Владимир васильевич не меняет профессии

ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ НЕ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИИ
Разговор о жизни и творчестве с курским журналистом В. Кулагиным
Вот одно из недавних официальных сообщений, которое опубликовала наша газета: «За большой вклад в сохранение и пропаганду культурного наследия города Курска и многолетнюю плодотворную работу в области журналистики почётного знака «За особые заслуги перед городом Курском» удостоен главный редактор журнала «Власть судебная», член Общественного совета при главе администрации города Курска Владимир Васильевич Кулагин».
Примечательно, что если поискать информацию о Владимире Кулагине в Интернете, то практически первое, что выдает компьютер, – это справка с краеведческого сайта со странички «Литературные персоналии». Ее содержание, хотя уже несколько и «устарело», но вполне подходит для знакомства:
«Кулагин   Владимир   Васильевич  (01.02.1938, село Саитовка, Починковский р-н, Горьковская область), профессиональный журналист, очеркист, литературный критик. Был главным редактором областной молодежной газеты в Оренбурге, собкором газеты "Известия" в Казахстане, по Курской, Белгородской и Орловской областям. Основатель и главный редактор журнала "Власть судебная". Автор очерков в книгах: "Соловьиный край России", "Коренная пустынь", "Рыльск - город древний", "Святая курская земля", "Коренская ярмарка", "Курская антоновка". Его очерки печатались в сборниках издательств "Современник", "Советская Россия", "Известия", "Молодая гвардия", в журналах "Урал", "Подъем". Лауреат премий имени писателей В.Овечкина и К.Воробьева. Почетный работник культуры и искусства Курской области...» 
Впрочем, для многих и многих курян, особенно тех, кто хоть малость интересуется культурной жизнью Курска – искусством, журналистикой, литературой, краеведением, имя Владимира Кулагина хорошо знакомо и без всяких справок. Я познакомился с ним в середине 90-х. Возвратившись в родные края из Казахстана, я начинал работать в «Городских известиях», где трудилась супруга Владимира Васильевича, сам же он тогда, если не ошибаюсь, возглавлял в областной администрации при губернаторе Василии Шутееве отдел по связям с общественностью. С тех пор мы время от времени встречаемся, даже жить стали в соседних домах, но до серьезного разговора дело не доходило.
А тут редактор вдруг говорит: «У Кулагина вскоре юбилей…». И я с радостью ухватился за возможность поговорить с Владимиром Васильевичем. Справедливости ради надо сказать, что Кулагин не сразу согласился на интервью, ссылаясь на то, что человек не публичный. Я настаивал. Кулагин взял паузу… А через пару дней позвонил и сказал, что в принципе к встрече готов. И вот что из этого получилось.
- Владимир Васильевич, вы своей профессии, в общем-то, не изменяете. Начинали в журналистике и сегодняшняя ваша работа – возглавляете пресс-службу областного суда – тоже продолжение однажды избранного пути. А если напомнить нашим читателям, что вы еще и преподаете в Курском госуниверситете на отделении журналистики филфака, то кому как не вам задать вопрос: какие они сегодня, молодые журналисты, чем отличаются от мастеров пера вашего поколения?
- В принципе мои студенты – ребята вполне состоятельные, но, на мой взгляд, менее любопытны, чем, скажем, в нашей студенческой юности. Мы больше читали, не вылезали из библиотек, бывали  на театральных премьерах, писательских тусовках, музыкальных вечерах… За десять лет общения с будущими «акулами» пера убедился, что им труднее, чем  было нам. Нынешняя информационная, интеллектуальная среда чрезмерно замусорена, идеалы настолько размыты и перемешаны, что трудно найти надежный причал.
Наша, то есть советская журналистика была социально ориентированной, гуманной, открытой и не столь агрессивной. В ней было больше позитива. Она служила улучшению нравов. И возводила на пьедестал тех, кто создавал блага и укреплял духовные опоры нации: землепашца, металлурга, шахтера, учителя. ученого, солдата, мать… С их житейскими проблемами и заботами, духовными исканиями, потерями и обретениями. Они выбирали не между рублем и долларом, Куршевилем или Мальдивами, а между добром и злом, совестью и бездушием, святостью и бесчестием.
За 14 лет работы в «Известиях» я понял, почему миллионы подписчиков нашей газеты с таким трепетом читали очерки Татьяны Тэсс, Анатолия Аграновского, Александра Васинского, Альберта Плутника, Эдвина Поляновского… Потому что у них было сердечное содружество с читателем, они проявляли уважение к своим героям, их достоинству, снисхождение к их слабостям. И готовы были всегда прийти на помощь в непростых житейских ситуациях.
А если говорить образно, то я бы сравнил журналистов с разведчиками, которые все время на передовой политических и социальных битв. Только мы добываем не «языка», а информацию, на основе которой становимся летописцами текущего времени.
- Вы родились в Горьковской области, но уже 30 лет живете и работаете в Курске. Полагаю, что в полной мере ощущаете себя сейчас именно курянином. Что, на ваш взгляд, должно произойти в жизни человека переехавшего на новое место жительства, чтобы он почувствовал себя коренным жителем, чтобы новый город или село стали для него родными?
- О том, как и почему я влюбился в древний Курск, я попытался сказать в очерке «Соловьиный край России», который открывает вышедшую год тому назад мою книгу «В пространстве памяти». Считаю, что курский край – достойная часть славной истории русского народа. По его землям плуг истории, говоря словами поэта Максимилиана Волошина, «вел свой священный путь».
И чем глубже мы проникнем в толщу лет, тем яснее увидим, что курская земля волею самой судьбы стала символом стойкости духа и веры, колыбелью тысяч талантливых людей – князей, именитых купцов, губернаторов, военачальников, духовных лиц, писателей, поэтов, ученых, музыкантов, актеров, народных умельцев. И даже российских президентов. Куряне были свидетелями или участниками всех важнейших событий не только Древней Руси, но и Московского государства, и Российской империи, и советской эпохи, и пореформенной России.
Без сердечного волнения не произнести такие славные имена курян, как первый монах на Руси Феодосий Печерский, курский князь Всеволод и 18-летний Рыльский князь  Святослав Олегович – участники драматического похода на половцев. Или имена воевод Ивана Волынского и Петра Ромодановского, отбивших жесточайшие осады древнего Курска в смутные годы - 1612, 1628, 1633 и 1634, преподобного Серафима Саровского, великого лицедея Михаила Щепкина, морехода Григория Шелихова, певицы Надежды Плевицкой и композитора Георгия Свиридова, художников Александра Дейнеки и Казимира Малевича…
Вот какими красками и яркими именами подвижников духа и веры покорила меня курская земля.
  - Владимир Васильевич, а если попробовать дать определение: для вас Курск это…
- Курск это – наши корни и наше будущее, перекресток эпох и личностей, древность и новизна, духовная обитель и центр интеллектуального притяжения, пространство памяти и воинской славы, любви и святости.
- Давно хотел спросить. А почему в свое время вы выбрали работу именно в пресс-службе областного суда? Знаете, мне дочка, которая была со мной на недавнем торжественном собрании в честь Дня российской печати, заявила: «Папа, а мне больше всего понравилось выступление главного судьи – коротко говорил и стихотворение прочитал». Председатель облсуда Василий Золоторев и в самом деле личность неординарная…
- Юра, ты сам частично уже ответил на этот вопрос. До пресс-службы областного суда я шесть лет трудился в курской областной администрации. Вместе с Анатолием Стрелковым (ныне заместитель курского губернатора) создавали пресс-службу администрации, еще при Василии Шутееве. При Александре Руцком я даже некоторое время был пресс-секретарем у председателя правительства области Николая Головина.
И только в октябре 1999 года возглавил пресс-службу недавно образованного Управления Судебного департамента при Верховном суде РФ в Курской области. Там с 2000 года начал выпускать журнал «Власть судебная». С начальником Управления Анатолием Даньшиным работалось легко и творчески комфортно. А когда в 2003 году был введен институт пресс-секретарей областных судов, то Василий Григорьевич Золоторев пригласил меня на эту должность. Хотя и до этого я практически обеспечивал информационное обслуживание и областного суда.
Безусловно, мне крупно повезло, что на склоне лет судьба меня свела с такими неординарными личностями, как Анатолий Алексеевич Даньшин и Василий Григорьевич Золоторев. Мы оказались духовно близкими людьми, совпали и наши взгляды на прошлое, настоящее и будущее многострадальной России. Это тоже очень важно в неспокойный век.
Именно в эти годы Василий Григорьевич активно пишет стихи, делится со мной, как с профессиональным журналистом, своими набросками. Я участвовал в составлении некоторых его стихотворных сборников. А к последнему из них «Жизнь по волнам идет» написал предваряющий книгу очерк о творчестве и жизни поэта. И я рад, что наше творческое содружество продолжается.
И дочка твоя, коллега, в День российской печати в областной филармонии, в самом деле, увидела не просто судью, но и поэта, открытого людям человека, знающего цену и жизни, и русскому слову.
Я ведь тоже последние 14 лет вижу его не только в общении с судьями, но и на читательских встречах – в родной Гостомле, в школах, в Курском литературном музее, в «Асеевке»… И всегда примечаю, поэзия В.Золоторева – от жизни, от родниковых истоков. Своим именем и поэтическим словом он как бы освятил родной край. Казалось бы, строй его мыслей и строк простой, но в них чувствуется энергия добра, душевной теплоты и опрятности, не показушной любви к жизни, к семье, родным пенатам. Не случайно многие его стихи положены на музыку.
- В прошлом году вы с супругой презентовали вашу общую книгу о Курском театре "Эпоха Бурэ на Курской сцене, или К театру -  с любовью", которая писалась в общем и целом три десятка лет. Известно, что за те годы, что живете в Курске, вы почти ни разу не пропустили ни одной премьеры и были на всех бенефисах, капустниках. И, разумеется, много писали о театре. Эти публикации и составили книгу. Как возникла идея такого издания? И чем вас так привлекает в наше «попсовое» время театр?
- Театр – это особая страница в жизни нашей семьи. Мы боготворим служителей Мельпомены. Неплохо знали театральную жизнь Оренбурга, Усть-Каменогорска, я – Екатеринбурга (Свердловска), где учился в университете, Челябинска, где работал назаводе. Бывали и в московских театрах. И на их гастрольных постановках в  городах, где мы жили.
Приехав в Курск, естественно, тоже разу поспешили в драмтеатр. Первые постановки, увиденные нами, - «Чудаки», «Святой и грешный», «Женский стол в «Охотничьем зале», «Последняя любовь Насреддина» оставили неплохое впечатление. Увидели и игру ярких актеров, и почувствовали уверенную руку художественного руководства труппы.
Потом начали писать рецензии на полюбившиеся спектакли. Ходить на актерские капустники, бенефисы. Близко сошлись с семьей одного из ведущих артистов Евгения Поплавского и его супруги Татьяны Внуковой – тогда завлитом театра. Именно с ней моя супруга Валентина, работавшая в «Городских известиях», и осуществили блестящую идею театральных гостиных в этой газете.
Тогдашний главный редактор издания Павел Зуев не пожалел для театралов целых газетных разворотов – непостижимая по наши временам интеллектуальная щедрость! Это была своеобразная летопись многообразной жизни театра. Материалы делались с выдумкой, с задоринкой, на прекрасном русском языке и выразительными иллюстрациями. Причем, речь шла не только об удачных спектаклях, великолепно сыгранных ролях, но и о насущных проблемах тетра, даже о его спасении в лихие 90-е годы.
А примерно года за полтора до 220 - летнего юбилея Курского театра драмы я предложил моей Валентине поднять весь наш театральный архив и написать книгу. Моя спутница жизни ответила, вроде того, что вряд ли удастся пронести эту каторжную ношу. Я был настойчив. И, в конце – концов, мы сели за стол и стали делать первые прикидки.
 Понимали, что надо все разложить по полочкам, набрать, как минимум, 500 страниц текстов на компьютерах (я трудился по выходным на работе, Валентина – на домашнем компьютере), выстроить композицию, сканировать до сотни фотографий, сделать к ним подписи…Сделали! К маю 2012 года рукопись была готова, разбита на главы с соответствующими иллюстрациями. А за месяц до юбилея книга вышла в свет. И мы ее торжественно презентовали на праздничном вечере в театре, потом – в литературном музее и областной научной библиотеке им. Н.Асеева.
  - Из широкой публики мало, наверное, кто знает, что вы среди прочего – своего рода личный биограф курского поэта Алексея Шитикова. Поэт известный, но все же - почему именно он, а не кто-то другой?
- Да, я, пожалуй, из курских литераторов глубже всех проник в творчество моего приятеля, одного из самых талантливых поэтов не только Курска, но и юга России. Однако намного раньше, лет на 15, я стал исследователем и биографом известного курского прозаика, ныне автора 4-х томного издания его сочинений (к 90-летию, которое грянет 30 сентября этого года, готовится 5-й том) Александра Харитановского. Кстати, это издание предваряет мой очерк о творчестве патриарха курских писателей, ветерана Великой Отечественной войны. Он стал свидетелем эпохи по имени XX век и увидел восход века XXI. Своими романами «Ступени» и «Господа офицеры!» он определил развитие исторической прозы последних трех десятков лет.
С не меньшим интересом я окунулся и в поэзию Алексея Шитикова. Мы во многом родственные души: почти ровесники, крестьяне во всех поколениях, росли без отцов (их взяла война) в полуголодных селах, с ранних лет приучены к труду, служили в армии, получили высшее гуманитарное образование, занимались молодежной журналистикой, испытали все превратности «перестройки» и ее последствий. И когда я прочитал его пронзительные строки:

То соловьиным внемлю звукам,
То разрыдаюсь на гробу,
По русским радостям и мукам
Господь ведет мою судьбу,
то понял, это – мой поэт. Его поэтическое слово имеет терапевтическое значение, то есть лечит и душевные раны, и совесть, спасает от уныния и бесовщины. Поэт принес в этот мир свой опыт, свои боли и страдания, свое видение мира и понимание его божественной сути. Считая, что профессия поэта – это одна из форм служения Всевышнему. О чем он прекрасно сказал в своем не так давно вышедшем сборнике «На стихотворных амплитудах», где обратился к теме Веры, Истины, Христа. Поэт «молится свято Богу и Отчизне светом стихотворных строк». Понимая, что Бог – это верхний этаж дома под названием «Жизнь». Именно родниковой чистотой, духовной силой проникнута поэзия Алексея Шитикова. Чем мне особенно близка.
- Меня недавно приятно шокировал Адриано Челентано. Мне он всегда был симпатичен, но о его личной жизни я никогда не задумывался. А тут отмечали его 75-летие и сообщили, что он почти полвека в мире и согласии живет с одной супругой, воспитал троих детей. Для звезд кино и эстрады это просто невероятно. Челентано далеко, поэтому спрошу у вас: в чем секрет семейного счастья? Смотреть на вас с вашей супругой всегда приятно, тем более что часто бываете вместе – красивая пара…
          - Спасибо. С позиций нашего с Челентано возраста могу сказать, что семья – понятие многоуровневое, и на ее атмосферу оказывают влияние такие весьма емкие компоненты, как объем общей культуры, доверия, круг чтения, дружеское окружение, увлечения, взаимная терпимость, семейные традиции, духовное наполнение семьи, и даже кухонные пристрастия.
В этом году мы отметим 45-летие нашей совместной жизни с Валентиной – дочерью известной на Южном Урале поэтессы Людмилы Коростиной (похоронена в Курске) и комбата, инвалида войны, крупного уральского краеведа Бориса Коростина. Срок, как сказали бы судьи, почти пожизненный. Кстати, свадьбу мы сыграли в Оренбурге в 25 - ю годовщину победы на Курской дуге – 23 сентября 1968 года. Дата, конечно, случайная, но в том, что через 14 лет мы оказались в Курске и осели здесь навсегда, есть элемент закономерности.
Многие наши коллеги до сих пор удивляются: как это два журналиста мирно сосуществуют в одной «каюте» почти полвека? С ума же можно сойти: командировки, ночные бдения над репортажами и очерками, пресс-конференции, презентации – и всюду почти всегда вместе. Кому как, а нам это ничуть не мешало и не мешает, даже обогащает нашу творческую палитру. Ведь не случайно мы уже за порогом 70-летия стали соавторами двух неплохих книг – «Курская антоновка» (с нами ее создавал еще писатель Александр Балашов) и «Эпоха Бурэ на Курской сцене, или К театру - с любовью».
Да, в любой нормальной семье бывают размолвки, творческие споры, разночтения в подходах к воспитанию дочери, а потом и внучки. Главное в любой ситуации - не унизить друг друга, не затянуть паузу в сердечных отношениях. У нас обиды никогда не переходили за ночную черту. Как правило, «мирный договор» подписывается до сна. И ни в коем случае не вели бурных споров при дочери или внучке.
- Пару лет назад вы стали соавтором книги - о первых лауреатах конкурса общественного признания "Человек года" - "Курская антоновка". Вышла в свет и книга ваших очерков "В пространстве памяти". Банальный, но традиционный вопрос: над чем сейчас работаете, планируете еще что-то издавать? И вообще, 75 лет – это время подведения итогов или время строить планы?..
- Старость, конечно, вещь довольно скучная. Но ведь это единственное, что продлевает нам жизнь, а значит и творчество. Продолжаю выпускать наш журнал «Власть судебная» с большой литературно-художественной вкладкой. Тружусь над книгой об известном курском писателе.
И понял еще одно: душа требует праздника, в любом возрасте. И он у меня есть: семья, друзья, любимая работа. И желание двигаться, с радостью встречать явление каждого дня.

Вопросы задавал
Юрий МОРГУНОВ.
«Курская правда».
2013. Февраль.


Рецензии