Колокольные звоны земли курской

КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ ЗЕМЛИ КУРСКОЙ

Крестным ходом – в день города.
Каждое лето, в девятую пятницу по Пасхе, и каждую осень, на исходе сентября, после празднования рождения Пресвятой Богородицы, улицы древнего Курска заполняются колокольными звонами. В эти дни по благословенной курской земле проходит крестный ход с чудотворной иконой Божьей Матери «Знамение»  Курской Коренной. Курская святыня в сопровождении клириков и паломников шествует сначала на место своего явления – Коренную пустынь, а по осени возвращается в Знаменский монастырь Курска, где хранится до очередного послепасхального шествия в Коренную обитель.
Образ Богоматери торжественно и многолюдно встречается в каждом храме, которые стоят на пути крестного хода. И так из года в год, с  независящими от верующих перерывами, вот уже без малого четыре века. А с недавних пор осенний крестный ход, стал и днем города Курска.
Побывавшие в Коренной пустыни поэт Рима Казакова и композитор Лора Квинт написали своеобразный гимн курской святыне, где есть такие слова:

Дай же мне силы, Пустынь Святая,
Здесь причащались предки мои.
Ты для России – вечная тайна
Светлой надежды, чистой любви.
Дай же напиться влаги целебной,
Все прегрешенья мои отпусти.
И для России, спящей царевны,
День пробуждения ты возвести.

Какая сила влечет десятки тысяч православных людей (по свидетельству очевидцев, в крестных ходах в начале ушедшего столетия участвовало до 60 тысяч человек) в неблизкий путь?.. Нередко под палящими лучами солнца и обильными дождями… Идут и стар, и млад, здоровый и увечный.
Сила эта называется верой, символами и сущностью которой являются иконы, храмы, молитвы, духовное песнопение, колокольные звоны.
В псалмах сказано: Бог нам – прибежище и сила, помощник в скорбях.. И в дни крестных ходов Святая церковь собирает мирян на духовный пир веры, пир благости Божией. И небесная радость как бы обволакивает огрубевшие от земной суетности сердца. Все вокруг полно жизни, света, движения, и словно сам Господь ходит среди людей и наполняет их души любовью.
Мы знаем любовь к матери, к отцу, сестре, брату, к детям. Но возвышеннее всех любовь к Богу. Она сопровождала по жизни религиозных гениев Феодосия Печерского и Сергия Радонежского, Андрея Рублева и Феофана Грека, Серафима Саровского и патриарха Тихона, пронесших жизнь на вершине духа, от их огня вся православная Русь зажигала свои лампады. Эта любовь излучает особую энергию святости и добра. А на изломах истории могут выстоять только сильные умом и духом люди. Любовь к Богу соединяет человеческую жизнь и вечность.
История курской земли оставила свои следы в многочисленных памятниках материальной и духовной культуры. Среди них такие жемчужины храмовой архитектуры, как мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы «Коренная пустынь», храмы, которые помнят преподобных Серафима Саровского и Иосафа Белгородского, привлекая в наши края десятки тысяч паломников и просто людей любознательных, верующих.
Известный православный проповедник и историк курянин протоирей Лев Лебедев в своих трудах,  изданных после его безвременной кончины, замечал: Как хорошо, что мы любим свою историю, но печалимся, что так плохо знаем ее…
Церковь на русской земле, с русским человеком – это явление уникальное в мировой культуре. Храм, конечно,  лишь фрагмент человеческого бытия. Но история  русского человека – это сочетание промысла Божьего и воли людей, составляющих православное сообщество, для которого церковь была и остается началом и концом порядочности, смирения и благочестия.
В храме, у алтаря уходит все второстепенное, суетное и остается только главное – твоя совесть. Здесь проявляется высшая воля – духовная, которая тянет человека к добру, справедливости, покаянию, святости. Церковь смиряет и врачует человека.
Храмы - исходный  путь русской истории и культуры. Именно церковь на протяжении веков гасила ярость внутренних споров древней Руси. Звала к единению и согласию перед лицом общей опасности (ярчайший пример тому – преподобный Сергий Радонежский, проповедями своими сплотивший и вдохновивший русичей на избавление от иноземного ига).
Ныне России тоже непросто. Она проходит через полосу испытаний и материальных, и духовных. Как в свое время с тревогой замечал известный русский писатель Федор Абрамов: «душестроительство зачастую уступает место душе- разрушительству. И среди первых задач в спасении нации он видел не установление правопорядка, не обогащение людей... Все это – «мертво», если не освящено светом совести, вечно живыми законами души.. Надо воздействовать на нравственное состояние людей».
  При этом писателя беспокоило, что слишком много слов, начиненных ненавистью, взрывчаткой, лихоимством, выброшено в народ. Губительных слов. Размывших границы добра и справедливости, чести и бесчестия, разрушения и созидания…
Яд морального разложения проник во многие сферы жизни... Кое-кто купается в роскоши, а миллионы бедствуют.. Пошлость заполонила литературу и телеэкран .. Все меньше для народа остается здоровой умственной пищи.
И поэтому человек ныне, как никогда, нуждается в духовных опорах, в очищении. Самое надежное средство – молитва, искусство, человеческое участие, соединение двух начал в жизни, двух правд – земной и небесной, человеческой и божеской. И то, как человек выйдет из нелегких испытаний, во многом зависит от духовного состояния его: или рухнет, или окрепнет.. И вера в заповеди Христовы поможет ему увидеть не только страшные гримасы нашего бытия, но и неповторимый мир русской души, с ее добрыми началами, терпением, любовью и верой в лучшую долю.
Вера у русских людей – соборна. Прихожане, оставляя за вратами храма суетность житейских буден, часами стоят перед алтарем, впитывая в себя звуки церковных песнопений и колокольных звонов – эту необычайную, божественную энергетику, снисходящую то ли с образов святых апостолов, то ли от слов священника, то ли от хоров, то ли от всей церковной атмосферы…

Храм как компас земной
На курской земле – свыше 200 действующих приходов (в России свыше 19000 приходов). Не все храмы восстановлены в полной мере, на многих остались следы разрушений… Но дивный свет проповедей и умиротворяющие звуки колоколов воскрешают в душах людских православную веру и укрепляют чувства благочестия и памяти о предках,  построивших для нас эти храмы и передавших грядущим поколениям Христовы заповеди.
Принято считать, что архитектурно-художественное наследие Курского края не слишком богато и разнообразно. Вопрос довольно спорный. Ведь все храмовые ансамбли г. Курска и области тесно связаны с традициями общероссийской церковной архитектуры, отражают своеобразие зодчества не только окраин и центров срединной России, но и трех великих культур – русской, украинской и белорусской.
Если и можно с чем-то согласиться, так это с недостаточной степенью изученности храмовой архитектуры Курщины. Не все из этого богатства находится под охраной государства. Их строительная история базируется в основном не литературных источниках, хотя кое-что сохранилось и из документов.
Серьезную попытку систематизировать это наследие, представить его масштабы предприняла замечательный курский архитектор Елена Холодова. В своей талантливой работе «Усадьбы Курской Губернии. Историко-архитектурный очерк». Здесь дан полный свод сохранившихся на Курской земле 208 храмов и монастырей. Автор показывает, что художественная ценность курского архитектурно-храмового искусства бесспорна. Хронологические грани этого наследства простираются от 16 века до наших дней. Значение его в характеристике зодчества и культуры определяются и  территориальным расположением, и ансамблевостью, и отдельными деталями как типичными элементами архитектурной среды в городской и сельской застройках.
Скажем, в одном из древнейших малых городов России – Рыльске, «дедушке городов курских», поставленном нашими предками на высоком берегу Сейма, яркими духовными центрами стали несколько ансамблей: Никольский мужской монастырь (упоминается в документах 1505 года), Успенский и Покровский соборы, Вознесенская семиглавая церковь, две часовни и остатки  колокольни старообрядческого храма. А до революции 1917 года в этом уютном и красивом городе звонили колокола 16 соборов и церквей.
Этот город на фоне других малых городов России смотрится светло и празднично. Хотя тоже несет на себе раны минувших веков: войны и пожары, голод и революции, разруху и реформы, утраты и обретения, падения и взлеты… Заряженный высокой энергией ушедших столетий, выделяющийся и ныне особой духовной наполненностью, он достойно представляет самобытную и неповторимую курскую землю. От таких городов тянутся родники, подпитывающие реку исторической памяти человека.
Ну, а жемчужинами храмовой архитектуры почти тысячелетнего Курска, безусловно, являются кафедральный Знаменский и Сергиево-Казанский соборы, украшающие центральную часть города. В Знаменском хранится курская святыня – чудотворная икона Божией матери «Знамение» Курская Коренная. Там же находится и кафедра митрополита Курского и Рыльского Ювеналия.
Ныне этот главный собор «соловьиного края» обновляется после надругательства над ним советской власти  (в храме многие годы находился кинотеатр «Октябрь»). В первозданном виде откроется людскому взору огромный, вознесенный на 48-метровую высоту купол; мастера иконописи Санкт-Петербурга, трудившиеся над росписью Храма Христа-Спасителя в Москве, распишут и курский кафедральный собор. А сегодня в городе радость великая: на Знаменском соборе засиял золотом купол звонницы. События этого ждали полвека.
Непрестанным усердием митрополита Ювеналия и его сподвижников  за последние годы преобразились и другие курские храмы – Сергиево-Казанский собор с его уникальным иконостасом, Ильинская и Никитская церкви, Нижне-Троицкая, ведущая свою родословную от царствования Бориса Годунова.. Стараниями владыки закладываются и освящаются новые храмы. Колокольные звоны разносят теперь благовесты и в самых молодых городах курской земли – Курчатове и Железногорске.
Полнится богоугодными заведениями и Курск. Он, как и в старь, вновь становится крупным центром православия. В октябре 1998г. в северо-западном микрорайоне владыка Ювеналий благословил открытие нового прихода. Здесь, на самой высокой точке, будет сооружен величественный храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. А украшением проспекта Кулакова и всего Сеймского округа, несомненно, стал возведенный здесь храмовый комплекс с Преображенской церковью, трапезной, крестильней и воскресной школой.
Примечательно и то, что ныне в области уже действует шесть  монастырей  (в России 478): три мужских:  Знаменский – в Курске, Свято- Никольский – в Рыльске, Рождества пресвятой Богородицы Коренная пустынь – в м. Свобода Золотухинского района; и три женских: во имя преподобного Алексея, человека Божьего, на окраине м. Свобода, Казанской иконы Божией Матери – в селе Большегнеушево Рыльского района и Свято-Троицкий – в  областном центре, где окреп голос великой певицы Надежды Плевицкой.
Обладая острым духовным зрением и  здравомыслием, пройдя через лишения, митрополит Ювеналий все годы пастырского служения посвятил восстановлению и строительству православных святынь, поколению многострадальной земле нашей. Которую любит и бережет свято, как любили и берегли ее предки. И вполне закономерно, что указом президента России владыка Ювеналий в апреле 1999 года был награжден «за большой вклад в возрождение духовно-нравственного воспитания и укрепления гражданского мира» орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.  Благодаря ему слово Божие вернулось во многие уголки нашей области, где долго не видели живого священника.

«Я молюсь на твои, моя Русь купола»

Я молюсь на твои, моя Русь, купола,
На церквушки, кресты и могилы,
И за то, чтобы встала  ты в рост и жила,
Набираясь божественной силы…..

Это стихотворение, ставшее уже великолепной песней, принадлежит перу не профессионального поэта, а профессионального судьи Василия Золоторева, которого покорила не только стать русских храмов, но и божественная сила, которой наливается встающая с колен Россия – Дом Пресвятой Богородицы.
Возвращаясь к православным традициям, мы постепенно выходим из тени бездуховности, перемещаясь из пространства тревог в пространство надежд. Мы уже не глумимся над предками, их жизнью  - не всегда праведной и прозорливой, не во всем сладкой и складной. Понимая, что это – наши отцы и деды, наша история – другой нет. А Россия – наша Родина, единственная и неповторимая на все времена. А православие – как знамя возрождения России.
Христос не идеализировал земную жизнь: «посылаю вас, как агнцев среди волков, будьте мудры, как змеи, и кротки, как голуби..» И человек земной проходит через океан испытаний, все время находясь в знаменитом треугольнике: Человек – Бог – Дьявол. И не случайно святые мученики всех минувших веков призывали мирян спастись в вере Господу. И мы говором не просто о возрождении России, а православной России. Как поется в песне: «Встань за веру, русская земля!»  И не надо стесняться самих себя, своей веры, своей национальной культуры, своих православных традиций. Ведь на православии у нас было завязано все: семья, школа, культура, власть. Помня об этом, мы должны поддерживать все ростки возрождения православия и общенационального единения на  ниве народной христианской нравственности.
«Господь помилует Россию и приведет ее к великой славе», - не уставал повторять самый великий подвижник благочестия последних времен Серафим Саровский. Он видел смысл жизни христианина в «стяжании Святого Духа».
К сожалению, мир слишком пестр. Одни живут по заповедям Христовым, другие – ради живота своего, на потребу свою, а не Отчества ради. А у нас у всех один выбор: или единение, или распад. Мы слишком много и многих ненавидим, а надо прежде всего полюбить друг друга. Только в любви возможно единение. А начало любви – в сострадании.
Давно примечено: где церкви сохранились, не разрушены, там и нравы повыше, и люди живут чище, опрятнее, дружнее.
За годы коммунистического правления Русская Православная Церковь подвергалась либо прямому уничтожению и гонениям, либо подавлялась идеологически и экономически. А там, где подавляются традиционные конфессии, там прорастают сектанты разных толков. И речь тут не только о религии, а о национальной культуре, исторических традициях, русском наследии, да и будущем России в целом.
Ведь русские  - народ Богоносный. И Божья благодать не оставила нас пока. И Россия, как подножие Престола – жива. И верующие теперь не гонимы. И, кажется, услышаны пламенные слова святейшего патриарха Тихона из 1918 года: «Богатые и бедные, ученые и простецы, старцы и юноши, девы, младенцы – соединитесь все вместе и умоляйте милосердие Божие о помиловании и спасении России»
Конечно, сложно живет человек наедине с собой. Но если он не потерял себя, жизнь его найдет, а церковь поможет. Храм – самая надежная гавань.
И не случайно тянутся в Курск люди полюбоваться  храмами, поклониться святыням и насладиться колокольными звонами. Традиции русского православного звона уходят в глубь веков. Первая запись о колоколе в летописи значится под 1066 годом. Но после революции 1917 года началась смута, больнее всего ударившая по православным традициям. Только за десять довоенных лет было уничтожено 400 тысяч колоколов. А последний колокол отлит на Валдае – для пожарного депо.
Ныне колокола снова вернулись в нашу жизнь. И даже люди не воцерквленные внимательно вслушиваются в глухие удары колокола. И это понять нетрудно: колокола – своего рода символы в духовном единении верующих и всех честных людей в благословении добра и милосердия.
Колокольные звоны стали неотъемлемой частью современной культуры – колокольные фестивали и конкурсы привлекают тысячи поклонников этого самого сложного жанра в музыкальном искусстве. Появились школы звонарей, искусных знатоков колокольных звонов. Четверть века тому назад создана Ассоциация колокольного искусства. Значит и впредь звучать колоколам Отчества!
2002 г.


Рецензии