Звери и зоопарки

        Не люблю зоопарки. Познание мировой фауны началось для меня с четырнадцати лет, когда в наш город приехал зверинец. Из-за своей любознательности я пошла туда. Ни разу не видела живого медведя. Удручающее впечатление, оставившее глубокий след на всю жизнь. «Глядите, слон» - кричала толпа. На маленьком пятачке мотался из стороны в сторону небольшого роста слон.  Задней правой ногой он был прикован короткой цепью к металлической рельсе, вбитой в асфальт. Полдень, зной, слон под  палящим солнцем. Сойти с места не даёт цепь. Вот он, переступая с ноги на ногу, мучается.
        Дальше, больше. Наконец, долгожданный медведь.  Он не рычит. Просто, мотает головой из стороны в сторону, каждый раз ударяясь о прутья клетки. На лбу медведя образовалась огромная лысина. Рядом в клетке поменьше бегают по кругу два волка. Тощие и облезлые. Немного подальше в вольерах хищные птицы. Клекочут. 
        Создалось впечатление, что все животные зверинца сошли с ума. Под каждой клеткой лужа с мочой. Над местом зверинца нависло облако вони.
        Потом я попала в Московский зоопарк. Была там два раза. Зимой и летом. Памятуя впечатления прошлых лет, углубляться дальше прудика в центре не решилась. Посидела, отдохнула, покормила лебедей, уток. Всё. Хва. Зато, знаю, что есть в Москве зоопарк.
         Приехала в гости к сестре, она тогда жила, что б ни ошибиться в правильности произношения, напишу так: в Stendal(е). Пошли семьями в тамошний зоопарк. А куда я денусь? Туда повели. Все, так все. Приличное место. Чисто. Нет запаха. Звери ухожены. При входе подвешена кружка с надписью на немецком. Сестра перевела, это на помощь раненным обездоленным животным. Мы кинули несколько марок.
          Люблю город Санкт-Петербург. Язык свернёшь. Лазили везде по центру. Вдруг читаю вывеску: Ленинградский зоопарк. Маша, моя племяшка, предложила зайти. Я её спрашиваю: «Жирафы там есть? Пойду смотреть жирафов. В Африку уже не попаду. Я их ни разу не видела». Да, жирафы там имелись.
          Заходим на территорию. Перво-наперво я увидела зелёного медведя. На вывеске надпись гласила: «Белый медведь». Оказывается, в вольере медведя был прудик с зацветшей водой. Вот Мишка от водорослей и позеленел.
          Увиденное зрелище местами производило жутковатое впечатление. Подошли к загону с антилопой Гну. На асфальте, свернувшись калачиком, лежало кучкой животное, головой вниз. Оно не подавало признаков жизни, безучастное к окружающей действительности. Судя по всему, Гну отходила в мир иной. Всё равно пользу принесёт. Вечером её скормят тиграм.
          Тигры за стеклом были сытые, надменные, вальяжные. Наверно, только что пообедали какой-нибудь козонькой и лежали на крышах своих домиков, попёрдывая, переваривали пищу.
           Где-то по центру зоопарка находилась клетка с кроликами. Девочка подходит, восхищённо говорит маме: «Ой, какие красивые, пушистенькие». Ближе к двенадцати дня клетка с кролями опустела. Зато на вольере с волками вывеска была с надписью: «Кормление волков в 12 часов дня». Есть любители посмотреть, как обедают хищники. В клетке валялись порубленные пополам тушки кроликов прямо в шерсти. 
           Подошли к вольерам с бурыми медведями. Они мне понравились. Молодые, сытые. На них лоснящаяся густая шерсть. Глядя на нас с презрением, Мишка вдруг поднял заднюю лапку и стал писать на прутья клетки. Я пока чехол с фотика сняла, он уже нужду справил, а Маша всё успела заснять. Она оказалась проворней.
         Перешли по трясущемуся мостику, связанному из канатов, к огромным вольерам с птицами. Я Машу предупредила. Там особый специфический запах стоит. Решили, будем смотреть. Первая не выдержала я. Никаких мне птиц не надо. Дышать вдруг стало нечем. «Пойдём,- говорю ей,- быстрее отсюда». Еле ноги унесла. Чуть не ляснулась прямо возле птичек.
         В закрытом помещении в бассейне лежали крокодилы. Особого впечатления они не произвели на мой мозг. Совсем маленьких крокодильчиков уже довелось увидеть в Курске. Т.е. не впервые они мне попались.
         Кстати, о крокодилах. Недавно в новостях передали.  Где-то в Фатерлянде в зоопарке жили два крокодила: муж с женой. За тридцать два года крокодилиха родила одно бесплодное яйцо. Учёные стали разбираться, почему? Оказывается, у её мужа был короткий пенис. И в брачный период хоть они старались оба, но результата не приносили. А была бы крокодилица на свободе, сколько претендентов на её лапу и сердце было? По одному яйцу в год снесла, и то 32 крокодила родилось бы. Целое стадо. Отвлеклась.
         Наконец, мы добрались до жирафов. Увидела своим глазами двух прекрасных особей на длинных ногах. Да, чтобы в ручье водички попить, им приходится здорово прогибаться. Это даже неудобно.
         Через несколько лет в нашем городе на территории парка КиО, путём вырубки части берёзовой аллеи, построили зоопарк. Завезли хищных и травоядных животных. Сначала сходила туда с племянницей, пока она маленькая была. Фотография осталась, на которой стоит верблюд, следом сестра, потом я, а уже потом племянница. Зубр был, мощный, рогатый.
          В прошлом году мой мальчик изъявил желание сходить в зоопарк. Это прошло лет десять, с первого моего посещения зверинца. Захотел внучёк посмотреть на настоящую овцу. У него в компьютерной игре коровы, овцы, куры были. А в живую он ни разу скотинку не видел. Всё ему показала, рассказала, что они едят. Он всех животных боится. Посмотрели, какие куры бывают, утки, лебеди. А он меня спрашивает: «Где коровы?». Всё обошли. Ни коров, ни зубров нет. Он мне показывает на лошадь и спрашивает: «Почему у верблюда горбов нет?». Смешно стало. Городские дети не видят разницы между верблюдом и лошадью. Опять объясняю, что это за животное и что оно ест.
        По центру зоопарка расположились кролики в клетках. Ребёнок в восторге, какие они пушистые и красивые. Как у них рот шевелится, когда они жуют. Маленькие крольчата отдельно от взрослых особей. Я промолчала, зачем в зоопарке столько кроликов, и куда они денутся потом. Там за железными прутьями клетки уже ревел царь зверей. Просил еду.   
        Погуляли немного по парку. Отдышались воздухом. Захотели есть. Пошли в кафе недалеко от зверинца. Нам не повезло. Роза ветров дула в тот день в нашу сторону. Мы ели и чуяли посторонние запахи, не вызывающие аппетита. Опять послышался львиный рык. Мой ребёнок забоялся, не вырвется ли лев из клетки. Конечно, нет. Там прутья двойные.
        Часто думаю, человека посади на цепь, да в клетку. И он начнёт под себя гадить и вонять. Почему я не люблю зоопарки? Как можно любить тюрьму, пусть даже звериную?

01.03.2019 год. Фото автора.
               
               
          


Рецензии
Доброго дня Вам, Елена!

Что верно, то верно, зоопарки, по сути своей, не слишком пригодное для обитания животных место, в конце концов, сильная скученность и малая территория действуют угнетающе. В Ленинградском зоопарке не был, зато побывал в некоторых других, скажем так, провинциальных, в этом отношении Московский еще неплохо выглядит.
Хотя, как мне кажется, все же наилучшим вариантом являются национальные парки, жаль, у нас это как-то слабо развито...

С наилучшими пожеланиями,

Сергей Макаров Юс   02.10.2022 16:39     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.