Звезды сменяют звезд

Часть 1. Кинозвезды вымирают.


Забудьте про Питта, Джоли, Клуни и прочих шварценеггеров. Эпоха больших голливудских звезд безвозвратно уходит. Из "большого кино" их вытесняют "трансформеры". Не все еще осознали, что произошла смена эпох, но это действительно так. Голливудское кино с 20-х годов 20 столетия держалось на звездах, но примерно 10 лет назад, после выхода "Аватара" Джеймса Кэмерона, наступило новое время, когда звезды не очень и нужны. Актеры в этом новом кино все больше превращаются в массовку, которая сопровождает виртуальных героев (таких, как динозавры и трансформеры) и исполняют роль заготовки для компьютерного героя (какого-нибудь Человека-паука или Дэдпула).

Процесс вымирания кинозвезд заметить непросто, поскольку в лучшие для мирового кинематографа годы (70-90-е) их расплодилось как кроликов в Австралии. Пройдет еще немало времени, пока они все постареют и уйдут на покой. Множество героев прошлых лет еще часто появляется на экранах, поэтому может показаться, что все идет по-прежнему – как 15-20 лет тому назад. Но это не так. Ведь мы видим практически те же лица, что и тогда: до сих пор в строю Том Круз, Том Хэнкс, Брюс Уиллис, Джонни Депп, Брэд Питт, Николас Кейдж, Лиам Нисон, Роберт Дауни младший, Джордж Клуни, Мэтью Макконахи, Джулия Робертс, Дженнифер Лопес, Анджелина Джоли, Сандра Буллок, Николь Кидман, Натали Портман, Шарлиз Терон, Киану Ривз, Бен Стиллер, Адам Сэндлер,  Марк Уолберг, Мэтт Дэймон, Бен Аффлек, Уилл Смит, Дензел Вашингтон, Рассел Кроу, Джуд Лоу… И даже сильно поросшие мхом ветераны как Аль Пачино, Роберт де Ниро, Майкл Дуглас, Сильвестр Сталлоне и Джон Траволта до сих пор не выходят из кадра.

Есть в современном кино и звезды чуть помоложе - те, которые вышли в люди в самом начале "нулевых": Вин Дизель, Хью Джекман, Дуэйн Джонсон, Джейсон Стейтем, Джейми Фокс, Оуэн Уилсон, Джейк Джилленхол, Скарлетт Йоханссон, Милла Йовович, Кейт Бланшетт, Кира Найтли, Кейт Бекинсейл, Мишель Родригес… В середине "нулевых" проснулись знаменитыми новый Бэтмен Кристиан Бейл и Бонд версии 5.0. Дэниел Крэйг, примерно в одно с ними время стали популярны Джессика Альба, Энн Хэтэуэй и француженка Марион Котийяр.

Но многих ли из звезд нового тысячелетия можно поставить в один ряд с такими признанными мегазвездами, как Том Круз, Джонни Депп и Анджелина Джоли? Совсем нет. Мельчает кинозвездный народ! Пожалуй, только Вин Дизель да Скарлетт Йоханссон (хотя и не все с этим согласятся) органично смотрятся в компании больших звезд прошлого. Большинство новых кинолиц первого десятилетия 21 века в истории кино затеряются среди настоящих легенд Голливуда. Похоже, что даже новому агенту 007 не суждена долгая слава, хотя его фильмы о Бонде бьют рекорды кассы, а ему самому поют дифирамбы в прессе. Ведь популярность Крейга связана исключительно с его героем - как только Дэниел бросит эту роль, он сольет свою карьеру в унитаз.

Вряд ли долгая слава будет преследовать и тех молодых актеров, которые появились в последнее десятилетие в "большом кино". Чаще всего их известность связана с участием в какой-нибудь популярной у подростков франшизе. Вампирская сага "Сумерки" познакомила мир с Кристен Стюарт и Робертом Паттинсоном, "Тор" – с телом Криса Хемсворта, "Голодные игры" - с Дженнифер Лоуренс, "Трансформеры" - с Шайа Лабаф и Меган Фокс, "Мстители" - с Крисом Эвансом. Чуть ранее была запущена мегапопулярная серия фильмов о Гарри Поттере, которая сделала узнаваемыми во всем мире лица Дэниела Рэдклиффа, Эммы Уотсон и их рыжего друга. Проблема в том, что слава, которая приходит к актеру после участия в популярном кино-сериале обычно заканчивается через пару-тройку лет после его окончания. И за примерами далеко ходить не надо.

Орландо Блум стал популярным в начале "нулевых" после трилогии "Властелин колец" и "Пиратов Карибского моря", но прошло совсем немного времени, и он уже вышел в тираж (хотя "Пираты" до сих пор выходят). Элайджа Вуд, Вигго Мортенсен и Лив Тайлер стали мировыми знаменитостями после выхода того же "Властелина колец", но полноценными звездами так и не стали. Сейчас они просто известные актеры, имена которых крепко связаны в нашей памяти с трилогией Питера Джексона, но привлечь массового зрителя к своим киноработам они не в состоянии.

В биографиях настоящих звезд Голливуда тоже можно обнаружить участие в кино-сериалах. Харрисон Форд, как и Орландо Блум, в 70-80-е снялся сразу в двух кассовых франшизах: "Звездных войнах" и "Индиане Джонсе". Но в отличие от Блума свой статус большой звезды Харрисон удерживал еще лет пятнадцать после окончания съемок в третьей части "Индианы" (1989), попутно став самым кассовым актером Голливуда двух последних десятилетий 20 века.

Для настоящих звезд в их лучшие годы всегда было характерно превращать каждый проект со своим участием в событие в мире кино. Для нынешних звездочек большинство новых картин из их послужного списка – лишь новая запись на их странице в Википедии.

Но почему кинозвезды мельчают? Неужели в мире перевелись харизматичные личности, привлекающие к себе зрительское внимание? Разумеется, нет. Проблема в том, что кинематограф стал совершенно другим. Истории, которые нам преподносят с большого экрана, стали очень простыми, а то и откровенно примитивными. Ранее подобные незамысловатые сценарии были характерны для так называемых фильмов категории "Б", которые зачастую выпускались прямо на видео – сейчас их используют для большинства блокбастеров. Подобные фильмы под завязку насыщают спецэффектами, а подростки с удовольствием уплетают все эти малосъедобные блюда - как фаствуд в "Макдональдсе". Для привлечения молодой аудитории упор в современном кино делается на спецэффекты, а вменяемые истории и интересные герои принесены в жертву компьютерным технологиям. И ничего – деньги эти фильмы приносят исправно.

Из 20 самых кассовых американских фильмов всех времен (по данным на 2018 год) 6 кинокартин – это экранизации комиксов о супергероях (для продажи которых имена на афише не значат ничего), один фильм из киносериала о трансформерах; 2 блокбастера из вселенной "Звездных войн" (без единой актуальной звезды на горизонте), 2 мультфильма, "Форсаж-7" и Форсаж-8" (где главными приманками для зрителей являются тачки и гонки, а не мышцы Вина Дизеля и Дуэйна Джонсона), и ремейк "Парка Юрского периода" с рисованными динозаврами…. Все 20 самых кассовых фильмов были выпущены на экраны в последние 10 лет, кроме "Титаника" (1997).

В 20 веке ситуация была другой. Вспомним, как легендарный сейчас Шварценеггер стал мировой суперзвездой. Поначалу он снимался в достаточно популярных, но примитивных фэнтези-фильмах ("Конан-Варвар") и боевиках ("Коммандо"). Сегодня подобные им часто становятся кассовыми чемпионами, а ранее зрители не очень рвались на такое кино, поэтому на начальном этапе карьеры Шварценеггера количество его поклонников было невелико (ограничиваясь, в основном, мужской аудиторией с преобладанием подростков).

В конце 80-х годов Арнольд Густавович появился в великолепном фантастическом боевике "Хищник", популярных комедиях "Близнецы" и "Детсадовский полицейский", а завершил он свое восхождение на Голливудский Олимп фантастическими блокбастерами "Вспомнить все" (1990) и "Терминатор-2" (1991). Шварценеггер стал звездой благодаря участию в фильмах, многие из которых стали настоящей классикой. Даже когда в этих лентах было много спецэффектов (как в "Терминаторе-2"), они не заслоняли самого актера. Некоторых сыгранных им героев просто невозможно забыть после просмотра: и не только терминатора, но и наивного Джулиуса в "Близнецах", Датча в "Хищнике", секретного агента в "Правдивой лжи", федерального маршала в "Стирателе"… Зрители ходили в кино "на Шварценеггера" не просто для того, чтобы скоротать вечерок и поесть попкорна - они смотрели хорошее кино, с запоминающимися историями и героями.

Схожий путь в кино проделали все большие звезды Голливуда. Все сегодняшние небожители имеют за спиной не один и не два фильма-шедевра. Число качественных картин в их фильмографиях может исчисляться десятками. Поэтому старых звезд из классической эпохи кино знают все: и стар, и млад. И молодые парни, которых привлекают боевики и фантастика, и домохозяйки, которые предпочитают душещипательные истории.

А что мы видим в кинотеатрах сейчас? Возьмем кассовый хит "Тор" и его продолжения. В главной роли Тора с кувалдой - новоявленная звезда Крис Хемсворт. Его герой – откровенный дебил, и я ничуть не преувеличиваю. Без всяких сомнений, что благодаря впечатляющему телу Криса, которое он не стесняется демонстрировать (да и с чего бы ему стесняться? - я бы тоже охотно снимал рубашку с такими кубиками на животе), после этой роли у него появились миллионы поклонниц лет 12-15. Молодые девчонки даже не заметят, что их кумир сыграл тупого парня (именно такие их и привлекают), но зрителям постарше трудно воспринимать Хемсворта как звезду. А поскольку вся его известность базируется исключительно на его Торе и еще паре-тройке фэнтези-сказок, он никогда не станет ровней легендам Голливуда.

Взрослые тоже смотрят "Торы", Мстители" и прочую белиберду – некоторые вместе со своими детьми, а кто-то по давней привычке, предполагающей периодическое посещение кинотеатра. Поскольку настоящего кино в кинотеатрах сейчас почти нет, а компьютерные киноаттракционы вдохновляют только подростков, нынешним актерам крайне сложно произвести впечатление на взрослую аудиторию. Какой бы ты ни был актер, но когда твой напарник – автобот, а ваши диалоги написаны бездарным сценаристом, настоящей звездой кино тебе не стать. По этой причине появление в наше смутное время новых Шварценеггеров, Иствудов и Крузов крайне маловероятно.

Вывод из первой части моего повествования достаточно простой: старые звезды кино постепенно сходят со сцены, а у нового поколения голливудских небожителей труба пониже и дым пожиже. И неважно, что они в этом не виноваты. Факт остается фактом.
К счастью, что в этом процессе нет ничего страшного. Ведь одновременно с исчезновением звезд большого кино в последние лет 30 набирает силу другая тенденция...


Часть 2. На смену звездам кино приходят телезвезды


Настоящее кино за последние 15 лет почти окончательно переместилось на телевидение (прежде всего, американское), на котором ежегодно производятся сотни сериалов и фильмов. ТВ освоило все жанры, которые существуют в кино – на любой вкус и тему можно найти не один-два сериала, а десятки! Лучшие кадры сценаристов, режиссеров и продюсеров уже давно переместились на ТВ, поэтому не стоит удивляться тому, что на американском телевидении (включая стриминговые компании) на поток поставлено производство сериальных шедевров. А там, где имеются фильмы, притягивающие внимание публики – там загораются и звезды. 

Необходимой предпосылкой для того, чтобы ТВ-звезды становились мировыми знаменитостями, стало распространение американских сериалов по всему миру. Этому способствовало развитие спутникового телевидения, а с начала нового тысячелетия - Интернета. Сегодня почти из любой точки Земного шара можно смотреть любой телепроект, а при минимальной сноровке - даже бесплатно. В наше время потенциальная аудитория успешного сериала не уступает аудитории большинства фильмов, выходящих на больших экранах. Только в Америке рейтинговый сериал на общенациональном канале смотрят 20-30 млн человек, а по всему миру эти цифры могут превысить и сотню миллионов. Позднее благодаря DVD, Интернету и повторам на ТВ на него подсаживаются еще множество зрителей, которые пропустили его первые сезоны. 

Обычный драматический сериал состоит примерно из 25 серий, каждая из которых представляет собой мини-фильм. Из года в год несколько месяцев подряд одни и те же актеры приходят к зрителю в дом и становятся буквально членами семей в десятках миллионов домохозяйств.

Вы можете подумать, что известность актеров сериалов ограничена лишь той аудиторией, которая его смотрит. В значительной мере это действительно так, но в случае самых популярных телепроектов запускается тот же самый механизм, который катапультирует на звездный небосклон и обычных кинозвезд. Об актерах, играющих главные роли в этих сериалах, на регулярной основе пишет пресса, они появляются в новостях на развлекательных каналах, попадают на популярные телевизионные шоу (вроде "Шоу Опры Уинфри" и т.п.), появляются в рекламе, их преследуют папарацци, а желтая пресса охотно публикует пикантные фото звезд. 

Самые большие звезды получаются из тех телевизионных актеров, за которыми начинают охотится папарацци, чья работа снабжает материалами желтую прессу. Именно последняя способна сделать мегазвезду даже из попы Ким Кардашьян. Хочет человек или нет, но если он смотрит новости на ТВ или читает их в Интернете, то будет знать имена подобных звезд. Даже когда я не видел ни одной серии "Секса в большом городе" (позднее я посмотрел парочку для общего развития), то все равно был в курсе, что Сара Джессика Паркер является звездой этого сериала, который сделал ее одной из самых узнаваемых актрис в мире. Точно также я имею представление, кто такая Эмилия Кларк ("Игры престолов"), хотя не смотрю сериал, катапультировавший ее на звездную орбиту, и не всегда могу сразу вспомнить имя этой актрисы.

Процесс появления телезвезд, которые по своей узнаваемости в любом уголке Земного шара ничем не уступали ведущим актерам Голливуда, начался еще в конце 20 века. Похоже, что первопроходцем стала Джоан Коллинз, которая снималась в 80-е годы в мыльной опере "Династия". Про нее знали даже те, кто никогда не видел ни одного сериала с ее участием (как я). Среди телевизионных актеров звездой № 1 во второй половине 80-х был Дон Джонсон ("Полиция Майами", 1984-1990), который благодаря этому популярному сериалу был известен в мире не меньше Харрисона Форда.

Многие, наверное, уже подзабыли, но лет 20 назад главной звездой на планете Земля была Памела Андерсон (вспыхнувшие после нее сверхновые Анджелины Джоли, Пэрис Хилтон и попы Ким Кардашьян заслонили собой красавицу Памелу). С чего случился такой ажиотаж по ее поводу, сказать сложно, но одним из фундаментов ее головокружительной карьеры стал сериал "Спасатели Малибу" (1992-1997), в котором Памела дефилировала по пляжу в купальнике.

Примерно в одно время с Андерсон актеры из сверхпопулярного сериала "Друзья" (1994-2004) стали не менее известными в мире, чем многие голливудские звезды, за исключением самых-самых больших, вроде Сильвестра Сталлоне или Роберта де Ниро. Статус Дженнифер Энистон (Рэйчел в "Друзьях") в конце 90-х был ничуть не ниже, чем у ее кино-товарок Сандры Буллок или Деми Мур. И даже гонорары их были вполне сопоставимы: в последних сезонах "Друзей" за одну серию Энистон получала по 1 млн долларов!

Из драматических сериалов 90-х настоящий культовый статус приобрели "Секретные материалы" (1993-2002), которые вознесли на звездный Олимп Дэвида Духовны и Джиллиан Андерсон.

В конце 90-х в эфир HBO вышел комедийно-мелодраматический "Секс в большом городе" (1998-2004), который дал миру одну большую звезду – Сару Джессику Паркер и трех поменьше. Этот секском показал, что одним из самых верных способов стать мировой знаменитостью является участие в популярном телепроекте для женщин. Обычно в них снимаются не одна и не две актрисы, а целая банда. И кто-нибудь из участниц этой группы обязательно вытягивает счастливый билет и становится суперзвездой. Не успел закончиться "Секс в большом городе", как телеканал ABC стал транслировать "Отчаянные домохозяйки" (2004-2012), благодаря которым на звездный небосклон поднялась Ева Лонгория.

Невозможно составить полный список тех, кто в новом тысячелетии прославился благодаря участию в телесериалах (их сотни!), но назову несколько имен, которые стали большими звездами: Джеймс Гандольфини ("Клан Сопрано", 1999-2007), Хью Лори ("Доктор Хаус", 2004-2012), Марк Хэрмон ("Морская полиция: спецотдел", с 2003г., уже снято 16 сезонов!), Кейли Куоко и Джим Парсонс ("Теория большого взрыва", с 2007г.), Саймон Бейкер ("Менталист", 2008-2015), Бенедикт Камбербэтч ("Шерлок", с 2010г.), Дэмиэн Льюис ("Родина", 2011-2014), Эмилия Кларк ("Игра престолов", с 2011), София Вергара ("Американская семейка", с 2009г.; последняя дама несколько лет подряд является самой высокооплачиваемой актрисой на американском ТВ).

Тем ни менее, надо признать, что даже сейчас, когда настоящее кино переехало из кинотеатров на телевидение и в Интернет, популярным сериальным актерам сложнее стать всемирно известными, чем голливудским звездам. В лучшие для Фабрики грез времена можно было проснуться знаменитым после одного удачного фильма (как произошло с Шэрон Стоун после выхода "Основного инстинкта" или Джимом Керри после "Маски") и оставаться в этом статусе очень долго, даже если твои последующие фильмы проваливались в прокате. На ТВ все не так: можно многие годы сниматься в популярном телепроекте, но оставаться известным, в основном, среди поклонников того или иного сериала. Да, фанатов у ТВ-звезды может быть несколько десятков миллионов, но по сравнению с такими людьми как Брэд Питт или Анджелина Джоли подобная популярность носит ограниченный характер.

Не удалось стать ровней настоящим голливудским небожителям таким сериальным звездам как Дебра Мессинг и Эрик Маккормак ("Уилл и Грейс"), Рэю Романо и Патриции Хитон ("Все любят Рэймонда"), Келси Грэммеру ("Фрейзер"), Саре Мишель Геллар ("Баффи – истребительница вампиров"), Эванджелин Лилли ("Остаться в живых"), Майклу Уэзерли и Коте де Пабло (Морская полиция: спецотдел"), Эллен Помпео и Патрику Демпси ("Анатомия страсти"), Оливии Уайлд ("Доктор Хаус"), Тери Хэтчер ("Отчаянные домохозяйки"), Майклу С.Холлу ("Декстер"), Александру Скарсгорду и Анне Пакуин ("Настоящая кровь"), Джону Хэмму и Кристине Хендрикс "(Безумцы"), Эндрю Линкольну и Норману Ридусу ("Ходячие мертвецы"), Тине Фей ("Студия 30"), Ливу Шрайберу ("Рэй Донован"), Натану Филлиону и Стане Катич ("Касл") и многим другим. Большинство из этих звезд вряд ли когда-нибудь станут легендами кинематографа, но благодаря телевидению их известность ничуть не меньше, чем у большинства звезд "большого кино" нового поколения. 

Вторая проблема для звезд ТВ, с которой они сталкиваются, связана с тем, что они годами приходят в дом к телезрителю под одним и тем же именем, которое зачастую известно публике гораздо лучше, чем настоящее. Особенно, если актеры имеют слишком сложные фамилии. Ну, кто из зрителей способен запомнить Боба Оденкерка? Проще называть его просто Солом, которого он играл в популярных  сериалах "Во все тяжкие" и "Лучше звоните Солу". Та же история с Брайаном Крэнстоном (Уолтер в "Во все тяжкие"), Майклом Уэзерли (Тони Диноззо в "Морская полиция: спецотдел"), Джонни Галэки (Леонард в "Теории Большого взрыва") и с Питером Динклейджем ("Игра престолов")

На протяжении большей части 20 века телевидение и большое кино были словно двумя разными мирами. Практически любой телевизионный актер мечтал выбраться из ТВ-трясины и оказаться в Голливуде, чтобы повторить путь Майкла Дугласа и Лесли Нильсена, которые еще в 70-е смогли стать звездами в большом кино. В обратную сторону шли лишь неудачники "большого экрана", которым не удалось пробиться в Голливуде. Настоящие звезды не могли позволить себе поработать на телевидении, поскольку это грозило потерей и звездного статуса и доходов. В 21 веке никакой границы, разделяющей кино на большое и телевизионное, уже не существует. Практически все голливудские актеры охотно снимаются ТВ или в фильмах, производимых стриминговыми компаниями.

Многие известные актеры благодаря телесериалам обрели второе дыхание: Джим Белуши ("Как сказал Джим"), Дэнни де Вито ("В Филадельфии всегда солнечно"), Крис О`Доннел ("Морская полиция: Лос-Анджелес"), Джонни Ли Миллер и Люси Лью ("Элементарно"), Джеймс Кэвизел ("В поле зрения"). С помощью ТВ вернулись в высшую актерскую лигу Чарли Шин "("Спин-Сити", "Два с половиной человека"), Алек Болдуин ("Студия 30"), Кевин Спейси и Робин Райт ("Карточный домик"), а бывшая "Джульетта" Клэр Дэйнс достигла небывалых для себя высот, встав на защиту Родины ("Родина").

Что же ждет нас дальше? Похоже, что хорошее кино на "большом экране" будет встречаться все реже, а качественных мини-сериалов и долгоиграющих ТВ-проектов будет выходить еще больше. Есть подозрение, что "большое кино" останется исключительно развлечением для подрастающего поколения, а зрители из категории 30+ будут предпочитать просматривать кино на собственном диване. В этом случае лет через 10-15 как таковые кинозвезды в "большом кино" исчезнут как класс - их заменят подростковые кумиры. А настоящих кинозвезд можно будет увидеть только на экране телевизора.


Рецензии