владельцем Киндяковки в эти годы становится по дарственной отца Александр Львович Киндяков (1805–1884), женатый на Эмилии Скребицкой. Их дочь Софья выйдет замуж (в 1863 г.) за великобританского подданного, секретаря дипломатической миссии при бельгийском дворе, - Роберта Максимилиана Перси-Френч, от этого брака родится Екатерина Максимилиановна Перси-Френч.
В романе «Обрыв» прекрасно описана Винновская роща. Когда-то она входила в состав обширного лесного массива. Благодаря документу 1794 г. мы узнаем, что это был уникальный памятник природы. Роща в романе – активный действующий фон. Это любимое место прогулок героинь. Марфинька гуляет здесь со своим женихом Викентьевым. Бывало, раз пять обегут они за день рощу и уйдут в деревню. Очень часто гуляет в роще Вера. Когда для нее наступили тяжелые дни перед последним свиданием с Марком, Вера позвала гулять Райского в рощу.
В документах конца XVIII века Винновка называется «сельцо Киндяковка, Винный враг тож». Здесь был винокуренный завод, принадлежавший первоначально подгорным крестьянам. Предание гласит, что кто-то из представителей рода Киндяковых выкупил у крестьян этот завод и местность, которую он занимал.
Винновка в романе называется Малиновкой. Гончаров пишет: «Бабушка… жила в родовом маленьком имении, доставшемся Борису от матери. Оно все состояло из небольшой земли, лежащей вплоть у города… из пятидесяти душ крестьян».
Недалеко от деревни находилась усадьба Киндяковых. К сожалению, до наших дней усадьба не сохранилась, и нам приходится воссоздавать ее облик по архивным документам. И.А. Гончаров в романе «Обрыв» запечатлел дома, принадлежащие Киндяковым, и, как утверждали современники, им же была описана в романе обстановка домов, мебель, посуда.
В 1823 г. состоялась опись имения, в связи с его разделом после смерти Василия Афанасьевича Киндякова. В описи значится дом господский каменный со службами и строениями, оранжерея, три сада, два пруда. И в этом документе значится дом деревянный, стоящий на горе, в северной части Винновки, но принадлежащий не Василию Афанасьевичу Киндякову, а Льву Васильевичу. Вероятно, он сам его построил. Таким образом, имение Киндяковых нужно рассматривать как состоящее из двух частей: южной и северной.
Сегодня неизвестно, в каком из домов точно останавливался И.А. Гончаров, но дома Киндяковых прекрасно описаны им в романе: «…старый дом стоял в глубине двора, как бельмо в глазу, мрачный, почти всегда в тени, серый, полинявший, местами с забитыми окнами, с поросшими травой крыльцом, с тяжелыми дверьми, замкнутыми тяжелыми задвижками, но прочно и массивно выстроенный».
В имении Киндяковых были пруды: два естественного происхождения, один искусственный, копанный. В них водилась рыба, которую подавали на господский стол. На прудах стояли две мельницы, а на юго-западе еще и ветряная мельница. На берегу одного из прудов была расположена оранжерея Киндяковых. Летом 1838 г. сенатор Сумароков совершал путешествие по Волге и посетил Киндяковку. Он был восхищен красотой этих мест, напомнивших ему Швейцарию или Тавриду. Из воспоминаний Сумарокова мы узнаем о том, что на стол Киндяковых подавали свежие персики, абрикосы, виноград, вероятно, из оранжереи.
В «Обрыве» мы также находим упоминание об оранжерее, но в рукописи романа ей отводится особое место. В черновом варианте И.А. Гончаров подробно описывает дорожку в оранжерею, по которой Татьяна Марковна спешила на свидание к своему возлюбленному Ватутину, уезжающему на войну 1805–1807 гг. Её выдавали замуж за ненавистного ей графа, молодые расставались навсегда. В оранжерее происходит их прощальное свидание, свидетелем которого становится граф. Честь Татьяны Марковны могла бы пострадать, если бы граф придал огласке это свидание. Он берет клятву с Ватутина, что тот не женится на Татьяне Марковне, и сам отказывается от её руки. Почему И.А. Гончаров не оставил эту сцену в романе, для нас пока остается загадкой. Оранжерея упоминается писателем ещё один раз, когда Райский срывает злополучный букет померанцев и бросает его в окно Вере, после её последнего свидания с Марком Волоховым.
Еще одна важная достопримечательность имения – это часовня, или масонская беседка. По одной из версий, часовня сооружена в середине XVIII века над прахом одной из представительниц рода Киндяковых.
Имела она вид беседки, по углам которой располагались барельефы: разбитая урна с вытекающей водой, изломанный якорь, залитая волнами ладья, человеческий череп с костями – символ бренности человеческой жизни. Согласно этой версии, часовня была увенчана фигурой гипсового ангела с большим вызолоченным крестом – символ вечности и спасения. Внутри памятника пол был выстлан чугунными плитами, стены отделаны мрамором, в окнах – железные решетки со стеклянными рамами. Неугасимая лампада теплилась перед иконою.
Много легенд сохранилось среди крестьян деревни Киндяковка о том, как, при каких обстоятельствах и кто похоронен в этой часовне, как была ограблена могила. Например, в краеведческом музее хранится запись рассказа пчеловода, в молодости служившем на барском дворе ключником (дед и прадед его тоже были при барском дворе в числе дворовых людей). Он поведал, что в начале XVIII века в семействе Киндяковых была девушка, посватанная за офицера конногвардейца, человека очень богатого. Однажды летом жених и невеста гуляли в роще и вышли на возвышенный холм. Эта местность так пленила девушку, что она воскликнула: «Как здесь хорошо! Если я умру, то завещаю похоронить меня на этом месте!» Вскоре после этого она внезапно заболела и умерла, ее действительно похоронили на том месте, которое она указала. Здесь была поставлена часовня. О причине ее смерти рассказывали также, что она якобы была отравлена людьми отвергнутого ею поклонника, который затем покончил жизнь самоубийством. Это был известный симбирский помещик. Старожилы долго помнили забытую одинокую могилу недалеко от барского дома.
В Ульяновском краеведческом музее хранятся воспоминания старожилов Винновки доктора  Евланова и С.Н. Кейкова, записанные со слов Льва Васильевича Киндякова. В 1835 г. Лев Васильевич однажды возвратился после игры в карты, где-то в полночь к нему в комнату вошла старушка вся в белом и сказала: «Я Эмилия, твоя родственница. Грабители сняли с меня золотой крест и обручальное кольцо». Киндяков, ничего не боявшийся, счел это явление за продукт расстроенного картежной игрой воображения и велел подать холодной воды, чтобы умыться. На другой день караульщик доложил, что пол в беседке выломан, а скелет выброшен из полусгнившего гроба на землю. Л.В. Киндяков обратился к полицмейстеру Орловскому, который вскоре отыскал двух преступников, искавших клад.
Краевед А.Н. Блохинцев выдвинул другую версию о назначении беседки. По его мнению, это масонский храм, где проходили собрания масонской ложи «Золотой Венец», поскольку барельефы являются символами масонства, а все фундаментальное каменное сооружение, высотой до 16 метров, с четырьмя портиками, увенчано деревянной скульптурой Иоанна Крестителя – покровителя масонов.
Руины «киндяковской беседки» сохранялись до конца 20-х годов XX в.
В романе «Обрыв» описана деревянная часовня, там молится Вера. «Между рощей и проезжей деревней стояла в стороне на лугу уединенная деревянная часовня, почерневшая и полуразрушенная с образом Спасителя византийской живописи в бронзовой оправе. Икона почернела от времени, краски облупились…». Действительно, в этих местах, утверждают краеведы, была еще и деревянная часовня.
Есть и обрыв, откуда хорошо видна Волга, Симбирск. Эти удивительные места не могли не расшевелить фантазию художника. «Какие виды кругом! Он, Райский, онемел перед лежащим пейзажем. Волга задумчиво текла к берегам, вдали желтели песчаные бока гор, а на них синел лес, кое-где беле парус, да чайки, плавно махая крыльями, опускаясь на воду, едва касались ее. С одной стороны Волга с крутыми берегами и Заволжьем, а с другой – широкие поля, и все это замыкалось далью синих гор».
Волга в романе И.А. Гончарова является символом бесконечности жизни. Отсюда хорошо виден обрыв, свидетель драмы Веры. Его именем назван роман. Первоначально роман назывался «Художник», «Райский», и только, путешествуя по Рейну в 70-е годы Гончаров, вероятно, вспомнил Волгу и назвал роман «Обрыв». Писатель много слышал легенд об обрыве, часть из них вошла в текст романа. 
«Там на дне обрыва убил за неверность свою жену с соперником портной из города и сам же зарезался. Самоубийцу тут же и схоронили. Иногда он блуждает по лесу весь в белом, взбирается на обрыв, смотрит на жилые места и исчезает. Вся Малиновка, слобода и дом Райских, и город были поражены ужасом. Никто из деревни уже не сходил в обрыв… Только Вера сигает туда, как коза».
Но обрыв у Гончарова – не только место действия. В это название он вложил еще другой, более глубокий и, на первый взгляд, скрытый смысл. Один из главных героев романа – Марк Волохов. Он призывает к разрушению всего старого, к уничтожению «мудрости бабушки», уничтожению, по сути дела, всего прекрасного, что накопило в своем опыте человечество: религии и той жизненной философии, которая сотворила из животного человека. Долг и другие христианские понятия Волохов не признает. Он заранее отказывается от дальнейшего долга со своей стороны по отношению к Вере. Призывает ее ловить момент, хватать счастье, насладиться им, а дальше – как решит природа. Вере постепенно начинает открываться уродливость его философии. Она осознает, что эта философия безнравственна. Мучительно трудно происходит разрыв влюбленных. Девушка переживает страшный перелом в своей жизни. Она возвращается к жизни с мыслями о том, что нужно любить людей, делать добро, работать, быть нравственными в своих поступках и делах. И.А. Гончаров считал, что без этого не будет и социального прогресса. Чтобы новое входило в жизнь без боя и крови, оно должно вызреть в старом и постепенно закрепиться в нем. Писатель понимал, что Россия находится на краю обрыва, а такие люди, как Марк Волохов, могут неизбежно привести ее в бездну. Писатель-философ пророчески предсказал, что может произойти. Но, к сожалению, его голос не был услышан, на Гончарова обрушился шквал оскорблений. Критика на роман была жесточайшей, писателя обвиняли в том, что он не понял молодое поколение. «Меня убили морально», – напишет Гончаров. Роман «Обрыв» станет его последним романом. 
Но здесь, в Симбирске, роман был встречен с восторгом, его ждали, искали в образах черты близких людей. Киндяковы гордились тем, что Гончаров увековечил память об этом прекрасном уголке, тщательно оберегали мебель, посуду, описанную в романе. В 80-90-е годы в «Симбирских губернских ведомостях» можно было найти целый ряд публикаций о том, как Киндяковы хранят память о пребывании здесь романиста.
В 1912 году, когда симбиряне торжественно отмечали 100-летие со дня рождения И.А. Гончарова, последняя представительница рода Киндяковых Е.М. Перси-Френч поставила здесь памятник в виде белокаменной беседки (архитектор А.А. Шодэ, он же создатель Дома-памятника И.А. Гончарову на Венце), чтобы потомки всегда помнили, что здесь был задуман роман Гончарова, что здесь жили, страдали и вновь обрели силу герои романа «Обрыв». Закладка памятника была осуществлена 6 июня 1912 г. В день 100-летия писателя, как пишут газеты, дорогу на Винновку трудно было узнать. Сюда ехали на торжество друзья, родные, члены архивной комиссии и просто почитатели таланта И.А. Гончарова. В южной части Винновки, напротив старого дома был накрыт стол, звучала музыка, гости не расходились до утра.
С 1979 г. в этих местах сотрудниками музея И.А. Гончарова проводится  ежегодный, теперь уже Всероссийский Гончаровский праздник. Земляки писателя поддержали инициативу Е.М. Перси-Френч отмечать именно здесь дни рождения И.А. Гончарова. Каждый год почитатели таланта И.А. Гончарова приходят сюда, приезжают из разных уголков России, чтобы отдать дань памяти великому русскому писателя, создавшему бессмертные творения. 


Рецензии