Мастер миниатюры Татьяна Трунова

   


    Первое впечатление от произведений Татьяны Труновой было: «Боже! Как можно так писать… В небольшом произведении, в нескольких словах сказать о вечном…обо всем…» Только потом, я прочла слова Д.С.Лихачева, который  писал о жанровых особенностях миниатюры, где «… человек стремится как можно полнее, шире охватить мир, сокращая его в своем восприятии, создавая «модель» мира – как бы микромир». Узнала о том, что «жанр миниатюры – это своеобразный показатель большого мастерства автора, ибо в выборе этого жанра проявляется стремление, желание, умение писателя насытить предельно малый объем значительным содержанием, которое, подчиняясь требованиям формы, концентрируется, сгущается, уплотняется».
     Я была поражена, что с первой строчки произведений Татьяны уловила её неповторимое мастерство, её потрясающий талант.
      В произведении «Листик» мы вместе с автором как бы перевоплощаемся в  маленький листочек, рождаемся  с ним, наполняемся его жизнью, проживаем его жизнь, полную  треволнений и забот;  видим «удивительный свет»  над ним,  который «просто ослепляет»;  чувствуем «лёгкий ветерок»,  радуемся, что нас окружают «красавицы-бабочки», «музыканты-кузнечики», «даже неповоротливые гусеницы». Ощущение счастья  переполняет нас, пронизывает  вместе с героем: «Как интересно! Оказывается, жить – это совсем не плохо».
      Но вдруг порыв ветра подхватывает наш листочек, уносит, бросает на землю…жизнь кончается: «Скоро опять станет тесно и темно».
     Уже в этой небольшой миниатюре художнику удалось затронуть очень глубокие темы,  такие, как счастье жить на земле, скоротечности жизни, зависимости всего живого от внешнего мира и извечный мотив  -   смертности всего сущего на земле. Жизнь - маленький листик в вихре урагана, несущийся  в бесконечность…
      Но в отличие от других авторов, у Татьяны Труновой  нет безысходности, даже в теме смерти. Листик уходит из этого мира с благодарностью, что познал эту жизнь, что жил: «Ну что же, зато теперь я знаю, что такое жить». Это произведение  звучит призывом: «Надо жить и быть благодарным за то, что ты жил на этой прекрасной земле».
     Миниатюры Татьяны Труновой  можно отнести к разряду лирико - эпических за их тонкий, необыкновенный лиризм.  Они также удивляют нас своей почти детской чистотой, наполненностью солнечным светом, радостью жизни и, вместе с тем,  огромным философским смыслом.   
    Миниатюра «Черепок» тоже заставляет читателя задуматься над очень серьёзными вещами. Здесь мы вместе с автором погружаемся в мир «мусорной кучи», где живёт множество предметов, которые  оживают под рукой мастера. Каждая вещь обретает  своё звучание, свою историю, свой символ, свою душу. Вот перед нами «зубная щётка без щетины», когда-то она «стояла в красивом стаканчике», «расческа играла прекрасными локонами», а «башмак был изящной туфелькой». Только черепок «ничего не знал о себе», не мог поведать друзьям своей истории.
Однажды его жизнь изменилась,  его принесли в музей, поместили жить на полку среди  других экспонатов, а главное, он узнал, что в прошлом был «прекрасной амфорой с изысканным орнаментом», и у него появилась «своя история».
   Читатель не просто погружается в мир героев Татьяны Труновой, он начинает жить их жизнью, сопереживать их судьбам, открывая для себя важные истины. В этой миниатюре также звучит тема бренности всего существующего на земле, быстротечности жизни, от которой остаётся только  «своя история». И здесь, в этой миниатюре автор находит такие слова и краски, что на душе читателя тепло и спокойно, словно он  живёт не в реальном мире, в мире сказок, в мире светлого детства. Перо автора можно сравнить с пером самого Андерсена. Не случайно Татьяна Трунова в своём творчестве обращается к жанру сказок. Сказки её также исполнены глубокого философского смысла, как и прозаические миниатюры. Они и напоминают миниатюры. Нас завораживает сказка - миниатюра  «Про Героя», который жил, казалось бы, очень счастливой жизнью в своём маленьком мире, где  все окружающие рабыни его боготворили, «предупреждали каждое его желание». И вот однажды он  встретил  Незнакомку в развевающемся белом плаще…  Любовь ворвалась в его жизнь, поселила печаль в его сердца, изменила  мир. Ничто  больше не приносило ему радости, «у него ныло сердце, и  Герой надеялся, что промелькнёт где-нибудь белый плащ, и позовёт его с собой Незнакомка – Королева - Богиня…»  Наш Герой и героиня не имеют имён. И это не случайно, автор, как бы тем самым расширяет границы сказки-миниатюры, проблемы произведения становятся общечеловеческими. Перед нами открывается картина реальной жизни, где властвует Любовь, которая «поднимает нас ввысь», делает  «по-настоящему счастливыми» и в тоже время глубоко несчастными, когда Она нас покидает.
    В миниатюре «Танец» автор находит яркие краски, чтобы создать пленительный портрет актрисы, рано ушедшей из жизни, передает впечатление от встречи в танце с талантливым человеком и очень больным: «И вдруг такое сияние и легкость. Необыкновенная лёгкость во всём. Белые прозрачные одежды, улыбка, развевающийся шарф…»
Танец потрясает читателя, который знает, что человек обречён. Так можно танцевать только на краю… «Волна чувств несла нас в неведомое, которое притягивало с какой-то  магической силой.  Душа рвалась на свободу, к свету…верх блаженства – состояние неземное…». Снова звучит тема бренности и красоты жизни в этой миниатюре, тема красоты человеческой души, побеждающей смерть. «Хотелось ликовать и петь от открывшегося чуда и сознания удивительного, скрытого внутри нас».
     Татьяна Трунова очень наблюдательный  человек, очень тонкий, с  чувством юмора. Её зарисовки о природе полны любви ко всему живому, необыкновенной доброты, мудрости. Особенно эти качества проявились в миниатюре «Семейная сцена». Здесь мы  вместе с автором становимся свидетелями семейного раздора между супругами-сороками, которые вдруг рассорились, по мнению автора, о том, где им нужно лучше построить гнездо: «Он держал в клюве прутик и, потеряв всякое терпение, настаивал строить гнездо именно на этой берёзе. А она в очередной раз не соглашалась. Перебранка продолжалась довольно долго». Но всё закончилось очень мирно.  Наша героиня не выдержала, вспорхнула и улетела…Немного подумав, герой «выбросив свой прутик», «полетел вслед за своей любимой. Что же поделаешь, женщина…» Автор не только открывает читателю удивительный мир природы, но подводит его к сравнению с человеческой жизнью, к обобщениям.
      Очень интересны «Размышления» автора о своей жизни, как, впрочем, и о жизни сотни тысяч других женщин. «Размышления» - это своеобразный протест, бунт против непомерного груза забот, проблем, сваливающих на плечи хрупких женщин, которые они несут безропотно, молча и терпеливо, рассчитывая только на себя, да на Бога.
    Татьяна Трунова пишет не только прекрасные миниатюры, сказки, философские размышления, но она создаёт ещё и замечательные очерки. Например, «Моя литературная гостиная», где автор рассказал читателям о становлении и развитии двух литературных салонов города Ульяновска, «Четверги  Лилит», а также салона «У Лены». Они написаны очень эмоционально, искренно, как пишут о самом дорогом в своей жизни. В очерках  много фактов, деталей, имеющих историческую ценность, даны важные оценки, характеристики людей, происходящих событий, тем самым автор вносит большой вклад своим трудом в освещение литературной жизни города.
     Татьяна Трунова проявила себя  и как блестящий литературный критик. Её статьи о творчестве поэтов и прозаиков  отличаются остротой ума, чёткой логикой, умением анализировать материал, видеть главное в творчестве авторов, безошибочно открывать таланты. 
Ну, а её умение заворожить,  взволновать читателя,  уловить в малом – большое, в случайном - неслучайное,  в небольшой вещи - весь мир, глубина произведений, чёткость отделки, тонкий, проникновенный лиризм,  светлое восприятие жизни, -  всё это говорит о том, что своим творчеством Татьяна Трунова продолжает лучшие традиции наших классиков, создателей жанра русской прозаической миниатюры: И.Тургенева, А.Куприна, И.Бунина, И.Анненского, В.Короленко, М.Горького и других.


               


               

































               
               
   





















            
      


       
               


Рецензии
Как хорошо написала, Ниночка, зримо, с любовью к творчеству Т.Труновой.
Счастье, когда в творчестве нет темы безысходности и отчаяния и все
видится в светлых тонах, даже окончание земной жизни...
Спасибо тебе за знакомство с новым автором, обнимаю, И.

Ирина Фетисова-Мюллерсон   06.04.2019 18:59     Заявить о нарушении
Иришенька, любимая моя, как я рада, что ты заглянула ко мне на страничку, просто подарок. Спасибо за отзыв замечательный. Радуюсь, много ли автору надо для счастья.
Танечка, действительно, очень талантливый человек, жаль, что она не публикуется в интернете.
Иришенька, с наступающим тебя праздником Благовещения, здоровья тебе и близким, неиссякаемого вдохновение.
С искренним теплом и любовью, Нина Климко

Нина Климко   06.04.2019 19:23   Заявить о нарушении