Соционика К. Г. Юма и Эстэтика А. Д. Лиса...

Независимо от схем по соционике я открыл свои схемы; ( см. выше...) моя схема по эстетике,- справа... Соответственно; известная схема по соционике находится слева.

Соционика ближе к чистой психологии: анализ и раскладка психологических черт характера по чётко определённым психо-типам.
А Эстетика изучает роды литературы; в совокупности,- с психологическим окрасом их. Здесь я назову только главные подвиды этих родов литературы: Эпос; Трагедия и Романтика; Лирика; и,- Фантастика...

Я предпочитаю называть свои Четвёрки логических раскладок Тетрадами, опираясь на греческий язык. В соционике принято называть те же четвёрки Квадами, с опорой на латынь. Я исходил из привычки называть во философии логические тройки,- триадами. А тетрады изначально назывались в греческом четрадами или цетрадами, получив изначальные слого-корни из нашего общего пра-языка,- из китайского. Произошло фонетическое упрощение...

Если хорошо присмотреться, то можно обнаружить то, что на обеих схемах есть сходная структура: четыре на четыре,- с перпендикулярным расположением модификации первичной функции.

Я предпочитаю ставить первичные противоположности-бинарности,- по краям схемы; оставляя внутренние переходные логические поля,- посередине оной. Я добавил нумерацию и во чувственные вертикальные тетрады, голубым цветом( 1-2; 4-3),- но и во горизонтальную раскладку,- красным( алгоритм саморазвития функции = тот же: 1-2; 4-3,- от простого-1, через поиск более сложного-2; и после наслаждения обладанием патента-3; внедрение в жизнь изобретения-4).

Нарушение этого порядка(1-2; 4-3) часто ведёт к ошибкам, как мы увидим ниже: другие горе-"знатоки" соционики иногда произвольно путают расстановки, переставляя противоположности и их смешивания, как им заблагорассудится или втемяшится...

Общее у меня со соционикой то, что я,- как и они,- расставляю первичную раскладку( по чувству: злоба или\и испуг) вертикально. Здесь это видно по такой же вертикальной бинарности чувств: холерики(= Критико-сатирики) и меланхолики(= Сентименталы)!.. Да и горизонтальная раскладка,- как окажется,- у нас тоже общая: эпо-сенсоризм и лиро-интуитивизм!..

Однако, когда мы начинаем рассматривать детальнее левую схему от социоников, то у них появляются не-стыковки; так, например, для меня Рациональность скорее принадлежит меланхоликам и сангвиникам( уравновешенная цикличность чувственных реакций: сентиментальные юмористы и ироники...). Тогда как Иррациональность свойственна флегматико-холерикам( злобным патэтикам,- с неуравновешенными характерами)...

Когда мы переходим ко раскладке Эпос-Лирика, то и здесь можно обнаружить много не-стыковок.

Сенсорики-эпики и Интуиты-лирики,- это ещё приемлемо; и здесь,- повторюсь,- мы сошлись со социониками.

Но раскладка «Логики-Этики»,- это-ж= полный нонсенс.
1. Почему логичен первичный эпический бардак и суетливая беготня и драки? Скорее,- это А-Логика или Дурь...
2. Может быть, поэтому возникают Этика или Религия, как протест против первичного Хаоса; а протест против глупой имманентности сопровождается следующим этапом,- Романтикой или  Поиском Идеи-Открытия...
3. Этики-интуиты это скорее Идеологи, носители идей. Это сами гении-первооткрыватели. Это письменные хранители знаний: книги и библиотеки. Это преподаватели и профессорЫ.
4. И, наконец, на смену голым идеологам приходят не просто апологеты, но и внедрители идей( напомню, что идеи это= гениальные открытия). А внедрители идей; это не что иное, как - предприниматели!..

Интуиты-«логики» = нелепое название. Идеаты-внедрители или Фантасты,- было бы лучше. Однако сюда подзатесались искатели(= Дон Кихоты...); хотя, как я уже сказал, это чистые романтики,- должные находиться между крайностями Эпоса и Лирики; ведь трагедия и романтика это первый синтез,- а  именно,- на пути от эпоса к лирике...

Кто-то назвал Есенина лирико-романтиком; но с этим я ещё могу согласиться. Хотя романтичный лирик звучит лучше.

Наименования-псевдонимы для психологических типов придумала А. Аугустинавичюте. Социальную роль для этих типов, дополняя, определил В. Гуленко. Назовём эти определения рядом: первое,- от Аугустинавичюте; второе слово,- от Гуленко!(,- пока что не меняя на более правильный порядок развития психо-типов...).

Есенин;; Лирик.
Дюма;; Посредник.
Бальзак;; Критик.
Габен;; Мастер.
( Однако; новый изменённый порядок от меня будет таков: Габен-Дюма; Есенин-Бальзак. См. ниже).

Достоевский;; Гуманист.
Драйзер;; Хранитель.
Робеспьер;; Аналитик.
Максим;; Инспектор.
( Идя от простого ко сложному, станет: Макс Горький-Драйзер; Достоевский-Робеспьер...)

Гексли;; Советчик.
Наполеон;; Политик.
Дон Кихот;; Исследователь.
Жуков;; Маршал.
( Но мой порядок в раскладке будет иным: Жуков-Наполеон; Гексли-Дон Кихот! Хоть, как уже упомянуто, Кихота авторы поставили не на своё место).

Гамлет;; Актёр.
Гюго;; Энтузиаст.
Джек Лондон;; Предприниматель.
Штирлиц;; Администратор.
( Я не сдержался, и начал по ходу исправлять ошибки некоего автора: Штирлиц-Гюго; Гамлет-Джэк.).

К этим определениям,- основных образцов психо-типов,- добавились и другие тЕрмины; на русском но и,- на английском. Исправим,- также попутно,- и первичные порядковые неточности у неких авторов.

Меланхолики( у меня: Сентименталы); Первая четвёрка,- тетрада-квад:

Габен;; Мастер. Operator;; Mechanic;; прагматичный универсал.
Дюма;; Посредник.+ Composer;; Artist;; Член команды.
Есенин;; Лирик. Романтик;;+ Идеалист;; Healer-Целитель;;
Бальзак;; Критик.+  Thinker;; Architect;; Концептуальный мечтатель.

Флегматики( у меня: Патетики); Вторая тетрада-квад:

Максим( Горький);; Инспектор.+ Duty-fulfiller;; ответственный организатор.
Драйзер;; Хранитель.+ Protector; Nurturer,- Воспитатель; Исполнитель.
Достоевский;;+ Гуманист. Protector;; Cauncelor,- Советник;; вдохновляющий адвокат.
Робеспьер;; Аналитик.+ Mastermind;; Scientist;; независимый мыслитель.

...Однако; во моей раскладке Горький= стоит на месте Робеспьера,- он тоже фантаст: на-фантазировал новое литературное направление Соц-Романтизм... А Достоевский у меня стоит на месте Джека Лондона: что ни литературный герой,- то воплощённая идея... Ведь Фантастика это-же= вторичный синтез: лирики и эпоса,- именно в такой последовательности: от лирики к эпосу...

Холерики( злые Критики,- у меня); Третья тетрада-квад:

Жуков;; Маршал.+ Promoter;; Doer;; спонтанный реалист.
Наполеон;; Политик.+ Performer;; решительный весельчак.
Гексли;; Советчик.+ Champion;; Inspirer;; инициатор;; разведчик;; люди для него превыше всего;; вдохновитель.
Дон Кихот;; Исследователь.+ Inventor;; Visionary;; изобретательный новатор.
( Хотя, по моему мнению, Дон К. должен стоять на месте Драйзера: патетичный романтик...).

Сангвиники( мои: уравновешенные Юмористы); Четвёртая тетрада-квад:

Штирлиц;; Администратор.+ Guardian;; Superviser;; с само иронией( от меня...).
Гюго;; Интузиаст.+ Care-Giver;; Provider;; гармоничный все-друг.
Гамлет;; Актёр.+ Giver;; Teacher;; режисёр-наставник;; убеждающий переговорщик.
Джек( Лондон);; Предприниматель.+ Executive;; field-marshal;; „Experimentator“;; лидер;; командующий.
( Хотя, по-моему, он тоже= "уравновешенный фантаст", как и Достоевский).

После перечисления всех психо-типов, назову ещё раз одну распространённую ошибку.
По логике само-развития, исходя из моих " эстетических" раскладок, был бы такой порядок следования психотипов или черт характера:

Эпики( безмозглые драчуны и воины);;;;;
Лиро-эпики( трагики и романтики);;;;;
Лирики( идее-носители);;;;; и:
Фантасты( воплотители идей).

То есть; я поменял местами все ошибочно размещённые кем-то вначале этого текста -четыре элемента психо-типной четвёрки: квадо-тетрады.

Однако; задним числом подчеркнём правильный порядок в хорошей раскладке,- по чувству,- во схемах сверху,- и слева и справа( голубая нумерация в моей схеме может при этом помочь...):
1. Начнём снизу, идя вверх от меланхоликов\сентименталов;
2. Со прыжком от флегматиков\патетиков до
3. холериков\критиков; и со спуском на одну горизонталь вниз,-
4. Ко сангвиникам\ироникам и юмористам...

Моя первоначальная поправка была во четвёртой тетраде-кваде,- логического развития психотипов или характеров: от Жукова, через Наполеона, прыжок до Гексли. И от него возвратка ко «Дону Кихоту»( потенциал появления другого типа здесь есть)... Ведь; эпика первоначальнее лирики и с исторической точки зрения:
1. Рабовладение и войны.
2. Феодальное воцерковление.
3. Буржуазное просвещение.
4. Научный прогресс и производство продукции.

Впрочем; когда я получше присмотрелся ко схемам; то оказалось, что в обще-принятой схеме,- слева и сверху,- всё стоит правильно(,- как и во моей схеме...). Нужно было просто не полениться и вовремя поменять местами напечатанный кем-то здесь выше расклад, с неправильным порядком членов-типов во тетрадах...

А что касается до Этики или Логики?- Это уже выходит на уровень новой схемы: на уровень трёх-функциональных системников. Умение сопоставлять-оценивать; размышлять; сравнивать и отличать,- это новая функция,- заслуживающая своей подробной новой статьи.

Никакой дурак,- прошу прощения за резкость высказывания,- не позволяет себе даже экспериментально переставлять элементы в таблице Менделеева. А в социо-анализе последователей К. Г. Юнга( его известный труд назывался кстати: "Психологические типы". 1921 г.), как мы увидели, ошибки ещё встречаются: отечественные недоучки ещё на это способны...

Я здесь сравнивал свою таблицу и таблицы моих предшественников. Но,- судите сами,- у кого эти схемы более точны и просты?.. Алогичность противо-поставлений,- интроверты\экстраверты( я уже указывал на различную чувственную цикличность: критичные патетики или сентиментальные юмористы...). Хотя, если самокритично ещё раз взглянуть на обобщение социоников "Интроверты-Экстраверты"; то, всё-таки, в этом можно найти и нечто разумное: сентиментало-меланхолики и патетико-флегматики = более замкнуты на себе, чем более боевые типажи: критико-холерики и остепенившиеся юморные сангвиники...

А,- недооценка Идеала; и запутанность меж двух сосен( между логикой и этикой,- вот главные недостатки в Соционике. Смотрите -другие мои статьи по эстетике и по философии на сайтах Стихи-ру и Проза-ру! А также,- -статьи по Соционике в интернете!..

Отмечу и положительные стороны во данной соционической таблице слева сверху,- здесь уже есть выход на всемирность,- судя по охвату всемирных знаменитостей! А это часто является критерием истинности и многого стоит!.. Однако; только,- с учётом некоторой ревизии по конкретным типам, о которой я упомянул во своих примечаниях и дополнениях!..

Ах эта роскошь постановки крайностей по краям! Это красиво, естественно и просто...
При переходе к более сложным схемам( трёх-функциональным и выше), я ставлю первичные признаки в центр круга; это удобнее, хотя и не так красиво... Смотрите другие мои схемы и статьи!

По мнению автора; идеальная структура характеров состоит( исходя из алгоритма саморазвития "1-2; 4-3"...) в формуле: "1-4" а не "2-3". По чувственной раскладке;- как уже выше-упомянуто,- цикличность " сентиментальные юмористы/ироники" более развитА, чем зацикленность "злобная патетика". ( Хотя, по их ложной самооценке, "быко-волки" смотрят на "зайце-львов" чаще всего свысока...).

То же самое   происходит и с мыслительной раскладкой: 1-4 лучше 2-3. То есть; цикл " эпо-фантастика" развитее, чем цикличность "протестно-поисковый лиризм". Бесконечные поиски и эксперименты должны проводиться,- в лабораториях ниишных;- а не,- на живых людях!..


( Рисунок автора,- справа;- и обще-принятая схема по соционике,- слева...).


Рецензии