Конная гвардия Кубани ч. 21

Из отчёта Ставропольского краевого штаба партизанского движения: «...С 6 ноября 1942 г. совместные действия партизанских отрядов, действовавших в составе 4-го ГКККК, прекратились. Отряды партизан были переформированы и после короткого отдыха стали направляться в глубокий тыл врага». Надо отметить, что и корпус «Ф» был изрядно потрепан в боях, и немецкое командование всерьёз встревожилось, сможет ли он дальше вести операции в странах Ближнего и Среднего Востока. Генштаб сухопутных войск констатировал: «...Наступление с целью перерезать ж/д линию Кизляр-Астрахань в настоящее время не может быть проведено. Корпус понёс большие потери. Из 23 бронемашин, 10 подбиты. Группировка врага на данном направлении насчитывает до 4 тысяч человек». С середины ноября и до конца декабря 1942 г. наши войска находились в обороне, а немцы в наступление не переходили. Однако имели место бои за отдельные населённые пункты. Так в декабре 1942 г. казакам пришлось воевать в районе хуторов Новкус-Артезиан, Сунженский, Торосов, Нортон, в основном в пешем строю, против хорошо подготовленной обороны врага. С наступлением зимы появился новый беспощадный противник - холод. Сюда в ногайские степи и пески казаки пришли в летнем обмундировании. В боевых действиях многие лишились бурок. Спасаясь от холода. под черкески поддевали невыделанные овчины. ими же спасали от обморожения ноги. И всё таки казаки находили в себе силы бить ненавистного врага.

Ежегодно на Казачьем поле около Ачикулака, где в октябре–ноябре 1942 г. погибли почти 3 тыс. кубанцев, проводятся митинги в честь казаков-гвардейцев и ставропольских партизан, сложивших головы за Родину. В сёлах и аулах Ачикулак, Абдул-Газы, Махмуд-Мектеб, Каясула возвышаются обелиски в память о славных кавалеристах. Немцы ещё рвались вперёд, и наши войска напрягали все силы, чтобы их остановить, а в Ставке и Генштабе уже обдумывались планы будущих операций по разгрому фашистов на Сев. Кавказе и под Сталинградом. Довольно высокая эффективность боевых действий казачьих кавдивизий на Кавказе привела к тому, что ВГК поручил начальнику ГШ РККА просчитать вопрос создания конной армии на базе 4-го ГКККК. Изначально само предложение о преобразовании КК исходило от командующего ЗКФ И.В. Тюленева. Он был за то, чтобы объединить 7 кавдивизий: 30, 63, 110 и четыре гвардейских из состава 4-го ГКККК. И. Сталин отнесся к этому с повышенным интересом и даже лично запросил мнение ген. Кириченко. Комкор стоял на другой позиции - сохранить структуры корпуса и доукомплектовать его за счёт 3-х не гвардейских КД. Генштаб, после изучения вопроса также дал отрицательное заключение. Тогда и было решено Конную армию не создавать, но Сталин всё же настоял и директивой Ставки ВГК № 170687 от 12 ноября 1942 г. план формирования Конной армии был утверждён и Тюленеву надлежало его исполнять незамедлительно. 19 ноября началось контрнаступление советских войск под Сталинградом.

В этой связи следовало ускорить подготовку к наступлению и СГВ, дабы помешать переброске вражеских войск под Сталинград. Немцам всё же удалось перенаправить свою 23-ю танковую армию. Конная армия только начинала формироваться и её части усиления ещё не прибыли: четыре отдельных бронеавтомобильных и мотоциклетных батальона, два бронетранспортных, а также 140-я танковая бригада, три танковых полка (117 машин), 216-я авиадивизия в составе 2-х штурмовых (на Ил-2) и 2-х ИАП (на Як-7), 65-я мотострелковая бригада и артиллерийские средства усиления. Помимо того в состав Конной армии включили почти все кавсоединения фронта, а на укомплектование её тыла использовали тылы 37-й армии. Штаба Конной армии также ещё не существовало, хотя командующим уже был назначен Н.Я. Кириченко, а его замами ген. А.Г. Селиванов и Г.Т. Тимофеев. В ходе подготовки к контрнаступлению общевойсковых армий под Сталинградом возникли существенные трудности и поэтому Ставкой был утверждён другой вариант наступления СГВ ЗКФ. Для экономии времени от создания Конной армии директивой от 20 ноября окончательно отказались и по воспоминаниям ген. С.М. Штеменко – решено было создать два гв. КК, а технику и авиацию, направляемую для Конармии разделить между ними. 4-му Кубанскому (9-я, 10-я и 30-я кавдивизии) и 5-му Донскому (11-я, 12-я и 63-я кавдивизии) гв. казачьим корпусам ставились теперь разные задачи, что понятно, затрудняло их взаимодействие. На итогах боёв в начале декабря 1942 г. в полной мере отразились формализм и спешка, проявленные высшим командованием при формировании казачьих гв. кавкорпусов.

Особенно тяжело сказалось запаздывание танковых частей и нехватка противотанковой артиллерии. Ген. Н.Я. Кириченко в докладных на имя командующих ЗКФ и СГВ ЗКФ от 8 декабря 1942 г. указывал, что создание двух гв. корпусов ни численно, ни технически, ни морально казачьих дивизий не укрепило. В эскадронах осталось по 20-25 и даже 15 бойцов. На тот день КК имел 50 процентов личного состава, положенного по штату. Пополнение кавдивизии получили только один раз по 100 чел. И то не в сабельные эскадроны, а специалистов ВУС. Когда же в усиление Кириченко прислали конно-сапёрные эскадроны без лошадей, оружия. шанцевого инструмента, то он в докладной писал в штаб ЗВФ: "Это не конные, не гвардейские, не сапёрные и не эскадроны, потому что лошадей нет, инструмента нет, это неорганизованная голодная толпа людей... этот факт является ярким показателем преступно-формального отношения к выполнению распоряжений НКО и командующего фронтом. надругательством над гвардией и показом врагам нашей бедности... Такая злая сатира на гвардию и издевательство над советскими людьми терпимы быть не могут. товарищ Сталин  к гвардии относится совершенно иначе, чем чиновники, формировавшие эти "сапёрные эскадроны" (12д).  Таким образом, КК по количественному составу был равен дивизиям «лёгкого типа». Его состояние и боевые возможности вызывали возмущение у комкора Кириченко. Так, после инспекции 11-й гв. КД Кириченко докладывал командующему фронтом: "В результате преступного, повторяю преступного использования дивизия доведена до небоеспособного состояния.

Конский состав доведён до изнеможения... Люди измотаны, ободраны и завшивлены. Материальная часть и оружие истрёпаны и требуют немедленного восстановления" (12г). В период с 30 ноября по 11 декабря 4-му ГКККК пришлось вести напряжённые бои за села Ямангой, Иргакли и Калсулум. С 12 декабря 1942 г. по 4 января 1943 г. казаки-гвардейцы выполняли боевое задание по прикрытию Кизляр-Астраханской железной дороги. Также они действовали в целях отвлечения внимания противника от малгобекско-моздокского направления, где готовился наступательный удар наших войск. Не располагая достаточным количеством артиллерии, не имея танков, при слабой численности в полках (от 200 до 350 активных сабель) КК в тяжёлых боях с честью справился с поставленной задачей. Действуя в основном в пешем строю, против сильно укреплённых в инженерном отношении позиций немцев в районах населённых пунктов Берёзкин, Аликую, Нортон, Ямангой и других, казаки совершали массовые подвиги. У сел. Новкус-Артезиан Ставропольского края родилась бессмертная слава адыгейца Айдамира Ачмизова. На огневую позицию, где он был заряжающим орудия 2-го гв. конно-артиллерийского дивизиона устремились 5 тяжёлых и 6 средних немецких танков. Весь расчёт орудия, кроме рядового Ачмизова, был выведен из строя, но он, тяжело раненый, продолжал мужественно вести неравный бой и уничтожил прямой наводкой 5 танков. Враг не прошел; позиция удерживалась до прихода подкрепления. Айдамиру Ахмедовичу Ачмизову, первому в 4-м ГКККК, посмертно 31 марта 1943 г. было присвоено звание Героя Советского Союза.

Этим же Указом ПВС звание Героя было присвоено мл. лейтенанту Владимиру Ивановичу Грецкому, уроженцу х. Зайчанского Тбилисского р-на Краснодарского края. Являясь зам. командира роты 134-го танкового полка 10-й гв. КД, в бою в районе х. Нортон, что на Ставрополье из танкового орудия лично подбил 3 танка, через день ещё 1 танк, а также несколько орудий противника. Был контужен, но не покинул поле боя. Важную роль сыграл 4-й ГКККК в войсковой операции по освобождению Сев. Кавказа, которая развернулась в январе 1943 г. Учитывая реальную угрозу окружения своих войск в районе Прохладного, Нальчика и Моздока, германское командование приняло решение о срочном отводе 1-й танковой армии. Для прикрытия своего отступления, немцы подготовили 2 оборонительных рубежа. 1-й - по рекам Кума и Золка (от  Будённовска до Нальчика), 2-й – по линии р. Калаус (от с. Петровского до г. Черкесска). 1 января 1943 г. войска 1-й танковой армии ген.-п-ка фон Маккензена начали отходить по маршруту железной дороги: Георгиевск, Мин-Воды, Курсавка, Невинномысск, Армавир. 3 января 1942 г. Красная Армия перешла в наступление на всём фронте в полосе 320 км. К этому времени в СГВ было более 200 тыс. чел. В том числе: 95 тыс. русских, 28 тыс. украинцев, 40 тыс. азербайджанцев и по 14 тыс. армян и грузин. Наступление было эшелонированным. Впереди – сапёры и разведчики, затем танки, конница, пехота, артиллерия, связисты. Следом, тыловые подразделения по обеспечению боеприпасами и горючим, фуражом и продовольствием, ремонтные мастерские, санитарные батальоны, ветеринарные лазареты.

Продолжение следует в части  22                http://proza.ru/2019/10/01/441


Рецензии
Великое дело осилили Николай Филиппович.
У меня в памяти сохраняются рассказы деда Вани о его боевых подвигах в долгом победном походе 4 ГКККК по фронтам ВОВ. Я снова вспомнил его были и байки о великой войне и освежил о нем память, о их великом подвиге по Защите нашей Родины.
Светлая память защитникам Родины!
Творческих успехов.
С уважением Игорь Викторович.

Игорь Левдоне   23.07.2019 08:10     Заявить о нарушении
Благодарю! И Вам всего самого доброго во всех делах и начинаниях.

Николай Мринский   22.07.2019 20:53   Заявить о нарушении