Разведвзвод в ставке Паулюса. Семья в ГСВГ

          РАЗВЕДВЗВОД В СТАВКЕ ПАУЛЮСА. СЕМЬЯ В ГСВГ

   Я не любил длинных проводов. И поэтому все мои проводы заканчивались на пороге дома моего. Ограничились домашним чаепитием в узком семейном кругу. А 2 октября я заходил к моей бабушке и дяде Косте. Распрощались накоротке. Бабушка выглядела задумчивой и малоподвижной. И это было мое последнее общение с любимой и авторитетной бабушкой Александрой Васильевной. Потом ее сын, а мой дядя Костя рассказывал, что наша бабушка отошла в мир иной сидя за столом на своей табуретке за чтением книги.

   Итак год 1957 начал отсчет моих зрелых семейных лет, когда из года в год развивались наши отношения и крепла семья. И снова я в пути, поезд Москва-Дрезден. Сегодня 3 октября 1957 г. 22-30 по московскому времени. Я сижу в вагоне на нижней полке. Это уже хорошо. На пути по России и Белоруссии спим. Затем нас встречает Брест, потом ПНР, ГДР в г.Франкфурт на Одере и только потом мы оказались под дебаркадером нового вокзала г.Дрездена. Теперь все проще. На привокзальной площади автобус до Швепница. Успел загрузиться, автобус двинулся в путь. Кондуктор- мужчина обилечивал пассажиров, подошел ко мне. Я находился на задней площадке автобуса. Кондуктор спросил, куда я еду, я ответил, назвав Швепниц, оплатил и получил билет. И продолжал стоять на задней площадке автобуса. Я заметил, что на меня с интересом смотрели сидящие немцы, мужчины и женщины. Кондуктор объявлял остановки, и я внимательно слушал, боясь прозевать мою остановку, Швепниц. И вот наконец Швепниц. В пути мы были минут сорок. Я сошел с автобуса и направился к центральной проходной нашего мотострелкового полка. Его расположение было как на ладони. Я шел этот километр и думал о встрече с л/с батареи, взвода и особенно с капитаном Пичугиным. И вот я в разговоре с командиром батареи узнаю, что я уже назначен на другую должность в батарею командующего артиллерией дивизии полковника Мацука. Теперь я назначен на должность командира взвода разведки. И после разговора с Пичугиным, я направился к командиру батальона подполковнику Репуненко, который после короткого общения направил меня в штаб полка, где я получил направление на новое место службы, в Кенигсбрюк, который находился чуть ближе к Дрездену.
Начальник штаба полка предложил мне зайти в гостиницу, собраться и прибыть к штабу, откуда пойдет машина на Кенигсбрюк. Я так и сделал, и вскоре мы подъезжали к Кенигсбрюку. Дорога, по которой мы ехали проходила через город, а сразу после города слева мы увидели лесной массив, обнесенный железобетонным забором. Перед нами были мощные ворота контрольно-пропускного пункта. В наш автобус вошел дежурный сержант, проверил документы, и машина вошла на территорию большого гарнизона.

   Это была ухоженная красивая парковая с асфальтированными дорогами и тротуарами территория, где были казармы, спортивные площадки, плацы, ангары для техники. Центром этого лесопарка, этой территории было огромное здание дома офицеров с большим киноконцертным залом и рестораном. Мы проехали от проходной прямо метров 200, повернули налево, проехали метров 500. Остановились напротив трехэтажного здания. На другой стороне были спортивные площадки и далее тоже трехэтажное здание офицерской гостиницы. В этой гостинице я прожил 1,5 месяца.
По прибытии я направился в трехэтажный дом, где размещен л/с батареи командующего артиллерии дивизии. Командиром батареи был капитан Гаврилец, кабинет которого располагался на втором этаже. Я вошел в кабинет и доложил: «Товарищ капитан, лейтенант Чугунов для дальнейшего прохождения службы в ваше распоряжение прибыл». Капитан предложил сесть за стол и знакомство было продолжено. Капитан Гаврилец мне рассказал про батарею, про взвод разведки, познакомил с распорядком дня. Батарея была построена на втором этаже. В строю были три взвода. Старшина построил батарею, доложил командиру батареи, который перед строем батареи представил меня личному составу. Поздравил меня с прибытием и разрешил мне отправиться в гостиницу с последующим выходом на службу к 9-00 следующего дня. Я направился в гостиницу. Старшина дал команду проводить меня до гостиницы и поднести мой большой чемодан. И вот я уже в гостинице. В гостинице были двухместные номера. На ужин был чай.
 
   Подъем в 7-00, а в 8-00 был завтрак в офицерской столовой, которая оказалась рядом с батареей и гостиницей. В гостинице размещались холостые офицеры всех частей нашего гарнизона. (А здесь были 2 танковых полка, зенитный полк и наша батарея.) В беседе с командиром батареи был затронут вопрос о моем семейном положении. Я сказал, что женат и желаю оформить вызов жены. Мне было предложено написать рапорт на внесение в личное дело данных об изменении семейного положения. Штаб получил мой рапорт о моей женитьбе и вызове жены ко мне.
 
   Это уже 5 октября 1957 года. Начинается новый этап в жизни молодого, еще малоопытного офицера- лейтенанта. Теперь я в новой должности, теперь я семейный человек. Положение обязывает. Новая должность, новые люди, новые обязанности, новые начальники.

   После завтрака я направился в батарею. На 2-ом этаже был кабинет командира батареи и учебные классы, оружейная комната и каптерка. Командир батареи и все офицеры были в кабинете комбата. Я вошел в кабинет, еще раз представился. Комбат встал из-за стола и предложил мне пройти на 3-ий этаж, где размещался мой взвод разведки. Взвод стоял в строю, сержант, помощник командира взвода после команды смирно доложил мне, что взвод разведки построен. Я поздоровался с личным составом взвода: «Здравствуйте, товарищи разведчики!» В ответ было: «Здравия желаем, товарищ лейтенант». Вот таким было начало моей службы на новом месте за границей. После команды «Вольно, разойдись» мы продолжили знакомство в учебном классе. Сержанты (их было трое) и рядовые попросили меня рассказать о себе. Я рассказал, когда и где я родился, кто мои родители, где и как учился. А потом вопросы и ответы. С сержантами я беседовал индивидуально с каждым.

   Потом, на следующий день меня пригласил на беседу капитан Гаврилец. Он подробно объяснил мне задачи взвода разведки. Предложил мне ознакомиться с личным составом и техникой, стрелковым оружием и через трое суток доложить о приеме взвода. Я не обнаружил каких-нибудь недостатков. Впечатление у меня оставалось хорошим. Личный состав здоров, техника и оружие в наличии и в исправности. Оставалось освоить свои личные обязанности в руководстве взводом разведки и особенно на учениях со стрельбой и обеспечением точных данных засечки целей, ориентиров и разрывов снарядов. Поэтому уже сейчас видел необходимость тренажа личного состава по развертыванию постов наблюдения на короткой базе, по выработке навыка в точной засечке целей и определении их координат для нанесения на карту.  Батарея командующего артиллерией дивизии – это глаза и уши командующего артиллерией дивизии. Почему? Глаза, потому что разведчики с помощью разведтеодолитов и планшетов с картами могут вводить ориентиры, цели, разрывы и определять их координаты. Могут дать полную картину целей на местности. Кроме того, средства проводной и радиосвязи дают полное представление КАД о размещении, движении артполков дивизии и результатах их действий.
 
   Инструментами для выполнения этой задачи являются:
-разведтеодолиты (2 разведтеодолита на малой базе);
-бинокли;
-карты.
Важным здесь являются умения и навыки работы разведчиков в засечке целей и разрывов, а также их отображение на карте по определенным координатам.
Очень важным для разведчиков является умение читать карту. Здесь важно уяснить главное. А главное – это подготовка и отношение к службе сержантов и старослужащих солдат, которые обладают достаточным навыком боевой работы. Они во взводе разведки были главными в обеспечении успеха.  В их числе были сержант Чемерисный, рядовые Ковальчук и Погония.
 
   Однажды, капитан Гаврилец напомнил мне, что завтра все офицеры- члены КПСС должны быть в штабе 11 гвардейской танковой дивизии на партсобрании. Была подготовлена машина, и мы через час сидели в зале среди членов КПСС штаба дивизии. Я оказался в среде опытных офицеров штаба и был у них на виду. В нашей партийной организации состоял и начальник штаба дивизии подполковник Саинсус, который обратит на меня внимание и потом предложит написать рапорт на учебу в академии. Начальник штаба здесь же сообщил, что вызов на Чугунову Г.А. подготовлен и выслан.

   В ноябре месяце командующий артиллерией дивизии организовал учение для артиллерийских полков со стрельбами. Мне пришлось впервые выехать на эти учения и обеспечить «глаза и уши» КАД. Конечно, я испытывал волнение, но работа взвода разведки по обслуживанию стрельб была успешной. Фактически на этих учениях я больше наблюдал за действиями моих подчиненных, сержантов и рядовых разведчиков. Делал некоторые для себя выводы.

   В конце ноября капитан Гаврилец сообщил мне, что выделена в бараке комната и что я могу из общежития перебираться в барак и обживать жилье.
Барак находился рядом с проходной, где жили мои товарищи по службе: Гаврилец, Тимченко, Фомин. Когда я зашел в барак, мне ребята показали мое жилье. Я остался доволен. Это была не одна комната, а полторы комнаты. Барак-коридорная система. Отопление- печное посредством торфяных брикетов. Санитарные условия: удобства общие на барак (туалет, ванная и душ). Кровати панцирные, стол, два стула и все. Теперь у меня появилась новая забота. Нужно было изловчиться, чтобы мое жилье понравилось моей Галине Анатольевне. Нужно было купить занавески и какое-нибудь постельное белье. Кровать панцирная, матрац обыкновенный солдатский и синее шерстяное одеяло, две подушки.

   После первой ночи в новом жилье я вышел из барака, кругом ели. Справа на выходе- тропинка между елей к величественному зданию дома офицеров. Метрах в 300 от барака влево - казарма нашей батареи, а за ней казармы двух танковых и зенитного полков. Чуть дальше от казарм располагались ангары для танков.
Территория гарнизона имела центральную и запасную проходные. Живя на территории гарнизона, в самой гуще военных, мы очень хорошо чувствовали жизнь солдат и офицеров. Ко сну мы отходили после вечерних песен на прогулках солдат. Пробуждались по сигналу горниста на подъем.

   Пришло время встречать Галину.Командир батареи Гаврилец после утренней встречи в казарме предложил мне машину с водителем Кирьяновым, чтобы убыть в Дрезден и встретить жену. Через час мы были на площади нового вокзала Дрездена. Волнение переполняет душу, но я кажется справляюсь с волнениями, покупаю букет цветов, сижу в машине с водителем и жду объявления о приходе поездов. Наконец, объявлено, что поезд прибыл. Мы на платформе. Не помню, как мы нашли вагон. Встречаю жену, дарю цветы. Я счастлив. Обнимаемся. Целуемся. Идем к машине. Водитель и носильщик впереди. Мы на привокзальной площади. Загружаем багаж. Садимся- и по газам. Опять едем через центр города мимо Дрезденской картинной галереи.
 
   И вот наш Кенигсбрюк. Местность-пересеченка. Мы въезжаем в город через большой мост, под нами складка местности – овраг. И сразу съезжая с моста, оказываемся на большой площади прямоугольной формы. Слева и справа ряды многоэтажных (3-4-5 этажей) домов. Перед нами возвышается административное здание управы, точнее Ратуши. А через 3-4 минуты мы уже на выезде из города, куда нас ведет хорошая дорога. Вдоль дороги, как мы потом поймем, фруктовые деревья, в основном яблони. Слева от дороги лесной массив, где размещен наш гарнизон. Ранее здесь размещались немецкие части с фельдмаршалом Паулюсом, который дошел до Сталинграда и сдался Советским войскам. А теперь здесь мы, Советские воины. Внутри гарнизона за проходной- справа наш барак. Здесь предстояло жить нам с Галиной. Мои соседи- офицеры- на службе. Вечерело. Нас встретила Мария Михайловна, жена командира батареи, и проводив нас до нашего жилья, удалилась.

   Мы вошли в наши полторы комнаты. Кругом чисто и уютно. В воздухе попахивает горелым торфом-брикетом. Мы организовали семейный ужин. На столе вино, закуски, торт, чай. Вечернее время пролетело быстро, к нам никто не заходил, да нам никто и не был нужен. Мы сидели друг против друга и обменивались новостями. Галя рассказала о Коньковских новостях. О маме, Рае и о моей бабушке, которой недавно не стало. Галя многое поведала о своих родителях, о Юре с Машей, о Кате с Васей и младших братишках. Все они слали мне свои приветы.

   На следующее утро я завтракал уже по- семейному, дома. После завтрака я ушел на службу, а Галина осталась дома познавать особенности проживания в гарнизоне, и теперь ее главная задача встречать и провожать мужа на службу.
Времени со дня приезда прошло немного. Но уже в процессе знакомства жен офицеров и общения офицеров между собой нашлось занятие для Галины в разучивании с солдатами песен. Так однажды я решил от проходной пройти по короткому пути к батарее. На пути оказалась открытая сцена «фонарик». На сцене десятка 3 солдат стоят рядами и распевают песню, а перед ними обращенная спиной ко мне стоит моя Галина и дирижирует. Я был удивлен и обрадован. Молодец Галина!
 
   Вечерами мы часто выходили в дом офицеров на концерты самодеятельности или в кино. Мы знали программу работы дома офицеров на каждый день. Между частями и гарнизонами был непрерывный обмен самодеятельными коллективами. Позднее и моей Галине пришлось включиться в концертные поездки по Германии. Она исполняла несколько песен.
 
   Помню, был праздник и концерт в доме офицеров. Галина очень хорошо спела. На концерте в зале присутствовал генерал Шарымов, командир 11 танковой гвардейской дивизии, который захотел пообщаться с молодой красивой исполнительницей песни. Он поблагодарил Галину и сказал, что надо учиться дальше. Спросил: «кто вы»?. В ответ: «жена лейтенанта». «А когда вы приехали»? «Две недели назад». «Очень хорошо», сказал он, «нам такие люди нужны».
 
   Наш гарнизон находился на 31ом километре от Дрездена на северо-восток, на границе с Кенигсбрюкским полигоном. Вся боевая техника имела возможность выхода непосредственно на полигон. Кстати, город Швепниц был чуть дальше Кенигсбрюка (на 5 км.), и наш мотострелковый полк тоже был на границе с полигоном.

   Наш гарнизон жил своей жизнью: в первую очередь занимался боевой подготовкой личного состава, повышением мастерства во владении грозной техникой, активным участием личного состава в политической жизни страны, в выборах в Верховный Совет СССР. Избирательный участок был в доме офицеров. Как тогда было принято, выборы-это праздник с буфетами и пивом. Солдаты, офицеры и гражданские лица шли на выборы "с внутренним подъемом в едином порыве". Помню, когда один из солдат попросил меня, лейтенанта, купить ему бутылку пива, лейтенант купил бутылку без звука. (А вот сейчас он не понимает, почему не смог отказать солдату в его просьбе. Помню, что каких-нибудь последствий у этого случая не было. А следовало бы лейтенанту получить выговор.)

   Так случилось, что я не помню каких-нибудь больших застолий с нашим участием. Хотя, вот к примеру Новый 1958 год мы встречали с друзьями из соседнего танкового полка. По- моему, даже сохранилось фото, где мы с Галиной под ёлкой.

   В практике улучшения и укрепления отношений с частями немецких военных имели место торжественные встречи русских и немецких военных с застольем, с концертной программой и танцами. На одной из таких встреч мы оказались за одним столом с красивым офицером- немцем, который пригласил на танец Галину. ( Я не помню выступала ли Галина в концертной программе, но танцевать танцевала.) Как я уже отмечал, до приезда жены я питался в офицерской столовой, где мои товарищи- офицеры, танкисты, зенитчики и артиллеристы, как оказалось, на обеде могли через буфет заказать пиво и 100г. водки. В то время в Германии в наших рядах пользовалась спросом немецкая водка «Корн». Этот момент видимо был нашим командованием допущен. Меня это удивило. Для меня потребление спиртного было недопустимо. Но злоупотреблений в гарнизоне в этом вопросе не было.
 
   Пришел Новый год. Зима в Германии мягкая. Правда, надо сказать, что в сторону Саксонии, в сторону Дрездена, в сторону повышения рельефа в юго-восточном направлении в зимнее время температура понижается.
Учений у нас было много то со стрельбами артиллерийских орудий, то со стрельбами из стрелкового оружия. А между учениями- классные занятия по изучению материальной части для разведчиков – теодолитов, по совершенствованию работы с картой, по уходу за стрелковым оружием. Большое внимание уделялось физподготовке, условия для этого были хорошие. Много спортивных площадок. А для воспитания выносливости за забором располагалась территория полигона. Вся жизнь личного состава частей протекала по жесткому распорядку и расписанию занятий. Условия жизни были хорошими. Питание, обмундирование и жилищные условия (казармы) были хорошими. Дедовщиной не пахло. Командиры проявляли заботу о личном составе.
Теперь на повестку дня молодого семейного лейтенанта выходили другие проблемы. В первую очередь забота о семье. Наступала пора летних отпусков. Прошлый отпуск был осенью. Отпуск в 1958 году запланирован на май-июнь. Кстати, отпуска офицеров служащих за границей были 45 суток.

   На дворе весна в разгаре. Снега давно уже нет. Тепло. Зеленеет травка. Апрель. Галина собирается с мыслями об отпуске. Кому чего купить и подарить. Чем бы жена не тешилась, лишь бы была занята делом. Теперь у нее была еще и очень "сокровенная" забота о будущем в нашей жизни.
 
   Настал май месяц, ласковый май, все в цвету. Армия готовится, как и вся наша страна и все наши люди, встретить день Победы Советского народа, Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. В 14ый раз страна празднует день Победы. В послевоенные годы, восстанавливая нарушенное войной народное хозяйство, наша страна сумела развернуть мощную производственную базу ракетной техники, которая позволила уже к 1957 году создать межконтинентальные ракеты и космические носители и тем самым укрепить оборону страны, обеспечить мир и безопасность в Европе путем подписания Варшавского договора о дружбе между СССР и странами народной демократии Европы. Совсем недавно Октябрьской революции исполнилось 40 лет.

   /........../
 
   Советское государство выработало, провозгласило и последовательно проводило в жизнь совершенно новые принципы отношений между странами и народами:
-взаимное уважение национального суверенитета и территориальной целостности;
-невмешательство во внутренние дела друг друга;
-равенство и взаимная выгода;
-отказ от войны как орудия внешней политики;
-мирное сосуществование государств с различными социально-экономическими системами.

   /........../

   Важным аккордом празднования 40-летия Октября являлись Декларация участников и манифест мира 64 компартий. Ноябрьское 1957 г. совещание коммунистических и рабочих партий – свидетельство несокрушимого единства, сплоченности коммунистических и рабочих партий на идейной основе марксизма-ленинизма. Совещание открыло новые перспективы в развитии коммунистического движения, в укреплении сил социалистического лагеря, в борьбе за мир, демократию и социализм.

   Май 1958 года. Впереди День Победы. Мой отпуск начнется 10 мая, а пока 5.05.58. Я получил проездное требование на ж/д билеты и сразу в г.Дрезден на вокзал за билетами. На вокзале, как подобает, есть военный комендант, а от него – в кассу. Возвращаюсь домой с билетами на 10 мая. Галина хлопочет, собирает чемоданы. До отпуска 4 дня. Время еще есть.
 
   День Победы 9.05.58 для офицеров гарнизона был обычным рабочим днем. Все офицеры были на службе. Этот день и для солдат был обычным днем, но без особых напряженных полевых занятий. Прошел этот день спокойно и без каких-нибудь происшествий. Да, конечно, в Доме офицеров была праздничная программа, был концерт и кино. Мы ходили на концерт с Галиной. Мы бывали почти на каждом таком концерте самодеятельности.
Точно помню, что накануне было 9.05.58, это значит, что 10.05.58- первый день нашего отпуска. Командир батареи, как и было определено ранее, приказал отвезти нас до вокзала. Мы вышли из нашего барака с чемоданами, погрузились в ГАЗик. Старшим машины был старший лейтенант Тимченко Дмитрий. Мы с Галей распрощались с обитателями барака и укатили в отпуск. Итак, первый наш семейный отпуск начался. Мы уже в поезде, стучат колеса на стыках рельсов. Поезд для нас становится привычным. Верхняя и нижняя полки, квадратный столик, окно и дверь и, конечно, соседи. Соседи обычные- муж и жена- и тоже едут в Москву. Поэтому в купе было очень много разговоров о столице. Мне интересен был разговор молодых особ. Они хотели показать свое знание Москвы. А я еще ориентировался в  Москве слабо, поэтому больше слушал. Дорога наша была длинной, одних только пограничных проверок- четыре. А если еще учесть обеды, ужины, завтраки, сон, то можно сказать, что время летело быстро. Сосед по купе, капитан танкист, как оказалось, служит в городе Майсен в должности командира роты с 1956 года. Он много рассказывал об учениях 11-ой гвардейской танковой дивизии. Меж разговорами и приемами пищи были и часы отдыха. Моя полка в купе была наверху, а полка жены внизу, соседи распределили спальные места так же.
 
   Между завтраком, обедом и ужином нам удавалось «пузырек вывести на средину». Это очень специфичная фраза для артиллеристов и означает – «занять горизонтальное положение». Известно, что важным устройством прицела, буссоли и теодолита, без которых не может быть артиллерии, является уровень.
Уровень – стеклянная трубочка или чашечка в металлической оправе, заполненная спиртом и воздушным пузырьком. И если пузырек воздушный находится в центре чашки или на средине трубочки, то это значит прибор или устройство, где закреплен уровень находится в горизонтальном положении.

   Мы в пути домой в Москву, в столицу, чтобы увидеть глаза наших родных, подышать нашим без химии воздухом, полюбоваться родными просторами, моим Коньковом и нашим Кремлем с Софийской набережной (набережная Мориса Тореза  тогда), а может быть с Красной Площади или с Александровского Сада, а еще лучше с Большого Каменного моста, откуда видны, как на ладони, Кремль и наша Софийская набережная. А потом, может быть, сходить в Большой театр, в Третьяковку, в Мавзолей Ленина и Сталина, в парк Горького, прокатиться по Москве- реке на трамвайчике, прогуляться по улицам столицы, а мне еще хотелось бы сходить на рынки Пятницкий, Даниловский, Центральный, а может быть, даже и на Бабьегородский. Так мне мечталось под стук колес поезда. Ну, и конечно, самым радостным времяпровождением будут для нас встречи с родными и друзьями. Теперь мы едем с Галиной в отпуск, счастливые и с некоторым ощущением достоинства в моральном и материальном смысле. В моральном – мы семья и нас уже не двое. В материальном – есть служба, и есть достаток- здесь платят больше.
А пока пред нами- более шести недель отпуска (45 суток без дороги). Вот-вот родные пенаты раскроют свои объятия. И мы, молодые и счастливые, будем шагать по солнечной Москве с надеждой о завтрашнем дне нашей семьи и страны.

   Дома нас, конечно, ждали- и моя сторона, и Галина. Приехали мы в мое Коньково. Всем было интересно увидеть и услышать нас. Сразу можно сказать, что наш отпуск протекал между городом и деревней (селом). В Конькове бывали в доме №7, навещали дом Коротковых, ну и, конечно, бывали у моего своячка Василия Кузьмича Громова. Катерина с Василием к нам тоже захаживали на чаек. Моя мама любила встретить гостей. Старалась что есть сил. Угощения у нас были скромные: картошечка, селедочка, капуста, яички, хлеб, а иногда пирожки и ватрушки с творогом. Ну и конечно, всегда была бутылочка «Московской».

   В этом отпуске, будучи в Конькове, я пытался оказать необходимую помощь маме в хозяйстве. Была необходимость окучивания картофельных грядок. Малина, как вторая главная забота, еще пока завязывалась в цвет. А вот когда удавалось попасть в другую деревню (дача Галиных родителей), то там был полный простор для отдыха: рыбалка, лес с грибами и практически никаких забот, это-Мисайлово.

   Бывая на Софийке, гуляли по Москве. Всегда на прогулке была Красная площадь (что прямо напротив наших окон) и ЦУМ, где мы лакомились лучшим в мире мороженым, качество здесь было выше мировых стандартов. В Советское время все продукты были хорошего качества. Особенно продукты фирмы «Микоян».
 
   Кроме прогулок была и культурная программа. Мы были в Большом, может быть, на «Князе Игоре» и в Третьяковке, в "Ударнике".
Важным и заметным событием в нашем отпуске было участие в свадебных торжествах моего двоюродного брата, Николая Алексеевича Короткова. Мой брат Николай, а проще «Кока», как и я остался с мамой и сестрой Леной в войну без отца. И в нашем Конькове он был во главе нашего мальчишеского шалмана. Он был на полгода старше меня. Красивый блондин с голубыми глазами и с хорошим румянцем на щеках. К тому же он был смелым, решительным и мог за себя постоять. Девочкам нравились такие мальчишки. Он закончил 7 классов и ушел в ПТУ. Закончил его и стал классным специалистом по прокладке подземных кабелей в многочисленных колодцах. Он в нашей ватаге первым стал зарабатывать деньги, помогал этим своей маме Анне Александровне. Он всегда готов был помочь, дать в долг, имел карманные деньги и мог иногда угостить пивом или рюмкой водки своих друзей. В этом случае его друзьями становились и друзья старше нас. Кока был авторитетен среди Коньковских мальчишек. В свои 14-16 лет он крепко подружился с девушкой из Узкого. Звали ее Валентина. Поэтому мы с ним и ватагой вечерами отправлялись в Узкое в кино в клуб и на купание в знаменитых прудах. Местным ребятам не нравились наши посещения. Они отстаивали свои права на своей территории и на дружбу со своими девчонками. Часто бывает, что младший брат женится первым. Видимо, и у него уже созревало решение о женитьбе, тем более, что его маме не нравилось его увлечение спиртным. Вот она и обратила его внимание на мое решение о женитьбе. И братец мой созрел и решил заговорить об этом со своей Валентиной. Но та поставила условие – завязать с выпивкой. Обида брата выразилась в его сватовстве к другой девушке в отместку своей любимой Валюше.
И вот так будучи в отпуске мы оказались причастны к женитьбе моего брата Николая Алексеевича Короткова. Свадьба была веселой, молодежной в новом деревянном доме, выстроенном рядом с домами наши друзей-татар и Горбачева А. Почему-то вспомнилось, как мы искали свадебный подарок, как тащили его в Воронцовскую гору. Видимо, мы ехали в Коньково не на 31 маршруте, а на 30, который везет только до Воронцова. Подарок- столовый сервиз на счастье молодым. Конечно, счастье было, но не долгим. Родилась дочка, а потом был развод, потому что семья создавалась наспех.

   Жаркое лето 1958 года в родных краях не успело нас утомить. Мы готовы продлить свой отдых, но билеты в обратный путь на руках. Впереди сборы и расставания. Перед сборами мы обошли всех родных по кругу. Перед отъездом был утренний чай в семейном кругу: мама, Рая, я и Галя. 8.00 30-го июня мы уже в автобусе. Проехали мимо дома, а вот и школа слева, а справа д.Деревлево. Автобус бежит по Калужскому шоссе и в самом конце склона- крутой поворот с белыми столбиками, водитель ведет автобус на самой малой скорости. Пред нами начало с.Воронцова, где дымит Воронцовский кирпичный завод и здесь же конечная автобуса №30 – маршрут Москва м.Калужское-Воронцово. Едем дальше: слева красивая арка – Совхоз Воронцово.
Воронцово кончается и начинается с.Семеновское с Семеновской средней школой. Семеновское позади и пред нами перекресток трех дорог: Киевской, Калужской, Боровской. А дальше слева здание ВЦСПС. Перед нами Калужская застава, перед нами мост через кольцевую железную дорогу. Потом эта площадь будет именоваться площадью Гагарина. Проехали заставу и справа видим кольцо трамвайной линии и Даниловский монастырь, а слева здания- 1 и 2 Градская больницы, а вот и Калужская площадь (ныне Октябрьская). Приехали. Спустились в метро и через полчаса уже выходим наверх к м. Белорусская. Белорусский вокзал перед нами, несколько минут и мы на платформе у нашего поезда Москва-Дрезден. Наш вагон первый с конца. Предъявили билеты и мы уже в вагоне, в 3-ем купе нижняя и верхняя полки- ниши. Разместились. Уселись на нижней. Ждем. До отправления минут 10-15. В открытую дверь купе входит пара – офицер с женой. Мы не мешали их размещению, стояли в коридоре.
До отправления 5 минут. Мы все в сборе на нижних полках. Женщины распаковывают свои припасы. Мужики в ожидании. Знакомство проходит, как обычно за столом. Каждой стороне хочется чем-то удивить своих соседей- деликатесом, домашней кухней или рюмочкой КВ. В разговоре выясняется, что наши соседи живут на Таганке. В Германии служат в г.Котбус, а значит не в нашей армии. Капитан – командир батареи. Я потом вспомнил лейтенанта Костю Муштакова и спросил не знает ли он моего друга. Оказалось, не знает.
Наши женщины увлеклись разговором и стали рассказывать друг другу о Москве, об условиях жизни в Германии и о своих увлечениях. Делились опытом. Наши соседи имели уже 4-ех летний опыт службы в Германии. И нам было интересно почерпнуть из их опыта что-нибудь и для своей пользы.



 
 


Рецензии