Лишь бы знать, что будет русь всегда

ВЫСШИЕ СЛОВА, МЫСЛИ, ЧУВСТВА
В начале июля 2012 года в областной научной библиотеке имени Н.Асеева прошел литературный вечер, посвященный 75-летию со дня рождения замечательного курского писателя Владимира Деткова.
Его устроители – курская региональная организация Союза писателей России, областная библиотека и вдова писателя Елена Холодова – сделали все возможное, чтобы вечер стал не просто «потоком воспоминаний», а высветил такие литературные изюминки в творчестве и судьбе Владимира Павловича, как афористичность его слога, распахнутость к миру, к творчеству и любви, неординарность поступков, жизнелюбие, верность литературному братству, душевная щедрость, мужество, тонкий юмор…А также и то, что он всегда был в центре общественной жизни.
Еще загодя Е.Холодова передала в дар областной библиотеке аудиозаписи В.Деткова, сделанные в свое время на курском областном радио. И в самом начале этой встречи (какие молодцы работники библиотеки!) все мы услыхали неповторимый, завораживающий, спокойный, идущий из сердечных глубин живой голос писателя:
«Однажды человек спросил у Бога: какие мысли, слова и чувства во мне – Твои?
И Господь ответил: «Моими являются твои самые Высшие Мысли, твои самые Ясные Слова, твои самые Великие Чувства.
Все, что меньше этого – из другого источника.
…Высшая Мысль – та, которая содержит радость!
…Самые Ясные слова – те, что наполнены правдой…истинностью твоих ощущений.
…Самые Великие Чувства – те, которые ты называешь Любовью».
Зал замер. Зал внимал. Духовно обогащался. Чувствовал. Думал. Вспоминал…
А потом разразился аплодисментами. И вечер сразу обрел духовные очертания, наполнился особыми смыслами. Как и многочисленные литературные вечера и встречи в этом же зале, которые в течение двух десятков лет вел сам Владимир Павлович в качестве бессменного предводителя курских писателей.
На тех встречах он не раз повторял свое выстраданное, заветное, «мыслеворотное» (слово «мыслеворот» введено в литературный оборот именно В.Детковым): «Все слова имеют свой смысл. И свою тень, и свой свет смысла.
Падающий на нас свет мысли - разве не отбрасывает тень?!
Тень мысли – разве не таит в себе свет прозрения?!».
И, может быть, многие из присутствующих в зале в этих размышлениях писателя впервые почувствовали философский заряд огромной силы.
Кстати, главную книгу своей жизни «Зерна истины» В.Детков посвятил «любимой супруге Елене Холодовой и всему нашему благородию – человеческому». И в этом посвящении тоже заложен «свой смысл»: писатель никогда не обособлял отдельного человека, разумеется, и себя тоже, от Человечества, от Создателя, от Природы-матушки, обустраивая «свой особый, внутренне зримый материк, обживая его героями и близкими…». «По истомленной жажде души» строил он «лад в себе и в мире. Начиная, естественно, с себя». Видел «в радости – как осознание единения, в любви – как восхождение, в творчестве – как сотворение».
Именно духовное, философское наполнение литературной ткани произведений В.Деткова отмечали все выступающие на вечере.
Н.Гребнев, руководитель областной писательской организации: «Владимир Детков оставил в каждом из нас частичку себя. Мы так сроднились с его творчеством и его незаурядной личностью, что любой мог бы вести о нем самостоятельный вечер. Поэтому мы решили продлить эту встречу до сентября, годовщины его смерти».
Е.Холодова: «Жизнь Владимира Павловича была неотделима от духовности, он был переполнен любовью ко всему сущему. Это была жизнь – как откровение… Мы часто ездили по области. Он любил бывать в пути, наедине с природой, в раздумьях о смысле бытия, о тайнах души…».
А.Манжосов, ученый: «Детков – явление в курской литературе. Он сражался за наши души. Учил искать, находить и не сдаваться»…
М.Еськов, писатель: «Жизнелюб, каких мне, почти его ровеснику, мало приходилось встречать. Любил рыбачить. Бывало, приедет в мою родную деревню и давай чудачить, байки сочинять… Да так изящно, светло и радостно, я бы сказал, даже мудро скоморошничал…А ведь и таким образом он тоже познавал мир, из которого и выросли его знаменитые миниатюры. Они малы по форме, но по мысли огромны, наполнены прекрасным словом, даже музыкой. Его книга «Зерна истины» - одна из лучших в этом жанре во всей русской литературе».
Ю.Асмолов, поэт: «Мы не были с ним закадычными друзьями. Хотя я знал Владимира Павловича с 1981 года. Именно он «подтолкнул» меня к поэзии, приблизил к занятиям поэтическим творчеством. Потому что и сам очень любил стихи. Как и песни. Да и пел он тоже великолепно. Знал и народные песни, и комсомольские, и туристские. И не зря сдружился с удивительным мастером-реставратором народных музыкальных инструментов Владимиром Поветкиным из Великого Новгорода. Их души роднила музыка минувших столетий, наших предков. (Удивительно, но В.Поветкин пережил своего духовного брата В.Деткова всего лишь на год – В.К.)… Много доброго посеял на этой земле В.Детков. И проросли они «Зернами истины» - чудесным гимном слову».
Ю.Першин, поэт: «Чуток к чужой беде был Владимир Павлович. Никогда не забуду, какое участие он принял в лечении серьезного недуга нашего коллеги, писателя Саши Балашова. Перед операцией обзвонил многих из нашего Союза и просил позвонить Саше и до операции, и после… И мы звонили, ободряли нашего друга. Операция прошла успешно, и Александр Балашов продолжает писать новые талантливые книги».
В.Воробьев, журналист: «Знаком  с Детковым с 24 июля 1967 года, когда впервые переступил порог газеты «Молодая гвардия», где Владимир Павлович вел отдел комсомольской жизни. Был он для нас тогда просто Володя, наш ровесник. И именно он дал мне путевку в серьезную журналистику… Судьба одарила его многими доблестями: душевная щедрость, лидерство, толковый организатор, в городском Дворце пионеров и школьников создал клуб «Разведчик», приобщив сотни ребят к поисковой работе, к краеведению…До 70 лет играл в футбол и волейбол…Был душой любой компании и любого дела».
А.Хроленко, ученый-языковед: «Мы частенько с ним встречались. Ведь нас объединяла любовь к слову. Бывало, остановит: «А вы читали?...  А вы слышали?... Чем порадуете в изучении изящной словесности?»…И непременно вытащит из своего портфеля, с которым он, кажется, не расставался, новую книгу курских авторов. Вот так я был в курсе всех новинок местных писателей. И даже иногда писал рецензии. А как-то в шутку заметил: «Не пишите так хорошо, а то изучать станем, с пристрастием вгрызаться в каждую фразу…». Он улыбнулся: «Есть талантливее меня писатели, так что до меня очередь вряд ли дойдет…». Дошла, теперь на нашей кафедре мы изучаем творчество В. Деткова и поражаемся оригинальности его стиля, огранке слова, построению фразы»…
Е.Спасская, научный сотрудник Литературного музея: «Таких людей всегда не хватает. Это, можно сказать, человек – праздник. Он возвышал людей силой своего духа. Хотя жизнь Владимира Павловича была непростой, порой полной драматизма. А он оставался светел…».
А.Щигленко, журналист: «Когда в качестве собкора ТАСС я переезжал из Красноярска в Курск, мой приятель, редактор местной молодежки Станислав Зарайский заметил: счастливчик, ты едешь в Курск, там живет мой однокурсник по Азово-Черноморскому сельхозинституту Володя Детков – замечательный журналист и писатель. Уверен, ты с ним подружишься. Человек он необычайно притягательный… Так и вышло. Общение с Владимиром Павловичем – это особая страница в моей жизни. Незадолго до его ухода из жизни мы поехали по грибы в лесной массив на границе с Орловской областью. Он прекрасно знал и грибные места, и в дарах леса разбирался безупречно. Мог часами говорить о том, что зеленеет, поет, движется…И не случайно он так мастерски мог передать любое состояние души и мироздания».
Когда дали слово патриарху курских писателей А.Харитановскому – старшему и ведущий встречу Н.Гребнев попросил зал поприветствовать ветерана писательского цеха, то тот в ответ заметил:
- Не надо хлопать возрасту. Жизнь с годами не считается. Важно только то, что стоит за пережитым, какое литературное и духовное наследство оставляет человек, причастный к творчеству. У Володи Деткова – вполне достойное наследство. Я знавал его в разных ипостасях – секретарь райкома комсомола, живой, подтянутый, компанейский. На улыбку быстрый, душой открытый…Словом, настоящий молодежный лидер. Прекрасно он справлялся и с руководством писательской организации. Правда, пытался порой соединить несоединимые характеры мастеров пера. Но опять же от доброты душевной.
Несомненно, Володя был человеком своего времени – ударных строек, комсомольских съездов и песен, вахт памяти, демонстраций, походов по местам боевой и трудовой славы…И он искренне дорожил теми годами. И умел в том непростом времени увидеть главное – человека труда. Ему (этому человеку) верили. За ним шли. Его воспевали. Им гордились. Поэтому и писатель Детков не занимался ерундистикой, а все делал всерьез и надолго. Хотя и с улыбкой – она была его фирменным знаком, если угодно.
В бытность мою руководителем курской областной писательской организации Володю Деткова окружали маститые писатели и поэты: Михаил Обухов, Евгений Носов, Егор Полянский, Николай Корнеев… Бывало, ругались, спорили отчаянно, потом мирились, ездили дружно по городам и весям с писательским словом, сидели за чаркой доброго вина…А главное, творили. При этом Володя не лез напролом в литературу. Писал тихо, больше слушал уже состоявшихся литераторов. И мало кто догадывался, что он напишет эти очаровательные миниатюры. Это  и есть настоящая литература! И эту книгу надо переиздать. На хорошей бумаге, с иллюстрациями, приличным тиражом. Таких людей надо беречь не только при жизни, но  достойно чтить и после ухода из нее.
Добрые слова о В.Деткове сказали также журналист Татьяна Латышева, работающая над книгой воспоминаний о писателе, и директор Курского городского Дворца пионеров и школьников Лидия Девянина, которые были дружны с Владимиром Павловичем.
Поэтесса Тамара Кравец не выступала на этом вечере. Но она посвятила памяти В.Деткова проникновенные строки:
Быстрей, чем города,
Растут погосты –
Непостижима тайна бытия.
Уходят неожиданно и просто
Знакомые, родные и друзья.
А я, верша дела земные,
Как будто что-то изменить вольна,
Все не спешу вычеркивать родные
Из телефонной книги имена.
А мне непроизвольно вспомнились личные встречи с писателем В.Детковым. Их было не так уж и мало. В Мармыжах, у могилы Вячеслава Клыкова и в его музее в дни памяти великого скульптора. В селе Винниково – на песенных фестивалях Надежды Плевицкой. В Воробьевке –  бывшем имении замечательного поэта Афанасия Фета. На открытии Звонницы В.Клыкова на Прохоровском поле. На родине удивительного поэта и прозаика Пимена Карпова в селе Турка Глушковского района, где ежегодно проходят Карповские литературные чтения, у истоков которых тоже стоял В.Детков. В жюри конкурса «Курская антоновка». И на многочисленных литературных вечерах и встречах…
Он особенно любил музыкальные фестивали, посвященные памяти выдающегося композитора, нашего земляка Георгия Свиридова.
И всегда  я подмечал одну изумительную черту писателя: он никогда не был шумным, хотя почти всегда находился в центре того или иного мероприятия – не по должности, а по светящейся улыбке, душевной опрятности, открытости взгляда, «взаимоладности» (это тоже его слово!) души и тела…
Он дорожил каждым уголком родной земли. Малая родина была его охранной грамотой от невзгод и поруганий. И я не раз слышал, как он пел. Так, как проникают в самые глубины русской души, превращая лирические слова в музыкальное событие.
Уверен, песня была тоже частью его творчества, ибо основа  у рассказа, у повести и у песни одна – русское слово. И ему всегда хотелось соединить слово и музыку, и высечь новое духовное качество как слова, так и музыки. То есть – песню. Ведь пространство – многоуровневое. Песня – один из этих уровней. Кто-то лучше видит, лучше читает, лучше слышит. Музыка объединяет и тех, и других. Всех.
И неслучайно Владимир Детков так любил храмы, монастыри, колокольные перезвоны, крестные ходы, Коренную ярмарку. Это чувство особенно укрепилось в нем с приходом в его жизнь единомышленницы, «архитектора по призванию. Знатока старины в зодчестве. Кропотливого краеведа и историка. Художницы и фотомастера. Опытного литератора. Ученого – первый в области кандидат архитектуры… Которая «испытала счастье духовного озарения, счастье первооткрывателя глубинных, корневых исторических пластов русской культуры, счастье общения с интересными одаренными людьми» (Валентина Кулагина, очерк «Ваши книги открывают двери к  достоинству и чести», «Курская антоновка». 2009) – Елены Васильевны Холодовой.
Храмы, вся эта звонко-колокольная красота, конечно, притягивали писателя образами, иконостасами, звоном колоколов… Но более всего – предчувствием молитвы, счастливого единения, соборности с сотнями прихожан, пришедших в храм со своими радостями и печалями, благодарением Господу за благодеяния Его, молитвенными поклонами в надежде, что Создатель наш простит вольные или невольные прегрешения. И уходят от встречи с Ним просветленными, умиротворенными, смиренными и возвышенными в мыслях и помыслах своих.
Он, разумеется, не был священнослужителем, но нутром чуял, что народ русский «выправит» и «выпрямит» только чистая вера христианская, православная. Она ведет человека к добру и святости. А без доброго дела не может быть и веры.
Они – и Владимир, и Елена - оказались во многих отношениях родственными душами: умудренный жизнью писатель и только входящая во вкус этой жизни талантливый зодчий. В.Детков гордился последней спутницей его земной судьбы Еленой Холодовой, ее титанической работоспособностью, умением откликаться на самые сложные запросы времени. Она, говоря его же словами, постигала тайны «архитектуры храмов и старинных усадеб как застывшую в камне и древе музыку». И чувствовал, как «всем сердцем своим она стремится «оживить» эту музыку и дать ей звучать в полную силу» (В.Кулагина).
И, как мог, помогал супруге в ее поисках. И не только советами, совместными поездками по городам и весям области, но и, что особенно важно, в делах издательских. Именно благодаря Владимиру Деткову, в 1997 вышла из печати первая ее книга очерков «Усадьбы Курской губернии». С приложением свода памятников архитектуры и краткой, но емкой характеристикой более чем 50 загородных усадеб (издание редакции межрегиональной газеты «Славянка» и ТОО «Крона» - Курск).
«Крона», созданная руководителем курских писателей В.Детковым, была издательской отдушиной для курских мастеров слова в годы полного краха региональных издательских центров. Правда, не могу не сказать и о том, что блюстители «чистого» предпринимательства пытались бросить тень на В.Деткова, его деловую репутацию. Не всегда находил он понимания и среди своих «собратьев» по перу. Оно и понятно: всех издавать никаких возможностей не было у «Кроны». Приходилось выбирать. Наверное, не всегда издавалось лучшее, вышедшее из-под пера писателей и поэтов курской земли. Но многие из ныне живущих литераторов благодарны В.Деткову за то, что их многолетние труды увидели свет именно в Курске. И благодаря созданной им «Кроне».
Кстати, Владимир Павлович как ответственный секретарь региональной организации Союза писателей России на протяжении всего его «председательства» делал все возможное для поддержания творческой формы своих коллег. И особенно важным считал не забывать тех, кто стоял у истоков курской областной писательской организации.
Помнится, как в 2004 году в Доме журналиста отмечали 100 летний юбилей автора знаменитых «Районных будней» Валентина Овечкина. В моем блокноте сохранилась запись вступительного слова В.Деткова на этой встрече.
Он, в частности, отметил, что «жизнь и литература неразрывно были связаны и в драматической судьбе, и в раздумьях писателя о судьбах крестьянства... Именно в его произведениях литература выходит на прямую наводку по негодяям и порокам жизни».
- Курску повезло, - продолжал В.Детков. - Его богатейшие земли притягивали на протяжении веков самых духовно высоких людей, одним из которых был и Валентин Овечкин. Будучи членом правления Союза писателей СССР, он чурался литературных должностей, отказавшись переехать в Москву, и мужественно держал оборону, выражаясь образно, на «Курской дуге» как писатель-воин, который никого не хотел уничтожать, а мечтал объединить людей вокруг праведной и справедливой жизни, побуждая говорить правду, какой бы горькой она ни была. Напрочь лишенный инстинкта самосохранения, В.Овечкин, казалось, весь состоял из инстинкта дела. Пафос романтики, кристально чистой правды – вот ось его творчества. Именно Валентин Овечкин придал необходимое «ускорение» курской писательской организации и определил ее нравственные ориентиры. – И после небольшой паузы добавил: - Да, нелегко живется и поэтам, и писателям. Но мы не в борьбе Добра со Злом, а в выборе между Добром и Злом – на уровне мысли, чувств, действий и веры.
В.Детков, как и В.Овечкин, многое понимал в современном обществе, во всех этих перестройках, перелицовках, откатах и «ухватах». И сердце его болело. Устало болеть за разор в стране, за падение духовных опор, за превращение святости в стяжательство. И, тем не менее, он во многом оставался романтиком эпохи безвременья. И как бы ловил мерцающий свет минувших поколений и тем самым подзаряжался их энергией и чистотой их деяний. Энергией добра, которое так необходимо в годы перемен.
При этом В.Детков особенно зорко стоял на страже не замусоренного русского языка, настоящей русской литературы. Его угнетало, что в школах ужималась классика – главный предмет для нравственного, эстетического, интеллектуального становления личности. То есть, как бы, в тень общего образования уходила великая русская литература, которая спасала и спасает народ от вырождения, являясь матрицей нашей национальной и культурной идентичности.
Он ратовал за то, чтобы больше в школах писали сочинений, повышали грамотность всеми способами. В том числе чаще цитировали классиков, заучивали стихи. Чтобы в школьниках с первого класса воспитывалось чувство счастливого служения литературе.
Школа, считал В.Детков, должна выпускать не хорошо подготовленного потребителя, а творчески ориентированную личность, способную созидать новый прекрасный мир.
И когда мы говорим о его знаменитых миниатюрах, то нередко удивляемся: как мог их сотворить обычный человек, живший рядом с нами? Внешне не подверженный унынию, не по годам шаловливый, любивший добрые застолья, крепкую шутку…
И при всем при этом, как он однажды признался мне, ему больше всего на свете хотелось тишины. Уйти от суеты и спешки. Сосредоточиться. Полностью подчиниться слову. И в этом сладком плену писать и писать о сокровенном…
А не получалось. Груз забот по Союзу писателей был велик. Поездки, встречи, комиссии, депутатство, жюри, конкурсы, съезды, пленумы, семинары, издательства…Хотя, по большому счету, ему ничего и никому не надо было доказывать. Просто сесть и написать «Бог есть любовь». И остаться в луче этого света. Может, еще и потому, что он так был всегда занят, его проза обращена внутрь. Тихая, некрикливая…
И чем больше я погружался в его творчество, тем яснее понимал, что литературные шедевры не  пишутся по заказу, а только по воле души и сердца. Надо просто знать и любить русский язык, людей, природу, верить и следовать заветам Спасителя нашего…
А самое важное, по-моему, в том, что писатель Владимир Детков видел этот мир сначала душой, а уж потом зрением. И имел ко всему сущему на этой земле благорасположение.


Рецензии