Индийские скворцы

В 1971 году отца, офицера милиции, до того много лет служившего в городах и весях Вахшской долины, назначили начальником отдела внутренних дел Айнинского района, откуда сам он и был родом. Вскоре туда переехала и наша семья.

К тому времени я уже поступил в университет, на отделение журналистики и на каникулы, в зависимости от времени года, - если  зимой, то через Самарканд и Пенджикент, если же летом, то уже сравнительно коротким путем, пересекая Анзобский перевал, приезжал домой, к родителям. Позже, уже на старших курсах, я проходил стажировку в местной газете - «Мехнат». Таким образом, у меня появилась хорошая возможность вплотную познакомиться с моей «исторической родиной», о которой до того у меня имелось весьма скудное представление.

На видавшем виды редакционном Уазике мы, как поётся в известной среди журналистов песне, «Ради нескольких строчек в газете»,  добирались до самых отдалённых кишлаков этого сурового горного края. Мне было интересно всё, я всюду встречал удивительных людей, в ходе  бесед с ними рождалась масса злободневных тем.

Из впечатлений тех лет мне вспоминается и такой курьёзный случай. Как-то вместе с заместителем редактора Насреддином Камаровым, невысоким, крутолобым и педантичным человеком, мы выехали в посёлок Сарвода, где расположено центральное управление Анзобского горно-обогатительного комбината, в ту пору одного из ведущих предприятий Министерства цветной металлургии СССР.

Возглавлял тогда комбинат опытный  и почитаемый всеми руководитель Иван Фёдорович Глазунов. Когда мы вошли в приёмную директора, нас с флегматичной улыбкой встретила статная русоволосая секретарша.

- Мы из газеты,- снимая шляпу, представился Камаров.

- Из какой?- равнодушно поинтересовалась хозяйка приёмной.

- Из «Труда»,- незаметно подмигнув мне, ответил Камаров.

Я понимающе улыбнулся и стал ждать, что будет дальше. Дело в том, что название нашей районной газеты в переводе на русский звучало именно так – «Труд».

Окинув нас быстрым взглядом, секретарша тут же скрылась за массивной дверью. Никак она нас и впрямь приняла за корреспондентов «Труда», самой массовой - 18 миллионов тиража! - профсоюзной  газеты в Советском Союзе.

Иван Фёдорович не заставил долго ждать и сам поспешил нам навстречу. Завидев замредактора районной газеты, своего старого знакомого, он понял шутку и, не чуждый юмора, громко рассмеялся. Затем, не обращая внимания на недоумевающую секретаршу, широким жестом пригласил нас в директорский кабинет.

Помнится, когда, вернувшись вечером домой, я рассказал о том, что случилось,   отец тоже долго смеялся. С Иваном Фёдоровичем они были хорошие приятели и по большим праздникам, особенно - 9 Мая - в День Победы, как и подобает фронтовикам, непременно поздравляли друг друга. Когда после многолетней службы в органах милиции отца проводили на пенсию, Иван Фёдорович произнёс речь, полную признательности и подарил ему на память командирские часы.
В те времена я любил проводить досуг на топчане под густым виноградником, вдыхая аромат цветов, которыми отец усеял весь наш небольшой сад и слушать щебетанье птиц, не прекращавшееся с первых проблесков  рассвета до самых поздних сумерек. Особый интерес у меня вызывала пара майн - индийских скворцов, которые шумно хлопая крыльями и  оглашая воздух криком, перелетали с одного дерево на другое или, опустившись на землю, проворно передвигались на тонких ножках, догоняя друг дружку.
   
Поселились - причём далеко не на птичьих правах - под крышей нашего дома они примерно тогда же, что и мы. Повинуясь какому-то побуждению, майны появлялись у нас каждую весну и улетали на юг только глубокой осенью, когда начинали давать о себе знать холода. И что ни год, они  выводили птенцов, учили их летать и добывать корм, затем давали им, так сказать, вольную, но сами почему-то предпочитали всегда возвращаться обратно  под знакомые своды. Возможно, это было связано с памятью местности, которая, как утверждает наука, сильно развита у некоторых перелётных птиц, а может, так им пришёлся по душе  зеравшанский климат.

К слову, шумные, крикливые и длиннокрылые майны чувствовали  себя в нашем дворе весьма вольготно. Зная их задиристый характер, никто из прочих пернатых не смел, выражаясь по современному, конфликтовать с ними.  Даже  шнырявшая у нас в саду полудикая кошка, завидев, как майны парят в воздухе, с опаской  оглядывалась на них и, чуть  ли не припадая брюшком к земле, старалась быстрее улизнуть куда-нибудь. 
 
Да что там кошка? Как-то я и сам испытал на себе крутой нрав этой неразлучной пары. Дело было так. Утром, выйдя на крыльцо, я увидел барахтающегося на земле птенца. Подойдя поближе, я понял, что это молодой скворец запутался в вылезающих наружу корнях старого тополя и безуспешно пытается освободиться от пут.

Я решил ему помочь. Но стоило мне нагнуться, как вдруг что-то с шумом обрушилось  на мою голову. В следующий миг я уже сообразил, что это напала  одна из бдительных майн, полагая, что у меня злой умысел против птенца. Не успел я оправиться от неожиданного удара, как  увидел, хорошо вовремя, что метясь в меня, с неба стремительно пикирует другая майна. Мне ничего не оставалась делать, как поспешно ретироваться с опасного места.

Вот так они и жили у нас, эти две  майны, не покидая пределов своего охотничьего округа и оберегая от всех напастей оперяющийся выводок. А в случае необходимости громко оповещали друг друга о приближающейся опасности, затем дружно и смело нападали на противника, обращая его, как меня в тот день, в постыдное бегство.

В народе существует поверье, что майны способны накликать беду. Но отец не обращал на это ровно никакого внимания и даже закрывал глаза на то, что наши прожорливые «постояльцы» поедают не только вредных  насекомых, но и фрукты, и виноград в саду. Больше того, весной он нередко сыпал зёрна на дорожку возле их обиталища и подкармливал истощавших за время длительного перелёта птиц. А когда строители меняли кровлю нашего дома, он велел им  не разрушать их гнезда.

Не знаю, случайно это или нет, но той осенью, когда скончался отец, прожившие у нас много лет индийские скворцы улетели навсегда и больше уже никогда не возвращались.


Рецензии