Верую и исповедую

ВЕРУЮ И ИСПОВЕДУЮ
О фильме Е. Худяковой: Ювеналий и его духовный путь
Определяющая интонация фильма о схимитрополите Ювеналии «Верую и исповедую»: Бога сначала надо почувствовать, а потом произносить.
Это не просто киноповествование о знаменитом священнике, подвижнике христовой веры, а о преодолении ценностных, духовных сломов в русском мире на смене тысячелетий. Таков масштаб видеоряда, авторских размышлений, комментариев известных духовных  и государственных деятелей, прихожан и потомков Владыки.
Это рассказ и о смысле существования человека на нашей грешной земле.
В любом журналистском творчестве – дух поиска. Вся сюжетная канва фильма показывает, каким сложным, многотрудным, но и плодотворным оказался этот поиск. Авторы копнули глубоко, показав средствами кинопублицистики, как Владыка Ювеналий возвышался от корня донских казаков и шахтеров до духовного подвига на ниве служения Христовой вере.
Одновременно показано, что архипастырь был не просто предан Церкви, а верил в ее особую миссию, спасающего человека от потери Христовых заповедей, то есть совести, стыда, милосердных порывов…
Всматриваясь в кадры удивительной хроники, фотоснимки, вслушиваясь в комментарии пастырей и людей служивых, бизнесменов, вслушиваясь в проповеди самого Ювеналия, мы зримо ощущаем весь путь духовных исканий курского архипастыря, который пережил все заблуждения, тупики, утраты, боли, страдания и надежды сложного и великого XX века.
И то, что он сумел сплотить вокруг себя целую плеяду не просто единоверцев, но единомышленников. Потому что, говоря образно, был дипломатом внутри себя. За все годы священноначалия, будучи высоко требовательным к себе и окружающим, особенно к клиру, он никогда не выходил за границы уважения к своим чадам, своей пастве и служителям церкви.
В фильме убедительно показано, как любил Ювеналий делать добро на ниве служения Церкви, положив на алтарь ее всю свою жизнь.
Перед нами не просто архипастырь, а духовный лидер, всей своей сущностью свидетельствующий о Христе: в молитвенном слове, в проповедях, в делах, поступках, в заботах о ближних.
Примечательны и структура фильма, операторская работа, монтаж, и выше всяких похвал исполнитель роли чтеца – Сергей Безруков.
Находка – дети, беззаботно играющие в хлебном раздолье, которое напоминает родные герою фильма Донские степи.
Совершенны и проникновенны постановочные кадры с участием артистов Курского драмтеатра: все в меру, без эмоциональных перехлестов, убедительно и трогательно. А главное – точное совпадение с авторским замыслом и художественным рядом картины.
Удачно и музыкальное оформление.
Восхитительны панорамные съемки.
А еще важно, что образ Владыки получился не елейным, а многоплановым, правдивым, что повышает уровень доверия к этой впечатляющей творческой работе.


Рецензии