Без родины 2 - Глава 32
Всю группу рабочих, а с ними и меня, задержал наряд полиции, приехавший в село разгонять массовую драку возле дома культуры. Я провел за решеткой двое суток, и, честно говоря, думал, что уже не выйду: полицейские нашли у меня кокс. От его количества у них глаза на лоб вылезли, они пообещали срок. Но судья решила, что пока достаточно подписки о не выезде. Я поблагодарил ее, и поехал на рейсовом автобусе в Настино.
От остановки на трассе я пошел в храм, по пути изредка здороваясь с сельчанами. Они вначале не узнавали меня, а, узнав, «ойкали»: я впечатлял не только затейливо перевязанной головой, но и щедрыми пятнами зеленки на побитом лице.
Подойдя к храму, я увидел, что дверей на входе нет, остался лишь голый проём. И внутри пусто, вынесли все, до последнего гвоздя. Кажется, мне уже так досталось, что я потерял способность огорчаться, но все равно становится до слез обидно. Такое чувство, что мародеры преследовали цель прекратить работы. И они практически добились своего. Кроме того, мне теперь не с чем ходить на заработки, у меня нет моего инструмента. Он почти весь был здесь.
От внезапно появившейся слабости я плюхаюсь «пятой точкой» на кучу мусора и с грустью смотрю по сторонам. После такого, я не скоро приду в себя, как в физическом, так и в материальном плане. Что ж, могу честно сказать: я сделал все, что было в моих силах, и не виноват, что храм опять вернулся в прежнее состояние. Наверное, я не тот человек, что может его восстановить.
Я достаю из кармана сигарету, подаренную мне на прощанье одним из сокамерников, и, чиркнув спичкой о половинку кирпича под ногами, делаю то, что не делал давненько: закуриваю. После первой затяжки реальность перед глазами «плывет», и мне хочется водки. Но денег на нее нет, да и закуску взять неоткуда! Я нерешительно ищу в телефоне номер Тамары. Насколько мне известно, она живет одна. Возможно, забежит ко мне в общежитие, по старой памяти?
Тишину нарушает звук остановившейся машины. Я морщусь, слыша чью-то поступь. Мне не хочется сейчас затевать долгий разговор, а без него, встречи в Настино не обходятся. Но в храм заходит человек, которого я меньше всего ожидаю увидеть: это тот дачник, что дал мне визитку, когда я беседовал здесь с Алексеем и его дочерью. Он просил позвонить, да я забыл.
Мужчина крестится на алтарную часть, проходит до середины и останавливается, горячо шепча. Мне неловко от того, что я случайно присутствую при его молитве. Я легонько кашляю. Мужчина бросает на меня поверхностный взгляд, обрывает свое занятие и разворачивается, чтобы уйти. Но сделав шаг, смотрит на меня повторно. Его реакция показывает, что он узнал меня. Я вяло машу рукой в надежде, что дачник поприветствует меня также, жестом, и уйдет. Однако мужчина подходит ко мне, и, разглядывая мое лицо, спрашивает:
– Почему вы не позвонили, Григорий Алексеевич?
– Да… вашу визитку потерял. – Легкомысленно отвечаю я, удивляясь тому, что он знает мое имя.
– А я очень ждал вашего звонка. – С обидой говорит мужчина, и, подумав немного, предлагает, – а не согласитесь ли вы побывать у меня в гостях? Я собираюсь готовить. Люблю кормить людей, только сегодня мне, по большому счету, некого.
Я, хоть и в шутливой манере, но достаточно бесцеремонно спрашиваю у дачника:
– А водка у вас есть?
– В этом, не сомневайтесь! – говорит мужчина и протягивает руку, чтобы помочь мне подняться. Я «бычкую» сигарету и принимаю приглашение.
Мы выходим из храма и садимся в его «Ниву». Машина далеко не новая, и сильно потрепана. Глядя на нее, я понимаю, почему не позвонил: мне показалось, что мужчина беден, и может помочь лишь советом. А этим добром, селяне меня и так щедро снабжают.
– Евгений Вячеславович, – перед тем, как тронуть машину с места, представляется мужчина.
– Да, простите… рад знакомству, Евгений Вячеславович, – вежливо говорю я, по его примеру пристегивая ремень безопасности.
– Курите, если хотите! – предлагает он, включая передачу.
– Не, уже не хочу. – Говорю я, выбрасывая свой «бычок» за окно.
– А я бы закурил, да с недавних пор, нельзя мне! – произносит он, и, тронув грудную клетку со стороны сердца, тяжко вздыхает. Я обращаю внимание на то, что потолок в машине покрыт слоем копоти, и думаю, что раньше дымил ее водитель прилично.
По деревенской улице «Нива» доезжает до участка Анатолия Степановича. Затем резко спускается в овраг, и быстро, как вагонетка по американским горкам, несется по берегам извилистого ручья, пересекая его с веселыми, искрящимися на солнце, брызгами. Евгений Вячеславович довольно улыбается.
Минут через пятнадцать наше баловство заканчивается, и мы взбираемся по крутому склону на плоскую вершину косогора, славящегося красивым видом на Оку и богатыми покосами. Формально эта территория уже не относится к Настино. Чтобы попасть сюда с трассы, нужно долго объезжать березовый лесок. Наверное, поэтому я был тут всего один раз, и даже не помню, по какой причине.
Наша машина подъезжает к большому, но простому кирпичному дому, и тормозит рядом с дорогим джипом. Я сразу понимаю, почему хозяин для поездок в Настино предпочитает «Ниву»: тяжелый джип завязнет в ручье так, что его оттуда не вытащишь.
Евгений Вячеславович просит, чтобы я помог занести тяжелые сумки на кухню. Она, как это принято в Настино, занимает весь первый этаж, но отличается тем, что обстановка в ней аскетична.
Хозяин выкладывает продукты на круговую столешницу в центре залы, и воздух наполняется приятными запахами специй для приготовления самой различной еды. А на ведущей из леса тропинке появляется семья, состоящая из двух взрослых людей. Озорная собачка весело носится вокруг них, периодически исчезая в высокой траве. Когда семья заходит в дом, хозяин представляет нас, и я неожиданно для себя знакомлюсь с его дочерью и ее молчаливым мужем. Собачка не ждет, когда ее назовут по имени. Становится на задние лапы и радостно тявкает, забавно виляя хвостом. Когда мы заканчиваем смеяться над ее ужимками, молодая семья располагается в плетеных креслах, у широкого окна с бесподобным видом на красавицу Оку.
А я сажусь на высокий стул, и завожу с Евгением Вячеславовичем неторопливый разговор обо всем, что приходит мне в голову:
– У вас много афиш с детьми, – говорю я, разглядывая сплошь занятые ими стены, – руководите подростковым музыкальным коллективом?
– А, это… – Евгений Вячеславович смотрит по направлению моего взгляда, и в его глазах появляется счастье человека, сделавшего в жизни что-то хорошее. Он берет с камина потертую трубу и с любовью проводит пальцами по ее блестящим клавишам. Когда мне кажется, что Евгений Вячеславович возьмет ноту, он с расстроенным лицом кладет инструмент обратно.
– Я профессиональный артист и владелец ресторана в Москве. Мне повезло в жизни, я смог совместить музыкальное призвание с увлечением – кулинарией. И к тому же еще стать меценатом! На этих афишах талантливые дети, которых я вывозил на международные фестивали. Не все они выбились в звезды, но я горжусь тем, что из них выросли хорошие люди! – с любовью к своим воспитанникам, говорит Евгений Вячеславович.
Мне становится стыдно: кроме регулярных пьянок и бессмысленного времяпровождения, я про себя вспомнить ничего не могу. Хозяин замечает, что я стал ерзать, и толкует это по-своему: наливает водки в смешную рюмку, которая выглядит, как пробирка из школьного кабинета химии, только с ножкой. Сколько в ней грамм, непонятно, но то, что мало, это точно. Я смотрю на нее таким удивленным взглядом, что Евгений Вячеславович, хмыкнув, ставит бутылку рядом. Покраснев из-за того, что меня неправильно поняли, я отодвигаю спиртное в сторону, и прошу дать мне работу. Хозяин, пожав плечами, предлагает шинковать овощи.
Чтобы не возвращаться к смущающей меня биографической теме, я спрашиваю:
– Дача у вас в хорошем месте. Как вам удалось получить участок под застройку? – к сожалению, вопрос получается у меня не в той интонации, какой хотелось бы. Евгений Вячеславович включает электрическую панель, ставит на нее сковородки, и только потом отвечает:
– Раньше тут был хутор, на котором родился я, отец, дед, и дед моего деда. Земля досталась мне по наследству. А вы подумали, что я за нее взятку кому-то дал? – он укоризненно качает головой, видимо расстроившись от того, что я начинаю его разочаровывать.
– Простите, я не хотел вас обидеть! – растерянно говорю я. Появившаяся на лице Евгения Вячеславовича тень пропадает. Он кивает головой, сообщая, что мир между нами восстановлен, и его лицо опять излучает доброту.
Разговор возобновляется спустя минуту, когда, бросая в кипящее масло отбивные, хозяин говорит:
– Раньше я приезжал сюда изредка, а теперь практически живу здесь.
– Никогда не подумал бы, что вы местный! – говорю я, вращая ручку мельницы с черным горошком.
– Это почему же? – удивленно поднимая брови, говорит Евгений Вячеславович.
– Выглядите слишком интеллигентно! – смеюсь я.
– Разве можно судить о людях по их внешнему облику! – улыбается хозяин, определенно намекая на мой потрепанный вид. Мы оба хохочем, после чего он считает нужным сказать:
– Наверное, род занятий наложил отпечаток. Но не отменил того факта, что вся моя родня похоронена возле храма, на снесенном кладбище. – В голосе собеседника слышна грусть.
– Да, я видел могильные плиты в овраге, и понимаю ваши чувства. Соболезную по этому поводу! – искренне говорю я.
– Я очень хочу, чтобы храм был восстановлен. И кладбище вновь обустроено, хотя бы в форме небольшого мемориала. Мы должны иметь место, где сможем почитать предков! – говорит Евгений Вячеславович, и прежняя тень возвращается на его лицо, но теперь она никак не связана со мной.
У меня возникает желание как-то утешить хозяина в его печали. Напомнить, что у Бога все живы. Я спрашиваю:
– Верите во второе пришествие Христа и воскрешение из мертвых? Хотите, чтобы в этот час родные имели, где встретить Господа?
Обычный для верующего, вопрос вызывает у хозяина бурную реакцию:
– Я не признаю Христа! Я верю в обезличенного Бога и считаю, что Он является народам в одинаковой степени. А познается через откровения тех, кого мы называем гениями. За таковых держу, например, Будду, Заратустру, Конфуция. Из наших, Толстого. Заслуга евреев, если можно так сказать, только в том, что они сумели сохранить на бумаге ключевые моменты своей истории. Поскольку у других этого так хорошо не получилось, мы вынуждены принимать жидовскую точку зрения на Божественный промысел, – резко произносит Евгений Вячеславович, выкладывая на мою тарелку жареное мясо с гарниром.
– Странные вещи говорите! Без Христа и Библии у нас не будет полноценного понимания Бога и всеобъемлющей религии! Возможны лишь культы, вроде поклонения мертвым в древнем Египте! – говорю я, беря в руки вилку, хотя, после услышанного, кушать расхотелось.
– Почему вы так утверждаете? – возражает хозяин, включая духовой шкаф, – у нас сейчас есть то, что мы называем «русским миром». Это огромное цивилизационное наследие, созданное трудом многих славянских поколений. Причем, сюда входят и технические труды на русском языке. Чем не св. предание, которому, на мой взгляд, можно и нужно поклоняться?
– И как вы представляете службу «русскому миру»? – удивленным голосом спрашиваю я, – развесим в храме портреты великих соотечественников, и будем петь им хвалебные оды?
– В том числе, и это! Но больше восхвалять Бога, который дал нам самую большую территорию и наше, особенное, русское самосознание. На данный момент это важно, как никогда! Живем в эпоху дикой миграции, которая перемешивает не только народы - расы! А ваш еврейский Христос является главным движителем национального экуменизма, что мне и не нравится в нем. В Его горнем Иерусалиме нет народов, одни только «братья» и «сестры» Христовы. Однако почему в посмертии именно иудейская столица, пусть и очищенная от греха, должна быть русской землей обетованной? Хай, евреи туда стремятся! Мы, как племя, силой духа выше других племен. Поэтому имеем право на собственный удел в Раю, где будем к Богу ближе, чем все остальные.
– Фактически вы предлагаете грубое язычество! Так у вас следует ожидать лжепророков и «научных» открытий о жизни после смерти, подтверждающих особую, «русскую» точку зрения на этот вопрос. – Запальчиво говорю я, – поймите, это, самое что ни на есть, богоборчество! Вы хотите заменить религию спасения человека на националистический суррогат, основанный на гордыне «мы – русские, и поэтому Бог с нами». Только как вы представляете продвижение этой идеи в массы? Запретите православие, как когда-то коммунисты, и заставите граждан следовать «истинной религии» при помощи нового государственного инструмента – искусственного интеллекта? За баллы лояльности, дающие доступ к социальным благам, и позволяющие подниматься по карьерной лестнице? А главой «церкви русского мира», будет, разумеется, «демократически» избранный президент всея Руси?
– Знаете, я считаю, что методы у коммунистов были правильными, но их идеология примитивна. К тому же, очень торопились. Поскольку христианскую службу совершают на Руси тысячу лет, и люди привыкли к ней, я думаю, пусть пока останется. Она сама, естественным образом, трансформируется в обряд, отвечающий современным русским чаяниям. Что же касается нашего президента, то да, категорически, главой обновленной церкви должен быть он! Его, в отличие от потерявшего значимость патриарха, выбирает весь народ, и прямым голосованием. А не кучка «уполномоченных» на «соборе», который больше похож на сходку заговорщиков с заранее утвержденной повесткой дня, чем на собрание св. душ! – С горячностью, выстраданной долгими размышлениями, говорит Евгений Вячеславович.
Слова гостеприимного хозяина вызывают у меня уныние. Я думаю, что имеется некая закономерность: вызывающий у меня отвращение Олег хочет разрушить храм, чтобы на его месте создать капище, а Евгений Вячеславович, к которому я всей душой расположился, желает восстановить храм, но в сути для той же цели, что и Олег. Они оба, несмотря на то, что у них противоположные жизненные ценности, мечтают искоренить христианство на земле русской. Неужели и правда наша православная церковь стала в 21 веке «тормозом русского прогресса»?
На мой взгляд, лишь в одном Вячеслав Евгеньевич прав – авторитет церкви высок, когда среди современников есть святые люди, с которыми знаком не понаслышке, а лично. Доверяясь их выбору православия, признаешь церковь и ее патриарха духовным вождем народа. Но святые люди возникают только в обществе себе подобных. Получается замкнутый круг: если нет хотя бы одного преподобного, то и других не будет. Либо Бог Господь смилостивится и пошлет нам пророка, способного вывести нас на путь веры. Однако мне кажется, что без нашей молитвы, это вряд ли произойдет.
Но где мое место этой ситуации? Ведь если я считаю себя частью церкви, то для ее торжества должен жить, как истинный христианин. Но я, не живу так! Не даже как Евгений Вячеславович, с его заботой о чужих детях. Поэтому мои слова не имеют силы, и убедить кого-либо в своей правоте я не смогу. Лишь впустую молю воздух языком, своей немощью укрепляя противников церкви.
От осознания своей никчемности я так огорчаюсь, что мне хочется заплакать. А хозяин снимает рукавички, защищающие его руки от огня, и, осмотрев стол, занятый доверху наполненными тарелками, грустно говорит:
– Ну вот, сейчас это доедим, и будем готовить ужин!
Услышав о его планах, закормленная до отвала молодая пара, шевельнувшись в своих креслах, издает слабый стон. А их объевшаяся собачка роняет голову на пол и жалобно смотрит на нас. Я вдруг понимаю, что, оставаясь тут, могу серьезно пострадать желудком. Поэтому, сделав крайне озабоченное лицо, заявляю, что мне необходимо к Анатолию Степановичу. У него во дворе стоит моя ГАЗель, она ему очень мешает.
Евгений Вячеславович долго уговаривает меня остаться: не хочет терять едока. Хозяин надеялся, что я буду кушать, пока он не отвезет меня обратно. Но я решительно отказываюсь от дальнейшего застолья и заявляю, что пойду в Настино пешком. По верху оврага это будет даже быстрее, чем возвращаться прежним маршрутом на «Ниве».
Евгений Вячеславович все-таки придумывает, как избавится от еды: он складывает ее в прозрачные боксы, и, провожая меня до калитки, уговаривает взять с собой. Не желая обидеть его, я соглашаюсь.
Уже перед самым расставанием Евгений Вячеславович неожиданно говорит:
– В понедельник к храму прораб приедет. Я заключил договор со строительным трестом на восстановление, и уже полностью оплатил счет. Так что встретьтесь с ним, пожалуйста, и сообщите ваши пожелания. Чтоб потом недоразумений не было!
Я теряюсь и не знаю, что на это сказать. Что я надумал отойти от дел, а другому человеку, прежде чем действовать, нужно взять благословление у епископа? Но Евгений Вячеславович так искательно смотрит мне в глаза! Словно хочет увидеть в них одобрение, но не мое, а Христово. И это, несмотря на его отрицание православия и веру в «русский мир»! Я вдруг понимаю слова о том, что русский человек принял христианство на ментальном уровне и уже не может жить вне его. Я краснею от того, что в моих глазах нет нужной искры божьей, и неожиданно для себя соглашаюсь на встречу с прорабом.
По пути в село тропинка ведет меня через высокие, терпко пахнущие, волнуемые ветром, травы русского поля. Они ласкают меня касаниями, как родного, и будто за что-то благодарят ….
Свидетельство о публикации №219030100041
Ольга Море 12.03.2019 21:27 Заявить о нарушении
Виталий Поршнев 13.03.2019 18:51 Заявить о нарушении