62. На север! На службу!

Проезжая знакомую станцию и Питер, боролся с искушением повидать Пашу. Но, приехав с Лёшкой, я испорчу последнее впечатление о ней. Оттолкнуть его и заняться только мной она не сможет, а оторваться от него я не смогу.
В Питере пересели на Мурманский поезд. В поезде был один купейный вагон остальные – обычные жёсткие. Ждать скорый поезд было слишком долго. Мы не знали, что поезд пойдёт до Североморска, куда нам и надо. Он там отстаивался. Местные этим пользовались. Мы же этого не знали, пришлось добираться от Мурманска на маршрутке. Прохлада севера заставила одеться в шинели.
Был день, когда мы явились в отдел кадров штаба Флота. Там было не до нас. Нас послали в офицерское общежитие. Жившие там офицеры долго рассказывали, как тут плохо. Жилые дома плохо отапливаются, топлива не хватает и для флота, зарплату задерживают уже больше года, офицеры всех уровней бегут. Дисциплина упала, хотя как-то ещё держится.
С грехом пополам мы пережили ночь и снова явились в отдел кадров. Только к вечеру там разобрались и нас перенаправили в штаб дивизиона (где это рассказчик говорил, но я не запомнил, помню, что на полуострове Рыбачий). Там с меньшими проволочками нас поселили в офицерское общежитие, зато дольше разбирались, куда отправить. На третий день нас отправили с прибывшим мотоботом. В его трюме были гражданские лица и куча разного груза. Все гражданские были не моложе нашего папы. Среди гражданских маячили погоны пограничников. Кроме экипажа на палубе стояли несколько моряков. Кто-то просто смотрел на волны, кто-то курил. Грохот двигателя, шум ветра и волн не располагал к разговору.
Командовал судёнышком мичман, у руля стоял матрос. Судно козликом прыгала по волнам. Но судёнышко не ныряло в гребни волн, хоть и не спасало от брызг. Такой шторм мы видели на парусном судне в Балтийском море. Слева в серой мгле иногда виднелся скалистый берег. Отсюда не видно было, есть ли на нём какая растительность. Озябшие моряки спускались погреться в трюм или заходили в рулевую рубку. Но от троих в рубке становилось тесно.
Продрогнув, я спустился в трюм. Здесь мешал разговору грохот двигателя за переборкой. Зато от переборки было тепло. По периметру трюма были лавки в виде откидных полок, на которых сидели люди, в средине трюма кучей лежали ящики, мешки и тюки. Среди них я увидел и свой чемодан. В трюме сильно, но не удушающее пахло соляркой. Человека три держали в руках пакеты и иногда наклонялись к ним – укачало. Другие, откинувшись к бортам и переборкам дремали. Вид борющихся с укачиванием вызывал тошноту, поэтому, едва погревшись, я снова поднялся на палубу.
Судно уже повернуло и сильно качаясь на борта шло наискосок набегающих волн. Больший поворот мог привести к излишней качке и возможному опрокидыванию. После очередного поворота ветер стал дуть сзади. По толчее волн я предположил, что мы в каком-то полузакрытом водоёме. Очередные маневры судна совсем сбили меня в ориентации. Вдали появился огонёк. Чем ближе подходили к нему, тем меньше становились волны. Скоро, оставив огонёк слева, мы вошли в небольшую спокойную бухту. Тут же вспыхнули прожекторы и фонари, осветившие два стоящие у причала некрупных военных судна. В темноте было трудно рассмотреть формы, чтобы определить типы судов.
Пассажиры вышли из трюма и выстроились цепочкой, передавая друг другу груз с средины трюма. Его складывали на деревянный поддон на берегу. У сходней матрос передал нам чемоданы и показал куда идти. Оглянувшись, я увидел, как матросы накрывают сложенный на берегу привезённый груз брезентом. Почти никто ничего не говорил, но все знали, кому что делать. Лишь изредка были слышны команды капитана бота и вахтенного офицера. На большем судне старшина с повязкой вахтенного на руке встретил нас у трапа, принял пакеты с документами и препроводил в каюту капитан-лейтенанта – командира этой группы судов.
Просмотрев документы, капитан представился. Представились и мы.
-- Однофамильцы?
-- Двойня. Братья.
Просмотрев остальные документы, капитан вызвал вахтенного офицера и приказал разместить вновь прибывших по каютам предшественников. Вахтенный передал меня вахтенному матросу, а сам ушёл с Лёшкой.  Матрос привёл меня в маленькую, я бы сказал, в миниатюрную каюту. Показал расположение шкафов, шкафчиков, выключателей и розеток. Попросив снять шинель, провёл по коридору и показал расположение гальюна, столовой и выходов на палубу.
-- Остальное освоите при детальном знакомстве днём. Ужин офицерского состава в 19 часов в столовой.
Я не сразу нашёл свою каюту в непривычном узком коридоре. Показавшаяся излишне малой каюта оказалась удивительно удобной. Теперь в одиночестве спокойно рассмотрел, что скрывается за многочисленными дверцами, нашёл подобие небольшого сейфа, аккуратно уложенную постель и умывальник. Если не пользоваться гальюном и столовой, то тут можно очень хорошо жить. В каюте было чуть прохладно после тепла дома и у Паши. Но и погода здесь соответствовала нашей осени. Где-то далеко ровно работал двигатель, за иллюминатором слышался тихий шорох волн. Может, мне показалось, судно чуть поднималось и отпускалось на волнах. Поскрипывали кранцы, но боковой качки не наблюдалось.
На сотовом телефоне отсутствовал значок антенны. Либо здесь не было моего оператора, либо вообще отсутствовала сотовая связь. Если то и другое, то хоть буду использовать аппарат в качестве будильника.
За пять минут до ужина раздался сигнал тревоги. Я выскочил в коридор, но там было спокойно. Поднялся к вахтенному на палубе. Тот объяснил, что это сигнал подготовки к ужину, а заодно и проверка сигнализации. Спустившись в столовую, нашёл собравшихся офицеров. Ровно в 19 в столовую вошёл капитан-лейтенант и представил нас с Лёшкой офицерам. Я приказом командира группы назначался командиром вооружения группы и комендором головного судна. Лёшка назначался штурманом второго судна. Капитан пожелал приятного аппетита и все приступили к ужину. Отдельные офицеры тихо переговаривались между собой. Дежурные матросы убрали тарелки и поставили стаканы с ягодным компотом. Капитан попросил меня через полчаса прибыть к нему на мостик. То же попросил сделать Лешке главный штурман группы. Только ему следовало придти на мостик второго судна.
Я вышел на палубу. Несколько офицеров подошли с расспросами. На их кителях были различные значки, но ни у кого не было медалей, а тем более орденов. Стали расспрашивать откуда я родом, где учился, как попал сюда. Никого не оказалось, ни земляков, ни учившихся в нашем училище. Но все удивились, что я сам попросился на Северный Флот. А назначение сюда единогласно признали ссылкой. Здесь нет ничего для развлечения. Даже баня не используется уже два года. Клуб в деревне работает только летом, а самая молодая женщина в деревне под пятьдесят лет. Летом приезжают на месяц-два школьницы и студентки. Вот и всё разнообразие. У пограничников есть несколько женщин – жён офицеров, но к ним не подпускают мужья и солдаты. Была одна оператор на локаторной станции, но полгода назад сменилась. Матросам, кроме деревни, в самоволку сходить некуда. В деревне живут норвежцы, которые спокойно относятся к русским, но все старше пятидесяти. Молодёжь уезжает на Большую Землю.
Пришло время подняться к капитану. Он обрисовал общую обстановку. До войны это была норвежская территория. Во время войны здесь был немецкий военный порт. Причалы и все береговые сооружения были построены в то же время.  И даже базирующиеся сейчас здесь корабли были тогда немецкими. Значительных боёв тут не было, но были в округе дальнобойные береговые орудия. Перед уходом немцы заминировали территорию. Большую часть наиболее посещаемой площади разминировали сапёры. Остались одиночные мины вне минных полей. Поэтому не рекомендуется уходить за пределы очищенных территорий.


Рецензии