71. У финиша

Одевшись, я вышел. Заглянул в клуб. Лукьяненко спал на матрасе на столе из досок. Будить не стал. Посмотрел проведённую работу, поздоровался с каждым. Все точно знали свои обязанности.
Пришла смена. Не останавливая процесс, ребята передали друг другу дела и пошли в сторону бухты. Я попросил разбудить в клубе Лукьяненко. Наверно, надо командирам договориться, чтобы не гонять людей так далеко. Найдётся, наверно, у пограничников место для сна и отдыха десятка полтора моряков. Не так уж много времени осталось. И покормить тут можно. Двое суток не был на разводе и отчёте. Надо будет предложить такой вариант.
На обед нас пригласили в столовую заставы. Если ничего не помешает, то завтра к вечеру двигатель будет около места установки. Здесь нет каменных глыб, за которые мы цепляли лебёдки. Мы уже заготовили стальные штыри и анкеры. Забивать их заранее не стали. До такой точности мы проект не составляли. Специальная бригада монтажников заканчивала установку и монтаж атрибутов и вспомогательных устройств для двигателя. Дело только за нами.
Последние метры транспортировки достались мне. Остановили двигатель напротив торцевой стены, выполненной в виде больших ворот. Никто не додумался проверить правильность установки анкерных болтов. Бетон целый месяц грели электричеством, он уже схватился. Когда стали проверять, оказалось, что отклонения не только превышают  какие-то допуски, но лишь один из шести болтов можно считать залитым правильно. Начальник заставы развёл руками: у них нет строительных специалистов. Как будто у нас есть?
Надо было срочно исправлять ошибку. Собрались для очередного мозгового штурма. Кто-то предложил поставить двигатель на нашей деревянной подставке. Идею развили до металлической подставки, в конечном итоге превратившейся в обычные швеллеры, с незапамятных времён валявшихся за зданием штаба. Его можно закрепить на «неправильные» анкеры на фундаменте и сделать на другой полке «правильные» отверстия для крепления. Тем более, что из-за недостатка цемента фундамент оказался ниже проекта. Получив одобрение, люди задвигались.
Просверлили «по месту» на швеллерах одну полку. Правда, пришлось приварить дополнительное ухо на одном из швеллеров, чтобы попасть на совсем неправильно залитый анкер. Так же установили второй швеллер. Замерили расстояния между опорами. Получалось почти идеально. Приготовились затянуть генераторную установку на место. Теперь примерзание пэны сыграло для нас положительную роль. Раскрыв торцевую стену, мы легко стянули с неё деревянную подставку и подтянули к швеллерам. Но как поднять двигатель со свободными лапами? Если не сохранять соосность, поднимая  блок без подставки, может произойти прогиб соединительного промежуточного корпуса между двигателем и генератором. Тогда можно будет финал считать катастрофой. Нам соосность не восстановить.
Ребята предложили пустить брусья под перемычками, поднимать домкратами за эти брусья. Опорные брусья отпилить и контролировать отклонение лап. Отклонение компенсировать деревянными клиньями, забивая их под двигатель. Было предложение натянуть между лапами нитки, тогда будет заметно малейшее изменение. Ничего другого не придумывалось.
Однако, верхние брусья отпилили ещё внизу. Поднимая домкратами по миллиметру, следили за отклонением лап по ниткам. Когда опорные брусья оторвались от земли, их тут же отпилили до средних лап, укоротили и передний поперечный брус. Осторожно потянули двигатель лапами на швеллера. Кто-то догадался смазать поверхности швеллеров густой смазкой. Потом пришлось притягивать вновь установленные брусья к двигателю, когда потребовалось переставлять домкраты.
С огромным напряжением ума и выдумки ребята затащили генераторную установку на швеллера. Отметив в наиболее подходящем положении отверстия под болты крепления, просверлили полки. Заметив не очень надёжную устойчивость швеллеров, приварили куски швеллеров на торцы. Получилась своеобразная коробка из швеллеров. Для усиления вварили обрезки толстых листов между полками швеллеров. Позднее такое усиление я замечал во многих конструкциях. Отсоединили и удалили остатки деревянной подставки.
С проблемами и их решением подсоединили установленные ранее радиатор охлаждения, масляный бак с насосной установкой, электрическую и контрольную аппаратуру. Ребята работали с увлечением. В закрытом помещении делать было что-то намного легче. Часть ребят почувствовала себя лишней и попросила освобождения. Это были силовики-механики, которые не очень соображали в мелочной работе по настройке. Они с честью выполнил работу по перемещению установки. С общего согласия их отпустили.
Наконец, всё было готово. Проверена подача масла, вентиляторы и насосы системы охлаждения. Кто-то предложил систему охлаждения подключить к системе отопления штаба, чтобы, как на наших кораблях, использовать тепло в пользу. Этому обрадовались пограничники. Тут же нашлись трубы, которые проложили по бетонным столбикам забора. На всякий случай сделали отпайки, заглушенные кранами, в сторону казармы. Нашлась и стекловата для утепления. На десяток минут остановленное отопление штаба для врезки отпаек работники даже не заметили. Вставал вопрос запуска. Двигателисты прокручивали двигатель стартерным устройством, даже на пару секунд дали подачу топлива. Двигатель «схватил» без проблем. Теперь требовалась вода для рубашки охлаждения. Но её не было. Воды из ручья едва хватало для приготовления пищи. Воду из снега для использования в пищу запрещала использовать медицина. Но и её с трудом хватало для уборки и умывания.


Рецензии