72. Не прожить без проблем

Снегоход привёз несколько баков воды из нашего ручья, на нескольких кострах топили снег, но по расчётам всей этой воды хватит только на заполнение системы самого двигателя. Ребята предложили поставить краны на подводке воды к радиатору. Кстати, меня удивило использование немецкого радиатора, похоже, танкового. У него горизонтальные трубки охлаждения. Как он здесь оказался, и почему он оказался задействованным в проекте?
Ребята предложили заполнить рубашку охлаждения двигателя, нагреть её обкаткой двигателя, а слив горячую воду в баки со снегом, получить дополнительное количество воды. Двигателистов больше всего смущала вероятность замерзания воды в двигателе в процессе заливки. Собрав всю воду около двигателя, начали заливать, подмешивая в неё горячую, которой было слишком мало. Воды едва хватало, чтобы покрыть до половины полостей головки блока. Рискнули запустить двигатель и сразу же циркуляционный насос. К общему удовлетворению температура воды замеряемая в головке блока росла медленно. Скоро из заливного канна потекла вода. Сразу же открыли сливной кран, выпустив часть воды в бак со снегом.
Едва заглушили двигатель, как из штаба пришёл посыльный. В кабинетах невозможно разговаривать из-за грохота выхлопа. И это на холостом ходу! Ему показали проект и «послали» разбираться к проектировщикам. Пока сливали горячую воду и получали таким образом дополнительную из снега, активисты, среди которых стало много и пограничников, придумали сделать топильное устройство. При заливке фундамента наткнулись неизвестную трубу. В неё летом вылили довольно много воды, но куда она выходит, не нашли. На всякий случай сделали пробку и залили бетоном. Предложили при следующем запуске двигателя попробовать пустить туда выхлопные газы. Пока одни возились в водой, другие расковыряли бетон, вынули пробку и переставили выхлопную трубу вниз. Дюритового шланга не хватало, поэтому приварили к подземной трубе кусок стальной трубы. Двигателисты подождали, потому что двигатель даже на ощупь был тёплым. Теперь закрыли кран на двигателе, а количество воды проверяли в расширительном баке. После запуска двигателя из стыка дюритовой и стальной труб пошёл дым. Пока стык герметизировали, сопротивление газов в трубе снизилось. То ли дымовые газы вытолкнули какую-то пробку, то ли труба была слишком длинной, поэтому сказалась инерция воздуха в трубе.
Работавшие с выхлопной трубой предложили по принципу охладителя самогонного аппарата сделать устройство для таяния снега. (Есть же и среди пограничников выдумщики!) Откуда-то притащили бак литров на 100 из нержавейки и свёрнутую в спираль трубу тоже из нержавейки. (Неужели немцы в те годы перехватили нашу сегодняшнюю идею?) Витая труба идеально входила в бак и в отверстие в дне. Подогнали выхлоп из нержавейки к трубе в бетоне и к дюритовой трубе. Снова запустили двигатель. Выплюнув в стыки немного дыма, двигатель запустился. Из снеготопильного устройства долго не было ни одной капли. Но вокруг спиральной трубы снег потемнел, но таял неактивно.
-- Зря столько нержавейки израсходовали.
-- Движок на холостых работает. Дадут нагрузку – струёй пойдет.
Следя за уровнем воды в расширительном баке, стали топить снег, снова сливая горячую воду. Полученную воду заливали в расширительный бак. Слыша грохот двигателя, но не слыша выхлопа, пришёл начальник заставы. Минут через пять ему доложили, что на пограничном посту под землёй слышна работа двигателя. Командир приказал продолжать наблюдение. Достав из планшетки карту, показал, в каком направлении может идти труба. Там слышат звук выхлопа. Это было на берегу около десятка километров от заставы.
Таким образом заполнили расширительный бак, потом трассу к штабу и, наконец, открыли краны к системе отопления. Благо, что в системе отопления штаба собственный расширительный бак тоже был с отсекающим краном.
Люди устали. Валились с ног от усталости. Теперь, когда система отопления штаба соединена с системой охлаждения двигателя, можно не бояться заморозить двигатель. Он будет работать в режиме радиатора от котла штаба. Для уменьшения теплопотерь накрыли двигатель брезентом и пошли поужинать и отдохнуть. Времени было около полночи.
Нам отдали спортзал и принесли ужин прямо туда. Не все смогли даже поесть. Люди засыпали от усталости, хлебнув пару ложек. Кто как растянулись на матах. Видимо, проснувшись, доедали и спали дальше. Утром у всех тарелки были пустыми. К утру печка нагрела спортзал чуть больше необходимого.
Утром не выспавшиеся, но с морской настойчивостью, мы снова собрались у двигателя.
-- Что им делать, если двигатель по какой-то причине заглохнет?
-- А запускать свой движок. Мы его к общей схеме тоже подключили и от него запускать наш. Это как это заглохнет? Наш можно только специально заглушить. Кстати. В хорошую погоду в полярный день, когда электричество почти совсем не расходуется, вместо нашего им можно свой запускать. Топливо сэкономят.
-- Лукьяненко! Ты в этом хорошо разбираешься. Приказываю, как старпом, написать им инструкцию по использованию и аварийным ситуациям. Нас ведь не будет, а подсказать будет некому.
-- Товарищ лейтенант! Это же даже за один день не сделать.
-- Вот и оставайся, пока не сделаешь.
-- Разрешите приступать?
Он сходил в штаб, выпросил там амбарную тетрадь в клетку, сел к столу из досок, который использовался, как верстак, и начал писать. В это время вчерашний оператор опять запустил двигатель и прогрел его. Услышав шум двигателя, пришли пограничники. Рассказывая им что-то и показывая на пульте, оператор включил шесть лампочек, загоревших красным светом недокала. Лампочки то гасли, то разгорались. Прибавил обороты. Лампочки стали гаснуть и разгораться медленнее, как свет в кинотеатре. Прибавил обороты двигателя, и лампочки долго снижали яркость. С увеличением оборотов процесс опять ускорился. Я спросил оператора, что это.
-- Сигнализатор совпадения частоты фаз. Если частота другого генератора не совпадает, лампочки мигают. Если они погасли, напряжение и частота фаз совпадает. Тогда можно нечувствительно для сети включиться.
Я с умным видом кивнул и отошёл. Для меня это китайская грамота. Частота и напряжение понятны по школьной физике, а всё остальное – тёмный лес. Зато его ученики понятливо закивали. Как только лампочки опять погасли, оператор включил главный расцепитель. Двигатель изменил тон. На папином тракторе так было, когда он начинал катиться под гору. Оператор добавил обороты, но вместо их увеличения двигатель заработал под нагрузкой. Что-то отследив по приборам, и обратив на них внимание слушателей, он опять прибавил подачу топлива. От дюритового шланга пошёл пар, а из топильного устройства потекла вода, снег в баке стал оседать. Значит, пошла нагрузка. (Это я понял сам.)
Для меня тут большая часть действий становилась непонятной. Завтрак нам принесли прямо в моторное строение. Продолжая манипулировать регуляторами и переключателями, оператор всё объяснял и показывал. Затем включил что-то и отошёл. Ученики задвигались вдоль пульта от одного указателя к другому. Показали на какую-то лампочку. Оператор открыл краны на радиатор, выпустил из его бачка воздух, проверил воду в расширительном бачке и включил вентилятор. По помещению пошёл ветерок, с каждой минутой становящийся всё теплее.
После всех объяснений, оператор включил что-то и опять отошёл. Теперь около пульта задвигались ученики. Оператор совсем ушёл от пульта, но двигатель потихоньку стал изменять тон, работая всё мягче.
-- Что с ним?
-- Я включил автоматическое управление. Теперь им управляет автоматика. Мы её с судна сюда перенесли. Нам-то она больше не нужна, а для них, особенно на первых порах, незаменимая вещь. Привыкнут. Вроде толковые.
Двигатель сам поиграл нагрузкой и вышел на холостой режим. Оператор выключил расцепитель. Снова заморгали лампочки. Заглушил двигатель. Наступила приятная тишина.
-- Всё понятно?
-- Вроде всё. А как проблема придёт, всё перепутается.
-- Вы не отключайте автоматическое управление. Оно наше, механическое, почти на всех аварийных ситуациях проверенное. С торможением, с опозданием, но работало без поломок.
С помощью помощников, он накрыл радиатор старым одеялом, а потом и всю установку брезентом.
-- Перед запуском не забудьте снять. Он и под брезентом работать будет, но мало ли куда брезент попасть может. О времени отключения нашего двигателя мы договоримся. Синхронизацию я вам показал. Без синхронизации тоже включить можно, но тогда локаторщики взвоют, у них белиберда пойдёт, пока автоматика на режим выйдет. Лампочек полно посгорает. Вы уж не торопясь синхронизируйте, а потом включите. В этом году раз только. А летом с тем в синхронизации потренируетесь. Что этот попусту гонять? – махнул на их маленький генератор.
-- Я всё закончил. Ещё на обед успеть можем.
Предложил мичману дописать инструкцию дома. Дома и стены помогают. Я доложил об отбытии дежурному и мы пошли. Домкраты, лебёдки и палубный настил оставили пограничникам. Вряд ли ещё кому-то они потребуются. Почти у деревни нас догнали мотосани. В отличие от снегохода на них могут ехать до семи человек с учётом водителя. Посадив нас, он в несколько минут доставил нас в порт.


Рецензии