Россия большая или великая страна?

Я сидел в баре на берегу теплого моря в одной давно не экзотической стране. Одна рука была занята пластиковым стаканчиком с пивом, а вторая периодически совершала челночные движения между ртом и пепельницей, ловко манипулируя тлеющей сигаретой. Голова же была свободна от любой мысли и на автопилоте старалась не перепутать очередность двух действий: затянуться сигаретой, глотнуть пивка.

Пиво долго оставалось холодным, и это было единственным его достоинством. Собственно, чего я ожидал? За вкусным пивом надо ехать в Чехию. Здесь же оно выполняет простую функцию: смачивает и охлаждает пересохшую от горячего воздуха гортань.

Народ в баре не засиживался, а лишь подходил сюда, чтобы произнести пароль: «Ту биг бир» и получить в ответ два больших стаканчика с прохладным, освежающим напитком. За то время, пока я прохлаждался у стойки, ни один отдыхающий не назвал другой пароль. Да и понятно: за одним стаканчиком замучаешься бегать, а три больших пластиковых стакана, наполненных до краев пивом, очень уж неудобно нести.

Я настолько привык к однообразному «разговору» между барменом и отдыхающими, что чуть не поперхнулся, когда мужской голос совсем рядом со мной произнес на чисто английском языке: «Один Лайон, пожалуйста».

Я, как настоящий индеец, не стал резко поворачивать голову на голос, а взглядом проследил за барменом. Властелин пляжного бара нацедил новому клиенту пива из стойки, на которой красовалась надпись «Lion». Надо сказать, что всем остальным, включая и меня, он наливал пиво под названием «Кео». Теперь, когда бармен понес пиво обладателю голоса, отчетливо произносящему английские звуки, можно повернуть голову и рассмотреть «англичанина».

Лысеющий мужчина, слегка за сорок, светлые глаза и аккуратная рыжая усы-бородка вокруг рта – вот, пожалуй, и все, что смог отметить взгляд в первое мгновение. Это уже потом я разглядел и пивной животик, и натруженные руки, и умный взгляд. Пока же меня интересовал лишь один вопрос: почему он заказал конкретно Лайон?

- Лайон лучше, чем Кео? – спросил я его на языке очень похожем на английский. По крайней мере, я именно так позиционирую свое знание единственного иностранного языка.
- Намного лучше, – понял он.
- Почему?
- Сам попробуй.

Я отставил почти пустой стакан и попросил налить Лайона. Отхлебнув пару глотков, я постарался установить выражение лица, соответствующее эксперту по пиву и, глубокомысленно кивнув, произнес:

- Ты был прав, Лайон намного лучше.
- Вот видишь! – обрадовался он, – я же тебе говорил!

Выдержав небольшую паузу, необходимую для орошения гортани, которую раскаленный воздух успел высушить во время столь длительного диалога, я спросил:

- Откуда ты?
- Из Шотландии, – с нескрываемой гордостью ответил он.
- А чем занимаешься?

С ходу его ответ понять не получилось, но после пяти минут стыковок в понятиях и двух выпитых Лайонов, удалось выяснить, что он работяга краснодеревщик. Жизнью доволен. Его доходов вполне хватает, чтобы содержать жену и сына-тинэйджера, да пару раз в год греть пузо в теплых краях.

- Кстати, а как тебя зовут? – запоздало спросил я.
- Джон. А тебя?
- Меня – Сергей.
- Рад встречи, Сергей.
- Я тоже рад.
- Откуда ты, Сергей?
- Из России.
- Да, Россия большая страна.
- Россия ВЕЛИКАЯ страна, - машинально парировал я, не предполагая вызвать возражения британца.
- Россия большая, но не великая страна, потому что не может быть в великой стране бедный народ.
- А почему ты думаешь, что у нас народ бедный? Мы не считаем себя бедными. Мы не стремимся к богатству, как главной цели. Для русского главное, чтобы душа была чистая (я не знал, да и сейчас не знаю, как по-английски будет «совесть»).
- Это все правильно. Но это правильно, когда ВЕСЬ народ такой. А когда ваше правительство (он так и сказал government) покупает замки в Англии и Шотландии и наши газеты каждый день пишут о новых выходках русских – это не правильно. Они же богатеют за счет вас, а вы не реагируете.
- Да они нам безразличны. Пусть делают, что хотят. Россия еще и богатая страна. У нее на всех хватит. А правительство – лишь бы не мешало.

Это был июль 2008 г. Тогда казалось, что для власти вот-вот станет очевидна тупость (не подберу лучшего слова) нашей финансовой, налоговой, экономической, политики. Публичные деятели из телевизора не стеснялись осуждать экономический курс бывшего премьера. Заговорили о диверсификации экономики. Вселяла надежду рокировка между президентом и премьером. Мол, сейчас бывший президент сбросит с себя груз международных проблем, да как возьмется за экономику…!

Уже через 2 года стало понятно: НИЧЕГО в экономике меняться не будет. Под разговоры о деоффшоризации, с 2008 г. по настоящее время из страны выведено больше триллиона долларов капитала. Сколько выведено добавленной стоимости через оффшоры под эгидой экспорта, история умалчивает. Высокие цены на нефть позволяли не только «элите» жрать в три горла, но и народу какие-то крохи перепадали, вселяя уверенность в завтрашнем дне.

Благодаря этой уверенности, народ набрал кредитов и стал жить на широкую ногу. При этом отрыв от производительного труда не сильно влиял на благополучие населения. Да и зачем задумываться, откуда берутся деньги? Работодатель платит? Ну и отлично! Перестанет платить – найдем другую работу. И такая жизненная стратегия позволяла пару раз в год съездить в турцию-тайланд, не особо экономя на всем остальном. До определенного момента.

Этот момент наступил в 2014 г. Началось планомерное «опускание» всех стран периферии капитализма. В этом предложении два ключевых слова: «опускание» и «периферии». И ведь что характерно? Оба слова будто созданы для описания сегодняшнего состояния нашей страны.

Получается прав был шотландец Джон? Потеряла Россия право называться великой страной.
 
А если все так и дальше пойдет, может и большой быть перестанет.


Рецензии
Здравствуйте, Сергей!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
См. список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://www.proza.ru/2019/12/01/531 .

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   30.12.2019 10:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.