Владимир Путин осваивает Арктику

   27 февраля 2019 года Владимир Владимирович Путин провёл  Совещание с членами Правительства. Основная тема – меры по развитию Арктики.
"Арктика – неотъемлемая часть Российской Федерации, находящаяся под нашим суверенитетом в течение нескольких веков. Так оно и будет во все последующие времена".
 Это цитата из выступления Президента Российской Федерации Владимира  Владимировича Путина.
И вот момент Совещания.
 
В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Вы знаете, мной подписаны поручения по реализации положений, изложенных в Послании Федеральному Собранию этого года.
Хотел бы с вами сегодня на этот счет поговорить о том, как будем работать по реализации этих планов.
Прежде чем мы начнем обмениваться мнениями и потом послушаем основной доклад по Арктике, вот о чем бы хотел сказать.

Но, о чём говорили на этом совещании по реализации положений изложенных в Послании Федеральному Собранию, мы конечно на этой страничке говорить не станем.

Сегодня на страничке вопрос – это освоение Арктики  и  Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и национальной безопасности на период до 2020 года.
Общие положения Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 года Пр-1969 (далее – Основы), определены главные цели, основные задачи, стратегические приоритеты и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике, а также система мер стратегического планирования социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности России. Во исполнение положений Основ в интересах обеспечения преемственности и повышения эффективности решения приоритетных задач государственной арктической политики России разработана Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Стратегия разработана в соответствии с протоколом заседания Совета Безопасности Российской Федерации  ещё в 2008 году.
 Она направлена на реализацию суверенитета, суверенных прав и национальных интересов Российской Федерации в Арктике, способствует достижению главных целей и стратегических приоритетов, решению приоритетных задач государственной арктической политики, объявленной в Основах. Стратегия предусматривает повышение эффективности всех видов экономической деятельности в Арктической зоне Российской Федерации с целью перехода к устойчивому социальноэкономическому росту региона, повышению его конкурентоспособности в глобальной системе разделения труда с опорой на активное внедрение технологических, организационных и институциональных инноваций. Она ориентирована на комплексное и сбалансированное пространственное развитие региона в целом на основе предосторожного подхода с учетом низкой устойчивости экосистем и хрупкости природной среды. При этом она нацеливает на переход от площадного к узловому (кластерному) развитию с учетом современных форм пространственной организации экономической деятельности ввиду очагового характера освоения арктической геотории. Стратегия содействует укреплению национальной безопасности во всех сферах жизнедеятельности и поддержанию обороноспособности России в Арктике на высоком уровне, который полностью соответствует современным требованиям и адекватен характеру как существующих, так и потенциальных вызовов и угроз в военной сфере.  Стратегия разработана в соответствии с Конституцией РФ.
Специфика Арктической зоны Российской Федерации как причина выделения ее в самостоятельный объект государственной политики Выделение Арктической зоны Российской Федерации в самостоятельный объект государственной политики обусловлено особыми национальными интересами в этом регионе и его яркой спецификой, которая определяет особенности строительства здесь инновационной экономики. Экономическое развитие и жизнедеятельность в Арктической зоне теснейшим образом связаны с Мировым океаном, с морским транспортом, с надежным функционированием Северного морского пути. Большинство населенных пунктов в этом регионе расположены на побережье арктических морей или в непосредственной близости от него, а также в низовьях рек, впадающих в Северный Ледовитый океан. Нарушение работы морского транспорта, несвоевременная доставка топлива, продовольствия и других товаров в Арктику ввиду коротких сроков арктической навигации приводят к серьезным социальным и экономическим последствиям, вплоть до угрозы жизни проживающего и работающего здесь населения. Изменения климата, сдвиг хозяйственной деятельности в шельфовую зону арктических морей приведет в прогнозный период к усилению роли морского фактора в экономическом и социальном развитии АЗРФ. Приморский характер Арктической зоны отличает ее природно-хозяйственные циклы от «континентального» Севера России и определяет своеобразие формируемых здесь в прогнозный период акватерриториальных хозяйственных комплексов на шельфе и в береговой зоне. Ввиду значительной изоляции арктические сообщества и сообщества других слабозаселенных островов имеют множество сходных черт и проблем развития. Для Арктической зоны характерны экстремальные природные условия: низкие в течение всего года температуры, длительная полярная ночь и длительный полярный день, частые магнитные бури, сильные ветры и метели, плотные туманы, однообразные арктические пустыни и тундры, вечная мерзлота; высокая, значительно опережающую среднемировую, динамика изменений климата в последние десятилетия. Природная экстремальность усиливается негативным действием социально-экономических факторов – транспортной недоступностью, высокими производственными издержками и стоимостью жизни, малыми размерами экономики и тенденциями к ее монополизации, изолированностью и дисперсностью расселения. Доля транспортных издержек в стоимости конечного продукта Арктической зоны доходит до 60% (в среднем по стране 10%). Жизнеобеспечение населения и хозяйственная деятельность определяющим образом зависят от поставок топлива, продовольствия, промышленных товаров по трассе Северного морского пути в ограниченный период поляр- 17 ной навигации. Экстремальность природных условий обязывает повсеместно в арктических городах и поселках создавать местные системы резервирования и страхования. Системы резервирования включают сеть накопления грузов и товарных ценностей – складское хозяйство нефтебаз, продовольственных грузов, угля в пунктах перевалки; дополнительные источники энергоснабжения, нередко адаптированные к разным энергоносителям для гибкого переключения при необходимости с одного на другой; системы передачи информации, которые одновременно могут работать по кабельным, волоконно-оптическим, спутниковым и радиорелейным линиям. Обеспечение безопасности и устойчивости существования местных сообществ в экстремальных природных условиях Арктики с наименьшими затратами является важнейшим стимулом для инновационных усилий и разработок в области энергетики, связи, транспорта. Арктику можно назвать исследовательской лабораторией человечества, территорией открытий, инновационного поиска. Арктическая экономика в значительно большей степени, чем другие, ориентирована на экспериментирование в целях понижения затрат и обретения большей устойчивости. В интересах преодоления транспортной недоступности арктические территории должны иметь самые современные высокоскоростные средства электронной коммуникации – лучшую в России оснащенность телекоммуникационными сетями, возможности высокоскоростного Интернет-трафика. АЗРФ должна быть прочно интегрирована в единое информационное пространство страны и мировое. Для Арктики в целом характерны предельно низкая плотность населения и высокая дисперсность расселения. Однако Арктическая зона России отличается самой высокой урбанизированностью: более 80% населения проживает здесь в городах и поселках людностью свыше пяти тысяч человек. В АЗРФ находятся около 30 городов численностью более десяти тысяч человек, в том числе крупнейший в циркумполярном мире Мурманск (314 тыс. чел.). Эти факторы являются благоприятными условиями для формирования здесь площадок новой экономики, основанной на знании и инновациях. Природная и экономическая экстремальность Арктической зоны определяют здесь большую роль государства в лице федерального и регионального бюджетного сектора в местной экономике. Здесь традиционно выше доля занятых в бюджетном секторе, выше доля заработной платы в доходе домохозяйств по сравнению с регионами Севера и центральными районами России. И в формировании новой экономики знания роль государства в арктических регионах будет выше, чем в целом по стране. Внутри арктических регионов России четко обособляются рентные, в которых высокоценные природные ресурсы позволяют генерировать значительную экономическую 18 ренту, и трансфертные, в которых основной бюджетный доход формируется за счет трансфертов федерального бюджета. Контрасты между первыми и вторыми составляют по подушевому валовому региональному продукту десятки раз, по подушевому располагаемому доходу домохозяйств – несколько раз. Государство вынуждено организовывать масштабные финансовые перетоки, чтобы сократить значительный разрыв в уровне жизни в различных регионах обширной Арктической зоны России, определяемый неравномерностью размещения уникальных природных объектов по территории Арктики.
Президент РФ Владимир Владимирович  Путин во время ежегодной "Прямой линии" объяснил, почему Россия должна вкладывать средства в освоение Арктики.
- Арктика - важнейший регион, который будет обеспечивать будущее России. Возможности РФ будут прирастать арктическим регионом, - подчеркнул президент. - Мы не занимались ею не потому что это было неважно, а потому что не могли. Теперь возможность появилась.
Интерес к хозяйственной деятельности в Арктике обусловлен тем, что "примерно 30 процентов всех углеводородов будут добывать в Арктике, а если климат будет меняться, значит, период навигации в арктической зоне увеличится", следовательно, "нужно обеспечить хозяйственную деятельность в Арктике".
- Нужно обеспечить и военное присутствие, охрану границ, - сказал Владимир Владимирович Путин. - Там проходят трассы пролета межконтинентальных ракет, мы должны следить.
Владимир Владимирович Путин отметил, что интерес к арктическому региону проявляют многие страны мира, в том числе и те, кто не присутствует в регионе.
- Это хорошо, мы готовы сотрудничать, но мы должны обеспечить свой приоритет, - считает Владимир Владимирович Путин.
В Стратегии развития Арктической зоны говорится, что Арктическая зона России является крупным полигоном развития фундаментальных и прикладных научных исследований в различных областях знаний. Необходимо продолжать международное сотрудничество для накопления нового знания о глобальных природно-климатических процессах Земли и об особенностях устойчивости арктических экосистем в интересах укрепления экологической безопасности АЗРФ
. По сравнению с плотно населенными районами Российской Федерации Арктика остается относительно экологически чистой. Степень антропогенной трансформации тундровой зоны, зоны северной тайги, арктических морей невысокая. Многие арктические экосистемы могут служить эталонами природных комплексов и процессов.
Однако ввиду крайней уязвимости природной среды арктические экосистемы легко разрушаются под антропогенным воздействием и в условиях резких климатических изменений. В АЗРФ существуют десятки очагов, в которых масштабы деградации окружающей природной среды достигли опасных значений, а уровни загрязнения существенно превышают допустимые нормы.
Экономика макрорегиона имеет самый большой ресурсный сектор по сравнению с другими полярными территориями.
 Именно поэтому здесь значительная нагрузка приходится на инструменты финансовой политики, которая перераспределяет рентный доход от эксплуатации невозобновимых природных ресурсов в пользу других секторов или осуществляет межрегиональные перераспределения бюджетных ресурсов на вышестоящем уровне государственного управления.
 Другая особенность российской модели арктического развития – значительное число моноресурсных городов и поселков, созданных в индустриальный период хозяйственного освоения. Пути их реструктуризации индивидуальны, но подчиняются общим закономерностям инновационной модернизации, укрепления местного слоя экономики знания.
 Накопленный в течение десятилетий уникальный научно-технический потенциал Арктики должен быть сохранен и приумножен. Для этого в арктических сообществах есть многочисленные благоприятные предпосылки. Их отличительными чертами являются открытость на внешний мир, многочисленность добровольческих организаций, отсутствие внутренней жесткой иерархии, мобильность и толерантность – черты, которые облегчают усвоение нового знания и привлекают сюда творческих людей.
На протяжении нескольких лет Россия ведет работы по ликвидации экологического ущерба. При этом можно заметить, что ресурсы, которыми располагает российская часть Арктики, огромны.
В Арктической зоне сконцентрирована подавляющая доля общероссийских и общемировых запасов, в том числе золота - 40%, нефти - 60%, газа - от 60 до 90%, из них 30% мировых, хрома и марганца - 90%, платиновых металлов - 47%, коренных алмазов - 100%.
По общим оценкам, стоимость минерального сырья арктических недр превышает $30 трлн, причем две трети из них - это стоимость энергетических ресурсов.
Общая же стоимость разведанных запасов минерального сырья недр Арктической зоны составляет, по ориентировочным оценкам, $1,5-2 трлн.
Отдельного внимания заслуживает чуть ли не вечная российско-советская идея о широком использовании Северного морского пути, который, согласно надеждам Владимира Владимировича Путина, должен составить достойную конкуренцию имеющимся логистическим схемам. Уже произведенные отправки угля, металлов, продуктов питания и топлива по Северному морскому пути составили 7,48 миллиона тонн, превысив уровень 2015 года на 38%. В предстоящие годы локомотивом грузопотока должно остаться совместное предприятие во главе с Новатэком по производству СПГ, уже к 2022 году общий грузопоток может составить 40 миллионов тонн.
Владимир Владимирович Путин дал распоряжение о строительстве в 2020 году на дальневосточной судоверфи «Звезда» в Приморье первого атомного ледокола семейства «Лидер».
Ледокол ЛК-120Я (расшифровывается как «ледокол мощностью 120 МВт (на валу), с ядерной силовой установкой») класса «Лидер» — это проект перспективных атомных ледоколов, первая и единственная задача которых обеспечение — внимание! — круглогодичной бесперебойной навигации по Северному морскому пути. Причем «Лидер» за счет увеличенной ширины корпуса способен проводить по СМП суда любой тоннажности. И еще некоторые характеристики: предельная толщина льда, преодолеваемого ледоколом, должна составлять более четырех метров. То есть если специально не забираться в торосы, то непрерывным ходом «Лидер» способен проходить фактически везде. При этом скорость хода по льду до двух метров включительно должна быть не менее 12 узлов, а автономность судна ограничена только источниками провизии — и более ничем.
Причем бороздить просторы арктических льдов, ни для одних судов в мире, кроме нее, недоступные, эта новинка готова не менее сорока лет: так рассчитаны сроки эксплуатации.

Северный морской путь же является по сути «каботажным маршрутом» вдоль северных российских берегов,   а вот  появиться  там американским авианосцам  при всем желании никак не смогут. Вернее, могут, но придется просить русских, чтобы впереди плыл «Лидер».

А проектная мощность Северного морского пути пока хоть особо и не афишируются, но при известных обстоятельствах вполне может выйти на цифры, сопоставимые с теми, которыми сейчас оперирует небезызвестный Суэцкий канал. То есть взять под контроль от семи до десяти процентов мирового грузового оборота.

Владимир Владимирович Путин высоко ценит и  реализацию крупнейших проектов на Ямале.
О развитии Арктики президент Владимир  Владимирович Путин поговорил с руководством Ямало-Ненецкого автономного округа.
 
Экономика ЯНАО развивается достаточно устойчиво, доложил президенту Дмитрий Артюхов. Фото: РИА Новости
"С чего начнем - с Северного широтного хода?" - предложил Владимир Владимирович Путин
 "У нас произошло долгожданное для всего Ямала событие - правительство утвердило концессию по Северному широтному ходу". "Вы с самого начала этот проект поддерживали, знаете его очень хорошо. И наконец-то мы подошли к тому моменту, когда у нас есть все для того, чтобы уже опережающе этой зимой начать строительство самого сложного, важного элемента - совмещенного моста через реку Обь, - доложил руководитель  округа. - Сейчас делаем все с инвестором для того, чтобы приступить к этому в самое ближайшее время".
"Железнодорожный и автомобильный?" - уточнил Владимир  Владимирович Путин. "Да, он совмещенный - железнодорожная часть нужна для экономики, а автомобильная, конечно, имеет большую социальную нагрузку, потому что на двух берегах находятся два города, исторически связанные, и это, конечно, для населения очень долгожданное событие", - ответил собеседник.
"Сколько получается протяженность?" – поинтересовался Владимир Владимирович Путин. "Весь проект - 350 километров, это новое строительство, - сообщил региональный лидер. - Но, учитывая, что необходимо развивать подходы, проект порядка 700 километров". "Если говорить про развитие северного полигона, который идет вплоть до Балтики, там идет еще дополнительно полторы тысячи километров, которые также подлежат усилению", - добавил он. "Наша следующая задача - привести железную дорогу в Сабетту", - руководитель округа. "Это особый центр развития Арктики сегодня, безусловно, главный центр развития Северного морского пути", - подчеркнул он.
"А в целом как ситуация?" - спросил  Владимир Владимирович Путин. "В целом экономика развивается достаточно устойчиво, - ответил собеседник. - Конечно, если брать основные показатели по промышленности, первое полугодие очень успешное, рост идет 12 процентов. Конечно, в основе наши крупнейшие проекты". "Газпром" планирует в следующем году опережающе выйти на Харасавэйское месторождение, тоже одно из крупнейших. Следующее - за Бованенковским. Для нас, конечно, это очень хороший знак. Это рабочие места, это очень существенные инвестиции", - руководитель округа. "И конечно, компания себя очень ответственно ведет на территории, - добавил он. -У нас очень много проектов взаимодействия. Они связаны и с развитием наших городов, и с развитием волонтерства. У нас отличные совместные экологические проекты".
Владимир Владимирович Путин в совершенстве владеет всеми вопросами по Арктике, по экономическим показателям и по всем масштабным проектам.
"Большой проект, мне Миллер докладывал", - кивнул Владимир Владимирович Путин. "Радует, мы очень успешно с компанией работаем по экологической очистке Арктики. Вместе наши волонтеры - международный проект - успешно это делают", - рассказал докладчик.
"Один из ключевых проектов, "Ямал СПГ", идет опережающе - введена вторая очередь", - продолжил руководитель округа. До конца года должна быть и третья - с опережением графика на год. "Это, конечно, отличные результаты в целом всей нашей нефтегазовой отрасли. Радует, что это происходит у нас на Ямале, и очевидно, уже ни у кого нет сомнения, что все запланированные крупнейшие проекты, будь то "Арктик СПГ-2", также будут успешно в будущем реализованы", - заключил он.

На заседании рабочей группы по развитию Северного морского пути при правительственной комиссии по транспорту дано поручение руководству Ямало-Ненецкого автономного округа «детально проработать» проект строительства самой северной железной дороги в России — участка Бованенково — Сабетта на Ямале протяженностью 170 км, так называемого Северного широтного хода-2.
Участок Бованенково — Сабетта (Северный широтный ход-2, СШХ-2) должен стать продолжением Северного широтного хода (СШХ, предполагает строительство моста через Обь с железнодорожными подходами, железнодорожной линии Обская — Салехард — Надым и моста через Надым, общая протяженность — более 700 км) и позволит сделать Сабетту самым восточным портом Северного морского пути с подведенной железной дорогой.
Владимир Владимирович Путин ещё ранее говорил, что Северный широтный ход «сократит плечо доставки грузов в районы Западной Сибири, даст новый импульс развитию российской Арктики и Северного морского пути».

Освоение Арктики Россией продолжается!
 Как неоднократно заявлял Владимир Владимирович Путин, данный регион является неотъемлемой частью России. Наша страна уже подала заявку в ООН на расширение шельфа в регионе.
Наша страна начала уже осваивать запасы углеводородного сырья (свыше 100 млрд. тонн залегает в прибрежных районах и на шельфе).
Владимир  Владимирович Путин считает, что очень  важно проводить в регионе единую государственную политику, выполняя при этом и задачи по обеспечению национальной безопасности. Перспективные проекты по развитию российской Арктики уже реализуются под контролем и руководством Владимира Владимировича Путина.
Так, Владимир Владимирович  Путин одобрил концессию по Северному широтному ходу (создание железнодорожной магистрали, соединяющей западную и восточную часть Ямало-Ненецкого автономного округа). В планах строительство дополнительных арктических ледоколов. Особое внимание уделяется развитию Северного морского пути.
Российские корабли имеют свободный доступ в Атлантический и Ледовитый океаны благодаря СМП, а грузопоток по нему к 2030 году вырастет. Продолжается запуск и новых промышленных мощностей в регионе. Как говорит Владимир Владимирович , СМП - ключ к развитию русской Арктики и регионов Дальнего Востока.
Внимание уделяется Арктике колоссальное. Помимо строительства новых ледоколов, развития СМП и запуска новых производств, проводятся также комплексные научные исследования и мониторинг природной среды. В планах введение в эксплуатацию ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» к 2020 году и поддержка ученых всех стран арктического региона. Российские ученые, к слову, на Ямале впервые одели спутниковые ошейники белым медведицам с Вилькицкого и Шокальского островов.  Владимир Владимирович Путин говорит: “  Ученые всех стран арктического региона могли бы объединить свои усилия. А с государственного уровня их нужно, безусловно, поддержать при организации различного рода исследований, как в области климатических изменений, так в области, как я уже сказал, сохранение фауны, природы в самом широком смысле этого слова “.
Среди задач, поставленных перед российскими учеными, значится нахождение решения проблемы обледенения техники, специального оборудования и объектов инфраструктуры в регионе, а перед властями - переход на более экологичное топливо, ликвидация свалов судов на берегу Кольского залива, ликвидация нефтяного загрязнения на архипелаге Земля Франца-Иосифа в Архангельской области и решение иных проблем.
Владимир Владимирович Путин неоднократно говорил о том, что экологии в регионе необходимо уделять особенное внимание. Ведь от нее зависит климат планеты, а на долю России приходится треть мировой арктической зоны. Это большая ответственность и перед нашей страной, и перед миром. Мы ее осознаем и, развивая Арктику, не забываем про экологию и необходимость сотрудничать с нашими «соседями». Политика Владимира Владимировича  Путина в Арктике,  является дальновидной и направленная на благо России.


Рецензии
Какие у нас богатства!!!
Только вот в чьи карманы идут деньги от продажи полезных ископаемых?

Пенсионный возраст повысили, облагают всякими мыслимыми и немыслимыми налогами нас садоводов, даже на будку туалета ввели налог.
Пенсии смешные. На такую пенсию можно только на макаронах и картошке прожить.

Если рассматривать благо России, как благо для народа, а не для олигархов, то что-то этого блага становится всё меньше.

Галина Санорова   02.03.2019 17:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.