Интернет и познание себя 3. Природа иерархии

Итак, мы знаем, что паук начинает плести свою паутину без всякого обучения. До того, как в первый раз это делает, он даже не видел, как это делают другие.

На мой взгляд, ни сам молодой паучок, ни его родители свою способность плести паутину осознанно не планируют. Нельзя отнести эту способность к отдельной особи, но можно, наверное, к виду в целом.

Но и вид, с этой его способностью, так же не самодостаточен. Имеется ввиду обязательное присутствие условий среды, в которой эта способность имеет возможность в полной мере проявиться. Конкретная среда хищного паука подразумевает присутствие потенциальных жертв этого хищника. Это те жертвы, которые попадут в данную паутину.

По тому, какие именно насекомые чаще всего становятся едой плетущего сети паука, можно предположить, что на них эта его способность и ориентирована. Как и сам паук, эти насекомые привязаны к определенной среде, в диапазоне которой могут жить.

Таким образом, имеет смысл говорить не о пауке-хищнике в отдельности или о некой гипотетической жертве-мушке, которая попадает к нему в паутину, а о связке "хищник - жертва", которую объединяет общая среда существования, в которой они встречаются.

Для того, чтобы букашка попала в сеть, паук преобразует окружающую среду, тем самым создавая для гипотетической мушки такие условия, в которых она может стать его жертвой.

Он не гоняется за букашкой, а создает условия, в которых она сама задерживается у него в гостях.

Таким образом, паук имеет более активное отношение, скажем, более внимателен в отношении своих потенциальным жертв, чем они к нему, "лучше их знает". Они же становятся его жертвами как раз за счет меньшей внимательности к пауку.

И это понятно, ведь букашка  - это пища паука, его хлеб, так сказать, а у самих букашек совсем другой рацион и другие устремления. С чего мухе вдруг интересоваться природой паутины до того, как она в нее влипла?

Исследовательский интерес. Казалось бы, вот что может помочь букашке не лечь в основание пищевой пирамиды. Интерес к пауку, но не как к сферическому пауку в вакууме, а как к пауку-отношению, как к члену связки хищник-жертва, и далее - как к фигуранту пищевой пирамиды.

Ведь если букашка будет долго и скурпулезно исследовать строение паучьих ножек, его кровеносной системы и пищеварения, без относительности к своему собственному месту в связке хищник-жертва и в цепочке питания, то такое исследование мушку вряд ли спасет.

Пищевая пирамида - это иерархия в природе. Исследовать иерархию - очень увлекательное дело. Но, опять же, только в том случае, когда исследователь не находится в интеллектуальном вакууме.

Инструментом исследователя непознанного являются теории-гипотезы, которые как бы становятся средой для этого исследования, интеллектуальной средой.

В этой среде исследователь должен уметь ориентироваться и находить самого себя, самоопределяться.

На примере "внимательности" паука к своей жертве, попробуем обобщить это свойство на иерархии вообще. А именно, скажем, что тот, кто находится выше в иерархии, более внимателен к поведению того, кто ниже. Лучше его знает.

Но внимателен он не вообще, а именно по некому главному критерию исследуемой иерархии. В случае пищевой пирамиды, в частности связке хищник-жертва - по критерию, как можно съесть свою жертву.



 


Рецензии
Прекрасные аналогии. Замечательные выводы.

Николай Мальцев-Ганичев 2   03.03.2019 10:37     Заявить о нарушении