Грек и его автомобиль

Хит греческого «вещизма» – автомобиль. Особо любимая игрушка греческой молодежи, которую они хотят «со страшной силой», невзирая на малые возможности в силу возраста. В 80-е годы авто в Греции был предметом роскоши. Сегодня же, в основном, предмет первой необходимости. Примерно 85% домохозяйств имеют в своем распоряжении, по крайней мере, одну автомашину. И количество владельцев авто увеличивается год за годом.
 
Конечно, автомашины это предмет, которым пользуются не всю жизнь, а лишь какое-то время: половина владельцев предусмотрительно меняют свое авто через 5 лет, а некоторые - даже раньше. Старые автомобили – драндулеты (греч. саравалаки), какими бы дорогущими они не были при покупке,  продаются всего за несколько сотен евро, почти что даром. Потому как намного дороже дольше их содержать и делать ремонт из-за высокой пошлины, которая часто превышает обслуживание. Да и утилизировать старое авто в Греции обойдется в копеечку.
 
Количество новых машин ежегодно в стране растет. В 1997 году было куплено примерно 160.000 авто, а в 2007 году - уже 280.000, невзирая на недовольство, проводимой налоговой политикой, которая всегда являлась, является и будет являться объектом критики. Греки используют свой автомобиль на полную катушку, даже чтобы съездить в ближайший киоск. Они делают в 9 раз больше «ходок» на малые расстояния (до 1 км. от места проживания) в сравнении с итальянцами, в 11 раз больше, чем португальцы, голландцы и бельгийцы вместе взятые.
 
В Афинах, где самая лучшая в стране инфраструктура общественного транспорта, половина греков предпочитает ездить на работу на своем автомобиле, даже если им  приходится часами простаивать в пробках (греч. бутильяризма).
 
Женщины сделали огромный «скачок» в разных областях общественной жизни в последние годы. В 1996 году водили автомобили только 18% женщин. Через 10 лет их число почти удвоилось: 32% женщин на 77% мужчин. Два пола различаются также количеством «лошадиных сил» у своих машин: женщины предпочитают машины с малым объемом двигателя, тогда как мужчины - с большим.
В последние десятилетия наиболее любимыми марками авто в Греции были: Toyota, Opel, Volkswagen, Ford, а также Hyundai, на который повысился спрос в последнее время. В прошлом году (2007 г.) на греческом рынке было продано: 28.000 машин - Toyota, 23.000 - Opel, 22.000 - Volkswagen, 19.000 - Ford и 17.000 - Hyundai. За ними следуют Peugеot, Citroen,  Fiat, Suzuki и Nissan. Динамичный «въезд» на греческий авто-рынок сделала Skoda, продажи которой составили 10.000 машин.
 
Автомобили, которые покупают греки, стоят обычно не выше 20.000 евро. После этого, по большей части психологического предела , найдем много машин марок BMW и Merсedes. В 2007 году продали более 8.000 авто каждой из этих марок. Наравне с ними идут продажи машин представительского класса. В 2007 году продали 559 штук Porsche, 246 - Jaguar, 40 - Cadillac,  21 - Ferrаri, 21 - Bentlеy, 9 - Lotus,  7 - Lamborghini. И это не единственные авто, стоящие более сотни тысяч евро, что бегают по дорогам Греции. Пока рано говорить, что Греция превращается в страну дорогих лимузинов, однако факты не обманешь. Продажи дорогих джипов, кабриолетов, роскошных автомобилей разных марок растут неуклонно и могут сравниться с продажами в Италии, Германии и Франции.
 
Господин Зафирис Саргиотакис – спецпредставитель фирмы Porsche и главный директор магазина «Sportscar» на вопрос:
– Чем является машина для грека?
Ответил:
– Для грека его машина - это любовь на всю жизнь, его страсть (греч. мераки)
Он также добавил, что продажи Porsche поднялись аж на 478% в 2002-2004 годах, в 2005-2007 годах они поднялись еще на 40%.
– Интересно было бы узнать, какого цвета авто выбирают греки.
– Греки очень практичны: они выбирают обычно черный цвет, серый, синий,  потому как с таким цветом авто легко можно продать. В последнее время наметилась тенденция покупать автомобили более ярких цветов – белый, желтый, фиолетовый, зеленый, и даже экстравагантной расцветки – «поросячий» или розовый, фисташковый, с рисунком и без, но таких машин мало»

    Насколько плохие греки водители знают, кажется, все: то ли по собственному горькому опыту, то ли из новостей. Насколько, все же? Цифры говорят сами за себя: Греция находится на 3-ем месте по дорожным авариям среди 25 стран Еврозоны. Объяснений этому много. Конечно, основная причина – это отсутствие каких-либо теоретических и практических знаний и навыка вождения. Серьезный недостаток в области обучения вождению обнаружился в исследованиях, что проводились на 4.700 испытуемых-водителях разного возраста и стажа вождения, которые посетили выставку «Дорожное движение 2006». Руководителем данных исследований выступили: профессор Университета города Патры г-н Эвангелос Матсукис, преподаватель Университета Аристотеля в Салониках г-н Георгий Груйос, при участии координатора, педагога по вождению  г-на Ари Зографоса, владельца одноименной Школы вождения. Тогда лишь 65% мужчин и 57% женщин на вопросы, которые касались дорожных знаков и разметки, ответили правильно. На вопрос «Когда скорость является критически опасной?» (при движении ночью или во время дождя) только 61% женщин и 63% мужчин дали правильный ответ. А на вопрос «Когда автомашина сжигает меньше топлива?» (при движении на ровной дороге) только 41% ответили правильно – «При включенной коробке передач». Остальные 59% ответили ошибочно –- «С выключенной коробкой передач». Исследования показали, что мужчины лучше, чем женщины разбираются в вопросах механики, обслуживания, «начинке» и управлении машиной, в экономичном вождении и т.д. А вот слабый пол оказался лучше в вопросах теории и практики вождения, в вопросах безопасности движения, вождения в усталом состоянии, а также - в передвижении внутри и возле населенных пунктов. Однако, у тех и у других совсем неутешительными были результаты в вопросах, касающихся поведения со стражами дорожной полиции.
 
Один грек-водитель со стажем как-то сказал: «Именно за рулем проявляется характер». Многие обожают сидеть за рулем автомобиля, наслаждаясь тем, как их «эго» раздувается до гигантских размеров. Их сразу видно. Достаточно прожить несколько дней за границей, чтобы почувствовать разницу в недостатке культуры и должного обучения вождению у греков. Уважаемый колумнист «Хроники дорожных происшествий» одной греческой газеты  г-н  Букофский написал в одной из своих статей, что «склонится с уважением перед величием того водителя, который уступит ему дорогу. Тот действительно будет достоин называться человеком с большой буквы». Таких водителей становится, к сожалению, все меньше и меньше.
 
Одни греки-водители испытывают страх из-за непредвиденных аварийных ситуаций, которые могут возникнуть на дороге (и совсем не обязательно по их вине). Причина их страха кроется … в молодых водителях в черных очках, которые одной рукой удерживают руль, а другой - стаканчик с кофе «фраппе». Из окон их машин вырывается с шумом оглушительная музыка, куча друзей веселится в салоне. И так они «рассекают» с ветерком по дорогам и наслаждаются быстрой ездой. Кажется, плевать они хотели на все и всех вокруг. Другие греки-водители опасаются аварий, потому что по уши в долгах. Ведь кроме 4-х колес они купили себе еще и каждодневную головную боль. «Как бы чего не вышло» крутится у них в голове каждую секунду.
 
«Куда прешь, ты!» (греч. пу пас, ре) К таким словам сводится лексикон водителя-грека, когда он обращается к другим водителям. Исследования от 2007 года, проведенные в 12 европейских странах компанией TNSopinion, выявили, что водители-греки - самые отъявленные сквернословы: 3 из 5 ругаются последними словами во время вождения. И нередко объектом их сквернословия являются женщины. Однако же, по подсчетам производителей презервативов Durex, 50% греков на вопрос «Где занимаются сексом кроме спальни?» ответили: «Обычно в машине».

Терма на газья!


Рецензии